Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретический материал



2019-10-11 405 Обсуждений (0)
Теоретический материал 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология преступной группы в качестве специального раздела криминальной психологии исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления.

Характерной особенностью организованной преступности является создание основной преступной группы, которая имеет высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, включающий трехзвенный, а в ряде случаев и более высокий уровень заявления, руководства, подчинения и распределения функций между преступниками.

Многие преступники, став членами преступного сообщества, действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом.

При анализе преступной группы необходимо учитывать:

– особенности межличностного взаимодействия членов преступной группы;

– цели преступного группового взаимодействия;

– причины объединения в группу (психологическая зависимость, родственные связи, личные симпатии и т.д.);

– ролевую структуру преступной группы (лидер – руководитель; участники или активные члены группы; исполнители – боевики – прикрытие и обеспечение и т.п.);

– наличие «оппозиционеров», находящихся в скрытой конфронтации с лидером и его приближенными;

– особенности конфликтных ситуаций, их динамику и способы разрешения и т.д.

Преступление совершенное группой лиц признается если в нем участвовали без предварительного сговора или по договоренности два и более лица. Преступление совершенное организованной группой признается, если в нем участвовали 3 и более лиц.

Различают следующие виды преступных групп (по Васильеву В.Л., Быкову В.):

— Случайная группа, первоначально создавшаяся с неантиобщественной целью, но в процессе общения, совместного употребления спиртных напитков и т.д., совершившая опасно общественное деяние по ситуационным-случайным механизмам. Такая группа не имеет внутренней социально-психологической структуры, антиобщественной цели и точного распределения ролей. Их связывают дружеские, а не деловые отношения. Тем не менее в такой группе имеется возможность проанализировать распределение ролей в конкретной ситуации инкриминируемого деяния.

— Компания, в которую может превратиться случайная группа при систематических встречах. Появляется постоянная тема для этих встреч с асоциальной направленностью. Обычно в такой группе имеется устойчивый лидер, а роли остальных еще четко не определились.

— Преступная группа, характеризующаяся устойчивостью личного состава, наличием у ее членов преступного опыта (преступный опыт — это не только наличие судимости и пребывания в исправительно-трудовом учреждении), распределением ролей. Взаимоотношения приобретают деловой характер. Граница допустимого поведения систематически сознательно резко расширяется, то есть появляется устойчивая антисоциальная направленность группы и криминальный профессионализм ее членов.

— Дальнейшее развитие группы приводит к преступной организации, где отношения приобретают жесткий формализованный характер, распределение ролей хорошо осознается, имеются строгие нормы поведения, жесткая дисциплина, хорошо разработанная система санкций.

Причины объединения в преступную группу:

а) невозможность совершить преступление «в одиночку»;

б) общность преступных интересов;

в) личные симпатии;

г) общие нормы поведения, общие убеждения, аналогичные дефекты правосознания и т д.

Распределение ролей в группе: а) волевые качества; б) организаторские способности; в) авторитетность и инициативность лидеров; г) конформизм, безволие, склонность к пьянству второстепенных членов.

Организованная преступность - это система связей, ведущая к концентрации, монополизации отдельных видов преступной деятельности.

 

Судебно-психологическая экспертиза ( далее - СПЭ) является одним из видов судебных экспертиз и одним из средств установления истины в судопроизводстве, источником доказательств по делу.

СПЭ назначается в случаях, когда для разрешения определенных вопросов при производстве по делу необходимы научные, психологические или другие специальные знания.

Предметом СПЭ являются психические процессы, состояния, свойства личности, ее непатологические психические аномалии, имеющие значение для установления истины в судопроизводстве.

Объектом судебно-психологического исследования выступают и личность, и ситуация во взаимодействии друг с другом.

Психические особенности человека можно объединить в две большие группы:

1. особенности, имеющие патологическую природу,

2. особенности, не выходящие за пределы психической нормы.

 

К первой группе следует отнести, например, такие явления, как галлюцинации всех видов (зрительные, слуховые и т.д.) и псевдогаллюцинации, нарушения восприятия, многочисленные формы патологии памяти и расстройства мышления. Их возникновение обусловлено наличием у человека психических заболеваний или соматогенными факторами, как это иногда бывает при воспалительных процессах и инфекциях.

Очевидно, что производство судебной экспертизы в отношении психически больных лиц и лиц, имеющих признаки временного болезненного расстройства психической деятельности, относится к компетенции судебно-психиатрической экспертизы. Изучение психически здорового человека следует отнести к компетенции судебно-психологической экспертизы.

В компетенцию СПЭ не входят:

– вопросы, связанные с компетенцией судебно-психиатрической экспертизы (вменяемость, дееспособность и т.д.);

– вопросы правового характера (виновность или невиновность обвиняемого, форма и степень вины, достоверность показаний и т.д.);

– вопросы, которые на данном этапе развития психологии не могут быть решены.

К компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе следует отнести:

1) установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;

2) установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

3) диагностику наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;

4) установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

5) установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т.д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т.п.;

6) диагностику индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т.п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;

7) установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

8) установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

 

К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве следует отнести:

1) установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения;

2) выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

3) установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами;

4) установление психологической совместимости супругов;

5) установление способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Охарактеризуйте организованную группу как социальный феномен.

2. Выделите сущностные характеристики преступной группы.

3. Опишите каким образом распределяются роли в преступной группе.

4. Дайте классификацию преступных групп.

5. Что такое СПЭ? В отношении каких лиц она проводится (психически здоровых или больных)?

6. Назовите виды СПЭ в уголовном судопроизводстве и гражданском судопроизводстве.

 

 

ДОКЛАДЫ

- Особенности судебно-психологической экспертизы аффекта и других эмоциональных состояний.

- Судебно-психологическая экспертиза распределения ролей в преступной группе.

Задачи

1.Назовите конфликтные эмоциональные состояния.

Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффектов, назовите отличия аффекта от стресса.

Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.

Выступает ли в предложенной для разбора ситуации физиологический аффект как юридическая категория? (Ответ обосновать, проведя анализ приведенной ситуации.)

Вечером 11 сентября Е. с женой находился в гостях у знакомых. После употребления спиртных напитков жена почувствовала себя плохо и осталась ночевать, а Е. с ребенком ушел домой. В пятом часу утра 12 сентября Е. Возвращалась домой одна. На улице ее неожиданно настиг незнакомый мужчина, сбил с ног и изнасиловал. Придя домой, Е. рассказала об этом мужу. Е. ушел на работу, где с целью мести насильнику отточил круглый напильник. Около 17 часов он вернулся с работы и принес с собой напильник. В разговоре с женой он заявил, что насильник не имеет права жить и что он убьет его. В 18 часов Е. во дворе своего дома увидел трех парней, которые кого-то искали. Внешность незнакомцев вызвала у него подозрение. Е. забежал в свою квартиру, взял напильник, попросил жену, чтобы она вышла с ним и посмотрела, нет ли среди них насильника. Е. в одном из них узнала мужчину, напавшего на нее (это был, как установлено при расследовании, О.). С целью убийства Е. обогнал этих мужчин, двинулся им навстречу и ударил обидчика жены. О. пытался убежать, однако Е. догнал его и стал наносить удары напильником. От полученных ранений О. умер. Е. утверждал, что убил О. в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного сообщением о насилии, совершенном над его женой.

  2.Прочитайте приведенный текст. Является ли описанный вид преступления примером проявления организованной преступности?

  Летом 1928 года в Ленинграде начались ограбления булочных. Они совершались довольно регулярно – через каждые два-три дня – и отличались исключительной дерзостью и совершенно одинаковыми подробностями. Минут за 10 до закрытия, то есть около одиннадцати часов вечера, в очередную булочную врывались трое вооруженных молодых людей. Они закрывали собой дверь, и старший из них давал команду:

-Ложись на пол, лицом вниз! 

 

Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

ПЛАН

1. Понятие психологии расследования преступлений.

2. Психология личности и деятельности следователя.

3. Психология отдельных видов следственных действий.

4. Психологические параметры личности и их учет в следственных действиях.



2019-10-11 405 Обсуждений (0)
Теоретический материал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретический материал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)