Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретический материал



2019-10-11 259 Обсуждений (0)
Теоретический материал 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Она возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний.

Изначально развитие юридической психологии осуществлялось в русле правовой психологии, основы которой были заложены еще древнегреческими философами: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. В эпоху Просвещения: И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, формируется современная концепция правового государства.

Оформление юридической психологии как науки связывают с появлением монографии Карла Эккартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792г., а также И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии», 1792г., И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808г., И. Фредрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», 1835г. Юридическая психология начинает развиваться как криминальная психология.

Однако,  в научный обиход понятие «юридическая психология» было введено в начале XX века швейцарским психологом Э. Клапаредом, которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.

В XIX в. основное внимание было приковано к проблеме личности преступника благодаря работе итальянского психиатра-криминолога Чезаре Ломброзо (основоположник антропологической школы), который утверждал, что преступниками рождаются, а не становятся. Он считал, что преступное поведение считается разновидностью психопатологии.

Основоположник криминалистики Ганс Гросс в книге «Криминальная психология» впервые ввел термин «судебная психология», рассматривая ее как прикладную отрасль общей психологии.

Г. Гросс считал, что эффективное расследование преступлений достигается путем изучения личности субъекта, совершившего преступление, и познания самого преступления. Подобная двухзвенная методика основана на взаимосвязи и взаимозависимости этих двух компонентов и сводится к формуле «следы преступления - личность преступника». По мнению Г. Гроссом, между проявлениями свойств психики преступника и следами преступления (как материальными, так и идеальными), оставленными им при совершении криминального деяния на месте преступления, существует неразрывная связь. В основу методики расследования Г. Гроссом был положен не психиатрический параметр (как не свойственный большинству лиц, совершающих преступления), не конституциональный (как не имеющий, даже не сегодняшний день, достаточного научного обоснования), а чисто психологический параметр, элемент своеобразной «криминалистической акцентуации» - ярко выраженное психическое свойство, доминирующее в момент совершения преступления.

В 1902г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний делал немецкий психолог Уильям Штерн. Он утверждал, что показания свидетелей принципиально недостоверны, порочны, поскольку "забывание есть правило, а воспоминание - исключение".

Благодаря исследованиям психоаналитиков Ф. Александера, Г. Штауб, А. Адлера, Б. Карпмена, Б. Бромберга и др. ученых была обнаружена роль неосознаваемой сферы личности в преступном поведении, а также доказано, что преступные намерения и особенности девиантного поведения часто является следствием ранней психической травматизации, которая определилась неадекватным механизмом психологической защиты и жизненного стиля, дефектом в таких подструктурах личности, как "Супер-эго" и "Эго", т.е. мотивационно-потребностной сферы личности.

Согласно теории бихевиоризма по Скиннеру человек рождается существом нейтральным - ни хорошим, ни плохим. Формируют поведение куль­тура, общество и среда. Следовательно, поведение будет определяться как хорошее, плохое или нейтраль­ное в зависимости от того, как решает общество. Скиннер был убежден, что поиски индивидуальных диспозиций, или особенностей личности, определяю­щих криминальное поведение, бесплодны, ибо люди, в конечном счете, формируются средой, в которой они живут.

Интенсивное развитие юридической психологии в России началось после судебной реформы 1864г. Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.

 

Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных.

В послереволюционный период отечественная психология развивалась достаточно интенсивно. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия.

В 60-е годы XX века в СССР (т.н. «оттепель» 60х годов) разворачиваются прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Появились первые крупные работы по юридической психологии, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, А.В. Дулова, В.Ф. Пирожкова, А.Р. Ратинова.

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в сферу правовых отношений. Это междисциплинарная, прикладная наука, возникшая в результате необходимости совершенствовать науку о праве.

Юридическая психология связана со многими отраслями психологии и права. Ее объект – психика человека, предмет – различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений. Общепсихологическая методология использует исследовательские методы психологии: наблюдение, эксперимент, пробы и измерения, биографический метод и метод анализа продуктов деятельности, тесты.

 

Задачами юридическая психология являются следующие:

• методологическая – заключается в разработке теоретических и методических основ юридической психологии, конкретных методов прикладных исследований, а также в адаптации для юридической психологии методов и методик, разработанных в других отраслях правовых и психологических наук;

• исследовательская – предполагает получение новых знаний, раскрывающих предмет юридической психологии: особенности личности субъекта правовых отношений, его правовую или противоправную деятельность, правовую социализацию и психологические механизмы ресоциализации правонарушителя, психологические особенности юридических процедур;

• прикладная – заключается в разработке практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, методов повышения качества работы юристов-практиков, организации совместной деятельности психологов и юристов, оказания помощи в профориентации, профотборе и профконсультации юристов;

• практическая – предполагает обеспечение юридической практики специальным психологическим знанием, разработку и внедрение в практическую деятельность психологических приемов ведения оперативно-сыскной и следственной работы, эффективных приемов речевого воздействия в целях преодоления сопротивления следствию и перевоспитания лиц, преступивших закон;

• образовательная – заключается в разработке и внедрении новых эффективных курсов повышения психологической подготовки юристов, в том числе базового образовательного курса «Юридическая психология», курсов повышения квалификации и специальных тематических семинаров.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Охарактеризуйте историческое развитие юридической психологии. Сколько этапов своего развития она прошла?

2. Кто из ученых ввел термин «юридическая психология»?

3. Проанализируйте связь юридической психологии с другими юридическими науками.

4. Перечислите основные принципы юридической психологии.

5. Перечислите основные подотрасли юридической психологии.

ДОКЛАДЫ

  

- Юридическая психологи в системе правовых наук и отраслей психологии.

- Теория преступных типов Чезаре Ломброзо.

- Вклад А. Ф. Кони в развитие юридической психологии.

- Ф.Н. Плевако и его наработки в области психологии групповых правонарушений.                                                                                                                                                  

Задача

Один моряк зашел в ресторан, сел за стол и заказал себе приготовить альбатроса. Когда ему принесли это блюдо, он попробавал кусочек, потом вышел из ресторана и застрелился. Почему? 

 

 

Тема 3. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПЛАН

1. Соотношение понятий «индивид» - «личность» - «индивидуальность».

2. Социализация и десоциализация личности. Понятие и характеристика зрелой личности.

3. Темперамент и характер личности, их взаимосвязь и взаимовлияние.

4. Правосознание, его функции и виды.

 



2019-10-11 259 Обсуждений (0)
Теоретический материал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретический материал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)