Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретический материал



2019-10-11 496 Обсуждений (0)
Теоретический материал 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психология юридического труда исследует психические закономерности правоохранительной, правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы профессиограммы юридических профессий; индивидуального стиля и мастерства; воспитания профессиональных навыков и умений; подбора и расстановки кадров; стиля и руководства правоохранительной деятельностью; профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов; профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

Многие ведущие советские психологи (Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Ананьев Б. Г. и др.) в разное время указывали, что разработка методологических основ психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности психологической жизни человека.

Психология труда успешно развивается благодаря работам Ломова Б.Ф., Платонова К.К., Шадрикова В.Д., Суходольского Г. Л. и др.

Деятельность (по М. И. Еникееву) – целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Основные формы деятельности: познание, общение, труд.

Основные сферы жизнедеятельности человека (по А. Адлеру), в которых человек себя проявляет: работа, дружба, любовь.

Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

Успехи в юридической деятельности особенно связанные с общением, руководством людьми в особых ситуациях, определяются не только академической оценкой полученных знаний и способностями к обучению, но и целым рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как правило, не реализуются и не проверяются.

Основная задача психологии юридического труда - выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права, процесса, криминалистики и других.

Юридическая деятельность весьма разнообразна и сложна, имеет целый ряд особенностей, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.

Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть выражена в самой общей форме, которая, как правило, сформулирована в правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблона в подходе к делу, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

Во-вторых, юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии полностью подвергается правовому регулированию, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет будущие действия с нормами законодательства, регламентирующими эти действия.

Для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное) регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая особый оттенок общению, выделяющий юридические профессии в особую группу.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени.

Труд многих юристов (прокурора, следователя, судьи, оперативного работника и др.) связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у большинства лиц, занимающих перечисленные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, которая, как правило, имеет два аспекта:

 а) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по делу в условиях ненормированного рабочего дня;

 б) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, сторонами в уголовном процессе.

Для многих юридических профессий характерно преодоление сопротивления их деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины по делу нередко наталкиваются на пассивное или активное сопротивление со стороны заинтересованных в неправильном исходе дела лиц.

По существу, для всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Че­тыре принципа достаточной причины».

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направлен­ность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мо­тива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуще­ствления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990).

Основные типы профессиональной мотивации:

1. Адекватный тип профессиональной мотивации;

2. Ситуативный тип профессиональной мотивации;

3. Конформистский тип профессиональной мотивации;

4. Компенсаторный тип мотивации;

5. Криминальный тип мотивации.

Приведенные выше типы мотивации поступления в юридические вузы могут встречаться в различных сочетаниях, поскольку в основе любого поведения человека всегда лежит несколько мотивов.

Способности поступающего к будущей профессиональной деятельности целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности юриста.

В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стремление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность.

В области поисковой деятельности следует обращать внимание на наблюдательность, устойчивость и концентрацию внимания на профессионально значимых объектах.

В области коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, такт, выдержку, способность ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменную картину увиденной предметной композиции.

В области организационной деятельности отмечается организованность, целеустремленность, настойчивость. К этой же сфере относится наличие способности организатора и опыт организаторской работы в самодеятельности, спорте и т.д.

В области конструктивной и реконструктивной деятельности следует обращать внимание на способность анализировать получаемую информацию, формирование гипотез, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность.

Организационный процесс подготовки человека к юридической деятельности должен состоять из последовательности этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования.

Профориентация - это знание особенностей профессии, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Весьма перспективный путь решения этой задачи, которая обеспечивает заблаговременное ознакомление школьников с той или иной специальностью, сочетающееся с выработкой интереса к ней - профессиональная ориентация их непосредственно в последние годы обучения в школе. Умело поставленная работа по профессиональной ориентации школьников приводит к тому, что молодежь начнет свое обучение в вузе с настоящим интересом к своему будущему труду, с пониманием его общественной значимости. А это является важной предпосылкой к будущей высокой активности специалиста.

Профпропаганда - наиболее легко выполняемый этап профориентационной работы, на стадии проведения которого должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с представителями профессии, конкурсы.

Одним из наиболее важных ее аспектов должна быть профконсультация, которая поможет абитуриенту сделать достаточно обоснованный выбор профессии.

Существенную роль может сыграть профессиональная консультация абитуриента в следственных органах, которую ему дадут криминалист и наиболее опытные следователи.

Профотбор - предполагает целенаправленную деятельность вузов по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной профессии качеств и свойств личности и отбор в процессе стажировки в государственных органах.

Профессиограмма – это развернутая характеристика профессии, перечень необходимых профессионально важных качеств характерных для определенной профессии.

Прокурор — главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу.

 Сле́дователь в уголовно-процессуальном праве — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия.

Судья - государственный служащий, он говорит от имени государства и этим определяются необходимые психические качества. Судья должен быть внешне и внутренне спокойным, уверенным. В репликах судьи неуместны вульгаризмы, малокультурные выражения. Во время перерыва судьи не должны допускать общение с кем-то из участников процесса, а в процессе судебного заседания недопустимо неформальное отношение к присутствующим.

Адвокат – в идеале бескорыстный защитник справедливости. Судьи и прокурор опираются на власть, а адвокат - только на себя, свою совесть и свой талант, на закон, на знание его тонкостей. Защищая преступника, адвокат защищает в нем человека в условиях несовершенного общества, что помогает ему самому избегать нравственно-психологической деформации личности.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Что изучает психология юридического труда?

2. Что такое деятельность? Перечислите ее виды и формы.

3. Дайте определение понятию «мотивация»?

4. Охарактеризуйте основные типы профессиональной мотивации.

5. Перечислите психологические особенности юридической деятельности.

6. Что такое профессиограмма?

7.  Что такое профессионально важные качества?

8. Проанализируйте профессиограммы основных юридических профессий.

 

ДОКЛАДЫ

- Основные теории мотивации.

 

Задания

1. Представьте, что вы пишите детективный роман и вам необходимо создать идеальный образ современного следователя, опишите его – от внешности до психических качеств. Выясняются типологические представления (задание выполняется письменно).

 

2. При психологическом обследовании кандидата на службу в районную прокуратуру на должность помощника прокурора по методике 16-PF Р. Кеттела были получены следующие результаты: фактор А – 7, B – 8, C – 4, E – 9, G- 8, H – 8, I – 3, L – 8, M – 5, N – 6, O – 8, Q 42 0- 4, Q 43 0 – 7, Q 44 0 – 9. Время работы испытуемого с методикой составило 1 час 12 мин.

Интерпретируйте полученные данные с точки зрения требований, указанных в психограмме профессионально успешного прокурорского работника. Какие показатели свидетельствуют о высокой профессиональной пригодности, а какие - о низкой?

Если бы вы проводили обследование этого лица, то к какой группе профессиональной пригодности вы бы его причислили? Почему? Обоснуйте (задание выполняется письменно).

 

Тема 6. ПСИХОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

1. Понятие несовершеннолетних преступников. Социально-психологическая теория развития личности по Э. Эриксону.

2. Психологическая характеристика подросткового возраста.

3. Акцентуация характера у несовершеннолетних.

4. Понятие девиантного поведения, делинквентного поведения, аддиктивного поведения.

 



2019-10-11 496 Обсуждений (0)
Теоретический материал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретический материал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)