Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные социально-психологические факторы, которые характеризуют жертву преступления:



2019-10-11 498 Обсуждений (0)
Основные социально-психологические факторы, которые характеризуют жертву преступления: 0.00 из 5.00 0 оценок




- жертва убийства чаще всего бывает неосмотрительной, обнаруживает необоснованную рискованность, подвергается испытанию трудностями в общении с окружающими: в одних случаях чрезмерно эгоцентрична, а в других гипперконформная, сама в обращении обнаруживает элементы насилия, владеет повышенной склонностью к агрессии, девиантныминаклонностями в обращении (злоупотребляет спиртным или наркозависима);

- жертва сексуального насилия гипперкоммуникативна и как следствие - неразборчивые в контактах, в большинстве своем инфантильная,эгоцентрична или чрезмерно уступчивая, не владеет достаточным опытом интимных контактов);

- жертва истязаний чаще всего слабовольная, чрезмерно подвергнутая суггестивному влиянию, не владеет стойким мировоззрением, порой сама ведет аморальный образ жизни и обнаруживает безразличие к своей собственной персоне.

- жертва мошенничества доверчивая, некомпетентная, легковерная, сильно внушаема и подданная гипноза, материально зависимая, обнаруживает чрезмерную или жадность скупость, нередко суеверная;

- во многих случаях жертва не только была знакома с преступником, но и разделяла его образ жизни.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое виктимология и виктимность?

2. Перечислите ученых, которые оказали заметное влияние на развитие виктимологии. В чем их заслуга?

3. Какие факторы характеризуют жертву преступления?

4. Раскройте взаимосвязь жертвы преступления и преступника.

5. Какие выделяют виды виктимности?

ДОКЛАД

- Виктимологические исследования: роль жертвы в генезисе преступления.

- Женщина как объект агрессии.

 

ДИСКУССИЯ

           Для организации обсуждения используется нижеприведенный материал: «Справедлив ли этот мир?», -  обвиняет жертва насилия.

21 -летняя разведенная мать выпивала и развлекалась в баре Большого Дэна в Нью-Бедфорде, Массачусетс. Могла ли она знать, что ее ждет? Подстрекая друг друга, несколько постоянных посетителей-мужчин схватили ее, сорвали почти всю одежду и по очереди изнасиловали на полу, а потом на бильярдном столе. Остальные посетители бара в это время аплодировали и издавали одобрительные восклицания. По поводу этого и нескольких других случаев, нашедших отражение в фильме 1988 года «Обвиняемые», многие люди высказывали свое осуждение в адрес жертвы. Свое отношение они объясняли тем, что жертва «заслужила» это. «Нечего было ей делать в баре, — сказал пожилой мужчина. — Она должна была сидеть дома со своими детьми, вместо того чтобы губить жизни мужчин».

Данный случай, как и его художественная версия, иллюстрирует нашу готовность не только уважать людей за успехи, но и обвинять за случившиеся с ними беды. В одном национальном опросе 33% англичан согласились с тем, что женщины, ставшие жертвами насилия, обычно сами в этом виноваты. В проводившихся экспериментах те участники, которым давалось описание поведения женщины по отношению к мужчинам как дружелюбное, оценивали ее поведение как приемлемое. Другие участники, которым, кроме того, сообщали, что мужчина потом ее изнасилует, оценивали то же самое поведение как неприемлемое — как приглашение к насилию. Если этот мир справедлив, жертвы можно порицать за их удел. Но всегда ли справедлив этот мир?

ЗАДАЧИ

  1. Каков психологический механизм добросовестного заблуждения потерпевшей?

     При расследовании обстоятельств нападения на потерпевшую она описала приметы преступника: крепкое телосложение, низкий лоб, тяжелые челюсти, черные глаза, тонкие губы. Когда же ей представили картотеку фотографий, она узнала преступника в щуплом молодом человеке с открытым взглядом и веселым выражением лица.

2. Определите состояние сознания потерпевшей в момент совершения преступления, обусловившее выпадение из ее памяти важных для расследования деталей.

  Потерпевшая Миронова подверглась преступному нападению, когда шла домой с малолетним ребенком. При допросе она затруднялась в определении числа преступников и описании их примет. Рассказывая о происшедшем, Миронова постоянно возвращалась к тому, как испугался ребенок, вцепился в нее руками, закричал, особенно врезалось ей в память выражение его лица.

        


 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

 

1. Взаимосвязь юридической психологии с другими юридическими науками.

2. Предмет, задачи, структура курса юридической психологии.

3. Периодизация истории отечественной и зарубежной психологии.

4. Система юридической психологии.

5. Социально-психологическая характеристика личности.

6. Структура личности.

7. Психология познавательных процессов.

8. Память и виды памяти.

9. Эмоции и воля.

10. Цели и задачи психологической подготовки к юридической деятельности.

11. Методологическая основа юридической психологии.

12. Индивидуальные особенности восприятия, их роль в возникновении ошибок, допускаемых свидетелем, пострадавшим в ходе следствия.

13. Специфика юридической деятельности.

14. Предмет и задачи юридического труда.

15. Профессиограммы юридических профессий.

16. Проблемы социализации и десоциализации личности.

17. Социально-адаптированной поведение и правосознание.

18. Биологические предпосылки в отрицательном поведении человека.

19. Социально-экономические предпосылки преступного поведения.

20. Содержание понятия "личность преступника".

21. Судебно-психологическая классификация личности преступника.

22. Классификация преступников на основе выявления ценностно-ориентационной деформации и дефектов психической саморегуляции.

23. Схема изучения личности преступника (социально-правовые сведения, естественно-биологическая информация).

24. Социально-психологические процессы в группах.

25. Социальная группа.

26. Содержание и соотношение понятий "лидер" и "руководитель".

27. Понятие общения.

28. Структура коммуникативного акта.

29. Коллектив, виды коллективов.

30. Преступная группировка, виды преступных группировок по уровню организованности.

31. Виды акцентуаций характера.

32. Особенности психологии несовершеннолетних.

33. Типы несовершеннолетних преступников.

34. Влияние на психику алкоголя и других наркотиков.

35. Психология осмотра места происшествия.

36. Психология обыска.

37. Психология допроса (общая характеристика).

38. Психология допроса потерпевшего.

39. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

40. Психологическая подготовка следователя к допросу.

41. Психология допроса свидетеля.

42. Психология допроса несовершеннолетних.

43. Психология очной ставки.

44. Психологические особенности опознания.

45. Социально-биологические предпосылки делинквентного и девиантного поведения подростков.

46. Общая характеристика судебного процесса.

47. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.

48. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве.

49. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе.

50. Психология судебной речи в гражданском судопроизводстве.

51. Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.

52. Формирование убеждения и принятие решения судом.

53. Психология реконструкции события преступления.

54. Психология вины.

55. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.

56. Факторы ресоциализации осужденного.

57. Проблема психологической адаптации освобожденнного к условиям жизни на свободе.

58. Изучение личности осужденного.

59. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации.

60. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства.


Основная литература и нормативно-правовые акты

1. Аминов И. И. Юридическая психология / И. И. Аминов: учебное пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415 с.

2. Антонян Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. – М. : Юристъ, 1996. – 257 с.

3. Бандурка А. М. Юридическая психология: Учебник / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Харьков: Изд-во Нац. Ун-та Внут. Дел, 2001. – 640 с.

4. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. – М. : Наука, 1978. – 311 с.

5. Васильев В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. – 3-е изд. – СПб. : Издательство “Питер”, 2000. – 624 с.

6. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18 мая 2014 № 1-I [Электронный ресурс]. – Режим доступа к док. : https://nslnr.su/zakonodatelstvo/konstitutsiya/

7. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии : Учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М.: Юристъ, 1996. – 631 с.

8. Коновалова В. Е. Правовая психология / В. Е. Коновалова. – Харьков : Основа, 1990. – 218 с.

9. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию : Методологические и теоретические проблемы / М. В. Костицкий. – К.: Выща шк., 1990. – 327с. 

10. Нагаев В. В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов / В. В. Нагаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. – 431 с.

11. О судебно-экспертной деятельности в Луганской Народной Республике от 18 октября 2014г. № 34 [Электронный ресурс]. – Режим доступа к док. : https://nslnr.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/zakonoproekty/1112/

12. Прикладная юридическая психология : Учебное пособие / Под ред. проф. А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.

13.  Ратинов А. Р. Правовая психология и преступное поведение / А. Р. Ратинов, Г. Х. Ефремова. – Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1988. – 253 с. 

14. Уголовный кодекс Луганской Народной Республикиот 14 августа 2015г. № 58-II [Электронный ресурс]. – Режим доступа к док. : https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/zakonodatelstvo/1870/

15. Уголовно-процессуальный кодекс Луганской Народной Республики от 21 августа 2015г. № 60-II [Электронный ресурс]. – Режим доступа к док. : https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1873/

 

 

Дополнительная литература

1. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации : Монография / В. К. Вилюнас. – СПб. : Речь, 2006. – 458 с.

2. Занюк С. С. Психологія мотивації: Навч. посібник / С. С. Занюк. – К. : Либідь, 2002. – 304 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. – 296 с.

4. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1999. – 688 с.

5. Психологічна енциклопедія / Автор-упорядник О. М. Степанов – К. : «Академвидав», 2006. – 424 с.

6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / редактор-составитель Д. Я. Райгородский  – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. – 672 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб. : Питер, 2008. – 713 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Монография / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.

9. Шлыкова Е. А. Теоретические аспекты мотивации достижения успеха в юридической деятельности / Е. А. Шлыкова // Психологические и социальные проблемы 21 века: теория, практика, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции 19-20 мая 2016г. – Луганск : ЛНУ им. В. Даля, 2016. – С. 117-120.

10.  Шлыкова Е. А. Социально-психологические особенности эмпирического исследования мотивации достижения успеха юристов-практиков / Е. А. Шлыкова // Гуманистические исследования и социально-политические технологии современности :  материалы Международной научно-практической конференции 15-16 декабря 2016г. – Луганск : ЛНУ им. В. Даля, 2016. – С. 198-206.

11.  Шлыкова Е. А. Теоретические подходы исследования феномена «мотивация достижения успеха» / Е. А. Шлыкова // Интериал. – 2017. – № 2 (3). – С. 136-141.

 

 

Методические указания

1. Шлыкова И. А. Методические указания к выполнению семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» (для студентов специальности 40.03.01 Юриспруденция) / И. А. Шлыкова. – Луганск: Изд – во Луганск. нац. Ун-та, 2016. – 73 с.

2. Шлыкова Е. А. Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Юридическая психология» (для студентов специальности 40.03.01 Юриспруденция) / Е. А. Шлыкова. – Луганск: Изд – во ЛНУ им. В. Даля, 2017. – 21 с.

3. Шлыкова Е. А. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов-заочников по дисциплине «Юридическая психология» (для студентов специальности 40.03.01 Юриспруденция) / Е. А. Шлыкова. – Луганск: Изд – во ЛНУ им. В. Даля, 2017. –  27 с.

4. Шлыкова Е. А. Методические указания к выполнению семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» (для студентов специальности 40.03.01 Юриспруденция) / Е. А. Шлыкова. – Луганск: Изд – во Луганск. нац. ун-та, 2018. – 68 с.

 

Интернет-ресурсы

Сайт электронной библиотеки по юридической психологии http://yurpsy.com/

Сайт Президентской библиотеки им. Б. Ельцина https://www.prlib.ru

Сайт Луганской Республиканской Универсальной Научной библиотеки им. М. Горького http://lib-lg.com

Сайт Народного совета ЛНР https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/


 

 

Методические указания

к семинарским занятиям по дисциплине

“ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ”

(для студентов всех форм обучения направления подготовки 40.03.01. Юриспруденция)

 

 

Учебно-методическое издание

 

Составители:

Шлыкова Елена Андреевна

 

 

Редактор                ______________________

Техн. редактор       ________________________

Оригинал-макет     _________________________

 

 

Подписано в печать

Формат 60×841/16 Бумага типограф. Гарнитура Times.

Печать офсетная. Усл. печ. л.______. Уч.-изд. л. ______.

Тираж 100 экз. Изд. № ______. Заказ № _______. Цена договорная.

 

 

Издательство Луганского национального

университета имени Владимира Даля

 

Свидетельство о государственной регистраци издательства

МИ-СРГ ИД 000003 от 20 ноября 2015г.

 

Адрес издательства: 91034, м. Луганск, кв. Молодежный, 20а

Телефон: 8 (0642) 41-34-12, факс. 8 (0642) 41-31-60

E-mail: [email protected]            http: www. dahluniver.ru



2019-10-11 498 Обсуждений (0)
Основные социально-психологические факторы, которые характеризуют жертву преступления: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные социально-психологические факторы, которые характеризуют жертву преступления:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)