Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Штрихи и нотный текст.



2019-10-11 319 Обсуждений (0)
Штрихи и нотный текст. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Композиторы эпохи Баха ещё не выставляли в нотной записи штриховые знаки. Классики – Гайдн, Моцарт, Бетховен уже конкретизировали нотный текст знаками, указывающими характер исполнения. У композиторов – романтиков довольно детально выставлены в нотах штриховые обозначения, а у современных композиторов нотный текст изобилует и пестрит штриховыми знаками.

Однако, не всегда нотный текст детально и правильно проштрихован. В отдельных случаях исполнитель сам вправе расставить штрихи, преследуя цель добиться наилучшего звучания авторского текста и осуществления собственной интерпретации. При этом следует помнить, что заменять можно штрихи, принадлежащие к одной и той же группе. Допустим, там, где написано detache, можно играть marcato; вместо staccato – можно играть martele; вместо portatonon legato. Так же и в другой группе штрихов: legato – можно заменить маркированным legato. Замена залигованных штрихов штрихами, исполняемыми атакой языка – есть вторжение в авторский текст. Такую замену штриха можно сравнить с редактированием. Основанием для замены лиги может быть, не предусмотренное автором, дыхание и невозможность исполнения, в связи с этим, такой фразы. Не следует путать лигу с линией, обозначающей музыкальную фразу. В оркестровых партиях изменения штрихов должны быть согласованы с исполнителями на других инструментах, совместно с которыми исполняется данная фраза. Это необходимое условие для достижения ансамбля.

 

Значение штрихов и особенности их исполнения.

 

В практике игры исполнению штрихов следует уделять большое внимание, поскольку они помогают играющему полнее отобразить худо­жественное содержание произведений. Штрихи придают исполняемой фразе жизненность, выразительность. От них, во многом, зависит характерность музыкального образа. Будучи тесно связанными с характером исполняемой музыки, штрихи могут по-разному исполняться и производить различное впечатление. Например, степень продолжительности, остроты, мягкости и других особенностей звучания (даже в пределах одного и того же штриха), в каждом данном случае может быть различна. Штрихи нередко требуют уточнений со стороны играющего, но подобные изменения и до­полнения должны производиться очень умело, в полном соответствии со стилем каждого произведения.

Особенность исполнения штриха detache заключается в придании каждому звуку чёткого (но не акцентированного) начала, при полном выдерживании его длительности. При игре detache можно свести до минимума паузы, отделяющие звуки один от другого, и добиться, когда это требуется, певучего, почти связного звучания. Однако, в стремлении достичь большей связности звучания нельзя переходить с твёрдой атаки на мягкую. Основная задача в освоении этого штриха – дотянуть звук до конца его длительности и чётко, без паузы, начать другой. Штрих detache помогает овладеть чётким и ясным произношением звука и служит отличным фундаментом для овладения другими штрихами (staccato, marcato и др.). Для овладения штрихом detache рекомендуется использовать различные способы исполнения гамм и арпеджио в медленном движении.

Характерной особенностью штриха marcato является акцентированное начало звука с последующим ослаблением. Этот штрих требует от музы­канта умения произвести твёрдую, акцентированную атаку звуков, требующих силового выделения. При этом важно, чтобы энергичный толчок языка при атаке был дополнен и интенсивным выдохом. Угасание звука при штрихе marcato помогает при исполнении скачков менять напряжение губных мышц. При штрихе marcato дыхание расходуется экономнее, чем при detache. С его помощью исполнителям удаётся хорошо передавать волевой решительный характер музыки. Этот штрих наилучшим образом способствует формированию хорошей атаки. Для этого, исполняя гаммы в медленном движении, специальные этюды и упражнения, следует отделять звуки один от другого и резко выделять акцентом начало звука от его продолжения. Работая над этим штрихом, исполнитель добивается не только чёткой атаки и хорошего звука, но и гибкости в работе мышц дыхательного аппарата.

Для martele типична активная атака, полностью выдержанная на звуке длительность ноты, окончание определённое, даже резкое, с участием языка. Ударный штрих. Звучание жёсткое, грубоватое. Сфера его применения ограничена громкими нюансами и сравнительно умеренными темпами. В более быстрых темпах martele переходит в другие штрихи.

Трудность исполнения штриха staccato определяется следующими основными причинами: во-первых, тем, что при игре staccato требуется максимальная быстрота и лёгкость движений языка при атаке; и, во-вторых, тем, что они должны быть строго согласованы с работой пальцев. Для овладения техникой игры staccato существенную роль играют природные качества, связанные с формой языка и степенью его подвижности, однако ещё большее значение приобретает систематическая работа над этим сложным навыком. Сфера выразительности этого штриха обширна: гротеск, скерциозность, яркая лёгкость и т.п. Каждый звук должен извлекаться острой атакой, которая достигается быстрым движением языка и энергичной подачей дыхания. Звук прекращается резкой остановкой подачи дыхания без помощи языка. Качество штриха зависит от ясности и определённости атаки, от характера звучания и округлости стационарной части, от чёткости цезур, отделяющих звуки. Во время исполнения staccato в мышцах губ, языка, нижней челюсти и шеи не должны возникать дополнительные напряжения. Амплитуда колебаний языка должна быть минимальной, хотя и определяется нюансом, а зона колебаний – локализоваться в районе кончика. Недопустимы колебания языка в области корня т.к. движения большей массы языка ведёт к быстрому его утомлению. В свою очередь, зажатость губ рефлекторно передаётся мышцам языка. Язык тоже становится скованным и напряжённым и, как следствие, теряет подвижность. Освободить губы, а за ними и язык, помогает опора дыхания. Staccato, исполняемое на дыхании, хорошо поддерживаемом мышцами брюшного пресса, звучит свободно, легко и изящно во всех нюансах, в том числе и в самых тихих. Распространённым недостатком техники staccato являются, синхронные с языком, колебания нижней челюсти.

Штрих staccatissimo требует острой, сухой, отрывистой атаки. Окончание звука осуществляется с помощью резкого движения языка («тут»). Однако, следует помнить, что звуки должны сохранять интонационную ясность и естественность тембра. С наибольшей полнотой характерные черты staccatissimo проявляются в умеренных темпах. В быстрых темпах различия между staccato и staccatissimo несколько стираются.

В технике выполнения штрихов non legato и portato есть много сходного. Как правило, они используются при небольшой силе звука (от рр до mf ), т.к. при громком звучании свойственная этим штрихам мягкость, плавность и задушевная выразительность в значительной степени утрачиваются. Однако, атака звука при portato отличается предельной мягкостью, тогда как у штриха non legato – она твёрдая. Нельзя допускать в этих штрихах нечёткой, неопределённой, завуалированной атаки. Между этими штрихами имеется некоторое различие в протяжённости исполняемых звуков. При игре portato звуки исполняются с максимальной протяжённостью, тогда как при non legato длительность звуков слегка сокращается за счёт образования небольших пауз между звуками. Правильное владение указанными штрихами требует специальной тренировки. Родная стихия этих штрихов – образы затаённой печали, мягкой, тихой задумчивости.

Характерной особенностью штриха legato является отсутствие цезур между звуками. Звуки, объединённые лигой, не имеют окончания. Каждый из них, как бы вливается в другой, создавая непрерывный про­цесс скольжения от звука к звуку. Это единственный штрих, который выполняется без атаки языка, однако язык участвует в воспроизведении первого звука и регулировании выдыхаемой струи воздуха, изменяя объём полости рта в зависимости от высоты звука. Правильное исполнение legato зависит от плавного, равномерного выдоха, чётких, но не резких движений пальцев при смене аппликатуры, способности быстро и своевременно изменять «настройку» губ так, чтобы не различать слухом момент перехода от одного звука к другому. Этим штрихом можно исполнять только разновысокие звуки (в отличие от маркированного legato ). Штрих legato применяется как для исполнения кантиленных фраз, так и фраз жизнерадостного, танцевального или бравурного характера. Связное исполнение звуков на раздвижном тромбоне требует, чтобы играющий очень чётко и быстро передвигал кулису при изменении позиций, и тем самым предотвращал скользящий переход от звука к звуку, напоминающий glissando.

При маркированномlegato подчёркнутое соединение звуков толчками выдыхаемой струи воздуха напоминает атаку. Посредством маркированного legato удобнее исполнять залигованные большиеинтервалы, особенно соединение звуков сверху - вниз. Здесь толчок воздуха, в сочетании с перестановкой губных мышц, позволяет избежать цепляний промежуточных обертоновых звуков (у медных). Маркированное legato придаёт певучему звучанию динамичность и декламационную приподнятость.

Артикуляция.

 

Важное значение при игре на духовых инструментах имеет артикуляционный аппарат и, связанная с ним специфическая деятельность лёгких, гортани, ротовой полости, языка, губ, мышц лица человека.

Термин «артикуляция» взят из фонетики. Артикулировать в речи – значит произносить слова; в музыке – интонировать звуки. Артикуляция от лат. – членораздельно, ясно произносить. Музыкальное произношение это широкое смысловое понятие интонирования в музыке. Одним из видов, а точнее, способов исполнения последовательности звуков на инструменте или голосом является артикуляция. При игре на духовых инструментах, овладению устойчивыми навыками правильной артикуляции, помогает ученику при извлечении звука подразумевать тот или иной слог, речевую фонему. Способность мысленно представлять себе ту или иную фонему ведёт к активным двигательным действиям всего артикуляционного аппарата, что способствует свободе и лёгкости в звукоизвлечении. Правильная артикуляция звука – необходимое условие при игре на духовых инструментах.

Артикуляцией при игре на духовых инструментах называется устойчивый навык мысленного «произношения» различных речевых фонем и, связанных с этим, согласованных действий мышц брюшного пресса, диафрагмы, лёгких, дыхательных путей, языка, амбушюра для достижения желаемого звукового результата. Первичным является артикуляция, а вторичным – штрихи. Последние, при создании определённых форм  характеристик звука, будут зависеть от различных артикуляций. Артикуляция – подобно дикции, произношению в пении или речи.

 

 



2019-10-11 319 Обсуждений (0)
Штрихи и нотный текст. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Штрихи и нотный текст.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)