Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На духовых инструментах.



2019-10-11 665 Обсуждений (0)
На духовых инструментах. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Педагогический процесс начинается с приёмных испытаний. Игра на духовых инструментах требует довольно значительной затраты физических усилий, поэтому от поступающего учиться требуется хорошее здоровье и крепость физического сложения. Необходимо врачебное освидетельствование каждого кандидата. Кандидатов, с ярко выраженными внешними признаками профессиональной непригодности (хронические болезни сердца, лёгких, ушей, глаз, наличие грыжи, отсутствие передних зубов или значительные их искривления, препятствующие игре на избранном инструменте, неправильное строение рта, ненормальное развитие рук и пальцев), принимать к обучению, ни в коем случае, нельзя.

Помимо определения внешних признаков профессиональной пригодности для обучения на духовых инструментах, необходимо позаботиться о главном – определении музыкальных способностей кандидатов. У каждого кандидата необходимо тщательно проверить музыкальный слух, музыкальную память и чувство ритма.

Для определения музыкального слуха удобнее всего пользоваться фортепиано, т. к. оно даёт возможность проверить у кандидата не только мелодический слух, но и гармонический. Общее впечатление о музыкальном слухе испытуемого легко получить, если предложить ему спеть знакомую песню. Затем необходимо проверить наличие мелодического и гармонического слуха. Мелодический слух проверяется на воспроизведении голосом отдельных звуков, взятых порознь. Для повторения голосом, ребёнку вначале лучше давать звуки, расположенные на расстоянии широких интервалов (квинты, кварты, терции), постепенно уменьшая их до размера тона и полутона (большие и малые секунды). Для проверки гармонического слуха ребёнку предлагают определить, сколько звуков он слышит в одновременно исполненном на рояле созвучии – интервале или аккорде, а затем повторить их голосом поочерёдно. Этот способ может быть применён лишь к детям с очень хорошим слухом, и не считается обязательным при приёме в ДМШ. Сопоставление результатов обоих видов проверки даёт наиболее полное представление о степени развития и качестве музыкального слуха испытуемого.

При проверке музыкальной памяти испытуемому предлагается вначале спеть какую-нибудь массовую песню или знакомый музыкальный отрывок. На этих примерах устанавливается, насколько верно он запомнил мелодию того или иного музыкального отрывка. Затем на фортепиано или на духовом инструменте исполняется небольшая музыкальная фраза, незнакомая испытуемому. Мелодия должна быть проста, гармонически устойчива и объёмом не более двух тактов; и смотря по тому, насколько точно испытуемый воспроизводит её голосом, определяется качество его музыкальной памяти. Для более точного определения качества памяти, такую проверку следует произвести на 2-х – 3-х фразах.

Для определения ритмического чувства ребёнку дают послушать не сложную, но ритмически острую фразу и просят его воспроизвести её музыкальный ритм, хлопая в ладоши. В целях более полного представления о наличии и степени развития ритмического чувства рекомендуется, наряду с ритмом, проверить и ощущение им различия метрических размеров. Для этого необходимо сыграть (пропеть) небольшие музыкальные отрывки, имеющие различную метрическую структуру (2/4; 3/4; и др.), и предложить испытуемому, после исполнения каждого такого отрывка, определить размер. Чувство ритма можно проверить и без исполнения мелодии на фортепиано, а прохлопыванием в ладоши или простукиванием карандашом, сначала педагогом, а затем кандидатом, не сложных ритмических фигур. Вначале ритмические рисунки не должны быть очень сложны, затем степень их сложности постепенно возрастает. Последний способ не является лучшим, т. к. приёмной комиссии желательно выявить у ребёнка наличие не чувства ритма вообще, а чувство музыкального ритма. Отстукивание же ритма выявляет, скорее, наличие ритмической памяти, но не выявляет, есть ли у испытуемого чувство метрических пульсаций, что гораздо важнее и ценнее.

Одновременно с определением степени умственного и физического развития кандидатов педагогу необходимо иметь точные сведения об их возрасте, т. к. в практике обучения на духовых инструментах это имеет существенное значение. Наиболее подходящий возраст для начала обучения игре на духовых инструментах 11 – 12 лет. Однако, индивидуальные особенности физического развития кандидатов, а также конструктивные особенности некоторых духовых инструментов могут внести в возрастной ценз известные коррективы. Так, например, обучение игре на широкомундштучных медных инструментах (тромбон, баритон, туба) целесообразно начинать в 13 – 15 лет, поскольку в более раннем возрасте у детей будут недостаточно развиты губы, руки, грудная клетка и т. п. Целесообразно обучение на блок-флейте с 6 – 7 лет с последующим переводом на другие духовые инструменты. Это способствует тому, 10 – 11 летние ребята уже имеют необходимые знания в области сольфеджио, элементарной теории музыки и владеют основами игры на духовом инструменте – блок-флейте.

После отбора кандидатов перед педагогом возникает наиболее сложный вопрос – выбор инструмента. При отборе кандидата на тот или иной духовой инструмент необходимо учитывать особенности строения зубов и челюстей. Ровность передних зубов особенно необходима для игры на инструментах с маленьким мундштуком (труба, валторна), т. к. поля мундштука этих инструментов будут лежать на той части губ, которая находится непосредственно над передними зубами, и искривлённость хотя бы одного зуба, приведёт к болезненным ощущениям во время игры. При игре на инструментах с большим мундштуком (тромбон, туба), искривлённость зубов имеет меньшее значение, т. к. поля мундштука лежат на той части губ, которая не соприкасается с зубами. Кандидата, имеющего искривлённые верхние или нижние зубы целесообразнее определить на деревянные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот), где давление мундштука на губы значительно меньше, чем при игре на медных. Различные виды «прикуса» принципиально не служат препятствием для начала обучения на любом духовым инструменте.

Форма и строение губ также имеют решающее значение для выбора того или иного инструмента. На инструменты, имеющие мундштук меньшего размера, нужно подбирать учеников с более тонкими губами, а на инструменты с большим размером мундштука – с более полными. Однако, надо иметь ввиду, что слишком тонкие губы, со слабо развитой мускулатурой непригодны для обучения на медных инструментах, требующих не только эластичности и подвижности, но и крепости губных мышц. Полными губами удобнее охватывать и регулировать тростниковые пластинки деревянных духовых инструментов (кларнет, фагот). Для игры на духовых инструментах имеет значение и внутреннее строение губ: степень развития губных мышц, насыщенность тканей губ кровеносными сосудами, эластичность их внешнего покрова.

Играющие на духовых инструментах должны обладать не слишком широким и толстым языком, способным легко и быстро двигаться в передне-заднем направлении. Музыканту, имеющему широкий и мясистый язык, трудно овладеть лёгким staccato. Учеников, с таким языком, целесообразнее определить на те инструменты, для которых исполнение быстро сменяющихся звуков staccato не характерно (тромбон, туба). Из деревянных инструментов, ученикам с широким языком, особенно трудно обучаться на кларнете и саксофоне. Известно, что извлечение отрывистых звуков на кларнете и саксофоне даётся с трудом даже тем музыкантам, у которых язык имеет нормальное строение.

При выборе инструмента, на котором будет обучаться ученик, следует обратить внимание и на особенности его пальцевого аппарата. Начинающие обучение на деревянных духовых инструментах должны иметь нормально развитые, обладающие природной подвижностью, пальцы. Очень короткие пальцы при игре будут неизбежно напрягаться, что затруднит развитие пальцевой техники. Имеющих короткие руки, нецелесообразно учить игре на тромбоне, ибо исполнение звуков на 6 – 7-й позициях, для таких музыкантов составляет большие, а иногда и непреодолимые, трудности.

Помимо вышеизложенных физиологических предпосылок, при выборе инструмента необходимо учитывать ещё и моменты психологического порядка (интерес ученика к тому или иному духовому инструменту, его желание учиться именно на данном инструменте).  Если у педагога нет серьёзных оснований препятствовать этому, то просьбы такого рода нужно удовлетворять.

Самый тщательный учёт всех указанных особенностей кандидата не гарантирует от ошибок. Приёмные испытания дают лишь самые приблизительные представления о действительной степени музыкальной одарённости кандидатов. Поэтому, в течение первого полугодия занятий необходимо тщательно присматриваться к ученикам, и только после первых результатов занятий, окончательно решить вопрос о выборе инструмента. Индивидуальные занятия в классе по специальности помогают педагогу выявить характер дарования каждого ученика и суметь с наибольшей полнотой развить все стороны этого дарования, используя соответствующие педагогические приёмы. В исполнительско-педагогической практике имеется много случаев, когда музыканты, перейдя с одного инструмента на другой, более подходящий для них инструмент, добивались больших успехов в овладении исполнительским мастерством.

Организация проведения приёмных испытаний:

a)   тщательно подготовить примеры для испытаний;

b)   задачи для проверки различных сторон музыкальности должны быть представлены в достаточном количестве и в порядке постепенного усложнения;

c)  недопустимо проводить испытания в обстановке спешки и нервозности;

d)  необходимо обеспечить испытуемому возможность наиболее полно и спокойно раскрыть все свои способности.



2019-10-11 665 Обсуждений (0)
На духовых инструментах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: На духовых инструментах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (665)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)