Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направление работы в старших классах ДМШ.



2019-10-11 420 Обсуждений (0)
Направление работы в старших классах ДМШ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как только элементарные приёмы игры на инструменте освоены учеником, педагог начинает постепенно повышать к нему требования и усложнять задачи. Исключительно важное значение приобретает правильная организация занятий. Направление последующих занятий в классе определяется четырьмя аспектами:

I. закрепление рациональной постановки;

II. работа над развитием красивого звука;

III. совершенствование технических приёмов игры;

IV. воспитание навыков художественного воспроизведения музыки.

I . В процессе игры постановка у каждого музыканта несколько видоизменяется, в зависимости от индивидуальных особенностей строения губ, мышц лица, языка, зубов. Ученик сам, или с помощью педагога, приспосабливается к инструменту, к игровым движениям, т.е. находит свою «зону относительного комфорта». Но часто бывает и так, что педагог не учитывает особенности строения губного аппарата ученика и продолжает придерживаться стандартной постановки, и изменяет её согласно субъективным представлениям, ощущениям и привычкам. Это неправильно. Педагог никогда не должен навязывать ученику, или копировать стандартную форму постановки мундштука на губах или игровых движений языка, губных мышц, дыхания, пальцев, без учёта индивидуальных особенностей данного учащегося, ибо это затормозит не только техническое, но и музыкальное развитие ученика, ограничит его исполнительские возможности, и даже приведёт к потере, уже приобретённых, игровых навыков. Отклонения от наиболее характерных типовых особенностей строения и функций амбушюра, языка, дыхания, пальцев вызывает и соответственные изменения в форме постановки.

II . Второй аспект, определяющий направление последующих занятий, связан с развитием красивого звука. Настоящая красота звучания всегда связанна с содержанием произведения, выражением сущности художественного образа. Поэтому бережное отношение к звуку является важным моментом всякого художественного исполнения. Конечно, пока ученик не понял сущности и характера той или иной пьесы, не разобрался в метро-ритме, нельзя заниматься отделкой звучания. Но как только пьеса разобрана, педагогу необходимо направить всё своё внимание и внимание ученика на качество и выразительность звучания. Звук – важнейший элемент музыкальной речи. Ученик должен ясно представлять себе, какое звучание требуется от него в том или ином случае. Поэтому педагог должен ставить перед ним определённые звуковые задачи. Красивый звук сам по себе – ещё не залог успешного исполнения. Он должен быть выразительным, осмысленным, тогда он достигнет своей цели. Конечно, музыкальная школа не может дать ученику раз и навсегда сформировавшееся, качественное звучание. Как и весь комплекс исполнительских навыков, звук можно, и нужно, непрерывно развивать. Основным недостатком в развитии красивого звука является отсутствие свободы в амбушюре. Педагог обязан заострить внимание на необходимости свободы и непринуждённости в работе амбушюра. Огромное влияние на образование звука и его качество имеет атака звука. Она должна быть чёткой и определённой. С задачей образования качественного звука связанна и выработка у учащегося навыка продолжительного выдоха. Лучшим упражнением для выработки этого навыка являются продолжительные звуки, исполняемые сначала в одном нюансе, а затем с различными динамическими оттенками. Регулируемая игра продолжительных звуков укрепляет мышцы губ и лица, тренируют ровный и продолжительный выдох. Одной из составляющих красивого звука является vibrato. Работа над развитием качественного vibrato – одно из важнейших направлений в обучении учащихся. Vibrato украшает звук, делая его красивым и выразительным.

III . Третьим аспектом в направлении последующих занятий является совершенствование элементарных технических приёмов игры, т.е. приёмов, связанных с деятельностью исполнительского дыхания, амбушюра, языка и пальцев. Овладение техническими навыками должно происходить постепенно без резких скачков и ненужных трудностей. Всякий технический навык приобретается и совершенствуется в результате многократного, терпеливого сознательного повторения соответствующих исполнительских движений. Поскольку, все элементы техники находятся в тесной взаимосвязи, их развитие должно происходить одновременно, без чрезмерного увлечения одним видом техники, в ущерб другому. Есть ученики, которые увлекаются только звуком, любят играть кантилену, другие, наоборот, отдают предпочтение технике. Подобные случаи бывают тогда, когда педагог не уделяет должного внимания разностороннему развитию технических навыков ученика. Исполнение гамм, трезвучий становится непременным условием ежедневных занятий ученика. Освоение штрихов и различных динамических оттенков должно происходить в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним музыка.

IV . Воспитанию навыков художественного восприятия музыки отводится важное место в процессе обучения. Педагог должен привить учащимся любовь к музыке и к избранной профессии, обязан научить их внимательно слушать музыку, различать её характер, определять музыкальные образы и настроения. Учащиеся должны научиться внимательно вслушиваться в свою игру для того, чтобы сделать исполнение наиболее осмысленным и выразительным. Для лучшего контроля за собственной игрой, рекомендуется применять магнитофон, с последующим методическим разбором результатов исполнения. Слушание своей игры со стороны – необычайно полезное и действенное средство, способствующее устранению многих недостатков в художественном воспроизведении музыки. Особенно важно, чтобы у ученика было развито «чувство фразы», умение сознательно определять её начало, направленность движения и конец. Следует привить учащемуся точное и грамотное исполнение нотного текста, т.е. выполнение всех авторских или редакторских обозначений, касающихся ритма, темпа, штрихов, агогики, динамики. Педагог должен строго контролировать точность передачи нотного текста учеником и не допускать никаких вольностей в художественном исполнении музыки. Особенно много недостатков бывает связанно с ритмом и фразировкой. Учащиеся, нередко, искажают ритмические рисунки, недодерживают продолжительные звуки, не считают паузы и т. п. Погрешности в смысле фразировки чаще всего выражаются в том, что учащиеся не выдерживают темпа, не соблюдают правила смены дыхания, не выполняют требования в отношении штрихов и динамики. Избавиться от всех этих характерных недостатков можно лишь тогда, когда учащиеся научатся постоянно контролировать себя, привыкнут вслушиваться в свою собственную игру. Особенно полезно петь музыкальные фразы, предварительно представив их звучание. Все эти признаки культуры исполнения должны стать для музыканта естественной и необходимой привычкой.



2019-10-11 420 Обсуждений (0)
Направление работы в старших классах ДМШ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направление работы в старших классах ДМШ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)