Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация самостоятельных занятий учащегося.



2019-10-11 379 Обсуждений (0)
Организация самостоятельных занятий учащегося. 0.00 из 5.00 0 оценок




        

 

Правильность организации системы занятий духовика является основой его творческого роста. Классные занятия дают наиболее ощутимые результаты лишь тогда, когда они подкреплены систематической и правильно организованной самостоятельной работой.

Чтобы научиться рационально проводить самостоятельные занятия, следует строить их на основе индивидуальных и конкретных данных исполнителя.  

Индивидуальное состояние исполнителя – это его природные музыкальные способности и физиологические профессиональные данные: лёгкость или напряженность звукоизвлечения, слабость или выносливость губных мышц, степень совершенствования технических приёмов игры, звучание регистров инструмента, умение сохранять достигнутый уровень исполнительской формы.

Конкретное состояние исполнителя – физическое состояние его губного аппарата (в первую очередь губных мышц) в момент начала очередного занятия или работы, а так же психологический настрой исполнителя. Конкретное состояние исполнителя, независимо от его индивидуальных данных, может быть различным:

a) губы – утомлённые, воспалённые, припухшие, расслабленные;

b) язык – подвижный, неподвижный, лёгкий, тяжёлый;

c) дыхание – вялое, неглубокое, равномерное, неровное;

d) пальцы – подвижные, напряжённые, зажатые.

Конкретное состояние исполнительского аппарата лучше всего определять по состоянию губных мышц. Они точнее других составных элементов игрового аппарата позволяют определить степень утомления исполнителя и целесообразную нагрузку очередного занятия. Если конкретные ощущения подсказывают, что губы утомлены, то исполнителю лучше воздержаться от очередного занятия или провести его по облегчённой программе, без высокого регистра и громкого звучания. Если на утомлённых губах всё же нужно работать (что свидетельствует о просчёте в организации занятий), то необходимо попытаться восстановить эластичность губных мышц, не прибавляя утомления. Для этого следует исполнить специальные упражнения по расслаблению губных мышц. Расслабление губных мышц способствует восстановлению нормального кровообращения и создаёт условия для нормализации рабочего состояния. Если губы отдохнувшие, то можно провести полнометражные, интенсивные занятия с исполнением сложных упражнений по развитию звука, техники верхнего регистра, работой над этюдами и пьесами. Занятия необходимо организовать так, чтобы губной аппарат был готов к игровой нагрузке в нужный для исполнителя момент. Подобный метод организации занятий, основанный на индивидуальном и конкретном подходе, позволяет определить оптимальные условия для успешного развития мастерства.

Регулярность занятий. Организуя самостоятельные занятия своих учеников, педагог обязан приучить их к планомерности, систематической работе на инструменте. При регулярных занятиях выработанные навыки позволяют исполнителю свободнее владеть инструментом. При нарушении режима занятий или отсутствии регулярной игровой практики мышечная система исполнительского аппарата быстро слабеет, утрачиваются выработанные навыки. Мало смысла приобретать форму, если потом ничего не делать, чтобы её сохранить. Серьёзных успехов добиваются лишь те музыканты, которые проявляют подлинное трудолюбие и настойчивость, систематически и упорно повышают свою музыкальную подготовку. Планомерность – первое условие хорошо организованных занятий. Наилучших результатов можно достичь, если выделить для занятий определённое время дня, а когда часы будут установлены, не менять их и не пропускать ни одного занятия.

Последовательность занятий. Занятия учащихся дома не должны носить случайный, а тем более, хаотический характер. Они должны быть организованны по определённой системе. Основное её назначение – определить что и как необходимо играть ежедневно на инструменте. Последовательность работы музыканта над учебным материалом – это то, с чего необходимо начинать, и чем следует заканчивать ежедневные занятия на инструменте. Последовательность занятий включает в себя обязательное движение от простого к сложному, а не наоборот.

Работа над музыкальным материалом обычно включает в себя исполнение:

a) продолжительных звуков;

b) гамм и арпеджио;

c) упражнений и этюдов;

d) художественных произведений.

Но это не значит, что играющий должен всегда придерживаться указанной схемы. Иногда целесообразно произвести перестановку учебного материала.

Сознательное усвоение знаний. Самостоятельные занятия на инструменте должны быть не только регулярными, но и целенаправленными. Учащийся должен ясно представлять себе, для чего он выполняет то или иное упражнение, каково его практическое значение и как правильно нужно над ним работать. Ни одно, даже самое лёгкое, задание учащийся не должен выполнять механически. В любом упражнении от музыканта требуется, прежде всего, сосредоточенность и активность внимания.

Организация занятий. Построение занятий – это сочетание общей дневной работы на инструменте с чередованием игры и отдыха. При средней ежедневной игровой нагрузке в 2 – 3 часа, занятия можно проводить в три приёма по 40 – 60 минут каждое: утром, днём и вечером, желательно до приёма пищи. Занятия можно проводить и в два приёма по 1 – 1,5 часу каждое: утром и вечером, или утром 2-х часовое занятие, а вечером короткое: 30 – 40 минут или наоборот. В этом случае от исполнителя потребуется большее внимание к губам, т.к. 2-х часовое занятие может оказаться, в отдельные дни, утомительным. Возможно и одно занятие в день, но при этом будет трудно выдержать 2 – 3 часа игры подряд. Это даёт слишком большую нагрузку губам, после которой необходим значительный отдых.

Продолжительность занятий. Начальный период обучения. Дневная нагрузка в 1 час должна распределиться на 3 – 4 занятия по 15 – 20 минут каждое, с перерывами для отдыха в 1 – 3 часа. По мере развития и укрепления мышечной системы (примерно после полугода обучения), время занятий, по усмотрению педагога, можно увеличить до 2 – 3 занятий по 30 минут каждое.

Для студентов музыкальных училищ (колледжей) и ВУЗов, занятия, как правило, 2-х – 3-х разовые, ежедневные и более активные в период каникул.

Концертное выступление. При подготовке к сольному выступлению необходимо сохранять свежесть губных мышц. Поэтому, в день концерта следует заниматься легко, только разыграться, избегая нагрузки обычных ежедневных занятий. При этом можно повторить отдельные фразы из исполняемого произведения, но не играть его целиком, дабы не «опустошиться» физически и психологически («не перегореть»). Непосредственно перед выступлением за 20 – 30 минут лёгкой разминкой добиться эластичности и  подвижности мышц, и до выхода на сцену поддерживать дыханием температуру инструмента и губ, периодически извлекая для контроля отдельные звуки или короткие фразы.

Восстановительный период. Восстановление исполнительского аппарата после длительного перерыва в игре – один из самых сложных процессов в практике духовика. Для восстановления формы необходимо каждый раз возвращаться к исполнению простейших начальных упражнений. По мере восстановления навыков время занятий следует увеличивать и усложнять учебный материал. Чем больше был перерыв в игре, тем постепеннее должна прибавляться нагрузка. Нельзя форсировать восстановление исполнительской формы. Месячный перерыв в занятиях может потребовать около двух недель занятий для её восстановления. При любых режимах занятий исполнитель должен предусматривать время для полного отдыха губных мышц. Занятия следует заканчивать при ощущении хорошо разыгранных, и получивших нагрузку губ, не доводя их до утомлённости и воспаления. В зависимости от состояния губ, исполнитель должен индивидуально определять, варьировать продолжительность и интенсивность каждого занятия. Так например:

 

Время занятий Время отдыха Соотношение
20 минут 1 – 3 часа (1:6)
30 минут 2 – 4 часа (1:6)
1 час 5 – 6 часов (1:5,5)
1,5 часа 8 – 9 часов (1:5,5)
2 часа 9 – 10 часов (1:5)
3 – 4 часа 20 – 21 час (1:6)

 

Продолжительность отдыха зависит от степени игровой нагрузки; отдых следует рассматривать, как средство накопления энергии и сохранения профессиональной формы. Нужно помнить, что самые сильные мышцы – отдохнувшие мышцы.Отдых также важен, как и сама игра.«Несколько капель вылечат, тогда как чайная ложка убьёт.» - Герберт Кларк (американский трубач) 

Рассредоточенные занятия подразумевают частые перерывы, а средняя нагрузка может достигнуть 3 – 4 часов занятий.

Сконцентрированные занятия проводятся почти без перерыва для отдыха.

Рассредоточенно-сконцентрированные занятия основаны на сочетании двух предыдущих типов занятий.

Предпочтение желательно отдать занятиям, рассредоточенным во времени. Они эффективнее развивают исполнительский аппарат, меньше утомляют исполнителя, хорошо восстанавливают энергию, внимание, увеличивают работоспособность и контроль за качеством работы, а также предохраняют губы от переутомления.

Рассредоточено-сконцентрированные занятия также достаточно эффективны. Они применяются для большего закаливания аппарата, формирования выносливости и устойчивости верхнего регистра.

Сконцентрированные занятия скорее утомляют исполнителя, аппарат получает заряд к большим нагрузкам, но при этом губы теряют эластичность, что может отразиться на лёгкости игры. Для учащихся сконцентрированные занятия крайне нежелательны.

Интенсивные занятия хорошо проводить за неделю или две перед ответственным выступлением. Интенсивность нагрузки должна снижаться за 1 – 2 дня до выступления. В эти дни губы следует поддерживать в игровом состоянии, не переутомляя их.

 



2019-10-11 379 Обсуждений (0)
Организация самостоятельных занятий учащегося. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация самостоятельных занятий учащегося.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)