Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начальное обучение и проведение первых уроков.



2019-10-11 571 Обсуждений (0)
Начальное обучение и проведение первых уроков. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Начальное обучение игре на духовых инструментах является частью общего процесса профессионального обучения и имеет своей задачей заложить прочный музыкальный фундамент, на котором должно базироваться дальнейшее развитие учащегося. Это накладывает большую ответственность на педагога, требует от него хороших знаний и опыта в проведении занятий с начинающими музыкантами.

Начальное обучение тесно связано с проведением первых уроков. На первых уроках закладываются основы рациональной постановки мундштука на губах, исполнительского дыхания, атаки звука, работы пальцев и музыкального слуха; положения корпуса, головы, рук, ног; открываются кратчайшие пути к усвоению и закреплению важнейших игровых навыков, к пониманию музыки, как творческого процесса. Первые уроки для ребёнка – большое и важное событие. Он ждёт чего-то необычного, интересного. На первых уроках впечатлений бывает, как правило, очень много и они являются наиболее сильными и прочно закрепляются в памяти. У ученика складывается определённое отношение к педагогу, к занятиям. Поэтому на первом же уроке необходимо вызвать в ребёнке чувство свободы и непринуждённости поведения в классе, стремление, как можно больше получить знаний и умений, активный интерес к предложенной ему музыкальной работе. На первых уроках педагог может ещё раз проверить и уяснить для себя музыкальные и физические данные своего ученика. Рассказав кратко, в доступной форме об истории инструмента, его выразительных возможностях, роли в оркестре необходимо объяснить устройство, способ держания инструмента, название частей. Очень важно научить учащегося правильному обращению с инструментом. Необходимо показать, как собрать и разобрать его, как уложить в футляр, как правильно хранить. Затем показать правильную постановку корпуса, головы, рук, ног при игре. От усвоения учеником правильной постановки игры в огромной мере зависит успешность обучения на любом музыкальном инструменте. Правильную постановку ученик не сможет усвоить сразу, даже если ему подробно рассказать о ней, показать её. Необходимо настойчиво и терпеливо поправлять его на каж­дом уроке и каждый раз, когда какая-нибудь неправильность допускается учеником. Если педагог играющий, то желательно, чтобы он сыграл яркую выразительную пьесу или мелодический отрывок. Это сразу привлечёт внимание ученика к изучению инструмента. Далее, ученик может приступить к наиболее важному и сложному моменту начальных занятий – извлечению первых звуков. Целесообразно начинать постановочные занятия сначала на мундштуке, т.к. инструмент в руках ученика отвлекает внимание. Начинать обучение игре лучше всего с наиболее лёгких и доступных звуков, кото­рые лежат в среднем регистре данного инструмента, и связаны с наиболее простой и удобной аппликатурой (натуральные звуки для медных инструментов, звуки с максимально открытой аппликатурой у деревянных инструментов). Так для флейты – соль1, для гобоя – си1, для кларнета – соль1, для фагота – до, для трубы и валторны – соль1 или до1, для тромбона – си бемоль или фа. Приступая к извлечению первых звуков, учащийся должен со­средоточить своё внимание, в основном, на достижении чёткой и ясной атаки звука. Как только внешняя форма амбушюра воспринята учеником, педагог обращает внимание на правильный способ вдоха и выдоха. Сначала ученик проделывает несколько дыхательных упражнений без инструмента. Он берет глубокое дыхание, при этом следит, чтобы плечи не поднимались. Кладёт руку на живот и, выдыхая воздух, обращает внимание на то, чтобы брюшной пресс чутко реагировал на выдох, но, как можно дольше, оставался в приподнятом состоянии (фазе вдоха). Не следует спешить с изучени­ем аппликатуры до тех пор, пока учащийся не научится правильно извле­кать начальные продолжительные звуки. На самых первых уроках воспроизведение их должно вестись без нот, поскольку последние будут лишь от­влекать внимание. К изучению нотной записи тех звуков, которые извле­кает учащийся, целесообразно переходить после нескольких занятий, ког­да ученик привыкнет к инструменту и овладеет первыми навыками игры. При объяснении длительности звуков, в качестве простейшей единицы для её измерения, рекомендуется брать четверть и целую. Начинать ознакомление с простейшими элементами метро-ритма лучше всего с объяснения счета на 2/4, 3/4, 4/4. Изучение аппликатуры должно происходить постепенно, в строго определённой последовательности. На деревянных инструментах вначале изучается аппликатура простейших гамм, характеризующаяся последовательным закрыванием и открыванием основных звуковых отверстий. Для флейты, гобоя, кларнета это будут звуки Соль-мажорной гаммы, для фагота – До-мажорной. На медных инструментах изучается аппликатура диатонической, а затем хроматической гаммы, в пределах двух натуральных звуков до1 – до2. Последующее изучение связано с расширением диапазона. Первые уроки рекомендуется проводить в присутствии 2-х – 3-х учеников. Слушая замечания педагога, чередуясь в исполнении одного и того же исполнительского приёма, они будут попеременно играть и активно отдыхать. Таким образом, содержание первых уроков носит пояснительный и практический характер. Педагог должен сразу же подготовить ученика к тому, что первый этап в обучении является самым трудным и неинтересным, но в дальнейшем, от качества усвоения первоначальных навыков, зависит всё музыкально-техническое развитие ученика. Необходимо найти такую форму занятий, чтобы трудное и неинтересное, стало для ученика увлекательным, не сложным и хорошо усваивалось. При обучении игре на духовых инструментах очень важно, чтобы тренировочный материал для усвоения простейших исполнительских навыков (правильной постановки, начального зв у коизвлечения, освоения аппликатуры и т.п.) не был чрезмерно обширным и сухим. Ничто не приносит вреда делу обучения больше, чем появление скуки и равнодушия у начинающего музыканта, вследствие перенасыщения занятий техническими упражнениями. Вот почему необходимо, как можно раньше включать в работу художественный материал. Как только учащийся научится извлекать уверенно звуки и овладеет начальным диапазоном, (в пределах одной октавы), он может и должен приступить к разучиванию небольших песен, танцев и лёгких пьесок, мелодии которых доступны для восприятия и запоминания. Этот художественный материал будет способствовать одновременно развитию у ученика и первых технических навыков, и начального музыкального мышления. Выбирая те или иные произведения (этюды, пьесы) для своего ученика, педагог должен учитывать минимум три момента:

a) конкретные задачи данного этапа обучения;

b) степень музыкального развития учащегося;

c) уровень его технической подготовки, т.е. исполнительские задачи должны соответствовать его возможностям.

У ученика должна быть нотная тетрадь, в которую, сначала педагог, а впоследствии и сам ученик, будут записывать необходимые упражнения, этюды, пьесы. С первых же уроков детей надо приучать писать ноты. Практика показывает, что это является важнейшим средством повышения музыкальной грамотности начинающего ученика. Хороший навык красиво и быстро писать ноты, приобретённый на первых порах обучения, будет полезен молодому музыканту на всём протяжении его творческой деятельности. Изучение музыкальных терминов, знаков альтерации, различных видов метра и ритма должно идти путём постепенного запоминания этих понятий. Наиболее удобным учебным пособием для занятий с начинающими может служить «Школа игры». В основу должен быть положен принцип неразрывного единства технического и художественного развития учащегося. Такой метод имеет ряд преимуществ:

a) развитие амбушюра, дыхания, языка и пальцев идёт равномерно взаимообусловленно;

b) с первых же шагов обучения перед учеником возникают вопросы точной звуковысотной интонации, что стимулирует развитие слуха;

c) занятия становятся интересными и плодотворными, ибо они самым тесным образом связаны с музыкой, её                 художественной выразительностью.

Большое значение имеет организация работы, поведение педагога на уроке и его подготовка к уроку.

 

 



2019-10-11 571 Обсуждений (0)
Начальное обучение и проведение первых уроков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начальное обучение и проведение первых уроков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)