Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И другими упражнениями.



2019-10-11 300 Обсуждений (0)
И другими упражнениями. 0.00 из 5.00 0 оценок




Самостоятельные занятия обычно складываются из комплекса упражнений, традиционно начинающегося продолжительными звуками, и заканчивающегося гаммами в различных мелодических и ритмических фигурациях, интервалах и штрихах, а также этюдами и пьесами. Некоторые педагоги и исполнители утверждают, что ежедневные упражнения можно заменить систематическими занятиями над разнообразными этюдами и наиболее трудными местами из художественных произведений, и что исполнитель в этом случае, осваивая те или иные двигательные навыки, воспитывает в себе и выразительность и содержательность исполнения. Однако, занятия упражнениями не могут быть заменены работой над этюдами, т.к. между ними существует принципиальная разница: если в работе над этюдами внимание играющего сосредоточено, главным образом, на переходах от одной технической фигурации к другой, то в упражнениях, акцент, как бы, переносится «вглубь» фигурации, которая повторяется много раз, до полного её усвоения. То же самое наблюдается при сравнении занятий упражнениями и работой над трудными пассажами из художественных произведений. Медленное проигрывание технически сложных мест приводит к тому, что они превращаются, по существу, в сухой, далеко не художественный материал. Хорошее же содержательное упражнение, развивающее тот или иной вид техники, всегда может предвосхитить исполнение трудноисполнимых мест в том или ином художественном произведении, оркестровых партиях. Таким образом, занятия упражнениями следует рассматривать, как отдельный, особый, самостоятельный раздел домашних занятий. За кажущейся лёгкостью и виртуозностью, с которой профессиональный музыкант исполняет сложнейшие музыкальные произведения, всегда лежит огромный, многолетний труд, и в первую очередь, он выражается в каждодневном «тренаже», в систематической работе над упражнениями.

Наиболее целесообразным для духовика является занятие ежедневной гимнастической зарядкой, улучшающей самочувствие, работоспособность и укрепляющей мышцы. В комплекс упражнений необходимо включить больше движений для тех групп мышц, которые получают значительную нагрузку при игре на духовом инструменте. Самыми полезными являются упражнения, укрепляющие мышцы живота, в особенности мышцы брюшного пресса.

Каждый духовик должен иметь определённый комплекс ежедневных упражнений на инструменте. Исключение составляет лишь начальный период обучения, когда ученик приобретает первичные двигательные навыки и ощущения. Педагогу не следует перегружать начинающего большим количеством упражнений. Комплекс ежедневных упражнений должен быть прогрессивным, плодотворным по результатам, но не занимать, по отношению ко всем остальным домашним занятиям, чрезмерное количество времени. Комплекс ежедневных упражнений должен быть всеобъемлющим. Это, как бы, «связка ключей» к овладению основными навыками игры. Благодаря ежедневным упражнениям накапливается исполнительский опыт в области наиболее типичных видов техники. Различные технические упражнения необходимо активно включать в систему ежедневных тренировочных занятий, с целью овладения отдельными элементами исполнительской техники, которую не всегда возможно выработать в процессе работы над звуками продолжительной длительности или гаммами. Сюда можно отнести исполнение широких интервалов (скачки), сложных аппликатурных комбинаций, трудных ритмических оборотов, отдельных меллизмов и т.д.

Все упражнения условно можно разделить на две группы: основные и дополнительные.К основной группе следует отнести исполнение продолжительных звуков, интервалов, гамм, трезвучий и септаккордов с обращениями. К дополнительной группе –работу над трелями, тремоло, губным legato, вспомогательной атакой звука и другими видами техники.

Исполнение продолжительных звуков является одним из наиболее распространённых упражнений, их играют все музыканты, независимо от уровня своей подготовки. Целесообразно, прежде чем играть продолжительные звуки, как бы, разминая мышцы губ и лица, проигрывать ряд вспомогательных упражнений или отрывки из кантиленных пьес. Продолжительные звуки подразделяются на выдержанные и филированные звуки.

Выдержанные звуки в одном нюансе, вырабатывают свободный и устойчивый выдох, позволяют лучше контролировать процесс звуковедения. При « f» и « ff » следует скорее выдохнуть набранный воздух, при « p » и « pp » следить за ровностью и устойчивостью звука. Филированные звуки (филирование – изменение (постепенное усиление и ослабление звука)) формируют дыхание, звук, атаку, выносливость, музыкальный слух исполнителя.

При исполнении продолжительных звуков губы фиксируются в неподвижном, статическом положении, получая при этом полезное, но одностороннее развитие. Продолжительные звуки целесообразно чередовать с гаммами, арпеджио аккордов и другими динамическими (подвижными) упражнениями, способствующими разнообразному развитию техники игры, нормализующими кровообращение и дыхание исполнителя. При исполнении продолжительных звуков следует чаще отрывать инструмент от губ, это повышает их выносливость. При исполнении филированных звуков необходимо следить за интонацией, не допуская повышения на « pp » и понижения на « ff » у медных (у деревянных - наоборот). Усиления и ослабления звука производить исключительно за счёт дыхания, а не за счёт губ. При исполнении продолжительных звуков не нужно пользоваться vibrato, хотя избежать его довольно трудно. Сдержать природное vibrato труднее, чем заставить звук вибрировать. Педагог должен научить ученика умело пользоваться этим средством музыкальной выразительности, и при исполнении продолжительных звуков его не применять, если, конечно, не ставится конкретная задача для выработки и закрепления этого приёма. При исполнении звука в « pp » многие ученики снимают дыхание с опоры. Звук теряет тембровую окраску, становится пустым и неинтересным. Этого делать нельзя. Не следует «выдувать» звук одним только дыханием. Атака производится на хорошо опёртом дыхании при помощи мягкого толчка языка. При исполнении филированных звуков фаза crescendo должна быть равна фазе diminuendo.

Продолжительные звуки исполняются обычно в определённой последовательности. Лучшей из них является построение звуков, расходящихся в хроматическом порядке. Эта последовательность даёт возможность охватить весь диапазон инструмента, и приводит к чередованию звуков верхнего и нижнего регистров, что позволяет получить навыки точного звукоизвлечения, помогает, сравнительно долго, сохранять работоспособность исполнительского аппарата. Возможна и другая последовательность исполнения продолжительных звуков. Она основана на использовании различных трезвучий. Преимущество здесь заключается в их ясно выраженной ладовой организации, обеспечивающей необходимые условия для слухового контроля над каждым извлекаемым звуком, в чередовании звуков различных регистров, создающим наиболее благоприятные предпосылки для укрепления и равномерного развития губного аппарата на протяжении всего звуковысотного диапазона. Не рекомендуется играть продолжительные звуки в порядке диатонической или хроматической восходящей гаммы, т.к. пока исполнитель достигнет нот верхнего регистра, его губы будут чрезмерно утомлены.

В основную группу ежедневных упражнений также включается работа над интервалами. Очень полезны упражнения на кварто-квинтовых мелодических построениях. Чередование кварто-квинт с продолжительными звуками помогает разностороннему развитию амбушюра, укреплению губного аппарата, развитию силы и гибкости исполнительского дыхания, способствует развитию правильного звукоизвлечения, выравнивает силу и тембр звучания во всех регистрах, приучает к чистому интонированию, воспитывает волю и выносливость всего организма. Игра этих упражнений чередуется штрихами: detache и legato.

К основной группе ежедневных упражнений относятся также: гаммы, арпеджио трезвучий, D 7 , ум. VII 7. Работа над ними является важным звеном в овладении техникой игры.

Самостоятельные занятия не могут ограничиться только основной группой упражнений. Ежедневно, по мере необходимости, музыкант должен из огромного количества дополнительных упражнений, выбирать для себя самые необходимые их виды.

К дополнительной группе можно отнести упражнения для развития staccato в нижнем, среднем, верхнем регистрах, в различных ритмических группировках, упражнения для развития legato, упражнения для освоения неудобных аппликатурных вариантов, упражнения для выработки губных трелей и тремоло (для медных), игра целотонных гамм, уменьшенных и увеличенных трезвучий, различных меллизмов и т.д.

Таким образом, к ежедневным упражнениям не следует относиться, как раз и навсегда установленной догме. Каждый педагог, исполнитель, учащийся должен внимательно подбирать для себя наиболее целесообразные упражнения, а если это необходимо – создавать новые.

Работа над упражнениями проходит под контролем сознания исполнителя. Ученику, прежде всего, нужно вникнуть в суть того или иного упражнения, понять его направленность и конечный результат. Нередко малоподготовленные ученики начинают играть систему (комплекс) упражнений, которые им явно «не по губам». Стремление, во что бы то ни стало, овладеть тем или иным комплексом упражнений даёт отрицательный результат. Упражнения используются не всегда только в точном, раз и навсегда установленном порядке. Отдельные их виды могут меняться местами. Весь инструктивный материал следует играть красивым, сочным, полным (не значит громким) звуком. Не надо бояться небольшого утомления амбушюра, но не следует допускать его переутомления. Весь комплекс упражнений должен быть проникнут строгим ритмом. Отдых между продолжительными звуками и последующими упражнениями должен быть таким, чтобы губы и дыхание отдохнули, но не вышли из рабочего состояния, и не требовали бы вторичного разыгрывания. Паузы внутри упражнений также должны быть строго определены и обусловлены логикой музыкального построения. Каждое упражнение, исполняемое учащимся, должно быть для него посильным, выполняться с лёгкостью, доставлять удовлетворение. К каждому учащемуся педагог должен подходить индивидуально и рекомендовать ему наиболее целесообразный для него комплекс самостоятельных занятий. Один ученик получает дополнительные упражнения, а другой – более укороченную и упрощённую систему занятий.



2019-10-11 300 Обсуждений (0)
И другими упражнениями. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И другими упражнениями.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)