Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архивное дело в XVIII– XIX вв.



2019-10-11 856 Обсуждений (0)
Архивное дело в XVIII– XIX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Характерной чертой архивного дела XVIII–XIX вв. является непрерывный рост числа ведомственных архивов и закрепление ведомственного принципа хранения.

Ведомственная организация архивного дела характеризуется рядом специфических черт, к которым относятся множественность архивов, их раздробленность и обособленность, отсутствие общего руководства и недоступность архивов для граждан. Ведомственный архив — это архив для практических целей, интерес к документу в таком архиве исчезает с исчезновением «практической» необходимости в этом документе, поэтому ведомственные архивы мало заинтересованы в финансировании долговременного хранения документов, утративших практическую значимость.

Основным событием XVIII века для Европы стало создание во Франции в 1789 году первого национального архива, то есть архива не только хранящего документы, но и открытого, то есть доступного в отличие от ведомственных архивов, для любого гражданина.

В России первые крупные изменения в делопроизводстве произошли при императоре Петре I, в связи с началом крупнейшей реорганизации государственного аппарата. Приказы были заменены коллегиями, в 1720 г. был издан «Генеральный регламент или устав, которому государственные коллегии, тако же и всех оных принадлежавших к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но иво отправлении своего чина подданейше поступать имеют». Глава 44 Генерального регламента называлась «О Архивах» и определяла устройство и порядок функционирования архивов: делопроизводство учреждения было разделено на текущий архив (канцелярию), который хранил документы не более трех лет, и собственно архив. Впервые архив отделялся от канцелярии, такой порядок сохраняется и в настоящее время. По образцу шведских архивов предполагалось размещать и хранить документы в особых хранилищах. В губерниях проектировалось создание архива губернского правления и архива городского самоуправления, но реализовано такое решение было при императрице Екатерине II, в процессе реформирования системы местного управления.

Введение в 1775 г. «нового управления» губерниями в Российской империи предполагало создание на местах сложного аппарата управления с множеством административных, судебных и финансовых органов. Императорский указ 1781 г. законодательно закреплял создание архива при каждом учреждении для хранения «решенных дел», то есть дел завершенных делопроизводством. Таким образом, в губерниях стали возникать канцелярские архивы, архивы при государственных учреждениях.

В целом, для России XVIII века, как и для западноевропейских государств, характерно увеличение количества ведомственных архивов и окончательное закрепление принципа ведомственного хранения архивных документов.

Можно отметить, что к концу XVIII века архивы в Западной Европе и в России превращаются в сложные организации, требующие определенных знаний и вложений в свое содержание. Вероятно, по этой причине XIX век стал временем развития архивной теории, именно в этот период создается основополагающее учение в теории архивоведения – теория «принципа происхождения» архивных документов, определившая принципы организации архивных документных комплексов во всех типах и видах архивов. На основе «принципа происхождения» дано определение понятия «архивный фонд», разработаны системы классификации и систематизации архивных документов, определяется порядок отбора и хранения документов.

Помимо теоретических разработок XIX век оставил в наследство понятие о национальной сети архивов, то есть стало возможным объединение многообразия типов и видов архивов в единую общность на территории отдельных государств.[1] Как правило, на территории национальных государств действовали следующие типы архивов:

· исторические архивы,

· архивы действующих учреждений,

· архивы муниципалитетов,

· негосударственные архивы (частные, личные, семейные).

В России XIX век отмечен многочисленными попытками проведения государственных реформ архивного дела.[2]

В период реформирования управления Российской империей при императоре Александре I, завершившейся созданием министерств, была предпринята первая попытка широкого реформирования архивного дела в России. В 1820 г. в комиссию по составлению законов Российской империи бароном Розенкампфом был внесен проект реорганизации архивного дела в рамках проводящейся императором Александром I реформы управления империей. В плане Розенкампфа можно выделить три основных момента:

· подчинить все имеющиеся в Петербурге и Москве центральные архивы единому управлению,

· архивы должны физически располагаться в одном месте,

· в архивах должны быть составлены хронологические реестры документов, т. е. создан некий поисковый аппарат.

Предложения так и остались проектом, а ведомственные архивы основным и, пожалуй, единственным типом архивом в России.

Второй попыткой реформирования российского архивного дела, и в том числе архивного законодательства, является проект П.М. Строева, который в 1823 г. внес предложение о выявлении и описании документов прежних лет, хранящихся в многочисленных государственных учреждениях без надлежащего учета и условий хранения. В 1829 г. была организована первая археографическая экспедиция, которая длилась 6 лет. В ходе экспедиции были выявлены многочисленные нарушения условий хранения и утраты документов, поэтому в ряде случаев документы изымались из учреждений и перевозились в центр. По завершении экспедиции П.М. Строев пришел к выводу о необходимости хранения документов государственных учреждений централизовано, в одном месте, по общим правилам, несмотря на то, что массовое изъятие документов могло привести к разрушению единых документных комплексов.

Как и в случае с проектом Розенкампфа, предложениям П.М. Строева не был дан ход, в Москву и Петербург поступили только документы изъятые в местных (губернских) учреждениях в ходе экспедиции. Вновь вопрос реформирования архивной системы в России возникает во 2-й половине XIX века.

В результате реформ 1860-х годов многие учреждения были ликвидированы, вместо них создавались новые. Документы ликвидированных учреждений поступали в архивы, ведомственные архивы были переполнены, кроме того, они оставались «бесхозными», поскольку при новых учреждениях открывались собственные архивы. Государство столкнулось с необходимостью «устройства» большого объема «старых бумаг», в том числе и уничтожения части документов. В учреждениях регулярно проводилось уничтожение документов, утративших информационную и научную ценность, но единый порядок оценки и уничтожения документов отсутствовал. Вопрос о принятии архивного законодательства вновь был поднят директором Московского архива Министерства юстиции, сенатором Н.В. Калачовым, который в 1869 г. на первом Всероссийском Археологическом съезде выдвинул новый проект архивной реформы. Предлагалось разбить все архивы на три вида — текущие (канцелярии), справочные (ведомственные архивы) и центральные (исторические). Центральные архивы должны были функционировать при министерствах и в губернских городах. В справочных архивах специальными разборочными комиссиями должен был производиться отбор документов для передачи на хранение или к их уничтожению.

В губерниях к работе разборочных комиссий привлекались не только чиновники, но и краеведы («местные любители старины»). Отобранные к уничтожению документы могли быть уничтожены только с согласия Главной архивной комиссии, организованной в 1873 г. под председательством     Н.В. Калачова. Создание этой комиссии стало началом создания ученых архивных комиссий в губерниях, первые губернские архивные комиссии были созданы в 1884 г. в Твери, Орле, Рязани и Тамбове.

Губернские архивные ученые комиссии, решая проблемы отбора на хранение управленческих документов, позволили устранить монопольное право учреждений и ведомств на уничтожение документов.

Последняя попытка реформирования архивного дела в России связана с Д.Я. Самоквасовым, заменившим Н.В. Калачова на посту директора Московского архива Министерства юстиции. Д.Я. Самоквасов был сторонником централизации архивного дела и прямого вмешательства государства в дела архивов, поэтому он предлагал создать центральный орган управления архивным делом в России и сконцентрировать большую часть архивных документов в столичных и губернских городах. Одиннадцатый Археологический съезд в 1899 году в основном поддержал проект Д.Я. Самоквасова, но на практике реализовать эти предложения не удалось.

Таким образом, попытки создать единую государственную систему управления архивным делом в России, выделить архивное дело в самостоятельную отрасль не нашли практического решения.

На протяжение XIX века в национальных государствах завершилось формирование сети архивов, определились основные типы и виды архивов, их функции и задачи, архивоведение приобрело теоретическую и методическую основу. Архивная отрасль сложилась де-факто. В дальнейшем предстояло оформить этот факт законодательно.

Архивы преодолели в своем развитии достаточно долгий путь. Можно сказать, что процесс формирования архивных систем представляет часть процесса формирования систем государственного управления в целом, а в архивных комплексах отражается история становления и функционирования государственных и общественных структур. 

 

Литература:

1. Бржостовская Н.В., Илизаров Б.С. Архивное дело с древнейших времен до 1917 г. // Труды ВНИИДАД. –Т.8. –Ч. 1, 2. –М., 1979.

2. Козлов В.П. Российское архивное дело. Архивно-источниковедческие исследования. –М., 1999.

3. Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. 2-е изд. –М., 1960.

4. Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989.

5. Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение: история, теория и методология. –М., 1977.

Хорхордина Т.И. Российская наука об архивах. История. Теория. Люди. –М.:, 2003.  

 

 



2019-10-11 856 Обсуждений (0)
Архивное дело в XVIII– XIX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архивное дело в XVIII– XIX вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)