Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная антропология как научная дисциплина: объект исследования и предметное поле



2019-08-13 530 Обсуждений (0)
Социальная антропология как научная дисциплина: объект исследования и предметное поле 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Предмет и метод антропологии. Становление и развитие антропологии как науки

В центре науки – человек. Задача антропологии – понять, что происходит с человеком, как он реагирует на изменения.

Перспектива антропологии: программы успешны только тогда, когда они ориентируются на каждого конкретного человека.

Антропология раньше. Антропология – молодая наука, впервые термин был введён в 1770-х гг. для обозначения наук, которые комплексно осваивали проблемы, связанные с биологическим развитием человека, ставя перед собой задачу изучения эволюции человека. Очень быстро антропология превратилась в дисциплину, изучающую образ жизни людей сравнительным методом. Цель антропологии – изучение потенциала человека, основ и форм его жизнедеятельности. (Британская Энциклопедия)

Предмет и объект – расширение социокультурного пространства в эпоху Великих географических открытий и определение другого в терминах «традиционное» / «дикое», то есть дихотомизация другого как чужого, рассмотрение другой культуры через призму своей. Открытие культурного многообразия привело к рефлексии, контакт культур – к переопределению своей культуры.

Изучение другой культуры, контакт, способы концептуализации другого – предметное поле антропологии в первые 150-200 лет. Изучение традиционных обществ – самостоятельная наука о неевропейских культурах. Энтони Гидденс, «Девять тезисов о будущем социологии»: социология изучала нас, белых европейцев, а антропология – их, цветных неевропейцев, или туземцев. Т.е., социология и антропология изучают одни и те же проблемы, но одна – своё общество, другая – «кого-то там», ранее неизвестного тому, кто считает себя центром. Своя культура рассматривается как единственная, а другие культуры описываются и концептуализируются через сравнение с эталонной культурой: своя культура – норма, чужая – не норма. Например, греки, называвшие другие народы варварами, «Повесть временных лет», согласно которой, поляне живут по закону, а вятичи, кривичи и др. нет.

Антропология сейчас. Переосмысление этого подхода оказалось очень длительным. Сформировалось такое понимание разграничения сфер интересов антропологии и социологии – антропология переопределила себя как науку о культурном разнообразии, о способах его формирования. Поэтому антропология сегодня ориентирована на изучение культурно детерминированных социальных процессов и взаимодействий на межгрупповом и межличностном уровне.

В центре внимания антропологии – способы формирования культурного многообразия. Томас Эриксон: Антропология сегодня выполняет функции «лежачего полицейского», т.к. она побуждает не искать простых ответов на сложные вопросы, видеть многомерную перспективу за обыденными вещами.

Антропология отказывается от идеи сравнения, стремится показать общие принципы человечества как вида. Концепт культуры в антропологии – фундаментальные вопросы о происхождении и развитии людей.

В основе взаимодействий лежит принцип взаимности. Принципы глубинных социокультурных изменений. Один из участников взаимодействия либо признаёт второго равным, либо нет. Отношения благодарности – возникают, если берёте дар или услугу, и длятся, пока дар (или услуга) не будет возвращён.

II. Методологические принципы антропологии

1. Принцип культурного релятивизма. Образ жизни любого народа или общества представляет собой только один из возможных способов существования. В этом принципе проявляется необходимость преодолеть дихотомию мы/они, смотреть на мир через разнообразие культурных перспектив. Приводит к тому, что ни одна культура не может быть основанием для описания других. Позволяет преодолеть евроцентричность, культуроцентричность в любой форме, стереотипы и стандарты.

Радикальный культурный релятивизм: очень резкое разграничение культуры и традиций, объяснение всего с точки зрения того, что люди принадлежат к разным культурам. Однако люди могут найти общий язык, если они ориентированы на это. Интенция к пониманию другого проявляется глубже и ярче, чем к разграничению и конфликту.

2. Принцип сравнения. Две основные формы: 1) кросскультурные вариации исследования культуры, сравнение культуры целиком; 2) сравнение отдельных элементов культуры. Использовать его возможно только тогда, когда вы понимаете, что феномены сравнимы.

3. Принцип контекстуализации / холизма (целостности). Культура и общество представляются как интегрированные целостности. Актуальный вопрос сегодня – насколько интегрирована культура. Например, насколько соотносимое с русской культурой относится именно к ней? Изменение отдельного элемента культуры или его значения может привести к серьёзным последствиям – необходимо понять символические связи между элементами социальной структуры.

III. «Соединение четырёх полей»

Антропология развивалась, прежде всего, в русле американской культурной антропологии. Культурная антропология – наука о человеке в культуре, его жизнедеятельности в рамках культурных традиций. Культурная антропология ориентирована на способы (или паттерны) культурного поведения человека – то, что приобретённое, а не биологическое. Задача культурной антропологии – изучение сходств и различий в поведении разных групп людей, принадлежащих к тем или иным культурам, изучение типичных для них процессов воспроизводства. Она сформировалась только в 1870-е гг. Эдуард Тэйлор в работе «Первобытная культура» (1871 г.) определил культуру как совокупность элементов, которая слагается из «знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Была проведена граница между природой и обществом, идея различения культуры и природы.

Франц Боас говорил о вариативности культуры, метод – не объяснение, а больше описание или интерпретация.

Четыре поля: 1) этнография; 2) физическая антропология; 3) лингвистическая антропология; 4) антропология.

1. Этнография: 2 содержания

а) Этнография как метод исследования: Этнография соответствует первоначальному этапу исследования: наблюдению и описанию, полевым исследованиям. Это всегда полевой метод (в широком смысле – качественное исследование).

б) Этнография как историческая наука: Объект исследования этнографии как науки – этносы, особый вид группировки людей; народы, обладающие набором культурных признаков, представлений о принадлежности к одному обществу.

2. Физическая антропология. Основное внимание уделяется происхождению и эволюции человека, формированию человеческих рас, антропологических типов в процессе адаптации к окружающей среде и изменения среды обитания. Физическая антропология изучает, каким образом признаки человека включаются в культурные и социальные системы, наделяются смыслом (например, цвет кожи как основание построения иерархии).

3. Лингвистическая антропология. Изучает соотношение языка и культуры, то, как структура языка определяет картину мира человека.

Подход четырёх полей сегодня уже не инструментален, с 80-х гг. наблюдается отход от этого подхода. Он мешает комплексно посмотреть на формирование разнообразия культур.

Ф. Хаммер об антропологии:

«Разнообразие – это наша профессия».

 



2019-08-13 530 Обсуждений (0)
Социальная антропология как научная дисциплина: объект исследования и предметное поле 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная антропология как научная дисциплина: объект исследования и предметное поле

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)