Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обмен как «целостный социальный факт». Культурно-исторические модели обмена



2019-08-13 479 Обсуждений (0)
Обмен как «целостный социальный факт». Культурно-исторические модели обмена 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ

В основании обмена – социокультурное явление. В основе – необходимость признания другого как важного для себя социального партнёра, установление социальных отношений. Обмен основан на принципе взаимности. Обмен – общекультурная универсальная модель отношений отдавания и получения ценностей или услуг. Модель взаимосвязей между людьми в культуре и обществе. Клод Леви-Стросс уподобил обмен и коммуникацию, но на самом деле это не одно и то же. Марсель Мосс и Бронислав Малиновский – родоначальники теории обмена. Мосс разработал концепт «дара». В основе теории обмена лежит идея взаимности, реципрокации. Она определяет содержание действий, побуждает людей отвечать на полученные услуги, материальные ценности. Антропологи считают принцип взаимности универсальным культурным правилом, в соответствии с которым люди компенсируют полученные ими ценности. Социальные психологи используют идею взаимности как инструмент для управления поведением людей. В экономической социологии – теория рационального выбора. Взаимодействие – обмен между партнёрами. Такая концепция концентрируется на экономической составляющей, продаже или покупке. С точки зрения антропологии и социологии, некорректно разделять современную жизнь на экономическую, политическую, социальную и духовную сферы и распределять по ним взаимодействия. Мосс выделяет «тотальные социальные факты» - феномены, пронизывающие все сферы общества. Сферы – стороны одного феномена. Синкретический подход к пониманию обмена: обмен – тотальный социальный факт, т.к. пронизывает все стороны жизни и имеет несколько измерений. Мосс считал невозможным сводить обмен только к материальной стороне, это прежде всего социальный и культурный феномен, проявляющийся в разных плоскостях жизни.

«Дар» и «обмен» у Мосса – синонимы, но дар – это только социальный и культурный обмен.

Критерии дара:

1) Отсутствие фиксированной цены.

2) Возврат дара может быть отсроченным («Чрезмерная поспешность возврата платы за услугу есть своего рода неблагодарность.») Отличие экономического и социального обмена: в социальном и культурном обмене существует большой спектр возможностей вернуть заботу, моральные обязательства важнее экономических.

3) Взаимность не всегда связана с действиями тех же людей, которые от нас что-то получили.

4) Взаимность не всегда реализуется в той же самой «валюте» или форме.

 

Многие современные экономики основаны на даре, дар сохранил качество как возможность установления отношений с «другими», признаваемыми значимыми партнёрами. Дар – путь к интеграции, установлению диалога. Мосс: Сравнить нельзя, можно понять их многомерную структуру. Был первым в истории социальной антропологии, кто отошёл от эмпиризма и поставил задачу выявить общий принцип реципрокации (см. далее), который проявляется в большом разнообразии и культурных, и социальных форм.

«Императив Мосса» или «триада Мосса»: обязанность давать, обязанность получать, обязанность возвращать.

Мосс: Понимание универсальности обмена, т.е., понимание обмена как важнейшего принципа человеческого существования. Все сферы жизни можно анализировать в терминах обмена.

Мосс: Некорректность разделения социального мира на экономическую, политическую, культурную и социальную сферы. Понимая обмен как тотальный социальный факт, Мосс развивает идею синкретизма всех сфер. Утверждается, что обмен – целостный феномен, а не совокупность дискретных операций, которые можно разложить на части.

Является ли обмен в любой его форме характеристикой всех известных нам взаимодействий? Социокультурный обмен есть в любой сбалансированной социальной системе, когда социальные отношения выстраиваются на перспективе, ориентированы на значимость всех участников взаимодействия. Принимается право любого участника взаимодействия иметь свою, отличную от вашей точку зрения. Если этого нет, начинается схизмогенез (Бейтсон). В отличие от схизмогенеза, обмен и взаимность значимы, когда отношения ориентированы на длительную перспективу, развитие, признание другого важным участником взаимодействиям. Пьер Бурдьё, «Практический смысл». Конвертирование личного дара в экономическую форму (плату) трансформирует ситуацию исключительно в экономическую плоскость. Здесь проявляется противоречие экономической и социальной составляющих различных явлений и событий.

Вся совокупность взаимодействий, зафиксированных на сегодня, может быть сведена к двум типам: 1) реципрокация (см. вопрос №20); 2) редистрибуция (см. вопрос №21). Впервые их выделил Маршалл Салинс в работе «Экономика каменного века».

 

 

СЕМИНАР (МОСС, «ОЧЕРК О ДАРЕ»)


 



2019-08-13 479 Обсуждений (0)
Обмен как «целостный социальный факт». Культурно-исторические модели обмена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обмен как «целостный социальный факт». Культурно-исторические модели обмена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)