Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепции культуры в социальной антропологии



2019-08-13 695 Обсуждений (0)
Концепции культуры в социальной антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура – то, что связывает нас воедино (Р. Бенедикт). Термин «культура» в переводе с латинского обозначает любую деятельность по возделыванию. Изначально использовался в сельскохозяйственной деятельности. Сейчас это понятие относится к очень разным явлениям. По словам Штразери (?), «все имеют культуру». Своя культура есть у наций, профессиональных сообществ и т.д. С точки зрения социально-антропологических подходов, любая человеческая деятельность имеет культурное измерение (М. Салинс показал это в своих работах).

I. Описательный/дескриптивный подход к изучению культуры

Первое научное определение культуры дал Эдуард Тейлор в работе «Первобытная культура». По Тейлору, культура – сложное целое, которое включает знания, верования, искусство, направленность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества. Благодаря Тейлору осуществился переход от понимания культуры в философии как предмета научной дисциплины.

Основные положения подхода Тейлора, или описательного подхода:

1. Тейлор заложил понимание культуры как суммы компонентов. Культура – система, состоящая из элементов, ещё называемых «инвентарём» культуры. Задача исследователя культуры – разложить целое на части, т.е. перечислить и описать составные части культуры. Однако две культуры могут иметь одинаковый инвентарь и существовать как разные, и в то же время в рамках одной культуры можно выделить что-то отличное. Нельзя установить чёткую корреляцию даже между культурой и языком. Хотя в дальнейшем этот подход не оправдал себя, он всё ещё довольно часто используется.

2. Культуры характеризуются внутренней гомогенностью. Культурные границы разграничивают эти сущности. Нация – внутреннее гомогенное образование с культурной точки зрения, но на самом деле мы не можем провести чёткие границы между культурами. Понятия «французы», «берберы», «англичане» и т.п. – только статичные конструкты. Внутри каждого из них наблюдается очень большое разнообразие, которое сложно описать. Э. Лич говорил о «культурной непрерывности»: внутригрупповые культурные различия часто более выражены и социально значимы, чем межгрупповые. Например, образ жизни студентов из разных стран будет иметь больше общих черт, чем жителей мегаполисов и деревень из одной и той же страны.

3. Культуры соответствуют группам населения. Возможно непротиворечивое описание той или иной группы людей. В рамках этого подхода культуру часто редуцируют к этнографической культуре, воспринимается как соответствующая национальной традиции. Каждая культура воспроизводится по-своему. Так, в Швеции первой половины 20 в. были очень чёткие представления о том, что значит быть саамом, и если человек лишался присущих им культурных признаков, его уже не считали саамом.

Тейлор использовал две объяснительные модели – диффузионизм и эволюционизм. Диффузионизм. Л. Фробениус разработал концепцию морфологии культуры. Задача антрополога – найти центр происхождения всех культурных явлений. С точки зрения Фробениуса, каждый элемент культуры имеет очаг происхождения. Если этот элемент обнаруживается вне очага происхождения, это говорит о культурной диффузии, или аккультурации. В. Богораз-Тан, советский представитель диффузионизма, говорил о «распределении культуры по Земле». Существует несколько моделей распределения: 1) связанные с прямым заимствованием; 2) переносом культурных идей или явлений без непосредственного контакта. Все концепции в рамках диффузионизма – эмпирицизм, предполагающий описание явлений. Причины определяются как внутренние, или экзогенные.

Эволюционизм и концепции культурного развития. Для этой модели характерны идеи этноцентризма. Этноцентризм – построение модели одной культуры, влияющей на другие. В рамках культурного эволюционизма развитие культуры представляет собой восприятие моделей, сформированных в рамках одной культурной системы, другими. Аккультурация – явления, которые являются результатом вхождения группы индивидов, обладающих разными культурами, в непосредственный контакт, вызывающий изменения по крайней мере в одной из культур. Проще, аккультурация – результаты взаимодействия двух групп, обладающих разными культурами. Изначально в понятие аккультурации входили только результаты контактов европейцев с неевропейцами. В дальнейшем этот термин использовался для описания взаимодействий внутри многонационального общества. Р. Парк: Многоэтничность, в том числе явления, связанные с мигрантами, следует описывать через аккультурацию.

4. Культура социальна. Культура усваивается человеком как членом общества или определённой социальной группы. Культура – часть опыта, разделяемого с другими, социальное наследие. Ю. Лотман: Культура – ненаследуемая память поколений.

 

II. Классическая антропологическая концепция культуры

Представители – Б. Малиновский, Э. Эванс-Причард, М. Мид, К. Леви-Стросс. В этой концепции прослеживаются тенденции к преодолению этноцентризма. Её представители критиковали идеи исключительных ценностей и доминирования одной культуры. Появляются представления об эголитаризме (равенстве) культур, преодолевается противопоставление культуры и цивилизации. Также снимается противоречие культуры и природы, утверждённое Тейлором.

Основные положения:

1. Холизм. Малиновский: Культура – уникальное единство, исторически продолжительная интегрированная целостность, отдельные элементы внутри культуры интегрированы совокупностью норм и правил.

2. Интегрированность. (см. определение Малиновского в пункте 1). Элементы культуры невозможно изучать отдельно.

3. Каждый элемент культуры выполняет свои специфические функции. Функциональный взгляд на культуру: культура служит удовлетворению потребностей человека и общества. Задача исследователя: изучать не происхождение, а структуру и функции.



2019-08-13 695 Обсуждений (0)
Концепции культуры в социальной антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепции культуры в социальной антропологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)