Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Брак как социальный институт. Способы заключения брака



2019-08-13 701 Обсуждений (0)
Брак как социальный институт. Способы заключения брака 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Общая характеристика

Брак как социальный институт определяет и устанавливает отношения соединившейся пары друг к другу, родственникам, обществу в целом и детям. Функции брака: 1) легитимация отношений людей, вступающих в брак; 2) определение социального статуса детей. Брачные отношения – не замкнутые: их рассматривают в контексте всей совокупности отношений между мужчиной и женщиной в данном обществе и в целом. Тенденция антропологии и социальных наук: фокус исследований переносится с части на целое. 1) изменение социального статуса вступающих в брак; 2) создание и установление новых социальных отношений, в том числе между группами, которым принадлежат вступающие в брак. Брак – элемент развития социальной структуры общества (Рэдклифф-Браун). Только охотники и собиратели, а также общества, где брачная церемония длится так долго, что ритуалы вступления в брак не представляются возможными, никак не маркируют изменение статуса.

Генезис брака и семьи различен. Они восходят к разным социальным феноменам. Они не конгруэнтны, т.е. не всегда совпадают. Брак может быть не в рамках семьи. Брак, в отличие от семьи, является универсальным институтом.

II. Брак покупкой / Брачный выкуп / Калым

Калым – буквально «плата за материнское молоко». В этнографическом атласе Джорджа Мёрдока выявлены корреляции отдельных элементов социальных структур. В частности, там показано, что более 46% населения Земли практикует брачный выкуп. Калым представляет собой перемещение определённых прав на жену и её детей от группы её кровных родственников к группе мужа. 1) Брачный выкуп предоставляет право на труд; если женщина бездетна, в случае развода она и выкуп в полном объёме возвращаются к родственникам. 2) Брачный выкуп – компенсация группе жены за потерю ею потенциальных детей. Обычно в патрилинейной группе правами обладают те, кто уплатили калым. Беспл.: либо расторжение брака, либо следующая жена. Во многих обществах наблюдается зависимость статусов мужчины и женщины от размера калыма. Брачный выкуп – определённая зависимость человека от своих родственников: в собирание калыма вовлечён большой круг людей. Сегодня калым сохранился у всех кавказских народов, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. В 2001 г. В Турмении был принят Закон об установлении государственного калыма, согласно которому возможно вступить в брак с туркменскими девушками только если внести в Туркменгосстрах 50 тыс. долларов. Калым способствует установлению отношений между родственными группами. Калым не поступает в собственность будущей семьи, он переходит от группы к группе. Попытки законодательно регулировать калым предпринимались в республиках Северного Кавказа: Чечне, Ингушетии, например, индексация размера калыма. Это попытка рассматривать традиционные отношения как элемент традиционной национальной культуры и регулировать её законодательством.

Выкуп всегда поступает от группы жениха к группе невесты. Содержание выкупа различно. В ОАЭ, Египте и Турции это – золото и украшения. Символическая передача – породнение двух групп. Жена не рассматривается как товар. Отношения и выкуп – не купля-продажа, а установка реципрокных социальных отношений. В первую очередь брачный выкуп – социальное, а не экономическое явление.

Есть определённые механизмы, благодаря которым которых мужчина может быть признан отцом детей, не являясь при этом их биологическим отцом. Брачный выкуп позволяет установить эти связи. Дети – легитимные наследники мужчины, уплатившего калым. Следовательно, брак, основанный на калыме, не заканчивается со смертью одного из супругов. Женщину редко принуждают к такому браку, предпочитая, чтобы она выстраивала отношения с человеком, которого выбрала, но дети будут считаться детьми того человека, который уплатил калым. Если нет детей, супруг или жена могут уплатить калым за другую жену, таким образом, во-первых, повысив свой социальный статус, во-вторых, легитимировав потомство. Жена может получить развод, но её дети будут считаться детьми родственной группы того, кто уплатил калым. Калым предполагает легитимацию статуса детей мужчины, уплатившего калым. Учитывается возможность многожёнства. Способ: жена заинтересована в том, чтобы её социальный статус был выше, и платит калым другим жёнам, если бездетна. Новые жёны относятся к ней как к мужу.

III. Похищение, адопция и другие формы установления отношений между группами жениха и невесты

Если молодые люди хотят избежать санкций социальных групп (разрешение или запрет на брак), то брак осуществляется похищением или побегом. Адопция – принятие будущего зятя или невестки в семью с последующим усыновлением (удочерением). Практикуется в Японии, Индонезии, Тайване. «Удочери дочь, женись на сестре»: родители выбирают будущую жену, удочеряют и воспитывают как дочь. В таком случае у детей нет возможности самим выбрать жениха или невесту. Суть обычая – поглощение нуклеарной семьи большой родительской семьёй. Семья не автономна, она растворяется в большой семье, где всё отрегулировано. Адопция и похищение могут регулироваться. В Ингушетии требовалось выплатить штраф за похищение «не своей» невесты. Одна из значимых моделей установления отношений между своей группой и чужой. Алгоритм установления отношений между своими и чужими – внимание к заключению браков. Социальная норма – «избегание», предложенное Эдуардом Тейлором для обозначения совокупности социальных норм, предписывающих сохранение определённой социальной дистанции между родственниками и свойственниками. Отношения были положены в основу разработанной модели между своими и чужими как прописывание отношений, статусы участников которых не определены. Отсюда необходимость строго следовать этикету и жёсткие регламентации правил поведения: чтобы избежать конфликтов и непониманий.

IV. Типы брачных связей

Моногамия и полигамия: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество). Распространено заблуждение о том, что моногамия – результат эволюции от полигамии к моногамии. Но моногамия – не монополия современного общества. Моногамная семья существовала практически во всех известных обществах. Моногамия не вытекает из полигамии как современность из традиционных обществ. Существует разница между современными и неевропейскими обществами в понимании сексуальности: в неевропейских она не включается в семью. Полигиния встречается чаще, чем полиандрия, однако нигде не является доминирующим типом брачных связей. Во многих обществах полигамия – показатель высокого социального статуса. Самое большое зафиксированное число жён – более ста у некоего австралийского аборигена. Женщины, с группами которых заключали союзы – способ установления отношений. Полигамия поощряется, когда в социальном контексте пытаются нивелировать значение брака. Сильная семья (эмоциональный контакт мужа и жены) – угроза целостности социальной группы (пр.: Южная Индия). В мусульманских странах существуют многосоставные семьи: четыре жены, каждая из которых ведёт своё хозяйство. Многожёнство также распространено на Северном Кавказе и у народов севера России (в Западной Сибири). Полиандрия практикуется в Тибете, Непале, Южной Индии (у тода). Полигамные браки часто имеют религиозную подоплёку (например, в сектантских общинах, у мормонов).

V. Проблема соотношения семьи и брака

Классическое определение семьи: семья – социальный институт, возникший вследствие брака и включающий хотя бы одну брачную пару и её потомство. (Однако в реальности семьи не всегда образуются вследствие брака и не обязательно должны включать брачную пару.) По Мёрдоку, семья – универсальный, базовый элемент социальной структуры. Функции семьи по Мёрдоку: 1) создание рамок, в которых происходит воспроизводство рода; 2) социализация потомства; 3) регуляция хозяйственной деятельности; 4) защитная функция.

Однако такое определение не позволяет описать все контексты, где можно найти социальные институты, похожие на семью, например, у наяров на острове Ява. В 17-18 вв. здесь было королевство Качин, имевшее вполне развитую социальную структуру. Население в основном составляли представители касты кшатри, обладавшие высоким социальным статусом. У этого народа семья как социальный институт не зафиксирована, хотя брак постоянно воспроизводил социальные отношения между группами. Брак имел исключительно ритуальную функцию: признание взросления молодых людей. Брачная церемония выглядела следующим образом: молодые люди 7-15 лет в один и тот же день вступали в брак с девушками. Церемония длилась несколько дней: подтверждалось, что они имели право быть взрослыми, однако семьи не создавались. У жены не было обязанностей по отношению к мужу, кроме одной: похоронить его, если он умрёт. Обязанность мужа по отношению к жене – несколько раз в течение жизни преподнести определённые подарки. Брак давал право вести взрослую жизнь, подтверждал отношения между группами, однако настоящие отношения выстраивались между эмоционально близкими людьми (то есть, по любви). Но дети в этом случае не являлись детьми ни биологического отца, ни ритуального мужа. Они воспитывались женщиной и её братьями. Братья передают социальное положение, дают образование, их имущество наследуется. Итак, здесь нет представления о биологическом отцовстве. Роли мужа женщины, отца её детей и того, кто отвечает за социализацию ребёнка, исполняют три разных человека. Здесь не было семьи. Отношения между братьями и сёстрами полностью доминировали над супружескими.

Семья – не универсальный социальный институт. Определение Мёрдока только частично соответствует реальности, как и сформулированные им функции семьи: в некоторых обществах эти функции исполняют другие институты. Существуют разные формы соотношения брачных и семейных отношений.

VI. Современные тенденции

1) Движение от закрытых форм брака к открытым, т.е. от тех, которые регулируются социальными группами, к желанию только людей, вступающих в брак.

2) Развод рассматривается как элемент брака, атрибут брака, показатель брачного поведения. Высок процент разводов. Переход к «серийной моногамии» (Эриксон) – несколько браков в течение жизни как форма полигамии.

3) Автономизация брачности, сексуальности и репродукции, т.е. разделение этих практик. Воспринимается как потеря традиционных ценностей.

4) Развитие социального отцовства и материнства, которые ведут к составным семьям.

В современные тенденции НЕ входят развитие:

1) от полигамии к моногамии (см. выше);

2) от расширенной к нуклеарной семье (в 17-18 вв. в Европе почти везде доминировала нуклеарная семья; это не универсальное явление);

3) от матрилинейной к патрилинейной организации.

 

13. Семья как социальный институт. Динамика семейно-брачных отношений в исторической перспективе (см. вопросы 10,11,12,15)



2019-08-13 701 Обсуждений (0)
Брак как социальный институт. Способы заключения брака 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Брак как социальный институт. Способы заключения брака

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)