Концепция этничности Ф.Барта. «Этнические группы и границы»
ЛЕКЦИЯ Фредерик Барт во введении к работе «Этнические группы и границы» (1969 г.) переосмыслил все подходы к пониманию этничности. По Барту, этничность – форма социальной организации культурных различий. Понятие «форма» означает, что этничность – лишь один из возможных вариантов социальной организации культурных различий (также существуют каста, культурный класс, раса, профессия и т.п.). Понятие «организация» подразумевает процессуальность. Этничность проявляется в результате длительных социальных и культурных процессов. Этническая идентичность – форма осознания культурных различий как отдельным индивидом, так и сообществом в целом. Теория корпоративных групп, символический интеракционизм. -> Переосмысл. этничность. Э. Лич после исследований в Индонезии и Мьянме ввёл понятие этнической и культурной непрерывности. Произошёл пересмотр многих социальных теорий. Согласно структурализму, группа – постоянный элемент социальной структуры. Барт придерживался социального конструктивизма, акцентирующего внимание на сконструированности, текучести состава группы. Принадлежность к группе – это всегда концептуальное событие. Это то, что случается, а не длится от рождения до смерти. Этничность – перспектива осмысления мира. Культурные различия – границы группы. На различия указывают маркёры, которыми могут быть 1) элементы культуры; 2) паттерны поведения. Маркёры могут быть упрощены, сведены к 2-3 признакам, по которым можно быстро определить принадлежность к той или иной группе. Одним из упрощённых способов маркирования может быть формирование общей идентичности на основе синхронизации действий. Это относится не только к этничности (примеры: субботник, парад). Барт: Культура и культурные различия – социальный продукт, формирующийся в результате длительных процессов и являющийся результатом социального взаимодействия. Барт перестаёт рассматривать культуру изначально определённым свойством или атрибутом группы. Она может меняться, но культурные различия определяются как этнические, когда становятся важными в социальном контексте. Культура понимается как результат длительных социальных процессов, в том числе осознания действий, а не как примордиальная черта группы. Граница между этническими группами – социальная, она находится в социокультурном пространстве и не организована территориально. Становится возможным определить группы с точки зрения ситуативности и контекстуальности. Этнизация может представлять собой процесс соединения крайне разнородных элементов, не имеющих общих черт, гетерогенных в социальном отношении, возможно, говорящих на разных языках. США – классическая страна для изучения на её примере процессов миграции, потому что она сформировалась на основе миграций. Сейчас пентагональная схема американской нации состоит из пяти крупных блоков (афроамериканцы, евроамериканцы и т.д.). На момент переселения в США эти группы не мигрировали как группы, они стали таковыми уже в США. Так, туда мигрировали представители тех европейских наций, которые на тот момент нациями не являлись (европейские нации формировались до конца 19 в). Этничность и национализм имеют модульное качество. Это проявляется в том, что часто используются отдельные элементы и способы выражения своей культуры, которые уже использовались при формировании других наций. СЕМИНАР Этничность: актуализация «другого». Слово появилось в 1940-50-е, в 1972 г. утвердилось в Оксфордском словаре. Этникос – язычник/другой по вере (14 в.) – чётко определённый критерий, по которому происходит разграничение. Какие-то характеристики признаются значимыми для той или иной группы. Взаимодействие может определяться только тогда, когда различия значимы. Конфликт между представителями разных этнических групп не обязательно должен быть этническим, может быть и бытовой и др. До Барта этнические группы определялись по общности культурных черт (общность культурных черт -> этническая группа). Барт: этническая группа – социальная организация, или сосуд, культурные черты – содержимое сосуда. Содержимое может меняться, но сосуд остаётся тем же. Этим объясняется то, что: 1) люди, принадлежащие к одной этнической группе, имеют разные культурные черты; 2) люди, принадлежащие к разным этническим группам, имеют общие культурные черты. По Барту: социальные границы -> этническая группа -> общие культурные черты. Социальная граница – это устойчивое воспроизведения противопоставления входящих и не входящих в группу. Люди могут менять этническую идентичность, когда их собственная перестаёт приносить им пользу. Мигранты: канал повышения социального статуса. В критических ситуациях может проявляться «старая» идентичность. Люди меняют идентичность тогда, когда старая перестаёт их удовлетворять. Пример: для фор характерно земледелие, для баггаров скотоводства. Тогда куда отнести третью группу – фор-скотоводов? Скорее к баггарам: не по происхождению, а по поведению/типу деятельности (кем себя считаем). + Экология и демография. Возможны три варианта взаимодействий: отсутствие взаимодействия (когда этнические группы занимают совершенно разные ниши), конкуренция (занимают одну нишу) и симбиоз (занимают взаимодополняемые ниши).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2715)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |