Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ритуал и обычай. Социальные функции ритуала



2019-08-13 655 Обсуждений (0)
Ритуал и обычай. Социальные функции ритуала 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует три уровня определения понятия ритуал:

· В узком смысле ритуал понимается как социальный аспект религии и соотносится с культом. Ритуальные формы – предписанные стереотипизированные паттерны поведения в контексте религиозной жизни. (Дж. Фрезер)

· Ритуал – стереотипные формы поведения, не имеющие утилитарных целей. Включают в себя не только религиозную деятельность, но и фестивали, парады, инициации, Олимпийские игры и даже традиционные формы приветствия и ритуализированное поведение.

· В самом широком смысле ритуал – не только события, но и любые экспрессивные формы деятельности в той степени, в какой оно передаёт социальный или культурный статус индивида. Любые действия (обработка полей, еда и т.п.) имеют ритуальный смысл, в частности, могут быть соотнесены с практикой жертвоприношения. И выход из аудитории в коридор, и пересечение границы между двумя статусами могут быть описаны с точки зрения ритуала, изменяющего социальный статус человека.

 

I. Обряды перехода: А. Геннеп и В. Тёрнер (см. вопрос №27)

II. Другие концепции ритуала. Соотношение ритуала с религией и современностью

Слабая сторона определения ритуала и по Тёрнеру, и по ван Геннепу: получается очень широкое понятие. Любая стандартизованная форма поведения может быть описана как обряд перехода (любая медицинская операция, защита и получение диплома). Сюда включается всё, что заявляет об изменении социального и культурного статуса (посвящение в моряки, курсанты). Обряды перехода обычно совершаются на границе культурных явлений. Обряды обнаруживаются почти по всей Земле, как в древности, так и в наше время. Следовательно, обряд – кросскультурное явление. Кросскультурное сходство позволяет предположить, что обряд перехода – это универсальный паттерн символической классификации явлений. Обряды переходаинструмент перемещения от одного культурного или социального статуса к другому и публичного признания изменения. Обряд переходаспособ подтверждения того, что в определённом сообществе или сегменте всё ещё воспроизводятся данные социокультурные ценности, т.е. признания легитимности существующего социокультурного порядка.

Обряд всегда контекстуален. Возможности для их сравнения невелики (если не изучается структура обрядов). Следовательно, ритуал нельзя понимать как глобальную конструкцию или «ключ к культуре» (Дюркгейм), ставится вопрос о границах и возможностях ритуала. В русском языке понятие ритуала соотносится с мифом, религией или культом. Русский ритуализм также получил значительное развитие в этом направлении. В.Н. Топоров связывал сильную позицию ритуала с особым типом мировоззрения, основанным на мифе. Миф и мифология – не только система мифов, но особый тип мышления, хронологически и по существу противостоящий научным формам мышления. Ставится вопрос о соотношении мифа и ритуала. Что первично? Проигрывает ли ритуал определённые мифы, или мифы являются идеологией для ритуалов?

Начиная с работ о соотношении мифов и ритуалов, один из способов описания традиционных обрядов – изучение ритуальной стороны. Воспроизводится дисциплинарная граница. Ритуалы рассматриваются преимущественно в контексте традиционных обрядов. Сферой изучения тех, кто изучал современные общества, была концептуализация традиций или изучение обычаев. Считалось, что традиция соотносится с культурой в целом, ритуал – с традиционной культурой. Это одна из форм дихотомических классификаций, на которой долго выстраивалась методология социологии и антропологии.

Уильям Ллойд Уорнер, «Живые и мёртвые», 1959. В 1930-х Уорнер инициировал изучение небольших городов: американских янки-сити. Он одним из первых использовал качественные методы, или этнографические полевые исследования, для изучения современного ему контекста американской жизни. Когда он изучал австралийских аборигенов, разграничение по методу было актуально, но применив качественный метод к современному обществу, он обнаружил, что в Америке ритуальные практики имеют место не только в контексте религии. Он проследил связь ритуала с добровольными сообществами и организациями и выявил большое значение ассоциации и интеграции в общество. Его очень жёстко критиковали: как можно изучать нас теми же методами, что и аборигенов?! В 1930-е годы господствовали представления о жёсткой границе между сакральным и профанным, традиционным и современным: это была линия, разграничивающая типы обществ. Поэтому концепция Уорнера была встречена в штыки.

Соотношение ритуала со сферой сакрального долго преодолевалось в социальных науках. Ритуал может быть изучен в религиозном аспекте. Религиясистема представлений о сверхъестественном и сакральном. Ритуал – социальный процесс, выражающий эти представления. Ритуал – стандартизированное, публичное действо, которое тем или иным способом тематизирует отношения между миром жизни и миром духов (в контексте религии).

III. Виды ритуалов

Ритуалы перехода сопровождают изменение социальной позиции.

Ритуалы подтверждения. Эмиль Дюркгейм видел в ритуалах истоки самого общества. Дюркгейм: Ритуал – драматическая версия мифологической хартии общества. Люди проигрывают, например, историю своего происхождения. Структура ритуала ориентирована на выражение существующих социальных различий и диспозиций. Любая социальная трансформация задаёт цепную реакцию в системе этих отношений, позволяя участникам принять новые роли и позиции. В связи с этим выделяют обряды подтверждения социальной позиции. Они призваны признать легитимность существующего порядка вещей и социальных отношений. Например, на выработку общей идентичности, дружеских уз, отношение, выражаемое коллективами к чему-либо.

Ритуалы синхронизации. Важны ритуалы синхронизации, способствующие формированию ритмических гармонических движений и навыка коллективных действий (Иренеус Эйбл-Эйбесфельдт): субботники, парады и др. Флешмобы также можно рассматривать как упрощённый вариант обряда синхронизации. Ритуалы синхронизации могут использоваться как инструмент выработки общей идентичности группы. Так было в нацистской Германии, где общая идентичность вырабатывалась в том числе путём совершения схожих или одинаковых действий (например, коллективные обеды). Ритуалы синхронизации приводят к формированию чувства общности, единства. Происходит совместное эмоциональное переживание события. Группы, выступающие против агрессии или общего врага, как правило, очень сплочённые, ритуализированные. Вхождение в них часто напоминает военизированные структуры.

Самый простой способ установления социальных отношений – обмен (в том числе приветствиями, жестами). Ритуализация действия: признание другого значимым социальным актором.

Ритуалы сопротивления. Ритуал – пространство, где, как правило, разрешается открытая критика существующего социального и политического устройства, например, карнавалы в Средней Европе. Реальный социальный конфликт проигрывается как театрализованное представление. Они могут относиться к ритуалам сопротивления, так как символическим образом делают возможным санкционированное нарушение нормы: перевёртывание проп-тей на шкале ценностей. Ритуалы сопротивления несут в себе потенциал изменения общества. На них проигрываются ситуации, которые могут быть реализованы в других контекстах. Ритуал заявляет о социальном порядке и конституирует важный форум для несогласных.

Ритуалы, относящиеся к разным историческим периодам и социокультурным пластам, могли воспроизводиться с тем, чтобы создать впечатление легитимности существующего порядка. Например, День Великой Октябрьской Революции изначально был трансформирован в праздник осени/зимы, но быстро был заменён на День народного единства. Это позволило аккумулировать в себе интенции разных людей: люди могли приписывать символам разные значения. Новые символы появляются там и тогда, где необходимо появление новых идей. Символика России отсылает к разным периодам (современный флаг и советский гимн), что позволяет разным людям выбирать удобные способы формирования своей национальной идентичности. Разнородная символика позволяет смягчить противоречия разных групп населения.

IV. Заключение

Сейчас нет единой общей концепции ритуала. Подходы: многоуровневый анализ ритуала Э. Лича, системная экология (Раппопорт), герменевтика Клиффорда Гирца. Общность этих подходов в том, что ритуал понимается как косвенный, непрямой способ формирования и репрезентации представлений о жизни общества, имеющий выраженное идеологическое измерение. Постепенно преодолевается негативное отношение к ритуалу как к форме ограничения автономности субъекта, возможности развития индивида. Сейчас ритуалы – формы социальной практики, без которых не было бы ни социальности, ни общества. Конструктивная сторона ритуала: он позволяет осуществлять изменения социальной структуры общества без разрушения всей совокупности связей, инициируя изменения в символической форме и давая им возможность претворяться в жизнь. Это всегда культ. представление, репрезентация. Он может создать представления о преемственности и легитимности, представить новую ситуацию как знакомую или уже состоявшуюся в историческом прошлом. + Воспроизведение в современной идеологии того, что воспринимается как традиционная система ценностей. Эти подходы наиболее актуальны. (К. Гирц, «Петушиные бои на Бали»)

 

31. Эгалитарные и социально стратифицированные общества (см. вопросы 9 (касты), по желанию 18 (гендер) и 35 (возраст))



2019-08-13 655 Обсуждений (0)
Ритуал и обычай. Социальные функции ритуала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ритуал и обычай. Социальные функции ритуала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)