Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реципрокация в традиционных и современных обществах. М.Саллинз и К.Леви-Стросс



2019-08-13 937 Обсуждений (0)
Реципрокация в традиционных и современных обществах. М.Саллинз и К.Леви-Стросс 0.00 из 5.00 0 оценок




Реципрокация – это отношения обмена, в который вовлечены две стороны: отношения между двумя людьми, группами или социальными системами. Стороны обычно имеют одинаковый социальный статус.

Основные типы реципрокации:

1. Генерализованная реципрокация. Альтруистические типы. Социальная и культурная составляющие абсолютно доминируют над экономическим содержанием взаимодействия. Взаимодействие не прекращается, если услуга не возвращается (например, забота детей о родителях). Обычно обязательства не оговариваются, ожидания реципрокации неопределённые (например, самопожертвование, поведение при ЧП).

Генерализованная реципрокация по определению бескорыстна. Осуществляется любому другому просто потому, что он в ней нуждается (все формы благотворительности). Концепция реципрокного альтруизма. По Треверсу включает следующие типы поведения:

· Взаимопомощь во время стихийных бедствий и катаклизмов

· Поддержка больных, беспомощных, детей и пожилых.

· Помощь посредством знаний.

· Помощь посредством новых технологий.

 

Принимающая сторона получает больше, чем отдающая, НО только на первый взгляд.

2. Сбалансированная реципрокация. 1) Непосредственный обмен. 2) Обмен эквивалентными ценностями, не допускающий больших отсрочек. Менее личностна и эмоционально окрашена. Экономическая сторона так же значима, как социальная и культурная. Взаимодействие прекращается, если одна из сторон не соблюдает правила, то есть нет ответа на услуги или подарки. Основана на социокультурных паттернах.

3. Негативная реципрокация. Односторонняя, способ разрушения социальных отношений, их разрыва, получение необоснованной прибыли без ответного возмещения.

Основная идея Леви-Стросса: Реципрокация – это идея коммуникации на трёх разных уровнях: 1) вербальная коммуникация; 2) обмен услугами; 3) обмен женщинами. Из этих трёх уровней и складывается реципрокация. (Кажется, у Леви-Стросса реципрокация и коммуникация – синонимы, но это не 100%)

 

Редистрибуция. Понятие «престижной экономики»

Редистрибуция – отношения центра и периферии, включающие перераспределение. Соединение ценностей, товаров, услуг в центре и перераспределение в определённом обществе соотносится с культурными паттернами.

Особенности редистрибуции:

1. Здесь есть посредник.

2. Это отношения формирования культурного / социального / экономического / политического центра (отдельное лицо или социальный институт) – центрированные отношения.

Редистрибуция – отношения внутри социальной общности, выражающие социальное единство. Для неё характерны соединение отношений в рамках центра и наличие социальных границ, в пределах которых перераспределяются ценности. Редистрибуция предполагает наличие третьей стороны – посредника. Редистрибуция способствует формированию социальной иерархии. Существует в двух основных формах:

Эголитарная редистрибуция. Редистрибутор не получает экономической выгоды от своих действий. Их целью является повышение социального статуса, престижа. Тот, кто распределяет, вкладывает больше, чем может получить.

Стратифицированная редистрибуция. Средства оседают в «центре».

Обе формы редистрибуции – формы престижной экономики, или экономики уважения.

Существует особый вид экономической деятельности, направленный прежде всего на получение более высокого социального статуса, осуществляющий редистрибуцию. Неравенство социальных статусов может соседствовать с полным экономическим равенством. Пример: Потлач – социальное явление, предполагающее демонстрацию и потребление богатства, т.е. «престижная трата», демонстрирующая особую щедрость. Цель – уязвить кого-то, демонстрируя свой социальный статус, например, уязвление соперника мгновенным уничтожением богатства. «Игры с Солнцем»: человек победит тогда, когда покажет, что он не зависит от того, что накопил. Чем больше он тратит, тем выше его социальный статус. Потлач: индейцы Северной Америки. «Пасхатл» - делать подарок. Синоним «расточительство», «демонстративные траты».

(Пример: налоги). Эволюционный план: типы, соотносящиеся с разными типами экономики, но это не продуктивно, т.к. е или иные формы носят универсальный характер, присущий любым формам общества.

 

Детство как феномен культуры

(в основном по Кону, можно добавить по Арьесу)

Кон И. С. Ребенок и общество

Детство в зеркале общественных и гуманитарных наук

Глава 1. Образы детства

Интерес к детству

Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуру любого отдельно взятого народа и человечества в целом. И не поняв закономерностей общества, общество не может познать себя.

Сегодня считается, что в новое время, особенно XVII и XVIII вв., появился новый образ детства. Вырос интерес к ребенку во всех сферах культуры, и, наконец, за детством призналась автономная, самостоятельная социальная и психологическая ценность.

Глава 2. Этнография детства и психологическая антропология



2019-08-13 937 Обсуждений (0)
Реципрокация в традиционных и современных обществах. М.Саллинз и К.Леви-Стросс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реципрокация в традиционных и современных обществах. М.Саллинз и К.Леви-Стросс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (937)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)