Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гендерная проблематика в социальной антропологии



2019-08-13 469 Обсуждений (0)
Гендерная проблематика в социальной антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Существуют различия между старшими и младшими (возрастные), различия между мужчинами и женщинами, различия между «нами» и «ними» (своими и чужими). Эта граница относительно подвижна и контекстуальна. Не всё подразумевает неравный доступ к статусам, рангам и власти: есть как вертикальная, так и горизонтальная стратификация. Вертикальная – неравенство во власти, статусах и рангах, горизонтальная – аспекты различений. Горизонтальная дифференциация НЕ приводит к формированию иерархии. Это различие, выражающееся через разделение труда или культурные различия.

Гендернабор соглашений, при помощи которых общество трансформирует биологическое в социальное. Гендер – НЕ то же самое, что социальный пол. Различают гендер как научную социальную категорию, обозначающую социальные и культурные функции пола, и гендер как реально существующий феномен, социально конструируемый, возникающий в конкретном месте, времени или случае. Гендер долго игнорировали. Для социальных наук это была междисциплинарная часть, интегрирующая различные потоки исследований. Следовательно, гендерные исследования долго находились на периферии и оформились намного позднее, чем исследования в других областях.

Основные подходы к изучению гендера:

1. Биологический детерминизм. Биологические признаки мужчин и женщин от набора хромосом, гормонов до размеров мозга определяют врождённые различия в поведении мужчин и женщин, предопределяют выполняемые ими социальные роли и функции. Характерные для большинства обществ гендерные различия понимаются как сформированные на основе естественных факторов: мужчина должен заниматься войной и охотой, женщина – земледелием и домом. Однако существует много свидетельств обратного: нет универсальных гендерных ролей. Не выявлено прямой связи между физиологическими особенностями человека и паттернами социокультурного поведения мужчин и женщин. Маргарет Мид (1920-е): «Хотя каждая культура институирует роли мужчины и женщины, характер, присваиваемый полу, может быть просто одним из вариантов человеческого характера.» Мид была одна из первых антропологов, сформулировавших проблему социальной сконструированности пола. В работе «Пол и темперамент» (1935) Мид пишет, что многие черты личности, которые мы считаем мужскими или женскими, так же мало связаны с полом, как одежда, манеры или головные уборы, которые общество приписывает каждому полу. Одежда – важный маркёр (Елена Ярская-Смирнова, «Одежда для Адама и Евы»).

Выводы учёных, придерживавшихся биологического детерминизма, основаны на наблюдении приматов, а не людей. Универсализм, порождаемый различия полов, может иметь не биологические, а культурные основания. Ряд биологических признаков подгоняется под стереотипы и каноны: эталоны, нормы красоты и т.п. Эти стереотипы дискурсивно внедряются в особые социальные и культурные среды, они контекстуальны. Гендер – прежде всего конвенциональное представление. Сами по себе взгляды, представления о различиях – это социальные и культурные конструкты. Необходимо не изучать гендерные роли и функции, а установить, каковы ресурсы контролирования пола и как складываются представления о ролях и функциях.

2. Структурное направление. В рамках этого подхода гендер сопряжён с категориями власти, неравенства, доминирования и ассиметрии. Гендерное неравенство понимается как различие в статусе, престиже или обладании властью в группах, социальных институтах или обществе в целом. Сейчас актуализируется дискурс признания, позитивная дискриминация женщин. Однако является ли подчинённое положение женщин универсальным? Имеют ли женщины более низкий статус в большинстве обществ? Такая точка зрения проблематична, так как существует много обществ и культур, где наблюдается полное равенство полов. Женщины везде разные, они не образуют эссенциальную социальную группу. Считается, что группа женщин формируется по признакам, она гомогенна и статична и её члены имеют общие признаки (по аналогии с этничностью). Но это не так. Относительная безвластность женщин обсуждается в контексте западных концептов «дискриминации» и «власти» и возможности универсального использования этих концепций. Эти концепции этноцентричны, их использование обуславливает ситуацию: любая ситуация ассиметричных отношений объясняется через западную концепцию доминирования и власти, хотя носители традиций могут объяснять это иначе. Женщины могут пользоваться властью в таких областях и распоряжаться такими ресурсами, которые не распространены в западных обществах, но это не попадает в поле зрения исследователей. Концепты ранга, доминирования, подчинения, дискриминации женщин сами по себе проблематичны. Основываясь на них, и исследователи, и представители власти продуцируют предвзятость, аналитическую сопряжённость неравенства и гендера, в то время как многие люди считают, что ситуация должна объясняться не категорией равенства, а категорией комплементарности.

3. Комплементарный подход. Последние два десятилетия в антропологии доминирует рассматривание отношений мужчин и женщин как комплементарных (взаимодополняющих). Дискурс неравенства закрепляет стигму: положение женщин как уязвлённой группы. Принимаются соответствующие меры: социальное квотирование, что является непрофессиональным принципом. Г. Мур (основная работа – «Феминизм в антропологии»): Такой подход закрепляет стигму быть женщиной. Недостаточно добавить женщин во власть («добавить и размешать»). Необходимо перестать смотреть на женщину как на экзотику, жертву или аномалию, и описывать их через призму того, что мужское – норма. Необходимо преодолевать как евроцентризм, так и андроцентризм. С точки зрения андроцентризма, мужские паттерны поведения являются нормой. Проблема репрезентации собранных материалов. Любые формы асимметричных отношений описываются через концепцию доминирования и структурного неравенства. Эдвин Арденер в работе «Модели и молчащие группы» (?) разработал концепцию молчания: доминантная группа контролирует точку зрения выражения. У немых групп нет доступа к сфере выражения своих интересов, их интересы выражают другие. По Арденеру, немота – продукт социальных и культурных процессов. Проблема в том, что изменились способы отношений и их репрезентации. Если женщины – меньшинство, то они изменят статус только когда разорвётся связь. Современная гендерная концепция основана на трёх теоретических положениях:

1. Социальный конструктивизм Парсонса: социальное детерминирование взаимодействий.

2. Теория социологии Беллза (?): как приобрести гендерную идентичность.

3. Символический интеракционизм Гофмана: социальное взаимодействие – как идеи приписываются.

 



2019-08-13 469 Обсуждений (0)
Гендерная проблематика в социальной антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гендерная проблематика в социальной антропологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)