Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каста и кастовые структуры



2019-08-13 1097 Обсуждений (0)
Каста и кастовые структуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Кастовые системы – альтернатива этническому культурному взаимодействию. Касты – социальные профессиональные или в ряде случаев этнические наследственные замкнутые общности, связанные с социальными нормами, эндогамией, а также социокультурными паттернами одежды, пищи, поведения («Клан, каста, клуб»). Хотя Индия считается классическим примером кастовой системы, сами индусы слово «каста» не использовали – у них это называлось джати. Каста – слово португальского / испанского происхождения. Первоначальное значение – род, порода, качество. Испанцы использовали это слово для обозначения коренного населения Южной Америки.

I. Кастовая система в индийском обществе

Кастовая система в Индии функционирует на нескольких уровнях. В первую очередь индийское общество делится на четыре крупные варны. Варны были связаны с взаимодействием двух основных групп населения: 1) пришлое, кочевое население, говорящее на арийских языках; 2) местное, дравидоязычное, осёдлое население, занимавшееся земледелием. Две высшие варны – брахманы и кшатрии (в основном представлены арийцами). Две низшие варны – вайшьи и шудры. Брахманы и кшатрии – «дважды рождённые»: они пережили не только рождение в собственном смысле слова, но и синкретизацию – духовное рождение.

· брахманы — жрецы, учёные, подвижники;

· кшатрии — воины, правители;

· вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы;

· шудры — самая пёстрая варна, представленная людьми начиная от творческих профессий (актёры) заканчивая неполноправных членов общества (слуги, наёмные рабочие, чужаки).

Варны делятся на джати (касты). Четырёхчленная система постоянно сегментируется, что создаёт ряд каст/джати. В отличие от варн, джати – реальные социальные группы.

Критерии выделения каст:

· эндогамия (обязательная норма);

· наследственная функция (изменить касту практически невозможно);

· профессиональные группы.

Касты ранжируются, таким образом создаётся социальная иерархия. Большая роль уделяется профессиональной идентичности и паттернам поведения. Очень сильны барьеры между кастами. Приняты нормы избегания: сохраняется дистанция между отдельными кастами. Это проявляется в запрете на браки, приём тех или иных видов пищи.
Помимо каст, существует группа неприкасаемых, или далит. Неприкасаемые считаются нечистыми, поэтому в отношении к ним применяется система избеганий. Неприкасаемые должны жить в определённых кварталах. Обычно они выполняют грязную работу. Случайное прикосновение к неприкасаемым на улице приводит к загрязнению, после чего человеку, дотронувшемуся до неприкасаемого, необходимо пройти через процедуру очищения. Однако именно среди неприкасаемых встречаются лучшие массажисты, и посещение такого массажиста не считается загрязнением. Неприкасаемые – не каста, они находятся вне нормированной социальной системы, не включены в неё. На них не действуют нормы, присущие социальной структуре в целом. Они относятся к зоне нерегламентированных контактов, или ненормированной социальности. В Японии также есть группа, не поддающаяся социальному регулированию – буракумин. Возможно, что цыгане до распространения на территории Европы были одной из индийских каст, и это способствовало тому, что у них до сих пор сохранилось выраженное чувство собственной идентичности.

Кроме каст, в Индии также есть этнические группы и списочные племена – потомки коренного аборигенного населения Индии. Они не входят в касты и являются примером типичной этнокультурной идентичности.

II. Касты в современной Индии

Махатма Ганди сделал попытку трансформации из системы иерархии в систему равенства, был принят закон о равенстве каст. В эту систему необходимо было включить неприкасаемых. Ганди объявил, что неприкасаемые – дети Солнца. Пример того, как стигматизированная группа может изменить своё положение:

1) принять стигму;

2) совершить символический переход: превратить стигму из причины дискриминации в предмет гордости;

3) заставить окружающих считаться с этим.

В 1950-х в Индии была проведена одна из первых (а может, и самая первая) программ позитивной дискриминации. Позитивная дискриминация – законодательно закреплённое предоставление угнетаемой группе или меньшинству больше прав по сравнению с большинством. Позднее такая политика успешно проводилась в США и получила название аффирмативных действий (т.е., поддерживающих).

Тенденция к трансформации кастовой системы наблюдается с середины 20 века. Ослабевают понятия чистоты касты, смягчается регулирование пищевого поведения, контактов. Меняется структура профессионального общества: появляются новые профессии, выходящие за пределы традиционных каст. Однако всё ещё сохраняются эндогамия и кастовая идентичность. В последнее время выходцы из каст образуют своеобразные сообщества по интересам, группы поддержки, называемые «кастовыми ассоциациями». Кастовые ассоциации строятся на добровольной основе.

III. Подходы к понятию касты

Может ли использоваться понятие «каста» только для индийского общества, или оно имеет более широкое значение? Существует два подхода.

Сторонники первого подхода – Луи Дюмон (работа «Homo Hierarchicus» / «Хомо Иерархус»), Питер Риверс. По их мнению, в обществах, где встречается подобие каст, это объясняется либо заимствованием, либо созданием социальной системы по аналогии с Индией. Дюмон рассматривал общество как интегрированную целостность. Каста – элемент индийского общества, и может быть понята только в индийском социокультурном контексте. Интерпретация индийского общества как социально стратифицированного – результат описания и интерпретации извне, отражающий европейский взгляд.

Сторонники второго подхода – Алфред Крёбер, Фредерик Барт. Они наделяли понятие «каста» более широким значением и считали возможным распространение кастовой системы в соотношении с классовой структурой. Касты и классы представляют два типа социальной стратификации. От классовой структуры, где границы между классами не являются непроницаемыми, касты отличаются «чрезвычайной неподвижностью». Каста может рассматриваться как предельный случай класса. Таким образом, каста и класс сопоставимы.

Примеры кастовой системы: структура общества Древнего Египта, половозрастная структура в Восточной Африке, социальная структура в горных провинциях Китая (в провинции Сычуань этнические общности выстраиваются в социальную иерархию). Формы кастовой иерархии известны также в Полинезии и Пакистане. В Китае четыре народа вписаны в иерархическую систему отношений. Социоструктурный подход: Касты – модель социальной структуры, где социальные статусы приписываются, а не являются достижимыми. В таком понимании межрасовые отношения в Америке также осуществляются через касты.

Социокультурная перспектива:

· Социальность и культурные нормы воспроизводятся каждым из сегментов общества.

· Действует механизм включения и исключения.

· Определено место каждой группы (а не человека) в социальной структуре.

· Невозможно изменить принадлежность к группе. Главная форма мобильности в кастовом обществе – групповая мобильность (когда вся группа в целом меняет своё положение в обществе).

· Доминируют предписанные формы идентичности (примордиальные, т.е. полученные при рождении).

Кастовая система препятствует этнизации общества. В индийском обществе этнические общности не включены в касту. Кастовая система – одна из форм плюрального общества (см. вопрос №25) с отдельными сегментами, выстроенными в ранговую иерархию.


 



2019-08-13 1097 Обсуждений (0)
Каста и кастовые структуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каста и кастовые структуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)