Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурные аспекты глобализации: антропологический ракурс



2019-08-13 587 Обсуждений (0)
Культурные аспекты глобализации: антропологический ракурс 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Концепт глобализации (конец 80-х гг.)

Идеи и сообщения, которые адресованы кому-то, могут быть прочитаны совершенно в другом контексте.

Восприятие пространства и времени меняется. Центральная категория – идентичность, формирующаяся в новых границах. Меняется контекст идентификации. Географическое пространство и его исторический смысл уже не определяют то, к какой группе мы относимся. Когда мы говорим о социальном пространстве, мы не можем привязать культуру к одному месту.

1. Как форму осознания, алгоритм формирования идентичности мы можем считать глобализацию новым феноменом. (Общая коммуникативная система)

2. Глобализация – расширение экономических структур. НО упускаются культурные аспекты взаимодействия, не присущие всем сферам человеческой деятельности. Глобализация как синоним вестернизации (т.е. односторонний процесс – западноцентристская точка зрения на современный мир). Следовательно, глобализация понимается как процесс стирания культурных различий, формирование общей культуры. Культурная синхронизация действительно имеет место (унификация паттернов поведения, потребления), но она релевантна лишь определённым сферам. Происходит усложнение культурных различий, мир становится более сложным.

3. Глобализация – как угроза локальным идентичностям, культурам. НО здесь мы выстраиваем дихотомию локальное – глобальное. На самом деле и локальное, и глобальное – это способ осмысления происходящих процессов. Нельзя локальное и глобальное понимать как два разных аспекта социального. Глобализация – способ осмысления этого континуума.

 

II. Подход Томаса Эриксена

Три измерения глобализации:

1. Высвобождение (социальных и культурных аспектов из локал.), или иначе детерриторизация культуры и идентичности, форм взаимодействия – термин Аппадураи. Расстояние становится незначимым как фактор различения культур. Высвобождение культуры, формирование социального взаимодействия из определённого локального культурного контекста.  Идентичность осмысляется сегодня в контексте мобильности. Человек выстраивает свою культуру не по отношению к другим, а в очень широком культурном и социальном процессе.

2. Ускорение. Всё призвано к тому, чтобы быстро решить какие-либо задачи, упрощение взаимодействия (сведение его к ряду последовательных действий), упрощение культуры посланий. П. Вергелья (?), «Теория скорости»: Современное время – это время без задержек. Быстрота, анонимность, дезинтеграция – значимые характеристики современности. Все общаются со всеми, но никто ни с кем не общается. Эриксен: «Тирания момента. Время в эпоху информации». Скорость – наркотик, вызывающий зависимость.

Меняется способ оформления текста:

· Мы выходим за рамки большого культурного текста, существующего в разных культурных мирах, которые плохо соприкасаются, и постоянно переходим из них.

· Меняется алгоритм формирования идентичности. Способ закрепления знаний был связан с письмом. Идёт переход к электронному тексту, электронному способу коммуникации.

3. Взаимозависимость (взаимосвязанность). Сети становятся плотнее, насыщеннее -> Новые черты возможностей, новые формы насилия. Быть мобильным – значит быть современным. Мобильность приводит к тому, что всё большая часть людей живёт за пределами того места, той культуры, где они родились. Ведёт к смешению населения (культурная гибридизация, креолизация).

 

III. Как люди отвечают на изменения?

1. Глобализация культуры не означает, что группы и индивиды становятся одинаковыми в культурном плане. Речь идёт о появлении новых культурных различий в контексте глобализации.

2. Концепции традиции и современности имеют смысл только как аналитические категории. Современное и традиционное общество – это не что-то реально существующее. Существует множество культурных миров, границы между которыми относительны, подвижны и проницаемы.

3. Концепты общества и культуры становятся всё более проблематичными. Мы не можем рассматривать культуру как статичную, закрытую, локализованную в определённом месте.

4. Трудно определить явления, которые мы изучаем. Ни нация, ни общество, ни культура не могут быть наблюдаемы в условиях глобализации. Следовательно, классический метод полевой работы как метод сбора материала не может быть использован как единственный.

Неместа – пространства, лишённые определённых значений (аэропорты, супермаркеты). (Аже)

Антропология сегодня призвана решать современные проблемы, ориентирована на значимые тенденции современности. Она уже не ориентирована на изолированные сообщества, а изучает формирование культурных и социальных многообразий в современном мире. Антропология изучает формы культурных различий, способы саморепрезентации и управления культурными различиями (политики, проводимой различными субъектами). Антропологические концепции глобализации могут быть условно сгруппированы в два больших направления:

1. Глобализация как процесс связывания социальных структур, культур, идентичностей. Связывание интенсифицируется, связывание культуры, структуры и идентичности – структуры глобального уровня, а не транснационального. С антропологической точки зрения, процесс представляет формирование новых форм идентичностей, не привязанных к локальностям, формирующихся в рамках новых социокультурных пространств.

2. Глобализация через трансформацию времени и пространства. Глобализация как процесс реконфигурации пространства и времени, в основе лежит реконфигурация культурных форм и идентичностей, вынесение их за рамки локальных конфигураций и то, как люди воспринимают эти процессы.

+ концепция А. Аппадураи – см. вопрос № 26



2019-08-13 587 Обсуждений (0)
Культурные аспекты глобализации: антропологический ракурс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурные аспекты глобализации: антропологический ракурс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)