Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДИСКУРС МОБИЛЬНОСТИ (скорее всего, не обязательно)



2019-08-13 378 Обсуждений (0)
ДИСКУРС МОБИЛЬНОСТИ (скорее всего, не обязательно) 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Основные подходы к изучению мобильности

Мобильность – определяющая черта времени. Не только человек, но и весь мир находится в движении. Кажется, что нет социальной стабильности и культурной преемственности. «Реванш кочевников» - метафора. Появляется принципиально новое качество номадизма (номады – кочевники): человек не может быть заключён в капсулу своей культуры. Производство его идентичности и культуры постоянно переопределяется за счёт вовлечения индивидов и групп во взаимодействия. Номадизм сегодня – это переопределение своей культуры людьми или группами, вовлечёнными в более широкие социальные и культурные контексты. Культура постоянно переосмысляется. Культурное разнообразие не исчерпывается вместе с границами, глобализация не приводит к тому, что различия становятся невидимыми. Томас Эриксен: Границы (культурные и социальные) проводятся только для того, чтобы их преодолевать и подвергать сомнению их существование. Поэтому сейчас мир находится в движении. Преодолеваются статичные подходы к культуре и обществу. Согласно таким подходам, сообщества понимаются как интегрированные целостности; «своя» культура противопоставляется тем, которые формируются в процессе миграционной активности.

Европа, согласно греческой мифологии, была девушкой, похищенной Зевсом из Северной Африки. Это одно из множества свидетельств того, что общие корни связывали Европу и с другими частями света. Европейская культура и идеология сформировались не только из местных традиций, впитала в себя культуру Византии, арабского мира, Северной Африки. Европейская культура в Средневековье сохранялась за пределами континента. Тексты греческих мыслителей сохранялись у арабских философов. Достижения европейской философии были по-своему поняты и запечатлены в трудах мыслителей Ближнего Востока. Христианские ценности зародились на Ближнем Востоке. Ислам и христианство имеют общие истоки, они зародились в одном культурном ареале. Испания впитала в себя культурное наследие Африки и средневековой Византии. Всё это говорит о том, что изначально европейская культура сформировалась за счёт импульсов разного происхождения, она не была однородной. Проблематизация европейской культуры как культуры, развивающейся в одном направлении, гомогенной и статичной культурной конфигурации требует переосмысления за счёт включения в сферу внимания всех тенденций.

Насколько новы процессы изменения «принимающих обществ» под влиянием таких факторов, как миграция? Явление новое в том смысле, что оно крупномасштабное. По данным ООН, в 1992 году более 100 миллионов человек проживали за пределами своей родины. Оценки числа мигрантов за последние два года колеблются от 140-150 до 500 миллионов человек. М. Шонгут (?) считает, что только 2,6% населения в мире живёт более-менее постоянно, другие вовлечены в процессы перемещения. К процессам социальной и культурной мобильности люди подключаются, не выходя из дома: они вовлечены в другие культуры и миры, независимо от местонахождения фактора.

Ричард Кирни (?): В Ирландии проживает 5 миллионов ирландцев, а вне её – 70 миллионов ирландцев. Такая ситуация является результатом длительной миграции населения. Сегодня условия меньшинства или изгнания (minority conditions) – одна из форм глобального гражданства. Глобальный мир может быть представлен как совокупность меньшинств, которые никак себя не определяют по отношению к большинству.

Основные положения:

· Культура не прикреплена к определённой территории в условиях глобализации. Пространственное измерение культуры не является релевантным.

· Длительность существования культурных феноменов, преемственность развития культуры не может быть сопряжена с теми или иными наблюдаемыми культурными феноменами.

· Культура не определяется через подобие: критерий подобия не работает. Следовательно, понимание глобализации как культурной стандартизации верно только отчасти, как для ряда сфер социальной и культурной жизни. Люди всегда были более мобильны, а идентичности менее фиксированы, чем постулируют разные социальные и антропологические подходы. Тури (?): Культура и коренного населения, и мигрантов формируются в условиях связи с другими народами, а не в изоляции.

 

II. Перспективы изучения миграции в условиях мобильности

1. Фокус на отношения большинства и меньшинства (см. выше)

2. Сравнение социальной ситуации, культуры мигрантов на родине и в принимающем сообществе. Миграция всегда предполагает конструкции «культура в изгнании», «культура на чужбине». Культура, воспроизводящаяся как аутентичная, - результат её реинтеграции в новых условиях. Люди в новом обществе по-разному сохраняют и переинтерпретируют культуру. Перспективы разные для людей, избирающих разные стратегии. Существует точка зрения, что миграция неизбежна (дешёвые рабочие руки), но несёт угрозу социальной и культурной стабильности. Результатом миграции может быть изменение параметров культуры большинства. Точка зрения мигрантов и принимающей стороны разная. Для мигрантов это опыт новой работы, обычно более квалифицированной, возможность поддержать родных, получить хорошее образование и качественное здравоохранение. Что касается принимающей стороны, то компания, заинтересованная в миграции, - не та, которая вкладывает средства и ресурсы в их интеграцию. Программы поддержки реализуются на государственном уровне, а мигранты востребованы в других сферах. Это приводит к дисбалансу: заинтересованы одни, а платят другие.

3. Транснационализация

Транснационализация – значимая тенденция развития современного общества, в процессе которой формируются социальные сети и идентичности, связывающие пространства по крайней мере двух национальных государств. Глобализация – связывание всего мира, транснационализация – вовлечение двух или нескольких государств. Процессы транснационализации не новы, но принципиально новым явлением она становится в 1980-90-е, когда возникают транснациональные культурные пространства. Ракурс антропологии: изучение того, как возникает культурное символическое пространство в процессе транснационализации. Транснационализация значально разрабатывалась как инструмент изучения миграционных процессов. Миграционные движения – один из факторов формирования новых социокультурных пространств, стирающих государственные границы. Людвиг Прис (?): Транснациональное пространство – это конфигурация социальных практик, артефактов и символических систем, которые соединяют территории по крайней мере двух национальных государств или являются продолжением одного из них. С начала 21 века транснационализация стала массовым феноменом и явной формой глобализации. Транснационализация может существовать в нескольких формах:

· Общая идентичность может возникать в том случае, если мигранты, будучи жителями принимающих обществ, продолжают сохранять и поддерживать большой объём социальных и культурных связей со своей родиной. Формируется транснациональное пространство людей, живущих на два дома виртуально/реально, сохраняя представление о родственных связях, поддерживая их.

· Если сеть включает в себя представителей одного сообщества, живущих в разных странах (например, турки в Германии и Франции): связи формируют производство общей идентичности. Сообщество перекрывает границы стран, в которых живут. Так, китайская диаспора сохранила сильные связи с родиной. Это связано с ориентацией этнических меньшинств на «национальную родину» (Роджерс Брубейкер). Так, финны-ингерманландцы, группа, образовавшаяся на территории России, в конце 20 века переосмыслили своё историческое прошлое и стали позиционировать себя как часть финского народа. Конструирование сообщества произошло независимо от государства или национальных границ, а на идее общности происхождения – часть ответственности за свою судьбу переносится на национальное государство. Конструирование новой социальной мифологии группы – важнейший фактор.

· Создаётся дисперсными группами – определёнными этническими группами, проживающими на территории разных государств. Группы формируют идентичность в пограничных районах. Так, баски, проживающие на пограничных территориях Франции и Испании, сознают себя представителями одного народа, что приводит к напряжённости между двумя странами. Ирредентистские тенденции – тенденции к отделению от национальных государств и формированию общих регионов. Такая ситуация наблюдается у фризов в Германии и Нидерландах, у курдов. Такие сообщества могут формироваться группами, не имеющими общих границ, но осознающими общее культурное прошлое. Пример: эскимосы в Канаде, США, России и Гренландии сознают общность культурного происхождения. Саамы, проживающие в четырёх странах Северной Европы, формируют представления об общих культурных ценностях и социокультурных целях.

Конструирование идентичности в направлении транснациональных структур направлено на решение социальных и политических задач: усиление политического веса, возможностей группы. В отношения меньшинство/государство может быть вовлечена третья сторона: родственные сообщества за рубежом или властные структуры стран, где проживают сообщества, но этническая идентичность становится инструментом решеия политических задач и меньше сопрягается с культурными ценностями. Возникновение любых общностей и институтов оказывает воздействие на национальные государства, где живут и формируются этнические общности, и активизируются идеи культурного примордиализма. Происходит многофакторный процесс переориентации культурных связей, изменения референтной группы, и это ведёт к транснационализации. Это не консервирование культуры и не формирование её рамок – это переосмысление культурного достояния в новом социальном и культурном пространстве.

III. Туризм

В процессы мобильности вовлечены не только беженцы и мигранты, но и туристы. Туризм – один из важнейших факторов плюрализации обществ. Перспективы исследования: туризм – контекст изучения взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам. Происходит переосмысление своей культуры через призму других культур (Леви-Стросс: своя культура ставится в перспективу). Туризм представляет собой достаточно новое явление: ещё в 19 веке только незначительная часть населения путешествовала с целью получения удовольствия. Туризм как досуговая практика был мало распространён. Сегодня туризм имеет множество разновидностей: бизнес-, научный, гастрономический, эко-, космический, приключенческий, генеалогический и др. Туризмперемещение людей; досуговая практика, предполагающая выход из социокультурных пространств, освобождающая от обязательств и обременений – выход за пределы повседневности.

Основные положения изучения туризма сформулировала Маргарет Мид в работе «Новые жизни для старейшин». Эрик Вульф в работе «Европа и народы без истории» прослеживает влияние западного образа жизни на другие страны и изменениям, происходящим под влиянием кратковременных и долговременных гостей.

Основные перспективы изучения:

1. Парадигма принимающие общества – туристы. Туристы оказывают существенное влияние на изменение среды и образа жизни. Во многих странах формируются зоны, в культурном и социальном отношении отличающиеся от других мест: ориентированные на приём массовых туристов. Как местные жители реагируют на изменение привычных культурных ландшафтов под влиянием туризма?

2. Туризм как опыт, трансформирующий личность. (Нельс Греборн (?)) Теоретический фундамент – обряды перехода Виктора Тёрнера. Туризм – лиминальное состояние: турист находится вне культуры, но при этом получает опыт, который позволяет ему вернуться другим. Идея контраста рутины и лиминального опыта: символическая инверсия, переоценка опыта. Туризм – тип лиминального процесса, выражающий интересы общества в сфере здоровья, природы, самосовершенствования.

3. Туризм – символ современности, форма, собирающая ряд присущих современности идей и практик. Туристы отправляются в путь за аутентичным опытом, чтобы посетить предписанные для посещения места. Туризм – сила, собирающая людей вместе, чтобы насытить новыми смыслами места, которые они посещают. Туристы едут не только посмотреть на эти места, но и подтвердить свою вовлечённость в туристический процесс. Некоторые музеи становятся глобальными иконами, которые надо посетить, т.к. это становится элементом твоей идентичности и позволяет повысить статус. Фланирование - … в толпе/потоке/суматохе.


 

Т. ЭРИКСЕН «ТИРАНИЯ МОМЕНТА»


 



2019-08-13 378 Обсуждений (0)
ДИСКУРС МОБИЛЬНОСТИ (скорее всего, не обязательно) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДИСКУРС МОБИЛЬНОСТИ (скорее всего, не обязательно)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)