Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Почерковедческой экспертизы



2019-11-13 290 Обсуждений (0)
Почерковедческой экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Назначение почерковедческой экспертизы. Почерковедческая экспертиза – это процессуальное действие, проводимое на основании постановления следователя экспертом для установления конкретного исполнителя рукописи или подписи, исполнение их одним или разными лицами, а также условий выполнения рукописных документов, записей или подписей и др. с помощью специально разработанных методов исследования.

Назначение почерковедческой экспертизы состоит из следующих элементов:

– формирования задач исследования;

– определения материалов дела, содержащих исходные данные для назначения почерковедческой экспертизы;

– отбора объектов экспертизы;

– составление постановления о назначении почерковедческой экспертизы.

Задачи исследования определяются теми вопросами, которые будут поставлены на разрешение почерковедческой экспертизы. Эти вопросы не должны выходить за пределы компетенции эксперта, не могут носить правовой характер, должны ставиться в логической последовательности и предусматривать их взаимосвязь.

Назначению почерковедческой экспертизы предшествует отбор необходимых объектов экспертизы, которые выполняют в материалах уголовного дела роль вещественных доказательств, подлежащих исследованию. Вещественные доказательства – носители определенной криминалистически значимой информации, которая может быть извлечена следователем или судом либо экспертом (если для этого необходимы специальные знания).

Предоставляемые на экспертизу вещественные доказательства должны отвечать требованиям относимости и допустимости. Относимость доказательства (исследуемого письма) – это свойство, заключающееся в том, что оно имеет значение для дела, относится к предмету доказывания. Допустимыми являются только те доказательства, которые получены из предусмотренных законом источников, содержаться в исчерпывающем перечне, определенном в ч. 2 ст. 74 УПК РФ. Доказательства или фактические данные, полученные из каких-то других источников, не могут быть использованы в уголовном процессе.

Поскольку в материалах уголовного дела может содержаться необходимая для производства экспертизы информация, в частности в протоколах осмотра места происшествия, допросов или иных следственных действий, эти процессуальные документы предоставляются в распоряжение эксперта – по инициативе следователя или по ходатайству эксперта.

Помимо вещественных доказательств на экспертизу при необходимости представляются образцы для сравнительного исследования. В отличие от вещественных доказательств образцы для сравнительного исследования не связаны с расследуемым событием и сами доказательствами не являются. Их отличительный признак – несомненность происхождения от конкретного проверяемого объекта (свободные и экспериментальные образцы почерка проверяемого лица, заверенные подписью и печатью следователя и т.п.).

По способу получения образцы для сравнительного исследования подразделяются на свободные, условно-свободные и экспериментальные.

Свободные – это образцы, возникшие до расследуемого события и вне связи с ним. Они чаще всего изымаются при производстве обыска или выемки. Это дневники, письма и другие документы.

Условно-свободные – образцы, возникшие во время расследования события, но не связанные с назначением экспертизы. Это собственноручные объяснения, протоколы допросов, «явки с повинной», заявления и т. п.

Экспериментальные – это образцы, возникшие в связи с расследованием дела. Они подразделяются на образцы для сравнительного исследования, получаемые следователем (судом) лично или с участием специалиста, и образцы для сравнительного исследования, получаемые экспертом в процессе исследования. Получение образцов для сравнительного исследования – процессуальное действие, проводимое в соответствии со ст. 202 УПК РФ и заключающееся в получении сравнительных материалов для экспертного исследования.

Помимо несомненности происхождения образцы должны быть надлежащего качества и получены в количестве, требуемом для производства данной экспертизы.

Под надлежащим качеством понимается выражение образцами необходимых для целей экспертного исследования индивидуальных и групповых признаков того объекта от которого они получены.

Количество образцов для сравнительного исследования должно быть таким, чтобы можно было сделать вывод о необходимости или случайности соответствующих признаков и их вариативности.

Реализация этих требований к образцам для сравнительного исследования обеспечивается соответствующими тактическими приемами их получения. Так, условия получения образцов для сравнительного исследования должны максимально соответствовать условиям образования исследуемого объекта; желательно, чтобы образцы были получены на таком же материале, что и исследуемый объект, аналогичными орудиями и средствами и т. п[34].

В процессе предварительного расследования следователь (дознаватель) руководствуясь ст. ст. 195 (196) и 199 УПК РФ сразу же, как только возникает необходимость использования специальных криминалистических знаний, назначает почерковедческую экспертизу, о чем выносит мотивированное постановление, которое является процессуальным основанием для её производства. Постановление о назначении почерковедческой экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной, резолютивной.

В вводной части постановления о назначении почерковедческой экспертизы указывается место и дата составления; кто составил следователь (дознаватель), наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя).

В описательной части излагаются основания для назначения почерковедческой экспертизы, то есть кратко излагается фабула дела и обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях, и на основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195 (196) и 199 УПК РФ, вынесено постановление.

В резолютивной части постановления указывается, кому назначить почерковедческую экспертизу (фамилия, имя, отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения).

Затем излагаются поставленные перед экспертом вопросы: (формулировка каждого вопроса).

Перечисляются предоставленные в распоряжение эксперта материалы: (какие именно).

Далее следует, кому поручить разъяснить эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, что должно быть заверено подписью следователя (дознавателя).

Далее указываются, что права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ разъяснены эксперту и одновременно он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, что удостоверяется подписью эксперта.

 

Почерковедческая экспертиза устанавливает исполнителя рукописного текста и подписи, определяет пол и возраст писавшего и обстоятельства выполнения рукописных текстов.

На разрешение почерковедческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Кем из числа определенных лиц выполнены рукописные тексты, буквенные и цифровые записи?

2. Кем выполнена подпись от имени данного лица, им самим или кем-то другим?

3. Не выполнены ли рукописные тексты (подписи) в несколких документах, одним и тем же лицом?

4. Лицом какого пола выполнен рукописный текст?

5. К какой возрастной группе относится исполнитель рукописного текста?

6. Не выполнен ли текст в необычных условиях?

7. Не выполнен ли текст намеренно измененным почерком?

8. Не выполнен ли текст (подпись) с подражанием определенному лицу?

9. Не выполнен ли текст левой рукой, если привычно пишущей для исполнителя является правая рука?

10. Не выполнен ли текст в необычном психофизиологическом состоянии (при болезни, в пьяном состоянии, при низкой температуре и т. п.)?

Документы представляются на экспертизу в оригинале, а при надписи на стене допускается представление фотоснимков текстов.

Вместе с документами – вещественными доказательствами – представляются образцы (свободные или экспериментальные) в объеме 5 – 10 страниц свободного текста и 15 – 20 страниц текста экспериментальных образцов.

 

На разрешение учебной почерковедческой экспертизы поставлен вопрос:

1. Кем из числа лиц, образцы почерка которых представлены под № № 1, 2 и 3, выполнен исследуемый рукописный текст, начинающийся и заканчивающийся словами: «Хмурый привет… – … твой кент Серый.»?

Для решения данного вопроса в распоряжение эксперта направляются:

1. Письмо, начинающееся и заканчивающееся словами: «Хмурый привет… – …твой кент Серый».

2. Экспериментальные образцы почерка проверяемых лиц под № № 1, 2 и 3.

Данная экспертиза выполняется студентами во время лабораторно-практических занятий.

 

2. Порядок проведения почерковедческой экспертизы. Методика проведения почерковедческой экспертизы – это выработанные практикой, проверенные и закрепленные наукой правила производства экспертизы, предусматривающие последовательность выполнения этих правил посредством применения комплекса криминалистических методов для решения поставленных перед экспертом задач. 

Процесс проведения почерковедческой экспертизы состоит из четырех стадий: подготовительной, раздельного исследования, сравнительного исследования, оценки результатов исследования и формулирования выводов.

Подготовительная стадиявключает: знакомство эксперта с постановлением о назначении почерковедческой экспертизы, уяснение поставленных вопросов и определение их относимости к его компетенции; предварительный осмотр представленных объектов, где отмечается, не нарушена ли упаковка, имеются ли на ней реквизиты и подписи (следователя, специалиста, понятых); после вскрытия упаковки, необходимо осмотреть ее содержимое, проверить соответствие вложений указанному в перечне постановления о назначении экспертизы, состояние исследуемого документа (письма, начинающегося и заканчивающегося словами: «Хмурый привет… – …твой кент Серый») и экспериментальных образцов почерка проверяемых лиц под № № 1, 2 и 3, их количество и качество. Затем осуществляется фотографирование объектов экспертизы с соблюдением правил судебной фотографии, составление плана и подготовка необходимых технических средств фиксации хода дальнейшего исследования.

Стадия раздельного исследования, цель которой состоит в выявлении признаков письменной речи: грамматических, лексических, топографических и особых привычек письма и признаков почерка: общих и частных в исследуемом рукописном тексте и экспериментальных образцах почерка № № 1, 2 и 3.

Грамматические признаки отражают степень соблюдения исполнителем грамматических норм языка. В письме нередко наблюдаются отступления от грамматических правил, связанных с орфографией, синтаксисом, пунктуацией. В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок, общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий.

Лексические признаки – это словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть богатой или бедной. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности лексики, имеющие идентификационное значение. Это архаизмы, неологизмы, историзмы, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы, варваризмы, вульгаризмы.

Стилистические признаки характеризуют язык написания, манеру изложения мыслей, архитектонику (построение текста в целом). Стиль изложения может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым). 

Топографические признаки и особые привычки письма – это размещение текста относительно срезов листа бумаги: поля, абзацы, форма и направление строк, расстояние между словами и строками; способ выполнение даты, выделение отдельных слов и выражений, сокращения, исправления и др.).

Признаки почерка делятся на общие и частные.

Общие признаки почерка, характеризуют его в целом. К ним относятся:

1. Выработанность почерка, т. е. степень владения техникой письма. По степени выработанности выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.

2. Сложность почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным).

3. Общее направление движений при выполнении письма бывает левоокружным, правоокружным и смешанным.

4. Размер почерка определяется по высоте строчных букв: мелкий (до 2 мм), средний (3–4 мм), и крупный (5 мм и больше).

5. Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. Если высота трехштриховой строчной буквы («т, ш, ж» и др.) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины – почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины почерк – размашистый.

6. Наклон. По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, левонаклонные и смешанные.

7. Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги. По степени связности различают связный, средней связности и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять и более букв, средним – три-четыре буквы и отрывистым – когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.

8. Нажим в почерке по степени вдавленности штрихов бывает – сильный, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средний, когда вдавленность наблюдается на двух последующих листах; слабый, когда вдавленность может наблюдаться только на оборотной стороне листа.

Общие признаки почерка имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и сравниваемых образцах, используется при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков.

Частные признаки почерка – это совокупность навыков письма, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков, их элементов и межбуквенных соединений, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.

Частные признаки могут иметь место в любых элементах букв: начальных и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных, выполняемых левоокружным или правоокружным движением, связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания. При этом за основу для сравнения берутся отклонения от норм правописания. К ним относятся:

– сложность движений при выполнении строчной буквы «я» – упрощенная; заглавной буквы «П» – усложненная; строчной буквы «т» – по типу печатного знака;

– форма движений при выполнении подстрочного элемента буквы «у» – угловатая;

– направление движений при соединении элементов буквы «ш» – левоокружное;

– протяженность движений по горизонтали при выполнении покровного элемента заглавной буквы «П» – увеличена;

– количество движений при выполнении строчной буквы «т» – увеличено за счет черточки сверху;

– вид соединения движений при связывании элементов буквы «ы» – отрывистый;

– размещение точки начала, окончания, пересечения движений при выполнении письменных знаков, их элементов и межбуквенных соединений.

Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от частоты его встречаемости в почерках других лиц. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого признака при установлении исполнителя рукописного текста. 

Сравнительное исследование начинается сопоставлением выявленных признаков письменной речи (грамматических, лексических и стилистических), топографических признаков и особых привычек письма, общих и частных признаков почерка в исследуемом письме, начинающемся и заканчивающемся словами: «Хмурый привет … – … твой кент Серый» и в экспериментальных образцах почерка проверяемых лиц под № № 1, 2 и 3.

Оценка результатов исследования и формулирование выводовво многом зависит от того, нашел ли эксперт необходимую совокупность совпадающих признаков для решения поставленного вопроса в категорически положительной форме.

Правильное решение поставленного вопроса очень важно для уголовно-правовой оценки действий лица, который выполнил (написал) текст исследуемого документа. 

Предметом оценки служит весь процесс исследования, примененная методика и рекомендованные ею методы, обоснованность полученных результатов. Задача заключается и в том, чтобы обнаружить и допущенные ошибки и исправить их, если это возможно, не проведя повторного исследования.

Эта стадия начинается словами: «Установленные совпадающие общие и частные признаки письма и почерка в своей совокупности индивидуальны и неповторимы и дают основание сделать вывод о том, что исследуемый рукописный текст письма, начинающийся и заканчивающийся словами: «Хмурый привет… – … твой кент Серый» выполнен лицом, образцы почерка которого представлены под № 1».

Затем на основе оценки результатов исследования формулируются выводы.

Выводы эксперта должны вытекать из проведенной экспертизы и содержать ответы на вопросы, поставленные перед экспертом следователем (судом). Они формулируются на основе анализа результатов, полученных в ходе производства всех предшествующих стадий, объяснения наличия и происхождения установленных фактов в целях объяснения причин их происхождения и выявления достаточных оснований для подтверждения или опровержения результатов проведенного исследования. По мнению В. Д. Арсеньева, «выводы эксперта составляют как бы «квинтэссенцию» его заключения и от правильного их формулирования во многом зависит доказательственная сила и значение всего заключения»[35]. Таких же взглядов придерживается и Ю. К. Орлов[36].

Выводы, к которым приходит эксперт при производстве почерковедческой экспертизы, могут быть категорическими – положительными или отрицательными и вероятными – положительными или отрицательными. Эксперт также может прийти к выводу о невозможности решения вопроса, но в исследовательской части заключения он приводит причины невозможности.

3. Структура заключения эксперта. Заключение эксперта – это процессуальный письменный документ, отражающий ход экспертного исследования и его результаты и состоит из четырех частей: вводной, исследовательской, синтезирующей и выводной.

Вводная часть заключения почерковедческой экспертизы содержит следующие сведения:

– наименование вида экспертизы и номер уголовного дела, по которому она производилась;

– номер экспертного производства и дата подписания заключения экспертом;

– дата поступления материалов на экспертизу и наименование экспертного учреждения, в котором производилась экспертиза;

– на основании постановления (должность, звание) лица, назначившего экспертизу;

– наименование органа, откуда поступили документы;

– перечень поступивших вещественных доказательств и образцов для сравнения (краткое их наименование и основные данные);

– вопросы, поставленные на разрешение эксперта (если формулировки неконкретные и нечеткие, эксперт вправе, не изменяя смысла вопросов, изменить их редакцию, оговорив это в заключении;

– кто произвел экспертизу (фамилия, инициалы, занимаемая должность, ученое звание и степень, стаж экспертной работы сведущего лица);

– в виде отдельной подписки эксперт отмечает, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

– при производстве повторной экспертизы в заключении указывается, кто проводил предыдущие экспертизы (должность, фамилия инициалы экспертов, наименование экспертных учреждений, номера и даты составления заключения).

Исследовательская часть заключения, именуемая как «исследование», включает процесс раздельного и сравнительного исследований. Стадия раздельного исследования начинается с описания результатов осмотра письма, начинающегося и заканчивающегося словами: «Хмурый привет… – …твой кент Серый» и экспериментальных образцов почерка проверяемых лиц под № № 1, 2 и 3; если это имеет значение для дела, отмечается состояние упаковки; далее дается подробное описание общих и частных признаков письма и почерка исследуемого рукописного текста; отмечается, какие методы и технические средства были использованы для изучения исследуемого письма. При изучении признаков письма и почерка документа, представленного на экспертизу, использовались методы наблюдения, сравнения и описания, производилось фотографирование общего вида исследуемого письма.

Далее в необходимых пределах описываются общие признаки письма и почерка экспериментальных образцов проверяемых лиц под № № 1, 2 и 3, представленных в качестве образцов для сравнительного исследования, производится фотографирование общего вида образцов почерка проверяемых лиц. 

Стадия сравнительного исследования начинается с сопоставления общих и частных признаков письма и почерка исследуемого рукописного текста, начинающегося и заканчивающего словами: «Хмурый привет… – …твой кент Серый», с экспериментальными образцами письма и почерка проверяемых лиц под № № 1, 2 и 3. При этом путем использования таких методов исследования как наблюдение, сравнение и описание установлено совпадение исследуемого рукописного текста с образцом почерка лица, представленного под № 1. При этом производится фотографирование фрагментов исследуемого письма и образца почерка лица под № 1 крупным планом с разметкой на фотоснимках совпадающих частных признаков почерка.

В качестве образцов для сравнительного исследования в почерковедческой экспертизе могут выступать помимо экспериментальных, свободные и условно свободные образцы почерка проверяемых лиц.

Синтезирующая часть, в которой обосновываются и формулируются экспертные выводы, например: «Установленные совпадающие общие и частные признаки письма и почерка (можно их расшифровать) в своей совокупности индивидуальны и неповторимы и дают основание сделать вывод о том, что исследуемый рукописный текст, начинающийся и заканчивающийся словами: «Хмурый привет… – …твой кент Серый» выполнен лицом, образцы почерка которого представлены под № 1».

Эксперт не вправе игнорировать признаки, не согласующиеся с его заключением. Он обязан объяснить, почему он считает противоречащие его выводу признаки (совпадающие или различающиеся) несущественными; если производится повторная экспертиза, и ее выводы не совпадает с выводами предыдущих экспертиз, эксперты обязаны объяснить причину расхождений.

В выводной части формулируются ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Выводы эксперта– это компетентное суждение или умозаключение сведущего лица, являющееся ответом на вопросы, поставленные следователем или судом, основанное на результатах почерковедческого исследования вещественных доказательств и образцов для сравнения.

Формулировки в выводах должны быть четкими, ясными, понятными и конкретными, не допускающими двоякого толкования. Выводы, к которым приходит эксперт при производстве почерковедческой экспертизы, могут быть категорическими – положительными или отрицательными и вероятными – положительными или отрицательными. Эксперт также может прийти к выводу о невозможности решения вопроса, но в исследовательской части он приводит причины невозможности.

Дополняют заключение эксперта иллюстрации. Они позволяют наглядно показать процесс почерковедческого исследования и его результаты, положенные в основу выводов эксперта, делают более понятным и убедительным заключение. Ход экспертного исследования последовательно фиксируется в фототаблице, где в числе первых помещают фотоснимки общего вида исследуемого рукописного текста, и образцов для сравнительного исследования, сфотографированных с соблюдением требований масштабной фотосъемки. Затем следуют увеличенные фотоснимки фрагментов исследуемого рукописного текста и образцов почерка лица, с которым установлено совпадение как общих признаков письма и почерка, так и частных признаков почерка. Размер этих фотоснимков должен быть не менее 10 х 15 см и обеспечивать возможность удобного нанесения разметок без существенного искажения частных признаков почерка. Разметку совпадающих признаков принято проводить красителем красного цвета, различающихся – красителем синего цвета, последовательно слева направо, сверху вниз. Во всех случаях разметки снимков требуют наличия в фототаблице контрольных фотоснимков. Следует стремиться к тому, чтобы качество фотоснимков позволяло достаточно четко видеть разметку всех особенностей совпадающих частных признаков почерка в сравниваемых текстах.

В настоящее время перспективным направлением является использование при почерковедческом исследовании и оформлении заключения эксперта современных компьютерных технологий и аппаратного обеспечения.

 



2019-11-13 290 Обсуждений (0)
Почерковедческой экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Почерковедческой экспертизы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)