Тема 2. Большой — маленький
Тема 1. Наоборот Цели. Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово. Материал. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька), 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой. Методические указания Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в новую игру, она называется «Наоборот». Чтобы вы все поняли, как играть, поднимите руки вверх. Теперь опустите их вниз. А теперь опять поднимите вверх и скажите: «Вверх!», потом опустите и скажите: «Вниз!» (Дети опускают и поднимают руки.) Вверх! Вниз! Вверх! Вниз! Хорошо, молодцы. А теперь ответьте мне, какое слово будет наоборот слову вверх? (Вниз.) — А если я скажу: «Вниз!», какое слово будет наоборот. (Вверх.) — Вы поняли, как играть в эту игру? Нужно называть слова наобо-рот. Давайте играть дальше. Большой. (Маленький.) — Маленький. (Большой.) — Вперед. (Назад.) — Назад. (Вперед.) — Быстрый. (Медленный.) После нескольких индивидуальных опросов педагог говорит: «А теперь мы посмотрим на картинку и скажем, как будет наоборот». Показывает картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Воспитатель. Посмотрите и ответьте: кто здесь изображен? (Тигр и тигрята.) — Тигр какой? (Большой, сильный, полосатый.) — Тигр большой, а тигрята? (Маленькие.) — Тигр сильный, а тигрята? (Слабые.) — Тигр может быстро бежать. А тигрята могут так быстро (выделяя слова энергичным произношением) бежать? (Нет.) — Быстрый! А как будет наоборот? (Медленный.) Аналогично рассматриваются еще 2-3 картинки: слон и слоненок, птица и птенчики и т.д. Воспитатель. А если я скажу слово «холодный», какое слово 5удет наоборот? (Теплый, горячий.) Далее можно повторить слова, к которым дети уже находили противоположные слова. Воспитатель. Вы все знаете много сказок. Кто назовет сказки, которые он знает? Дети называют сказки. Воспитатель. Как много вы знаете сказок! Молодцы! А вот ребята из младшей группы больше вас знают сказок или меньше? (Меньше.) Сейчас мы поиграем в игру «Наоборот» со сказками. Кто в сказках бывает плохой? (Баба-яга, Кощей Бессмертный.) — Плохой. А как будет наоборот? (Хороший, добрый.) — И у слова «добрый» есть слово наоборот. Какое? (Злой.) — Кто в сказках добрый? (Иванушка, Василиса Прекрасная.) — А кто злой? (Кощей Бессмертный.) Игру можно продолжить, а затем перевести ее в беседу о плохом и хорошем поведении. Воспитатель. А теперь послушайте внимательно. Такие слова, которые получаются в нашей игре «Наоборот», называются противоположными. Хороший — противоположно слову «плохой». Теплый — противоположно слову «холодный». А к слову «много» что будет противоположно? (Мало.) Поиграв еще немного и повторив противоположные слова, педагог раздает детям по набору предметов и игрушек (белый и черный кубики одинаковой величины, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянные палочки (пусть дети пока не называют «длинная» — «короткая», а лишь различают палочки по величине, так как главная задача на этом этапе работы — поиск противоположностей), большой и маленький камушки одного цвета (галька), 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой). Воспитатель. А теперь мы поиграем в игру «Найди противоположное». Положите все игрушки на столики. Посмотрите на них внимательно: среди них есть похожие и непохожие. Вы должны взять игрушку и положить слева от себя, а игрушку, которая «наоборот», противоположная, — справа. Понятно всем? Берем деревянную палочку. Какая она? (Кто-то из ребят может взять большую, кто-то маленькую палочку.) Дети. Большая. Маленькая. Воспитатель. А какая будет наоборот? Найдите противоположную палочку: маленькой палочке противоположна большая. Дети раскладывают предметы. Воспитатель. А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Маша, покажи нам и расскажи, как и что ты раскладывала. Педагог поправляет отдельные действия ребенка, следит за тем, как все дети проверяют свою работу (некоторые ребята могут разложить шарики, ориентируясь на противоположные цвета (черный — белый), другие — на противоположные размеры: большой шарик — маленький шарик. Необходимо спросить у ребенка, почему он положил предметы и игрушки так, а не иначе. Возможная ошибка: дети могут не удерживать единое основание для сравнения, говоря, например: «Этот шарик черный, а этот — большой». В этом случае надо показать, что объекты отличаются по разным параметрам: один — большой, другой — маленький, один — черный, другой — белый. Воспитатель. Все хорошо отвечали и справились с заданием. В какую игру мы сегодня играли? Дети. Наоборот! Найди противоположное! Воспитатель. Ну-ка, давайте повторим ее. Быстрый. (Медленный.) Вверх. (Вниз.) И так далее. Закрепление материала в течение недели Игра «Изменения» Педагог предлагает ребятам «проходить через разные ворота» — высокие или низкие. Дети идут по кругу. Если педагог говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если ворота низкие — то надо наклониться. Тот, кто вовремя не наклонился, садится отдыхать. Игра может быть усложнена. Педагог говорит: «Узкие ворота!» — и дети идут боком; «Широкие ворота!» — и дети идут, широко размахивая руками, делая широкие шаги. Игра «Тяжелый — легкий» Каждому ребенку выдается пустой пакет (сумочка, рюкзак или мешок). Педагог объясняет: «Каждый из вас несет сумку. Она может быть тяжелая или легкая. Посмотрите, как можно нести легкую сумку. (Идет, слегка размахивая сумкой, и улыбается.) А теперь посмотрите, как можно нести тяжелую сумку. (Идет, сгибается, охает, вздыхает, останавливается, «вытирает пот».) Давайте сначала попробуем изобразить, как несем сумку, а потом будем играть». Педагог называет, какая сумка, например: «Легкая!», а дети изображают, как они ее несут. Игра «Светло — темно» Педагог читает стихотворение: В небе солнышко сияет, Светлый день детей встречает! Солнце, солнце, Выгляни в оконце! Дети прикладывают руку козырьком ко лбу и смотрят вдаль, как бы встречая солнышко, затем «просыпаются», потягиваются — утро наступило. Педагог произносит: Ночь стучится к нам в окно, Все вокруг темным-темно... Дети закрывают глаза, «готовятся ко сну». Педагог произносит: Будем солнышка мы ждать, А сейчас ложимся спать. Дети складывают ладошки под щеку и склоняют голову набок — «спят». Далее стихотворение повторяется, ребята «просыпаются». И так далее. Домашнее задание родителям Поиграйте с ребенком в игру «Наоборот». Показывайте ему различные противоположности в повседневной жизни: высокий и низкий (дом, человек, дерево), длинный и короткий (нитка, путь домой, дорога в детский сад), прийти — уйти, промокнуть — высохнуть, смеяться — плакать, одеваться — раздеваться, утро — вечер, день — ночь, светло — темно и т.д. При просмотре телепередач обращайте внимание ребенка на ситуации, в которых можно выделить противоположности: Хрюша ленивый, а Филя трудолюбивый; Том большой, а Джерри маленький. Можно показать ребенку звучание различных нот и музыкальных инструментов (труба играет громко, а скрипка — тихо и т.д.); послушать с ним грустные и веселые песенки.
Тема 2. Большой — маленький Цели. Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Материал. Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуго-вицы, маленькая и большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани. Методические указания Воспитатель. Ребята, вы помните игру «Наоборот», в которую мы недавно играли? Давайте снова поиграем! Вниз! (Вверх.) Холодный? (Теплый.) Тяжелый?..» Далее педагог предлагает: «Сейчас мы будем играть в игру «Боль-шой — маленький». Вот две куклы: одна большая, а другая... (Маленькая.) Эти две куклы-сестренки хотят поехать в путешествие и взять с собой свои вещи и игрушки. А так как они живут вместе, то перепутали свои игрушки и не могут сами разобраться, где чьи. Поможем куклам?» Педагог ставит кукол на маленький столик друг напротив друга. Между куклами лежит кучка предметов для сортировки. Дети расса-живаются вокруг столика. Педагог предлагает кому-то из ребят (по желанию) попробовать помочь куклам. Воспитатель. Берем игрушку, показываем ее всем и называем. Потом кладем к маленькой или большой кукле. Ребенок показывает предмет, произносит: «Это маленький кубик» — и кладет маленький кубик к маленькой кукле. Воспитатель. Почему маленький кубик положили именно к этой кукле? — Потому что она маленькая и играет с маленькими кубиками, а большая кукла играет с большими игрушками! Аналогично сортируются другие игрушки. Затем педагог предлагает таким же образом разложить одежду для кукол. Дети выполняют за-дание. Далее педагог предлагает детям нарисовать что-то большое и что-то маленькое, например, маленькую куклу и большую куклу, маленькое деревце и большое дерево, маленький домик и большой дом и пр. Дети приступают к рисованию. Готовые рисунки рассматривают все вместе. Закрепление материала в течение недели Игра «Что там под платком?» На стол выкладываются парные предметы разной величины: боль-шие и маленькие кубики, шарики, пуговицы, карандаши, коробочки, колечки и пр. Дети должны внимательно посмотреть на игрушки, по-трогать их, сравнить. Потом игрушки закрывают плотным платком. Вызывается ребенок. Он должен, просунув руку под платок и ощупав игрушку, сказать, какая она — маленькая или большая, и назвать ее, например: «Маленький кубик. Большая пуговица». И так далее. Игра продолжается до первой ошибки ребенка. Остальные дети внимательно следят за игрой, отслеживая правиль-ность называния игрушек. Примечание. Эту игру можно предложить как домашнее задание дител ям. Дома взрослый меняется ролями с ребенком: когда задание гполняет взрослый, ребенок следит за тем, правильно ли он назы- ет объекты. Игра «Мы растем!» Игру можно проводить на прогулке или в перерыве между заня- ями. Педагог говорит: «Ребята, давайте покажем, как мы растем, ы были маленькие-маленькие, а потом стали какие...? (Большие.) !йчас мы большие, а вырастем еще больше. Как покажем, что мы ленькие? (Дети приседают и обхватывают себя руками.) А теперь 1 растем, растем все выше и выше. (Дети тянут руки вверх, поддаются, вытягиваются, встают на цыпочки.) Вот какие мы большие али, молодцы! А ну-ка еще раз — маленькие! (Дети снова приседа- '.) А теперь опять большие! Игру можно повторить 3-4 раза. Игра «Мы шагаем» Педагог говорит: «Ребята, покажите, как вы ходили, когда были ленькие, и как будете ходить, когда станете взрослыми. Ну-ка, изо- азите, как ходят маленькие. (Дети идут друг за другом.) Педагог произносит: Когда маленькие были, Понемножечку ходили. А сейчас мы подрастаем, Как большие мы шагаем! Дети «растут» — ходят «как большие» (широко шагают, размахива- ’ руками). По команде педагога дети снова «становятся маленькими». Игру можно повторить 3—4 раза. Хорошо использовать соответ- »ующую музыку для маленьких и для больших шагов.
Тема 3. Превращение Цели. Знакомство со словом «превращается», поиск превращений, шитие умения фиксировать действие превращения на основе употре- 5ния пар слов: «был — будет», «был — стал (станет)», например: тигре- к был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия ^вращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Материал. Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, жи- ных; пластилин, медицинский бинх, разрезанный на части по 5—10 см. Методические указания Воспитатель. Ребята, вы, конечно, знаете много сказок. А кто е скажет, какие бывают в сказках превращения? Это же самое интересное — кто-то во что-то превращается. Вспомните и назовите превращения в сказках. Выслушиваются ответы детей. Если дети затрудняются привести примеры из сказок, необходимо прочитать им сказку с превращениями, например «Царевна-лягушка», «Аленушка и братец Иванушка», а затем спросить: «Кто во что превращался в сказках?» Воспитатель. Кто сможет сказать, что такое превращение? Дети. Это когда царевна-лягушка из лягушки превращается в ца-ревну! Воспитатель. А кто еще приведет пример? Дети. Это когда сначала Иванушка был человеком, а потом стал козленочком! Воспитатель. А почему мы называем это превращением? Педагог выслушивает ответы детей и комментирует их, формулируя мысль ребенка более отчетливо. Затем спрашивает: «Но все же, кто скажет, как мы узнаем, когда превращение произошло и когда пре-вращение не произошло?» Важно, чтобы дети пришли к ответу: «Превращение — это когда кто-то (что-то) изменится». Подводя их к такому выводу можно обращаться к примерам из сказок. Воспитатель. А что значит изменился? Кто скажет? Дети. Стал другим. Воспитатель. Молодцы! Изменился — значит сначала Иванушка был человеком, а потом стал другим — козленочком! Итак, превращение — это когда кто-то (или что-то) был одним, а потом стал другим. Превращения бывают не только в сказках. Вот, например, сейчас у нас день, а потом будет что? (Ночь.) Правильно! День превратится в ночь. А ночь все время будет? (Нет!) Во что ночь потом может превратиться? (В день.) Верно! Днем у нас светло, а ночью... (Темно.) Было темно ночью, а потом станет... (Солнышко выйдет, и будет светло.) Педагог показывает картинку с детенышем и спрашивает: «Кто это?» Дети. Это тигренок. Воспитатель. Правильно, это тигренок, и зовут его Цезарь! А это кто? (Показывает картинку с взрослым животным.) Дети. Тигр. Воспитатель. Верно, тигр, и его зовут тоже Цезарь. Как вы думаете, почему и тигра, и тигренка зовут Цезарь? Может ли это быть один и тот же тигр? Вот большой тигр — Цезарь. А он всегда был большой? (Нет, не всегда, он был маленький.) Он был маленький, а потом стал... (Большой.) Цезарь был маленький, потом вырос и стал большим — из маленького превратился в большого. А вы — Саша, Маша, Света — сейчас ходите в детский садик, а потом вырастете. Вас будут звать так же? (Да, так же.) Только вы сейчас маленькие, а этом станете... (Большими.) Ну, конечно, вы превратитесь в больших! хлько очень медленно будете превращаться — сначала вы пойдете в подготовительную к школе группу, потом в первый класс, а потом станете взрослыми. Посмотрите на картинки. Педагог демонстрирует картинки с изображением последовательного изменения роста: маленький ребенок — подросток — взрослый; маленькое деревце, большое дерево. Воспитатель. Маленькое превращается в большое. А большое может превратится в маленькое? Было большое, а потом стало маленькое. Вы все ели мороженое. Сначала мороженое большое — целый стаканчик. Вы его едите, и его становится все меньше и меньше, правда? Значит, и большое может превращаться в маленькое. Педагог берет пластилиновый кубик и спрашивает: «Что это? (Кубик.) это что? (Показывает пластилиновый шарик.) (Шарик.) А можно сделать так, чтобы кубик превратился в шарик? (Ответы детей.) Сейчас вы это сами и проверите — получится или нет. Педагог раздает детям пластилиновые кубики (их необходимо за- «ее положить в холодильник) и спрашивает: «Можно из такого кубика сделать шарик? Давайте превратим кубик в шарик. Только сначала ответьте мне, какой это кубик? (Холодный.) А руки, ладошки у вас какие? (Теплые.) Кубик холодный, ладошки теплые. Очень хорошо. Превращайте кубик в шарик». Дети лепят шарик, разминая холодный пластилин. Взрослый контролирует их работу, помогает и показывает. Воспитатель. У всех получился шарик? Ну-ка, потрогайте его, кой он теперь, холодный, как прежде? (Нет, теплый.) Вот видите, ш холодный, а стал какой? (Теплый.) У нас был вот такой кубик, показывает свой кубик.) А теперь что у нас? (Шарик.) Кубик превратился в... (шарик). Был холодный, а стал теплый. Педагог показывает детям кусочек резины и говорит: «Это резина, кусочек резины. Какой он, маленький или большой? (Маленький.) А можно э превратить в большой кусок? Сейчас посмотрим». Раздает детям по сочку резины и спрашивает: «Как из маленького сделать большой?» Дети растягивают кусочек резины. Воспитатель. Был кусочек маленький, а мы его сделали боль- ям. Ну-ка, все покажите, у кого какой стал кусочек. А теперь медленно из большого делаем маленький. (Сдвигает руки.) Теперь опять большой. (Раздвигает руки.) И опять маленький! (Дети растягивают кусочек резины.) Был длинный, стал короткий, а короткий можно взять растянуть в длинный. Давайте изобразим это вот так: (держит перед собой) был ма-аленький (раздвигает ладони в стороны), стал большой! Ма-аленький — большой! Дети повторяют действия педагога. Закрепление материала в течение недели Подвижная игра «Каравай» Дети идут по кругу, хлопают в ладоши и повторяют: «Как на слоненка именины испекли мы каравай, вот такой вышины (поднимают руки высоко вверх), вот такой ширины (широко разводят в стороны)». Воспитатель. А там мышка была, в день рожденья нас звала. Ну-ка, песню запевай, какой вышел каравай! Дети. Как на мышкины именины, испекли мы каравай. Вот такой вышины (показывают, какой маленький: приседают, ладошки недалеко от пола), вот такой ширины (показывают ладошками небольшое расстояние). Далее игру можно продолжить, включая и другие персонажи: например муравьишку (дети должны показать размер очень маленького каравая пальчиками), затем опять включить «большой» персонаж.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |