Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология труда, инженерная психология, эргономика, как научно-практические дисциплины, их предмет и задачи.



2019-11-21 563 Обсуждений (0)
Психология труда, инженерная психология, эргономика, как научно-практические дисциплины, их предмет и задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психология труда – это наука, которая изучает психологические компоненты, побуждающие, направляющие и регулирующие трудовую активность субъекта, а также реализующие ее в исполнительских действиях, и свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Психология труда – это раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, особенности развития трудовых навыков.

Психология труда решает следующие глобальные задачи:

- повышение производительности, эффективности трудовой деятельности;

- гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

Для реализации указанных задач требуются определенные теоретические и практические предпосылки – решения более частных задач. В психологии существует несколько классификаций таких задач. Более общей можно назвать классификацию задач, в которой выделяются: теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, которые направленны на достижение конечного практического результата психологических разработок).

Теоретические (исследовательские) задачи. Данные задачи относятся к психологическим особенностям самого субъекта труда. Среди таких задач выделяют:

– исследование особенностей психических процессов, таких как ощущения, восприятие, внимание, мышления и т.д., как факторов регулирующих трудовую деятельность и развивающихся в этой деятельности;

– изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

– изучение особенностей функциональных состояний человека в трудовой деятельности (праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

– исследование особенностей развития личности в процессе труда;

– изучение закономерностей взаимной обусловленности личности и профессии;

– раскрытие психологических особенностей мотивации трудовой деятельности, особенностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности; изучение взаимосвязи мотивационной системы личности и эффективности трудовой деятельности; разработка на этой основе психологических особенностей стимулирования труда;

– исследование эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности; изучение стрессоустойчивости личности;

– изучение психологических особенностей трудовой деятельности на базе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности;

– раскрытие и анализ психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности; изучение особенностей способностей субъекта и их развития;

– исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности.

Прикладные (терминальные) задачи. Среди них выделяют:

– разработку теоретико-психологических основ и прикладных процедур профессионального отбора;

– развитие исследований и разработок по проблеме профессиональной ориентации личности;

– оптимизацию процедур профессиональной подготовки;

– психологическую рационализацию и оптимизацию содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;

– разработку теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации;

– разработку психологических основ и определенных требований, которые направлены на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда;

- определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники;

– разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;

– определение психологических особенностей коррекции организационной среды трудовой деятельности;

– разработка психологических средств повышения «мотивационного потенциала» трудовой деятельности;

– разработка норм, правил и процедур техники безопасности.

При этом выделенные задачи не раскрывают всю проблематику психологии труда, они лишь являются основными. Так в качестве задачи выделяют разработку в рамках психологии труда специального направления – профессиографического. Данное направление включает в себя: психологическую характеристику основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом. Кроме того, существует так называемая карьеровая психология, в которой рассматриваются психологические особенности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанными, существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях «частной» психологии труда.

Психология труда тесно связана с инженерной психологией, в центре внимания которой находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте и т.п. Наряду с другими науками инженерная психология участвует в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда. Так как техника развивается, совершенствуется и становится все сложнее, условия ее эксплуатации расширяются, все это приводит к возрастанию количества операторских ошибок. Безопасность на производстве во многом зависит от деятельности самих операторов, что требует более пристального внимания со стороны ученых.

Если основной задачей психологии труда является учет психологических особенностей работы человека применительно к условиям труда, то основной задачей инженерной психологии является приспособление техники к возможностям человека.

В качестве объекта инженерной психологии выступает деятельность человека в системах контроля и управления (диспетчеры, операторы у пульта управления и т.п.). Однако область исследований инженерной психологии более широкая, она охватывает все виды техники.

Таким образом, инженерная психология изучает особенности процессов информационного взаимодействия человека и техники, для того, чтобы использовать их на практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ). Поскольку человек остается ведущим звеном в организации трудовой деятельности, то и основное внимание уделяется деятельности человека-оператора.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности.

Как техническая наука инженерная психология изучает пульты управления, кабины машин, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.

Инженерная психология изучает:

- функции человека в СЧМ, особенности деятельности оператора;

- то, как происходят процессы преобразования информации человеком-оператором;

- особенности рабочих мест операторов;

- влияние психологических факторов на эффективность систем «человек-машина»;

- принципы и методы профессиональной подготовки операторов (профотбор, обучение, формирование коллектива, тренировка);

- инженерно-психологическое проектирование и оценку систем «человек-машина»;

- экономический эффект инженерно-психологических разработок.

К основным прикладным направлениям инженерной психологии относятся: системотехническое и эксплуатационное.

Системотехническое направление включает в себя комплексное проектирование деятельности оператора и используемых им технических средств. Эксплуатационное же направление включает в себя анализ поведения и работоспособности операторов в различных режимах работы, разработку методов, критериев и средств контроля психологического состояния операторов в процессе работы, вопросы групповой психологии, вопросы профессиональной подготовки операторов и т.д.

Таким образом, теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности. В инженерной психологии уделяется большое внимание анализу психических и физиологических процессов человека, управляющего машиной. Основным аспектом инженерной психологии является анализ информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, особенности формирования психического образа и его регулирующей функции.

К практическим задачам инженерной психологии относятся особенности согласования человека и техники как элементов одной системы.

С психологией труда и инженерной психологией тесно связана также эргономика. Эргономика разрабатывает различные рекомендации и методы (гигиенические, физиологические, системно-технические, социологические, технико-эстетические и др.), а также имеет свой специфический предмет, методы и задачи, характерные именно для данной области.

Предметом эргономики является изучение системных закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническим средством, предметом трудовой (учебной, спортивной, игровой и др.) деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или в процессе профессиональной подготовки к ее выполнению.

В качестве задач эргономики выделяют: проектирование и совершенствование процессов деятельности, способов подготовки к ней, а также тех характеристик средств и условий труда, которые влияют на параметры деятельности и состояние человека, в интересах повышения качества и производительности труда, сохранения здоровья и развития личности работающего.

Методы эргономики: приемы многофакторного экспериментального изучения систем «человек – орудие – предмет труда – среда», математического моделирования, анализа, проектирования и оптимизации процессов, средств и условий деятельности в таких системах.

Эргономика проявляется в трех направлениях:

- человек и его деятельность – рассматривается как ведущий компонент системы «человек – машина – предмет труда – среда»;

- человек рассматривается в единстве как личность и как организм во взаимосвязи всех психологических и физиологических процессов и анатомических свойств;

- учет характеристик человека при разработке и эксплуатации авиационной техники.

В целом исследования в эргономике направлены на достижение необходимого уровня эффективности эксплуатации авиационной техники по критериям ее назначения при условии сохранения здоровья и максимального удовлетворения потребностей эксплуатирующих ее людей, как авиационных специалистов, так и пассажиров и других соприкасающихся с авиационной техникой лиц.

 



2019-11-21 563 Обсуждений (0)
Психология труда, инженерная психология, эргономика, как научно-практические дисциплины, их предмет и задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология труда, инженерная психология, эргономика, как научно-практические дисциплины, их предмет и задачи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)