Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История психологии труда, инженерной психологии и эргономики .



2019-11-21 533 Обсуждений (0)
История психологии труда, инженерной психологии и эргономики . 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Повышение информационной, психической и социальной нагрузки на человека предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности. Это ставит перед наукой задачу исследования особенностей психических и личностных факторов человека. Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности происходило еще в древние времена. Так люди понимали, что видоизменяя объекты окружающей среды, с которыми им приходится взаимодействовать, можно значительно повысить эффективность своей деятельности. Например, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы усилить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и первое знание о связи орудия и возможностей человека в удобстве его использования.

Вслед за Ж. Кристенсеном, мы можем выделить два этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия:

1. «Век ручных орудий». Накопление примитивных знаний о взаимодействии человека и простого орудия.

2. «Век машин». Понимание когнитивного аспекта взаимодействия человека и орудия труда. (с середины 18-го в. до настоящего времени). Данный период разделяется еще на несколько периодов:

- Период «Промышленная революция» (1750-1870 гг.) - появление первых промышленных предприятий (мануфактур) и оформление профессии инженера. Происходит изучение человека как системы, аналогичной технической. В 1748 г. выходит книга Ж. Ламетри «Человек – машина», в которой автор пытался рассмотреть человека по аналогии с устройством машины.

- Период «Энергетическая революция» (1870-1945 гг.) – активное использование силовых двигателей перевернуло представление людей о возможностях орудий труда. Стала анализироваться проблема адаптации человека к трудовому процессу и оборудованию. В данный период Ф. Тейлор разрабатывает систему оптимизации трудовых действий. Происходят исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек – машина». Активно разрабатывается идея о промышленной инженерии человеческого фактора. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.

- Период «Интеллектуализация машин» (начался в 1945 г.). Научные достижения в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это вывело на принципиально новый уровень трудовую деятельность в целом и взаимодействие человека с орудием труда в частности. Основной акцент делается на творческом аспекте взаимодействия человека и орудия. В основу ставятся в трудовом процессе личностный и психологический уровни. Остро встает проблема безопасности производства, рассматриваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Таким образом, появляется необходимость развивать специальную науку, которая занимается вопросами человеческого фактора в труде, то есть психологию труда.

Возникновение психологии труда произошло на рубеже 19-го и 20-го вв. Данная дисциплина изучает организацию и управление трудовой деятельностью. Первая научная система организации трудовой деятельности была предложена Ф. Тейлором, который считал, что рост производительности труда возможен только с помощью стандартизации методов, приемов, орудий труда. Ф. Тейлор предложил систему рационализации и управления производством, направленную на увеличение производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового процесса. Стандартизация касалась, прежде всего, отдельных операций, временного режима работы и орудий труда. Важнейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал стимулирование.

В качестве основного принципа Тейлор выделял принцип материальной заинтересованности, то есть каждый труд должен иметь свою цену и оплачиваться соответственно ей (принцип разумного эгоизма). Только при таких условиях возможно развитие и расширение производства. Таким образом, повышается индивидуальная ответственность каждого работника за собственное благополучие и результативность своего труда.

Тейлор заложил основы современного менеджмента и научной организации труда. Помимо системы Тейлора возникли и другие научные исследования трудовой деятельности.

Научное оформление первые исследования получили в начале 20-го в. в рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Д.Г. Мид, У. Липман и др.). Термин «психотехника» ввел в 1903 г. немецкий психолог В. Штерн, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Штерн известен тем, что разрабатывал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека.

Основателем психотехники является Г. Мюнстенбер, который занимался исследованиями в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие. Г. Мюнстенберг был основоположником психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты. Он впервые попытался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Г. Мюнстенберг изложил свои взгляды в первой монографии о психологии труда - «Основы психотехники» (1914 г.). В ней Г. Мюнстенберг подробно обосновал три основные проблемы, которыми должна заниматься психотехника:

– профессиональный подбор;

– анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;

– изучение психологических качеств личности, активизированных в труде.

Благодаря Г. Мюнстенбергу было раскрыто практическое значение научных и теоретических исследований психологии в обеспечении трудового процесса. Развитием психотехнических проблем также занимались, такие ученые, как: О. Липман, Ф. Баумгартен, Э. Штерн и др. Психотехническое направление активно развивалось, наряду с Германией, еще в США и России.

В США развивался прагматический аспект исследований. Так, в годы первой мировой войны в США была разработана программа по профессиональному отбору «Армейские тесты альфа и бета», в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные армейские профессии. Также в 1927 г. был проведен Хотторнский эксперимент, в котором Мэйо Элтон изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии «Вестерн Электрик Компани» (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Мэйо Элтон показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента.

Далее в 1947 г. была подготовлена «Психологическая программа по военной авиации», посвященная профессиональному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк).

В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и индустриальной психологии.

Европейская психология в исследовании трудовой деятельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие видные ученые покинули страну, эмигрировав в США. Восстановление организационной и индустриальной психологии началось только в 1950-е гг.

Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Особое внимание уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые программы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., и в настоящее время актуальны.

Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Европе. С середины 20-го в. лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США.

Во второй половине 20-го в. произошло формирование нового направления в изучении трудовой деятельности. Исследователи стали больше изучать личность работника в системе организации. Формируется новое направление – организационная психология, в рамках которой исследуют многие проблемы, исследуемые в психологии труда. В психологии труда, в основном, изучают частные вопросы организации трудового процесса, особенности индивида, эргономические аспекты труда; в организационной психологии сосредоточены на изучении построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.

Психотехника, возникнув на рубеже 19-20 вв., также развивалась и в России. Так, в середине 19-го в, исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М. Сеченов. Психологию труда развивали и рефлексологи под руководством В.М. Бехтерева. Бехтерев развивал идеи «социальной наследственности», применяя эти знания на изучение проблемы деятельности и действий, психологических состояний в труде, личности и мотивации. Также исследованием трудовой деятельности занимались и представители идеалистического направления. Так, Г.В. Чепланов развивал энергетический подход к проблеме труда. Он определил основные задачи психотехники в России:

– исследование волевого компонента в труде;

– приспособление машины к человеку;

– исследование психологии рабочего;

– определение профпригодности.

Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособности и утомления, развития способностей и стимуляции труда. Эти и другие вопросы разрабатывались многими крупными учеными, но все разработки были разрозненны. Активное развитие психотехники в России началось после 1917 г.

Первым организатором и руководителем психотехнического направления в Советской России был И.Н. Шпильрейн. Он уделял основное внимание методологическому аспекту психотехники. Шпильрейн сформулировал следующую задачу: на основе марксистско-ленинской теории создать систему советской психологической науки с целью использования законов человеческого поведения для обеспечения наиболее эффективной работы. Организационное же оформление психотехники в России произошло в 1921 г., когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения.

По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах. Особую известность приобрел Всеукраинский институт труда, в котором сотрудничали М.Ю. Сыркин, М.М. Рубинштейн и др.

Активно формировались не только организационные, но и информационные связи. Отечественные исследователи участвуют в различных международных и внутрироссийских конференциях, съездах, семинарах. За десять лет было опубликовано более 400 книг и статей по вопросам психотехники. Издается ряд специальных журналов, бюллетеней и психотехнических отчетов. Особенно известен журнал «Советская психотехника», выходивший с 1927 по 1936 гг.

Вместе с достижениями в развитии данной науки появились и определенные сложности. Возник кризис, в частности из-за того, что для представителей данной науки был характерен эклектический подход к пониманию основных закономерностей и механизмов развития личности, чрезмерное увлечение тестами, механическая трактовка профессионального поведения. В 1931 г. И.Н. Шпильрейн опубликовал статью «О повороте в психотехнике», в которой попытался дать критический анализ современного состояния психотехники, предостерегал от безответственного использования тестов.

К середине 30-х гг. 20-го в. психотехническое направление вошло в противоречие с господствующей идеологией. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса», резко критиковавшее и психотехнику. На долгие годы изучение вопросов психологии трудовой деятельности были приостановлено.

К середине 20-го в. психотехническое направление потеряло свою популярность. Психотехника оформилась как самостоятельная область психология труда. Исследования в большей степени стали проводиться в области психологии управления.

Отечественные исследования трудовой деятельности возобновились в 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х. Особенностью нового периода в развитии отечественной психологии труда стало – изучение преимущественно общетеоретических вопросов, в то время как прикладные исследования концентрируются в области инженерной психологии и частных направлениях (например, профессиональное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.). В это время на первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника.

В 1970-е гг. появилось четыре направления исследования трудовой деятельности:

– психофизиологическое направление. Исследователи изучают функциональные состояния в труде, такие как работоспособность, стресс, утомление, монотония;

– инженерно-психологическое направление. Исследуются проблемы в системе «человек – машина»;

– эксплуатационное направление по исследованию надежности систем управления;

– педагогическое направление.

В этот период Б.Ф. Ломов предлагает антропоцентрический подход, который позволил показать центральное место субъекта в системе «человек – машина», а также вывести проблему оптимизации трудовой деятельности на новый уровень. Развивается системный подход, что помогло раскрыть принципиально новые закономерности и феномены психической организации деятельности.

В 1970-1990-е гг. происходит развитие мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Это, прежде всего, кафедры психологии труда в Ленинградском и Московском университетах, факультет психологии Ярославского университета, исследовательские лаборатории в Институте психологии РАН и ряд других.

В Московском университете разрабатываются теоретические и методологические проблемы деятельности в русле идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Яркие достижения в области психологии труда и инженерной психологии связаны с именами В.П. Зинченко, Е.И. Ивановой, Е.А. Климова, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой, Ю.К. Стрелкова и др.

В наше время психология труда является одной из важнейших наук, так как позволяет решать проблемы отбора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров; проектирования средств предъявления информации; планирования организационных изменений и т.д. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей в рамках той или иной организации. Область исследований психологии труда и организационной психологии объединяет все исследования, связанные со сферой труда и деятельности профессиональных организаций.

 



2019-11-21 533 Обсуждений (0)
История психологии труда, инженерной психологии и эргономики . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История психологии труда, инженерной психологии и эргономики .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)