Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ



2019-11-21 1204 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтобы правильно организовать процесс музыкального воспитания, необходимо определить содержание основополагающих по­нятий музыкальной педагогики: музыкальность, музыкальные способности, музыкальная одаренность, так как от этого зависит и стратегия педагогических действий в этом направлении.

В современной психологии способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения какой-либо продуктивной деятельности. При этом нельзя до выполнения человеком этой деятельности судить о наличии или отсутствии способности.

2.1.1. Способности — индивидуальные особенности личности

Большинство авторов разделяют способности на общие и специальные.

Общие                 Система интеллектуальных свойств личности,способности    обеспечивающая легкость и продуктивность во владении знаниями и в познании действительности. Они носят универсальный характер, т.е.присущи всем и являются основополагающими в обеспечении успешности той или иной деятельности (например, музыкальной)

Окончание таблицы

Специальные Система свойств, обеспечивающая при прочих способности  равных условиях высокие достижения в познании, творчестве, в специальной области деятельности. Для них необходимы особые задатки, и присущи они не всем.

Общие и специальные способности дополняют и обогащают друг друга. Причем общие способности могут развиваться в любой деятельности, в том числе и музыкальной. Поэтому можно говорить о том, что чем выше развиты общие способности, тем больше созда­ется внутренних условий для развития специальных способностей, и наоборот (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.).

Способности не даются человеку в готовом виде при рождении, а формируются при жизни в деятельности. Они не сводятся к наличию умений или знаний, но объясняют легкость их приобретения. Так, выявившиеся у ребенка музыкальные способности не гаранти­руют того, что он будет музыкантом. Для этого необходимо специ­альное обучение, настойчивость педагога и ребенка, наличие музыкального инструмента и т.д., без которых способности могут так и не развиться.

В связи со сказанным следует отметить, что в музыкальном образовании назревает проблема, связанная с развитием личности ребенка в целом, включающая не только музыкальное развитие, но и осуществление с его помощью общего развития, так как от этого зависит то, насколько ярко проявятся музыкальные способности.

2.1.2. Задатки — предпосылки развития способностей

Не признавая врожденности способностей, психология не отри­цает врожденности задатков. Их связывают с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов (слухового и др.), сила и подвижность нервно-психических процессов. Так Б.М.Теплов (психолог, всесторонне раскрывший проблему общих и специальных, в частности, музыкальных способностей) говорит о слабости и подвижности нервных процессов как о природной осно­ве развития музыкальных способностей, предопределяющей характер моторных (двигательных) и эмоциональных реакций человека. Задатками для развития музыкальных способностей выступают также определенные свойства систем организма — особое строение голосового аппарата, толщина и длина голосовых связок, особен­ности строения органов слуха, рук и т.д.

В самом широком плане задатками музыкальных способностей выступают основные сенсорные, интеллектуальные, мимические, двигательные и аффективные функции человеческой психики (В.П.Анисимов и др.).

Однако прогнозировать развитие музыкальных способностей только на основе задатков нельзя, так как ключевым моментом в этом является социальный опыт усвоения звуковой информации, практика обучения — овладение человеком соответствующей деятель­ностью (Ю. Б. Гиппенрейтер, Д.А.Леонтьев и др.), т. е. развитие му­зыкальных способностей (как выражение общих способностей) человека определяют задатки (моторная и эмоциональная реактивность) и социальный опыт (музыкальное образование).

Психологи отмечают, что склонности — тяготение ребенка к определенной деятельности — это первый признак зарождающейся способности.

Задатки, по мнению исследователей, многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от требований, предъявляемых деятельностью, обществом, эпохой.

Так, например, по мнению А. А. Мелик-Пашаева, единой основой всех видов художественных способностей является эстетическое отношение к миру, когда человек воспринимает чувственный облик предметов и явлений как выражение их внутреннего состояния, т. е. они «очеловечиваются», наделяются душой, внутренней жизнью, характером — всем, что свойственно человеку.

Именно эти особенности характерны для детей до 9—10 лет, пока игра и сказка занимают главное место в их жизни. Это объясняется психофизиологическими особенностями этого возраста: эмоцио­нально-образным типом мышления, связанным с преобладающей ролью в деятельности правого полушария.

А. А. Мелик-Пашаев считает, что эстетическое отношение к миру, т. е. острая эмоциональная отзывчивость на все, что познаваемо чувствами, свойственно каждому. Это то качество, которое роднит человека искусства и ребенка, «очеловечивающего» все окружаю­щее, ко всему относящегося как к живому.

Поэтому сегодня художественная деятельность рассматривается как наиболее соответствующая природе детства, т.е. природосо образная для развития ребенка. Ученые говорят о том, что дети

одарены ко всем видам художественного творчества. Это — возрастная одаренность, сензитивность к развитию способностей во всех видах художественной деятельности, в том числе и музыкаль­ной.

Конечно, не все дети станут художниками или музыкантами, но опыт художественно-творческой деятельности может быть пере­несен на другие виды деятельности, пока недоступные им в полной мере. В противном же случае не будут использоваться возможности возрастной сензитивности и художественных видов деятельности, что отрицательно скажется на развитии ребенка в целом.



2019-11-21 1204 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)