Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ



2019-11-21 1882 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализируя проблему развития музыкальных способностей, М. С. Старчеус отмечает, что именно ранний возраст демонстрирует наибольшую готовность ребенка к музыкальному развитию. Существуют сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обусловливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта. При этом общая длительность этого периода составляет примерно от 2 — 2,5 до  —13 лет.

Сказанное позволяет утверждать, что необходимо как можно более раннее начало музыкального воспитания ребенка, так как только в этом случае возможно проявление его потенциальных возможностей, эффективное музыкальное развитие.

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей линии (схема 7).

Исследования ученых свидетельствуют о том, что для музыкального развития ребенка с самого рождения необходимо создавать следующие условия.

Музыкальная среда, в которой воспитывается ребенок, а также музыкально-слуховые впечатления раннего детства выступают важнейшими факторами в развитии музыкальных способностей ребенка, поскольку замечено, что наиболее часто их раннее проявление происходит у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления, особенно в пренатальный период и первые годы жизни.

Ученые объясняют это тем, что пренатальное музыкальное воздействие, пребывание в насыщенной музыкальной среде, слуховой опыт способствуют созреванию необходимых нервных связей в структуре мозга. При этом воздействие среды и опыта как бы «включает» природные задатки, возможности ребенка, которые предо­пределены генетически или анатомически (М. С. Старчеус и др.).

Важным фактором развития музыкальных способностей выступает и интенсивность, планомерность обучения, сказывающаяся как на музыкальном, так и на общем уровне развития ребенка.

Рассматривая этот вопрос, О.П.Радынова отмечает, что эмоцио нальная отзывчивость на музыку (основа общей музыкальности и ладового чувства) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, поскольку она необходима для осмысления музыкального содержания и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Но лучше всего она развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопугствующем всем видам музыкальной деятельности) и в музыкально-ритмических движениях, так как проявляется ярче всего в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность).

 Ладовое чувство, в частности его второй компонент — чув ство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым) может быть развито, по мнению автора, прежде всего в процессе восприятия музыки (ее узнавания, определения, закончилась ли мелодия). Поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться также в пении, когда дети контролируют слухом правильность интонации.

 Музыкально-слуховые представления О. П. Радынова предлагает развивать в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в пении, в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма развивается, по мнению О. П. Радыновой, прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. При этом одно из условий, необходимых для развития этой способности, —согласованность ритма движений и музыки. К.В.Тарасова предлагает для развития музыкальных способностей использовать моделирование звуковысотных и ритмических отношений с помощью наглядных пространственных моделей различных элементов музыкальной ткани (высота — движение руки вверх и вниз, длина — длинные и короткие движения руки и т.п.). Это обусловлено прочной связью между восприятием временных и пространственных отношений вообще и в музыке в частности.

Автор выделяет три вида пространственных моделей (схема 8).

Наиболее простой является предметно-пространственная модель. Она усваивается легче. Промежуточное положение занимает пло­скостная модель. Третий вид моделей — ручные знаки — являются более сложными.

Моделировать можно звуковысотные, ритмические и регистро­вые отношения и музыкальный образ в целом. Моделировать можно также положение и траекторию движений детей в плясках и музы­кальных упражнениях. При этом от младшей к подготовительной группе усложняются не только моделируемые отношения, но и способы действий с моделями.

Для развития ритмического чувства предлагается использовать двигательное моделирование — двигательную «подстройку» к заданной ритмической структуре.

Для развития тембрового и динамического слуха, формирующихся на основе звуковысотного, О. П. Радынова предлагает использовать музыкально-дидактические игры, с помощью которых моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

Музыкальные способности развиваются в музыкальной деятельности также упражнениями. Г. А. Праслова, обобщая подходы к этой проблеме, предлагает специальные упражнения для развития всех основных музыкальных способностей.

Развитие творческих способностей, по мнению Г. А. Прасловой, может осуществляться в процессе выполнения детьми посильных

 творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, передачу характера музыки в движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т. д. При этом автор отмечает, что вопросы «что?» и «как выразить?» должны стать предметом творческого осмысления самого ребенка. Вместе с тем степень самостоятельности детей при выполнении творческих заданий зависит от их индивидуальных и возрастных особенностей.

Исполнительские способности можно успешно развивать, воспитывая у ребенка эстетическое отношение к звучанию музыки, которое обусловливает и качество исполнения. Выражение воспринятого образа различными художественно-музыкальными средствами зависит от восприятия и переживания им музыкальных образов. Подобный результат может быть получен различными упражнения ми и соответствующим подбором репертуара (Л. А. Безбородова, А. Г. Гогоберидзе и др.).

Исследователями особо отмечается, что развитие способностей, в том числе и музыкальных, требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов, своеобразия природных задатков (Ю.Б.Алиев, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.). Это связано с тем, что не у всех процесс развития музыкальных способностей протекает одинаково. Сказываются и индивидуальные особенности ребенка, и его предыдущая музыкальная подготовка, и условия жизни в семье.

При этом необходима педагогическая и человеческая поддержка каждого ребенка. Поэтому всегда, независимо от результата, очень важно поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы, по­скольку это очень сильно влияет на успешность его музыкального развития и жизни в целом, обеспечивая мотивацию успеха.

Кроме того, решающим фактором в развитии музыкальных способностей, в интенсификации музыкального развития детей, в их отношении к музыкальному искусству вообще являются методы, применяемые для этого. Так, например, Л. А. Безбородова и Ю. Б. Алиев утверждают, что методы обучения, способы преподавания, также как и взаимоотношения между взрослым и ребенком, выступают как ведущее средство привлечения внимания ребенка к содержанию обучения, отмечая при этом, что современным детям практически безразлично, чему их учат: для них более всего важно, кто и каким образом их учит.

На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность, сопереживание музыкальному образу выражается как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной).В заключение следует отметить, что важнейшей педагогической задачей развития музыкальности является воспитание субъективного отношения ребенка к музыке, предоставление ему как можно больше новых музыкальных впечатлений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие компоненты входят в структуру музыкальности? Раскройте взаимосвязь общих и специальных способностей.

2. Какие качества выступают задатками для развития музыкальности?

3. Какое место в структуре музыкальности занимает эмоциональная отзывчивость на музыку?

4. Раскройте возрастные особенности и специфику развития музыкальных способностей в дошкольном детстве.

5. Проанализируйте содержание нескольких музыкально-дидактических игр. Отметьте их роль в развитии каждой музыкальной
способности.

6. Разработайте или подберите музыкально-дидактические игры для развития всех выделенных выше компонентов музыкальности.

7. Предложите задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в разных возрастных группах (по выбору).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей де­тей. - М.: Владос, 2004.

Петровский А. В., Брушлинский А.Б., Зинченко В. А. Общая пси­хология. — М.: Академия, 1996.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Пе­дагогика, 1988.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лей-теса. — М.: Академия, 2000.

Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985.



2019-11-21 1882 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1882)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)