ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Особую роль в развитии творческих способностей играет художественно-творческая деятельность, в том числе и музыкально-творческая. Это связано, как уже говорилось выше, с ее соответствием природе детства, что обусловлено «правополушарнотью» ребенка до 9—10 лет, особенностями детского восприятия, проявляющимися в яркой эмоциональной отзывчивости, потребности ребенка оживить, наделить душой, поведением все окружающее. Все это позволяет говорить ученым об одаренности детей ко всем видам художественного творчества, что выражается в сензитивности дошкольного возраста к художественно-творческому развитию (А. А. Мелик-Пашаев и др.). При этом следует помнить, что это — возрастная одаренность, особенность детей младшего возраста, которая далеко не всегда перерастает в качество личности взрослого человека. Но художественно-творческая деятельность ребенка позволяет ему, используя возможности сензитивного периода, приобрести опыт творческой деятельности, что пока невозможно осуществить в других видах деятельности, которые попросту еще не доступны ребенку этого возраста. Таким образом, музыкально-творческая деятельность позволит ребенку приобрести безценный опыт творческого воплощения своих собственных замыслов, глубже понимать и ценить искусство, испытать чувство сопереживания, которое лежит в основе всех искусств. Обладая ярко выраженным личностным содержанием, музыкальное творчество проявляется в умении интерпретировать и переживать музыку, т. е. ребенок может творчески проявлять себя в исполнительстве и восприятии музыки, что реализуется в таких формах I самовыражения, как импровизация и сочинение. В соответствии с этим в состав творческих способностей входят: ■ характеризующие исполнительство (выразительность, непосредственность, искренность); отличающие продуктивное творчество (индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения). Исследования педагогов, психологов, музыкантов (Л.С.Выготский, Б. М. Теплов и др.) свидетельствуют о том, что творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из этого, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если речь идет о достаточно прочных основах для его творческой деятельности (схема 24). Но накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого потенциала. Это будет бесполезными, если человек не умеет отбирать то, что ведет к творческому решению. А для этого нужна практика таких решений. В соответствии с этим в качестве важнейших условий развития детского музыкального творчества выделяются (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б.Л.Яворский и др.) следующие (схема 25). Создание условий для развития творческих способностей — важный фактор, но этот процесс будет эффективным лишь в том случае,если он будет представлять собой целенаправленное руководство Говоря об обучении творчеству, следует отметить, что обучение традиционно понимается как передача другому того, что уже известно тебе самому. Вместе с тем творчество не может быть прямым повторением того, чему человека научили — это уже не творчество. Поэтому, говоря об обучении, имеют в виду прежде всего передачу знаний, умений и навыков, которые выработались человечеством как средство решения творческих задач, без которых творческие способности ребенка могут не проявиться. При этом важно, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная. В области художественной деятельности это всегда будут «задачи на выразительность» (Г. Г. Нейгауз). Когда, например, ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает истинно художественную задачу, которая точно также встает и перед художником-профессионалом. Или же, исполняя самую простую попевку, ребенок всегда должен стремиться эмоционально, выразительно передать ее образ. При этом следует помнить, что подобные творческие задания не имеют заранее известного единственно правильного ответа — ответов столько, сколько разных людей их выполняют. Педагог должен быть готов не только понять и принять разнообразные решения, часто далекие от того, какое выбрал бы он сам, но и показать детям правомерность этих различий. И ни в коем случае не навязывать готовых представлений о том, какие именно цвета, звуки, движения и т. п. должны выражать добро или зло, печаль или радость. Тогда, создавая и сравнивая свои работы, дети задумаются о том, что и радость, и грусть бывают разными, что они сами разные и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через свои композиции. Экспериментальные исследования в области музыкального творчества (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская и др.) показали, что обучение, включающее проблемные поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста): ■ раскрепощает творческие силы; ■ помогает развивать музыкальные способности; ■ дает возможность реализовать индивидуальные интересы и потребности ребенка; ■ побуждает к доступным его возрасту творческим проявлениям. В свою очередь, творческая деятельность детей, обогащая процесс обучения, формирует у них потребность в музыкальной деятельности. Таким образом, обучение и творчество — не противостоящие, а взаимосвязанные процессы, которые должны умело направляться педагогом. При этом основной путь развития творчества у дошкольников заключается в создании взрослыми доступных детям про блемных ситуаций, творческих заданий и, главное, в формировании эвристической структуры опыта ребенка и его способов деятельности. Это должно сочетаться с яркой эмоциональной насыщенностью процесса детского творчества. Последовательность развития творческих проявлений детей отражена в системе творческих з а дан и й, разработанной Н. А. Ветлугиной: ■ задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности, в которых создается установка на новые для них способы действий. При их выполнении они ориентируются на предложенный музыкальный образец (закончить мелодию, начатую взрослым; выбрать из заданных движений наиболее подходящие к характеру пьесы и т.д.). Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, при меняя элементы творческих действий; ■ задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиск решения творческих задач, способствующие освоению способов творческих действий (сочинить песню на заданный текст; придумать движения, пляску персонажей и т. д.), когда ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно видоизменить, найти новые комбинации. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым; ■ задания, требующие самостоятельных действий детей на основе осознания ими творческих задач (сочинить песню, выбрав по своему усмотрению текст из нескольких вариантов; выбрать тематику игры; составить план действий; составить композицию простейшей пляски и т. д.). Дети обдумывают замысел игры, двигательной композиции и т.д., планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. При этом важно, чтобы ребенок видел и чувствовал возможность применения своей продукции в жизни (концерт, спектакль, выставка работ и т. д.). Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов, которые даже на самых первых ступеньках могут отличаться «индивидуальным почерком», так как ребенок стремится выразить свое отношение, чувства, по-своему передать исполняемое. Так, например, в пении дети ищут мелодические интонации, выражающие их переживания, в инсценировке музыкальной игры-драматизации — образные движения персонажей, при игре на различных инструментах придумывают несложные мотивы, ритмические попевки. Большое внимание при этом должно уделяться выявлению творческой позиции ребенка — его потенциальной готовности к творчеству. Н. А. Ветлугина выделяет также показатели, по которым можно судить о качестве художественного творчества дошкольников. Анализируя проблему музыкального творчества дошкольников, Г. А. Праслова отмечает, что успешному выполнению творческих заданий способствуют такие свойства личности и способности ребенка, как: ■ потребность в музыкальной деятельности и способность эмоционально откликаться на музыку; ■ фантазирование в процессе творческой деятельности; ■ оригинальность в выборе средств творческого выражения; ■ развитая музыкальная память, позволяющая использовать имеющийся музыкальный опыт в процессе реализации творческого замысла. Кроме того, творческие проявления ребенка обусловлены его психофизиологическими особенностями: ■ быстротой, легкостью ориентации в новых ситуациях при выполнении творческих заданий; ■ степенью развития координации движений; ■ умением применять имеющийся жизненный и музыкальный опыт в новых условиях; ■ уровнем развития ассоциативно-образного мышления и др. В связи со сказанным критериями оценки уровня развития музыкального творчества могут выступать (Л. С. Ходонович): ■ ярко выраженное эмоциональное сопереживание музыкальному образу, перевоплощение в него; ■ самостоятельная развернутая музыкальная композицияим ипровизация с оригинальными новыми и знакомыми элементами и целостным построением. В подготовке детей к занятиям музыкальным творчеством неоценимую помощь музыкальному руководителю может оказать вос питатель. В качестве творческих заданий он может предлагать детям создать импровизации на основе элементарного музицирования, т. е. одновременного сочетания в импровизации пения, движения и аккомпанемента на музыкальных инструментах. Для осуществления импровизации важно, чтобы дети хорошо знали тексты попевок. Необходимо также определить вместе с ними художественный образ, заданный в тексте, и его особенности, момент главного логического ударения в стихотворении. Вот пример попевки для такой импровизации: У медведя дом большой, Наш медведь домой пошел, А у зайки маленький. Поскакал и заинька. Мелодия попевки про медведя должна быть низкой по регистру, длинными звуками, а контрастная тема зайки — легкой, «прыгающей», в высоком регистре, короткими нотами. Ритмические движения — дом медведя показывается большим разведением рук в стороны, дом зайки — съеживанием, сведением ладоней над головой. По-разному будут выглядеть и походки медведя и зайки — маршевая, вразвалочку у медведя и легкие подскоки у зайчика. При этом руководство со стороны воспитателя творческой деятельностью детей, как и любой игровой, будет носить косвенный, безоценочный характер. Можно использовать для вокально-двигательных импровизаций с аккомпанементом также следующие стихи: Гуси серые летели, на лужайку тихо сели. Походили, поклевали и тихонько побежали. Вышли мыши как-то раз. Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон. Когда я буду маленький, в комочек я сожмусь. Когда я вырасту большой, до лампы дотянусь. 9.1.1. Песенное творчество детей дошкольного возраста Выше говорилось о близости детского творчества устному народному творчеству. Особенно это заметно в песенном творчестве. Так, например, в младшем дошкольном возрасте песенное творчество детей наиболее ярко проявляется в повседневной игровой деятельности. Его ценность в том, что в подобном пении ребенок может проявить свои переживания, одновременно тренируя ладовое чувство и чувство ритма, развивая и укрепляя легкие, формируя координацию голоса и слуха, стимулируя речь. Подобные творческие проявления в игровой деятельности получили название спонтанная песня (Ю. Р. Бьерквол, Е. И. Николаева и др.). Она несопоставима ни с профессиональной, ни с популярной музыкой, но она неотъемлемый атрибут детства, присутствующий в любых детских занятиях и являющийся ключом к самовыражению и росту. Она подчинена только правилам детской культуры и не управляется непосредственно взрослым миром. Ее основа — единство кодов языка и пения, что и обусловливает широту ее использования в повседневной жизни детей в их играх. При этом дети не осознают, что они поют, поскольку жизнь для них и есть неразрывное единство движения и звука, и прежде всего звука собственного голоса. Подобное спонтанное песенное творчество выступает важнейшим средством самовыражения и самоутверждения ребенка, но оно заканчивается в присутствии взрослого, на занятиях, где вступают в силу совершено другие закономерности. Песенное творчество рекомендуется развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Для проявления и развития песенного творчества, т.е. для того, чтобы ребенок смог спеть и сочинить мелодию, необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. его основные музыкальные способности. Важно научить детей воспроизводить эмоциональную окрашенность интервалов-интонаций, самостоятельно подбирать ритмический рисунок и темп. Кроме того, одним из основных условий песенного творчества является умение детей удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности, т.е. владение ладом. При этом у детей необходимо развивать умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш — четкий, подвижный; вальс — нежный, плавный и т. д.). Таким образом, качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из которых: ■ выразительная интонация; й ритмический рисунок; " лад. Успешность творческих проявлений детей зависит также от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Для того чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина рекомендует организовать работу в несколько этапов. Поскольку основными условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений на подготовительном этапе, им предлагаются соответствующие упражнения (на данном этапе значительна роль образца): ■ самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке; ■ подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций; ■ различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие и звукоряд («Веселый и грустный колокольчик»); ■ различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте и длительности; ■ транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук. На втором этапе детям предлагается серия творческих заданий для развития песенного творчества, где ставится задача действовать самостоятельно: ■ импровизация звукоподражаний (в разном темпе и ритме), не больших мелодий без слов (на простейшие слоги) направлена на развитие у детей способности ориентироваться в различных ■ импровизация имен может включать различные игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и различной интонацией (нежно, сердито и т. д. и с различной силой звука). При этом важно помочь детям в поиске выразительных средств для воплощения различных образов; ■ импровизация музыкальных вопросов и ответов, певческая перекличка предполагают чередование речи педагога с пропеванием слова или короткой фразы, а музыкальные вопросы и ответы ■ сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый мотив или текст, в определенном жанре. Этот вид вокальной импровизации используется в работе со старшими дошкольника Песенная импровизация на заданный текст осуществляется после его тщательного освоения. При этом лучше начать с самого простого: например, на слоги тру-ту-ту спеть марш, ля-ля-ля — вальс и т. д. Позже для освоения этих заданий могут использоваться детские считалочки, пословицы, в дальнейшем — фрагменты различных детских песен. Третий этап направлен на самостоятельное применение достигнутых творческих умений в различных видах деятельности, и прежде всего в самостоятельной музыкальной деятельности. Эта работа позволяет подготовить детей к сочинению целого опер ного спектакля. Основой для этого может выступать тот или иной сказочный сюжет. Кроме того, важно также познакомить детей с жанровыми особенностями, строением оперы, выявить характер ее персонажей. При этом процесс воплощения художественного замысла предполагает поиск детьми средств музыкальной выразительности при создании музыкальных образов действующих лиц оперы. В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. В качестве критериев развитости вокально-певческих творческих навыков детей выделяют (Г. А. Праслова и др.): ■ осознанность в выборе средств воплощения замысла; ■ оригинальность и индивидуальность в выборе певческих интонаций, их адекватность характеру образа; ■ умение ребенка использовать в процессе творчества имеющийся у него музыкальный опыт; ■ художественность воплощения замысла. 9.1.2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество дошкольников Музыкальное движение представляет особенный интерес в связи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется: ■ во-первых, «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский); ■ во-вторых, максимальной доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе на ранних; в-третьих, синтетической природой музыкально-ритмической деятельности. Вместе с тем важно отметить, что ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками, т.е. если он готов к таким занятиям, обладает опытом осуществления подобной деятельности. Таким образом, творческие проявления детей в ритмике связаны с их умением импровизировать под музыку на основе имеющегося запаса исполнительских движений. Кроме того, творческие проявления детей в ритмике во многом обусловлены и рядом других факторов: ■ уровнем развития музыкального восприятия; степенью понимания ребенком особенностей развития музыкального образа; ■ качеством педагогического руководства творческими проявлениями детей в ритмике; ■ учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, ихсклонностей и интересов. Важен также подбор музыкального репертуара, поскольку он служит сценарием для творческих проявлений детей в ритмике, ведущее место в музыкально-игровом творчестве занимают программные музыкальные произведения. Для полноценного творчества ребенка в ритмике необходимо оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: ■ музыкальным сопровождением;■ костюмами и атрибутами;■ музыкальными инструментами;и пространством для игр и танцев;и возможностью проявить самостоятельность (Г. А. Праслова и др.).Для развития творчества в ритмике педагогами-музыкантами (М. Л. Палавандишвили и др.) рекомендуется последовательность творческих заданий, предъявляемых детям в несколько эта-пов.Если в младшем возрасте самые лучшие песни для таких заданий — народные, то детям более старшего возраста предлагают и классическую, и современную музыку. При этом дети должны знать, что сориентироваться в выборе движений для пластической импровизации им помогут выразительные средства самой музыки: ее интонационно-образный строй, ритм, кульминации, спады, контрасты и т. д. Для развития творческих музыкально-двигательных проявлений предлагают также использовать задания на свободное дирижирование (Г. А. Праслова и др.), в ходе которых дети жестами передают характер музыкального произведения, их штрихи, динамику, темп и т. д. Цель этих заданий — воспитание чувства соответствия движений характеру музыки. Обобщая, следует отметить, что в качестве критериев сформированное творческих навыков детей в области ритмики выделяются: ■ самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движений, выразительность движений, нестандартность пластических ■ способность двигательно откликаться на переживания, выраженные в музыке; ■ способность придумывать собственные музыкально-двигательные композиции; увлеченность процессом отражения музыки в движении. 9.1.3. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах Детское инструментальное творчество проявляется в подборе по слуху мелодий, в инструментальных импровизациях на игровую ситуацию, в сочинении несложных мелодий, в инструментовке музыкального произведения. Условиями его возникновения, помимо жизненного и музыкального опыта детей, богатства их музыкальных впечатлений и наличия комплекса музыкальных и общих способностей (воображения, фантазии, образного мышления и др.), являются владение способами звукоизвлечения и навыками игры на различных музыкальных инструментах и знание их выразительных возможностей, их тембров, особенностей звучания. В качестве условия возникновения инструментального творчества выделяют также педагогическое руководство (О. П. Радынова и др.). При этом характер руководства и степень участия педагога в инструментальном творчестве зависят от индивидуальных особенностей и возраста воспитанников. Прямое участие педагога необходимо, когда дети овладевают первоначальными действиями. В дальнейшем педагог только поощряет детей, отмечая удачно найденные мелодические интонации, поддерживает желание музицировать. Педагог должен уметь создать атмосферу творчества, проявляющуюся прежде всего в особом качестве общения с ребенком — игровом общении, что возможно только при его искренней заинтересованности в творческом процессе (Г. А. Праслова и др.). Педагог при этом выступает в разных ролях одновременно: он не только наставник, он и участник, и организатор, и вдохновитель игровой деятельности детей. Такая позиция педагога позволяет каждому ребенку наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал в процессе общения с музыкой. Для развития творческих проявлений детей в инструментальном музицировании разработаны задания различной сложности (О. П. Радынова и др.): от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий. Чтобы детские импровизации были выразительны, необходимо, чтобы дети понимали важность выражения настроения музыки (О. П.Радынова и др.). Для этого нужно будить фантазию ребят образными сравнениями, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает и заинтересовывает детей. Этому будет способствовать также коллективная импровизация ритмического сопровождения к музыкальному произведению шумовым оркестром с предшествующим обсуждением с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками (т. е. какими выразительными средствами) лучше передать тот или иной образ. В среднем и старшем возрасте, чтобы стимулировать желание импровизировать и обогащать творческие проявления детей, можно аранжировать удачные сочинения и исполнить их оркестром или на фортепиано. Г. А. Праслова предлагает использовать для развития у детей эмоциональности, любви к музицированию и творчеству в нем, помимо традиционных (наглядного, словесного и практического), также ряд других методов. При этом автором особо отмечается, что данный метод является универсальным и поэтому может быть использован во всех видах музыкально-исполнительской деятельности. Постановка перед детьми художественных задач в процессе реализации данного метода позволяет им понять смысл своей творческой деятельности, развивает самостоятельность в добывании и присвоении знаний. 9.1.4. Творчество детей в процессе слушания музыки Творчество в восприятии музыки, как говорилось выше, связано со способностью человека наполнять слышимые звуки значимым для него смыслом. Поэтому в механизмах восприятия важную роль играет активность самого слушателя. Так, например, в речи, чтобы ее понять, человек должен активно вслушиваться и анализировать ее. Когда человек невнимателен к речевому потоку вокруг, он не придает ему смысла. Музыкальное восприятие также основывается на анализе особым образом организованных звуков и также требует активного вслушивания, чтобы понять содержание слышимого. При этом необходимость вслушивания в речь кажется естественной, необходимость же мыслить при восприятии музыки для многих является откровением. Исследователь проблемы детского творчества Е. И. Николаева говорит о том, что слушание является своеобразным исполнением музыки, ибо для слушателя это активный процесс придания смысла определенной последовательности звуков. Особенно ярко это проявляется в раннем возрасте. Слушая, ребенок двигается, что обусловлено стадией сенсомоторного интеллектуального развития. Поэтому практически любая деятельность ребенка этого возраста сопровождается движением. Все элементы музыки (ритм, темп, напряжение и т. д.) имеют аналоги в движениях, поэтому возможность двигаться при прослушивании музыки помогает ребенку придавать смысл звукам.Таким образом, прежде чем начать творить во «взрослой музыке» (Е. И. Николаева), ребенок должен научиться ее воспринимать. При этом если слушание музыки вызывает сопереживание, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания. В соответствии с этим любые реакции ребенка на воспринимаемое произведение, свидетельствующие о его эмоциональной реакции на музыку, позволяют говорить о наличии творческих проявлений. Кроме того, творческое начало при восприятии музыки может проявляться: ■ в своеобразии ответов; ■ стремлении задавать вопросы педагогу; ■ предположениях о характере исполнения произведения; ■ остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне детского сада. При этом уровень сложности реакций ребенка на музыку зависит от содержания произведения, возраста ребенка, его музыкальных и общих способностей, а также жизненно-психологического и эмоционального опыта, по мере накопления которого у него формируется способность осознавать значение выразительных средств музыки, устанавливать их связь с ее содержанием. Как и в других видах музыкально-творческой деятельности, формированию творческих навыков детей в процессе восприятия музыки способствуют проблемные ситуации, творческие задания различной степени сложности. Г. А. Праслова предлагает для этого ряд примерных проблемных ситуаций. Так, детям младшего дошкольного возраста рекомендуется предложить выбрать из определенного перечня рисунков изображение сказочного персонажа, образ которого наиболее полно соответствует характеру звучания музыки, после чего объяснить свой выбор. При этом автор отмечает, что в выборе ребенка раскрывается слушательское отношение к музыкальному произведению, а в обосновании выбора — его личностное понимание смысла воспринимаемой музыки, творческое эмоционально-образное мышление. Предлагается также использовать творческие задания, связанные с отражением в рисунке переживаний от воспринимаемой музыки, что позволяют ребенку открыть себя через музыку, глубже проникнуть в ее содержание и настроение через осознание своих впечатлений от музыки. В качестве методов активизации и развития творческих возможностей детей при восприятии музыки могут выступать не только словесная передача эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, но и рисунки, отражающие состояние ребенка под влиянием музыки. В этом помогут также цветовое и графиче ское моделирование ребенком музыки. Г. А. Праслова отмечает, что правомерность использования метода графического моделирования музыки подтверждается тем фактом, что переживания, связанные с восприятием музыки у детей, проявляются в характере их выразительных движений, возникающих в процессе восприятия. При этом в работах детей отражаются различные п р и з н а к и эмоционального переживания музыки: ■ активность (резкие или плавные штрихи); ■ интенсивность (сила нажима карандаша); ■ динамика развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линий); ■ различные средства выразительности музыки — регистр (положение линии); сила звучания (нажим карандашом); ■ темп (характер движения); ■ звуковысотная линия мелодии (направление линии); ■ ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыки, форма музыкального произведения (последовательность различных по характеру и цвету линий) и т. д. Разновидностью этого метода является метод музыкально- образной графики, в процессе реализации которого детям предлагается с закрытыми глазами проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием музыки, затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов, что мотивирует творческую деятельность и стимулирует процессы воображения у детей. Результаты творческих проявлений детей оцениваются по следующим параметрам: ■ эмоциональная выразительность линеограммы; ■ количество образов; ■ количество образных сфер; ■ оригинальность (уникальность); ■ сюжетная разработка. Развитию эмоциональных переживаний и творческого подхода ребенка к осмыслению музыки в ситуации ее восприятия могут способствовать, по мнению Г. А. Прасловой, несколько вариантов методики цветовых предпочтений: ■ выбор цвета из предложенных вариантов (на основе цветового теста Люшера, включающего 8 цветов — серый, синий, зеленый,красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный); ■ выбор цветовой композиции (построение — конструирование детьми в момент звучания музыки цветовой «линии ее развития» с помощью разноцветных фигур); ■ создание собственной цветовой композиции.Для реализации этого метода необходимо: ■ подготовительный этап, в ходе которого детей подводят к осознанию возможностей цвета и линий в передаче эмоций и настроений; ■ восприятие музыкального произведения; ■ вербальный анализ содержания музыкального произведения; ■ выбор цветных карандашей или красок для выполнения задания (при этом детям предлагается «стать художниками» и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать» музыку); ■ повторное восприятие и «соисполнение» музыки цветными карандашами или красками на листе бумаги во время звучания произведения. Автор особо отмечает, что психолого-педагогическое осмысление высказываний ребенка о музыке и анализ детских работ позволяют педагогу диагностировать различные параметры эмоциональных состояний детей, выявлять степень таких когнитивных процессов, сопровождающих творческие акты, как воображение, фантазия, образное мышление. При этом важным критерием при оценке творческих проявлений детей в ситуации восприятия музыки выступает взаимосвязь основных компонентов музыкально-творческой деятельности, проявляющаяся в гармонии между процессами «слышу — думаю — чувствую — действую». Анализ результатов восприятия музыки с точки зрения этого единства помогает педагогу оценить степень творческого развития ребенка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Раскройте сущность понятия «детское художественное творчество». 2. Какая взаимосвязь существует между обучением и развитием детского музыкального творчества? 3. Опишите этапы применения творческих заданий в различных видах музыкально-творческой деятельности детей. 4. Какие методы и приемы используются для развития творческих проявлений в различных видах музыкально-творческой деятельности? 5. Придумайте несколько сюжетов, которые могут служить основой для песенных, музыкально-игровых, инструментальных им провизаций детей. 6. Разработайте несколько заданий, игровых ситуаций для детей дошкольного возраста (по выбору: младшего, среднего или старшего] с включением творческих заданий: по развитию песенного, танцевального, музыкально-игрового творчества, а также творчества в процессе игры на детских музыкальных инструментах и в процессе восприятия музыки. 7. Разработайте критерии для выявления уровня творческого развития дошкольников в каждом из видов детского музыкального творчества РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Николаева Е.И. Психология детского творчества. — СПб.: Речь,ЭОО6. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. —М.: Академия, 1998. Художественное.творчество в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1974. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе]. — Воронеж: НПО «Модек», 1998. Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем! Музыкальное воспитание детей 5—7 лет. — М.: Ювента, 2002. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Н. С. Лей-теса. — М.: Академия, 2000. Школяр Л. В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. — М.: Флинта: Наука, 1998.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |