ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Цели и задачи музыкального развития дошкольников Определение целей и задач музыкального развития дошкольников Проблема определения целей и задач музыкального образования (воспитания, обучения) и развития детей в различные исторические периоды имела различное решение. Так, до недавнего времени цель следовала из социального заказа, идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммунистические идеалы, мораль и пр. Музыка здесь не осознавалась как ценность, являясь лишь средством формирования нужного для государства человека. Иной подход к определению целей связан с изучением музыкального искусства, с приоритетом дидактических целей: музыкальное знание важно само по себе, избегаются социальные, политические установки. Музыкальное произведение — объект анализа, его образно-эмоциональная природа уходит на второй план. В основе третьего варианта решения этой проблемы — гумани тарные ценности — понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обусловливает направленность музыкального образования на создание условий для художественного общения с произведением, для сотворчества и диалога. Музыкальное произведение, соответственно, выполняет различные роли: ■как внешнее средство для формирования нужных качеств ребенка; как цель изучения и (научения) анализа; ■ как Заслуженный Собеседник (А. А. Ухтомский) — некое «явление в мире» (Б. В. Асафьев), с которым можно общаться диалогически, переживать его жизнь и проживать свою жизнь в нем. Заданная триада соответствует следующим образом ребенок а, которые прослеживаются в истории (Л. Стоун): ■ ребенок как «чистая доска» (утилитарные цели воспитания, его средства) как объект манипуляции («мешок для программ», по словам Ш. Амонашвили, «сосуд, который нужно наполнить»); ■ «у ребенка есть всё», задача педагога сводится к педагогической поддержке и сопровождению развития, созданию условий для актуализации, проявления того, что заложено в ребенке. Обобщая, выделим источники для постановки педагогических целей: ■ социальный заказ как объективные тенденции развития общества и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан; ■ ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития; ■ культура и человек как ее творец и творение. Помимо этих источников современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса. Понимая музыкальное развитие как результат процесса музыкального обучения, выделим его цели: ■ развитие музыкальности ребенка: эмоциональной отзывчивости на музыку; его музыкальных способностей; ■ формирование основ музыкальной культуры: развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус);музыкального опыта; музыкальной грамотности;креативности ребенка. Обобщая, отметим, что достижение этих целей возможно только через решение задач,связанных с созданием благоприятных педагогических условий для «одухотворения музыкой» (Л. В. Горюнова), для становления его субъектом музыкальной деятельности, для раскрытия индивидуальности ребенка. Постановка этих целей следует из российской реформы образования 90-х годов XX в., в основу которой положены принципы гуманистической философии, психологии и педагогики:признание самоценности каждого возрастного периода, уважение личности ребенка; создание условий для его развития. Поэтому «наполнительная» модель образования, где ребенок — «сосуд, который нужно наполнить», сменяется развивающей моделью, в которой, продолжая древний афоризм, ребенок становится «факелом, который нужно зажечь». ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Воспитание, обучение, образование — базовые педагогические процессы. Их трактовка различается в соответствии с тем, понимаются эти процессы как формирование или как развитие. Чем же они отличаются? Сформировать — придать определенную, нужную форму, т.е. привнести извне. Механизмы формирования включают осознанное (или неосознанное, стихийное) воздействие на ребенка с помощью факторов и средств, не определявших вначале его естественного хода развития. Развитие — разворачивание вовне изначально присутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с естественными закономерностями их роста. Нельзя развивать то, чего пока нет внутри, что не стало компонентом структуры человеческого существа. Традиция понимания воспитания как воздействия на ребенка себя изживает. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал блестящую но своей ироничности иллюстрацию такого воспитания: «Берем ребенка, закрепляем его в трех метрах от себя и начинаем воспитывать». Гуманитарная педагогическая традиция всегда ориентироваться на воспитание нравственности. Специфика воспитания заключяетсяв воспроизводстве, развитии, поддержке подлинно человеческого в человеке, в становлении Образа Человека, развитии его призвания быть Человеком, понимании воспитания как «ухода за духовной жизнью ребенка» (М.Монтессори). Соответственно, музыкальное воспитание — питание музыкой — направлено, говоря словами В.А. Сухомлинского, не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца». Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр. Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (схема 1). Именно воспитание и обучение создают содержательно-смысловую основу развития, становясь ого факторами и средствами. Образование в области искусств, особенно музыкальное образование, обладает большими возможностями. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущность; на интеллект. К XX в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — источник мощнейшего влияния на человека. Для античности, например, показательна глубокая связь музыки с медициной. Так, Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств. Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для последующего развития человека:музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Большинство медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия: ■ повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов; ■ улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания; ■ регулируются обменные процессы; ■ снижается уровень тревожности. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также изменение мышечного тонуса и появление эмоций. Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки: ■ повышение уровня читательских, речевых навыков; ■ улучшение навыков решения временных и пространственных задач; ■ улучшение вербальных и арифметических способностей; улучшение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации. Вместе с этими «выгодами» от занятие музыкой все же основное направление методических поисков в музыкальном воспитании связывается, как определяет Л.В. ШкоАяр, с приближением музыки к ребенку и проживанием им детства в музыке. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Охарактеризуйте источники постановки целей музыкального образования дошкольников. 2. Каково соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования? 3. Охарактеризуйте потенциал музыкального образования для развития личности дошкольника. 4. Ответьте на вопрос Ю.Б.Алиева: «Зачем тебе, дошкольник, музыка?» 5. Используя материал данного учебника (части II и III), составьте таблицу задач музыкального развития дошкольника на разных возрастных этапах в одном из видов музыкальной деятельности или в развитии его способностей. 6. Изучите предложенную литературу. Выпишите цели и задачи музыкального образования, найдите то общее, что характерно для различных авторов. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей [от детского сада к начальной школе). Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. Гогоберидзе А.Г., Деркунская6.Д.Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: Владос, 2000. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников М.: Академия, 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2004. Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М.: Флинта: Наука, 1998.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |