Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2019-11-21 4646 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.75 из 5.00 4 оценки




СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных пар­циальных программ и авторских методик, опирающихся на имею­щийся мировой опыт музыкального воспитания.

Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — вы­брать программу, которая может быть успешно реализована педаго­гическим коллективом и будет способствовать эффективному раз­витию и воспитанию детей.

Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь:

■ ориентироваться в основных тенденциях программно-методиче­ского оснащения музыкального образования детей;

■ анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагоги­ческие технологии;

и оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализа­ции программы;

■ прогнозировать работу педагогического коллектива и достижения детей в области музыкального развития в условиях реализа­ции программы;

■ учитывать наличие учебно-методического обеспечения программы.

Среди многообразия современных программ по музыкальному воспитанию можно выделить наиболее общие тенденции, за­дачи которых:

■ формировать основы музыкальной культуры, народной культу­ры и общей духовной культуры личности;

■ определять приоритет художественно-творческого развития каждого ребенка, комплексный подход к нему, совместное твор­чество педагога и ребенка;

■ устанавливать иные, чем в авторитарной системе, взаимоотношения детей и педагога, поиск путей общения средствами раз­личных видов музыкальной деятельности;

■ предоставить педагогу лишь основные направления, ориентиры музыкально-педагогической деятельности, что предполагает

 


большее использование собственной инициативы, творческой импровизационной работы;

■ организовывать занятия с опорой на специфику искусства, на диалогический характер творческого общения: участие в различных видах музыкальной деятельности как возможность сти­мулирования свободного творческого самовыражения, развитие коммуникативных способностей;

■ использовать на музыкальных занятиях с детьми синтеза искусств.

■ создать эстетически развивающую среду, предметное и психологическое пространство для формирования эстетического от­ношения к окружающему, развития интеллектуальных и худо­жественно-творческих способностей (схема 10).
Создаваемые программы музыкального воспитания основаны как на использовании нескольких форм музыкальной деятельности, так и ее отдельных видов: слушанья-восприятия музыки, ритмических движений, музицирования и т. п.

Программа «Музыкальные шедевры»1

Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного воз­ раста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстети­ческой деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие им­провизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др.).

Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошколь­ников, активизацию проявлений творчества.

Основной принцип построения программы — тема­ тический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструмен ты и игрушки».) При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкаль­ного искусства.

Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образо­вания, так как является основной в программе Д.Б.Кабалевского, используемой в большинстве школ.

Принципы программы:

■ концентрический, или принцип цикличности, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах;

■ контрастного сопоставления репертуара — в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близ­кими названиями;

■ адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивиуальных и психофизиологических особенностей каждого;

■ синкретизма—это взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприя­тия музыки.

В программе представлены критерии оценки уровня сформиро­ванное основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методи­ческими рекомендациями и дидактическим альбомом.

Программа рекомендована Министерством общего и профес­сионального образования РФ.

Программа «Искусство слышать»1

Программа направлена на воспитание у детей музыкальной куль­туры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется в процессе детского художественного творче­ства: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложит­ся перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.

Основополагающими принципами программы являют­ся:

■ моделирование процесса художественного творчества: ре­бенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, что можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где испол­нители становятся поэтами, музыкантами, заново создающими музыкально-поэтическое произведение;

■ органичного рождения танца (пластическое интонирование),движения как естественного выражения того или иного чувства,переживания или характера музыки;

■ образно-игрового вхождения в музыку— предусматривает создание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.

В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным утлом зрения.


 

■ Программа рекомендована Министерством образования и нау­ки РФ.

■ Программа «Гармония»1

■ Программа разностороннего музыкального развития дошколь­ников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего пси­хического развития (воображения, творческого мышления, комму­никативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей.

■ Основным видом музыкальной деятельности в реализации по­знавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ.

■ Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью:

■ подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;

■ использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр-драматизаций;

■ использования произведений других видов искусства (изобра­зительного, литературного и др.).

■ Принципы программы:

■ связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные занятия строятся по тематическим блокам, доступным и интересным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои родные и я сам» и др.;

■ сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки;

■ сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сюжета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в него;

■ импровизационность — у всех участников педагогического процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество»,импровизацию.

■ Авторами предлагаются программы по каждому виду деятель­ности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические. подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репер­туара и записанная на кассеты музыка.

■ 1 Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой. Программа «Камертон»1

■ Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребен­ка и его музыкальной культуры.

■ Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования в соответствии с семью основными ступенями звуко­ряда. На каждой представлены все виды детской музыкальной дея­тельности, даны ее задачи и содержание (музыкальный репертуар), а также характеристика возрастных возможностей детей, показате­ли развития и овладения музыкальной деятельностью.

■ Впервые в завершение каждой ступени выделены задачи обще­го развития личности ребенка:

■ творческие, художественные, интеллектуальные, физические способности;

■ познавательные процессы и личностные новообразования и т. д.

Доминирующее место отведено задачам развития универсально­го вида музыкальной деятельности — восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприя­ тия у детей, так как дошкольный возраст благоприятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта.

В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровьесберегающий и оздоровительный факторы, что связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого.

Репертуар программы подобран с учетом возрастных возмож­ ности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью.

Автор применяет личностно ориентированную модель музыкаль­но-педагогического процесса с субъектным партнерским взаимо­действием.

Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметно-развивающая среда.

Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых — педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зри­тели, как таковые, отсутствуют./ Программа допущена Министерством образования и науки РФ.

Программа «Музыка»1

Предназначена для работы с детьми 4 — 5 лет в системе дополни­тельного музыкального образования: в доинструментальных группах музыкальных школ, в группах раннего развития, в семейном вос­питании.

Цель программы: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способ­ности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с по­мощью музыкально-творческой игры.

Задачи программы:

■ развивать навыки импровизации и сочинения в различных ви­дах музыкальной деятельности;

■ познакомить с элементами музыкальной грамоты;

■ развивать координацию движений под музыку.

Задания программы изложены в порядке возрастающей слож­ности, с усложнением характера музыкально-образного и логиче­ского мышления ребенка.

Программа «Ребенок в мире музыки»2

Программа музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.

Цель программы: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5 — 6 лет. В задачах и со­держании программы отражен минимум знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, представлений о музыке, которыми должен овладеть ребенок для обучения в школе.


В основе содержания программы четыре основных компо­нента.

В рекомендациях к программе выделен раздел «Взаимодействие с семьей», где намечены подходы к организации этой работы, вклю­чены примерные конспекты занятий и развлечений с их участием.

В программе выделяются следующие основные направлен и я:

■ « Музыка вокруг нас »,

■ « Музыка внутри нас »,

■ «Музыка с нами»,

■ «Мы сами можем творить музыку».

Акцент в обучении делается на взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятель­ности.

Программа «Каждый ребенок — музыкант»1

Целостная система воспитания музыкой детей от 3 до 9 лет, на­правленная на то, чтобы подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с ней. Занятия по про­грамме, по мнению автора, можно рассматривать как общеподгото­вительные, поскольку они способствуют выработке качеств и способ­ностей, необходимых в учебной деятельности. Они также развива­ют:

■ понимание и чувствование явлений природы;

■ культуру общения;

1 Автор Т. А. Рокитянская.

■ исторический, географический, этнографический кругозор.

Занятия строятся в определенном порядке, который опирается на ритм дня, времена года, годовые праздники, что способствует развитию ритмической системы ребенка — залога успешной учеб­ной деятельности.

Пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен одно­му виду упражнений:

■ речевые игры;

■ двигательные упражнения;

■ ритмические игры и т. д.

Большое место занимают в программе произведения музыкально­ го фольклора, прежде всего календарные песни, становящиеся цен­тральным звеном в занятиях. Автор отказывается от обычной в детских садах подготовки концертов «напоказ».

В программу включен также раздел «Образно-двигательная му­зыкальная грамота». Образная — потому что действует через душу, эмоции; двигательная — через тело, мышцы; грамота — через ум, мышление.

Раздел программы «Упражнения с флейтой» опирается на срав­нительную легкость овладения этим инструментом. Предлагается подробно разработанная система занятий, направленная на обучение детей игре на флейте.

Большое значение отводится в программе театрализованной деятельности. При этом отмечается, что театральная работа являет­ся обобщающей, так как в ней соединяются все направления работы по программе.

I ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ

Исследования искусствоведов показывают, что на ранних этапах развития человечества искусство носило синкретический характер (от греч. syntesis — соединение, сочетание), включая в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии   и др.

Произошедшее в последующем разграничение искусства по ви­дам не исключило его синтетические формы. Таким образом, воз­никли синтетические искусства — драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, раз­личные виды искусства создают наиболее целостный художествен­ный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

Особенно эффективно осуществлять воспитание с использова­нием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художе­ственно-творческая деятельность (ребенок обычно одновремен­но поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкаль­ного образа в большей степени, чем образов живописных и литера­турных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребен­ку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспита­нии дошкольников обусловили появление большого количества со­ответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез»1

Программа развития музыкального восприятия у детей на осно­ве синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Цель программы:

ввести ребенка-дошкольника в мир музыки; формировать его художественную культуру;

развивать навыки восприятия произведений различных видов искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни.

1 Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой.

 

Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми, считая, что полноценное восприя­тие произведений любого искусства возможно только при наличии знаний в области других видов искусств.

Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, в про­цесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схе­ма 11).

Работа по программе предполагает творческий подход педагога

к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

■ программа репертуара по трем видам искусства;

■ хрестоматия музыкального репертуара;

■ методические рекомендации;

■ кассета с записью музыкальных произведений;

■ набор слайдов.

В методических рекомендациях, многие из которых имеют фор­му конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкального и изобрази­тельного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие (данные. Программа «Красота. Радость. Творчество»1

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет, основанная на разных видах искусства.

Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой дея­тельности:

■ игры;

■ изобразительная;

■ музыкальная;

■ театрализованная;

■ художественно-речевая деятельность.

Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.

Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей — как художе­ственных, так и интеллектуальных.

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

■ развитие музыкальных способностей и музыкального восприя­тия;

■ формирование музыкальной культуры и системы знаний и спо­собов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по­ следующего самостоятельного самообразования;

■ воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слу­шать и исполнять ее;

■ формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и др.

При этом знакомство с музыкой строится на основе педагогиче­ского сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Программа имеет методические пособия для педагогов и разви­вающие пособия для детей, методические рекомендации по органи зации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплекс­ных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждо­му виду музыкальной деятельности.

В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.

Программа «В мире прекрасного»1

Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической систе­мы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошколь­ного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи ком­плексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.

Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельно­сти детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художе­ственной деятельности.

Задачи программы:

раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприя­тие;

■ приобщать детей к миру искусства; развивать способности к освоению и преобразованию окружа­ющего культурного пространства;

■ развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.

Методика работы с детьми строится на самовыражении и само­развитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воз­действии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.

Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть раз­делов:

1 Авторы Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова.   «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятель­ность) ,

■ «Восприятие музыки», «Пение»Музыка и движение»,   «Музицирование»,    «Музыкальное творчество».

Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятель­ности.

Авторы предлагают:

■ подробное описание форм организации занятий;

варианты перспективного планирования и конспекты занятий; » учебно-методические комплекты;

■ диагностические задания по всем видам художественной деятельности;

■ приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей
деятельности.

Особое внимание авторы программы рекомендуют уделять ком­плексным занятиям, в процессе которых дети одновременно осваи­вают сразу несколько видов художественной деятельности.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.

Программа «Синтез искусств»1

Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ре­бенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творче­ской активности и художественного мышления, на выработку навы­ков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, на­чиная с раннего возраста.

Программный материал строится на выявлении принципов взаи­мосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изо­бразительного искусства и театра.

 

Путешествие в прекрасное»1. Учебно-методическим комплектом по программе является пособие для детей 3 — 6 лет, построенное с учетом усложнения материала, его развития и обогащения.

Основной подход в обучении — личностно ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллектив­ ного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.

При этом учебная задача осваивается через продуктивную дея­тельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстети­ческих представлений и жизненного опыта.

Курс рассчитан на три года.

Комплект учебников «Путешествие в прекрасное» состоит из трех частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К ме­тодическим рекомендациям прилагается терминологический словарь по различным видам искусства и нотное приложение.

Программа «Живой мир образов»2

Программа художественно-эстетического цикла для детей 3 — 7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребен­ка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предпо­лагает сочетание разных видов художественной деятельности:

■ музыки;    изобразительного искусства;

1 Авторы О. А. Куревина, Г. Е. Селезнева.

2 Авторы Р. Г. Казакова, Л. М.Данилова и др.

родного языка;     литературы;* художественного движения;а    театра.

Цель программы: гармоничное развитие личности и фор­мирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом.

Задачи программы:

развивать любознательность как основу познавательной актив­ности будущего ученика;

развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятель­ности, формирование творческого воображения, как направле­ния интеллектуального и личностного развития ребенка;

■ развивать коммуникативность.

Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый год с изменением глубины преподаваемых знаний:

ознакомление с русскими традициями, изучение культуры рус­ского народа, знакомство с праздниками и бытовой жизнью;

ознакомление с историей русского народа, выдающимися деяте­лями русской культуры;

изучение исторических источников и классических произведе­ний русской литературы. Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения.

Программа «Родничок»1

Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания:

искусство во всех видах;1 окружающая жизнь, включая природу;

1 Авторы Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина.

1 художественно-творческая деятельность.

Основная цель программы: раскрытие физического, интел­лектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ими в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т.д.).

Помимо традиционных принципов авторами выделяются также следующие принципы:

единого психологического пространства; «думай сам»;■      помогающего общения;
эстетической развивающей среды;| сотрудничества с семьей.

В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо-эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие задач и:

и обогащение духовного мира различными художественными средствами;

формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры;

развитие воображения и чувственного восприятия окружающе­го мира;

формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.;

■ развитие крупной и мелкой моторики;развитие пластической и мимической выразительности.

Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изо-деятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятель­ность и др.

В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой . возрастной группе (3 — 4, 4 — 5, 5 — 6, 6 — 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию работы с родителями, планы проведения комплексных занятий, тематическое планирование и др., разработаны конспекты занятий.

Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке»1

Программа основана на интеграции разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, архитектуры и литературы и предназначена для работы с детьми 3—10 лет. В центре внимания авторов — проблемы психологии восприятия искусства, психологии детского творчества.

В программе представлено подробное содержание курса, опи­рающееся на возрастные особенности детей 3— 10 лет. Все темы курса находятся во взаимосвязи друг с другом. Взаимодействие яв­ляется одновременно и основополагающим методом освоения всех разделов курса, и темой, входящей в него.

Основные принципы программы;

взаимодействие;

соизмерение;

анализ учебного материала;

игровой принцип введения в художественный материал с уче­том возрастных особенностей психологии ребенка;

принцип «метафоры», одушевления неживого;

принцип использования произведений искусства разных стилей и эпох.

Программа «Сотворчество»2

Программа для детей старшего дошкольного возраста построена на принципах интеграции трех основных искусств: изобразитель­ного, музыкального и художественной литературы.

Цель программы: создание условий развития эстетического о1! .юшения ребенка к миру, в котором переплетаются качества нрав­ственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Для этого предлагается использовать игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическую пространственно-предметную среду, развивающий эффект которых зависит от харак­тера общения педагога с ребенком.

нок испытывает положительные эмоции, на основе которых форми­руются мышление, воображение и стремление передать восприня­тую красоту (в рисунках, танце, вербальной форме) (схема 12).


Содержательный аспект программы выстраивается по схеме: по­знавая красоту окружающего мира, произведения искусства, ребе

По программе разработана система интегративных занятий, ме­тодика работы, методы деятельности педагога, обеспечивающие более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осо­знание им мира культуры.

По результатам освоения программы предусмотрена диагностика, выявляющая уровни эстетического отношения к миру, описывается также как предполагаемый результат реализации программы ком­плекс знаний, умений, личностных новообразований, которые дол­жен приобрести ребенок.

ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В искусствоведении сложилась точка зрения, свидетельствующая о том, что музыка родилась из двух источников — из слова (отделения интонации от слова) и движения (жеста, танца, пантомимы). Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, — музыкально-речевых интонаций, с другой — пластических интонаций, передаю­щих эмоциональное содержание движений.

При этом ряд исследователей считает, что в ходе развития обще­ства в силу объективных причин (обряды, религия и др.) первично шло развитие ритмизованной двигательной деятельности. Звуковое оформление движения постепенно перешло в пение, т. е. было вторичным актом. Еще в Древнем Египте термин «петь» означал «про­изводить руками музыку».

Очевидно, это можно объяснить тем фактом, что ритм существует в природе и присущ любым природным и жизненным процессам (смена дня и ночи, времен года, и т.д., ритмичность человеческого организма: дыхание, ходьба, речь и т.д.).

Именно поэтому в музыкальном искусстве, как отражении зако­номерностей окружающей действительности, ритм является опреде­ляющим средством музыкальной выразительности. Если любую ме­лодию лишить ритма, то вместо нее останется лишь звуковысотная схема. В условиях же ритмической организованности этот же ряд звуков превращается в мелодию с ясным и четким строением музы­кальных фраз, с ритмической организацией звуков в каждой фразе.

В структуре музыкальных занятий в детском саду эти два вида музыкальной деятельности занимают центральное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей, формирующийся позднее ее вид, то движение под музыку — более доступный и ранний вид музыкальной деятельности. Кроме того, с самого раннего воз­раста реакция ребенка на музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирания или возрастания двигательной активности), что свиде­тельствует о доминировании ритмического начала на первых стади­ях развития музыкальности.

Потребность ребенка в различных движениях оказала влияние на методы народной педагогики. Среди произведений детского фольклора очень много игр с движениями, хороводов, укачиваний и пр.). Таким образом, можно утверждать, что является спорным вопрос о приоритете певческой деятельности (как еще очень часто бывает в детских садах) по сравнению с ритмической на ранних этапах музыкального развития ребенка.

Именно поэтому идеи создания программ на основе музыкально-ритмической деятельности интересуют многих специалистов, ис­пользующих в своей педагогической деятельности движение под музыку как универсальное средство целостного развития личности ребенка.

Программа «Ритмическая мозаика»1

Программа по ритмической пластике, направленная на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д.И.Воробьева. — СПб., 1996).

Ведущая идея — использование музыкально-ритмических дви­жений в качестве музыкально-ритмического психотренинга Автор А. И. Буренина для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фанта­зию, нравственно-коммуникативные качества, способность к им­провизации в движении под музыку, что требует свободного и осо­знанного владения телом.

Авторы также рассматривают программу как своеобразный «до-нотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), науч



2019-11-21 4646 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)