СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания. Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — выбрать программу, которая может быть успешно реализована педагогическим коллективом и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь: ■ ориентироваться в основных тенденциях программно-методического оснащения музыкального образования детей; ■ анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагогические технологии; и оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализации программы; ■ прогнозировать работу педагогического коллектива и достижения детей в области музыкального развития в условиях реализации программы; ■ учитывать наличие учебно-методического обеспечения программы. Среди многообразия современных программ по музыкальному воспитанию можно выделить наиболее общие тенденции, задачи которых: ■ формировать основы музыкальной культуры, народной культуры и общей духовной культуры личности; ■ определять приоритет художественно-творческого развития каждого ребенка, комплексный подход к нему, совместное творчество педагога и ребенка; ■ устанавливать иные, чем в авторитарной системе, взаимоотношения детей и педагога, поиск путей общения средствами различных видов музыкальной деятельности; ■ предоставить педагогу лишь основные направления, ориентиры музыкально-педагогической деятельности, что предполагает
большее использование собственной инициативы, творческой импровизационной работы; ■ организовывать занятия с опорой на специфику искусства, на диалогический характер творческого общения: участие в различных видах музыкальной деятельности как возможность стимулирования свободного творческого самовыражения, развитие коммуникативных способностей; ■ использовать на музыкальных занятиях с детьми синтеза искусств. ■ создать эстетически развивающую среду, предметное и психологическое пространство для формирования эстетического отношения к окружающему, развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей (схема 10). Программа «Музыкальные шедевры»1 Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного воз раста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие импровизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др.). Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества. Основной принцип построения программы — тема тический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструмен ты и игрушки».) При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства. Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образования, так как является основной в программе Д.Б.Кабалевского, используемой в большинстве школ. Принципы программы: ■ концентрический, или принцип цикличности, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах; ■ контрастного сопоставления репертуара — в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями; ■ адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивиуальных и психофизиологических особенностей каждого; ■ синкретизма—это взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия музыки. В программе представлены критерии оценки уровня сформированное основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методическими рекомендациями и дидактическим альбомом. Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ. Программа «Искусство слышать»1 Программа направлена на воспитание у детей музыкальной культуры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется в процессе детского художественного творчества: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложится перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Основополагающими принципами программы являются: ■ моделирование процесса художественного творчества: ребенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, что можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где исполнители становятся поэтами, музыкантами, заново создающими музыкально-поэтическое произведение; ■ органичного рождения танца (пластическое интонирование),движения как естественного выражения того или иного чувства,переживания или характера музыки; ■ образно-игрового вхождения в музыку— предусматривает создание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным утлом зрения.
■ Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. ■ Программа «Гармония»1 ■ Программа разностороннего музыкального развития дошкольников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего психического развития (воображения, творческого мышления, коммуникативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей. ■ Основным видом музыкальной деятельности в реализации познавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ. ■ Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью: ■ подбора музыкального репертуара и методов работы с ним; ■ использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр-драматизаций; ■ использования произведений других видов искусства (изобразительного, литературного и др.). ■ Принципы программы: ■ связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные занятия строятся по тематическим блокам, доступным и интересным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои родные и я сам» и др.; ■ сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки; ■ сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сюжета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в него; ■ импровизационность — у всех участников педагогического процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество»,импровизацию. ■ Авторами предлагаются программы по каждому виду деятельности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические. подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репертуара и записанная на кассеты музыка. ■ 1 Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой. Программа «Камертон»1 ■ Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры. ■ Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования в соответствии с семью основными ступенями звукоряда. На каждой представлены все виды детской музыкальной деятельности, даны ее задачи и содержание (музыкальный репертуар), а также характеристика возрастных возможностей детей, показатели развития и овладения музыкальной деятельностью. ■ Впервые в завершение каждой ступени выделены задачи общего развития личности ребенка: ■ творческие, художественные, интеллектуальные, физические способности; ■ познавательные процессы и личностные новообразования и т. д. Доминирующее место отведено задачам развития универсального вида музыкальной деятельности — восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприя тия у детей, так как дошкольный возраст благоприятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта. В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровьесберегающий и оздоровительный факторы, что связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого. Репертуар программы подобран с учетом возрастных возмож ности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью. Автор применяет личностно ориентированную модель музыкально-педагогического процесса с субъектным партнерским взаимодействием. Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметно-развивающая среда. Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых — педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зрители, как таковые, отсутствуют./ Программа допущена Министерством образования и науки РФ. Программа «Музыка»1 Предназначена для работы с детьми 4 — 5 лет в системе дополнительного музыкального образования: в доинструментальных группах музыкальных школ, в группах раннего развития, в семейном воспитании. Цель программы: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с помощью музыкально-творческой игры. Задачи программы: ■ развивать навыки импровизации и сочинения в различных видах музыкальной деятельности; ■ познакомить с элементами музыкальной грамоты; ■ развивать координацию движений под музыку. Задания программы изложены в порядке возрастающей сложности, с усложнением характера музыкально-образного и логического мышления ребенка. Программа «Ребенок в мире музыки»2 Программа музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания. Цель программы: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5 — 6 лет. В задачах и содержании программы отражен минимум знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, представлений о музыке, которыми должен овладеть ребенок для обучения в школе. В основе содержания программы четыре основных компонента. В рекомендациях к программе выделен раздел «Взаимодействие с семьей», где намечены подходы к организации этой работы, включены примерные конспекты занятий и развлечений с их участием. В программе выделяются следующие основные направлен и я: ■ « Музыка вокруг нас », ■ « Музыка внутри нас », ■ «Музыка с нами», ■ «Мы сами можем творить музыку». Акцент в обучении делается на взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятельности. Программа «Каждый ребенок — музыкант»1 Целостная система воспитания музыкой детей от 3 до 9 лет, направленная на то, чтобы подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с ней. Занятия по программе, по мнению автора, можно рассматривать как общеподготовительные, поскольку они способствуют выработке качеств и способностей, необходимых в учебной деятельности. Они также развивают: ■ понимание и чувствование явлений природы; ■ культуру общения; 1 Автор Т. А. Рокитянская. ■ исторический, географический, этнографический кругозор. Занятия строятся в определенном порядке, который опирается на ритм дня, времена года, годовые праздники, что способствует развитию ритмической системы ребенка — залога успешной учебной деятельности. Пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен одному виду упражнений: ■ речевые игры; ■ двигательные упражнения; ■ ритмические игры и т. д. Большое место занимают в программе произведения музыкально го фольклора, прежде всего календарные песни, становящиеся центральным звеном в занятиях. Автор отказывается от обычной в детских садах подготовки концертов «напоказ». В программу включен также раздел «Образно-двигательная музыкальная грамота». Образная — потому что действует через душу, эмоции; двигательная — через тело, мышцы; грамота — через ум, мышление. Раздел программы «Упражнения с флейтой» опирается на сравнительную легкость овладения этим инструментом. Предлагается подробно разработанная система занятий, направленная на обучение детей игре на флейте. Большое значение отводится в программе театрализованной деятельности. При этом отмечается, что театральная работа является обобщающей, так как в ней соединяются все направления работы по программе. I ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ Исследования искусствоведов показывают, что на ранних этапах развития человечества искусство носило синкретический характер (от греч. syntesis — соединение, сочетание), включая в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и др. Произошедшее в последующем разграничение искусства по видам не исключило его синтетические формы. Таким образом, возникли синтетические искусства — драматический и музыкальный театр, кино и др. Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, различные виды искусства создают наиболее целостный художественный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций. Особенно эффективно осуществлять воспитание с использованием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художественно-творческая деятельность (ребенок обычно одновременно поет, приплясывает и звенит чем-нибудь). При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкального образа в большей степени, чем образов живописных и литературных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребенку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком. Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспитании дошкольников обусловили появление большого количества соответствующих образовательных программ. Программа «Синтез»1 Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства. Цель программы: ввести ребенка-дошкольника в мир музыки; формировать его художественную культуру; развивать навыки восприятия произведений различных видов искусств. Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни. 1 Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой.
Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми, считая, что полноценное восприятие произведений любого искусства возможно только при наличии знаний в области других видов искусств. Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности. Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, в процесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схема 11). Работа по программе предполагает творческий подход педагога к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят: ■ программа репертуара по трем видам искусства; ■ хрестоматия музыкального репертуара; ■ методические рекомендации; ■ кассета с записью музыкальных произведений; ■ набор слайдов. В методических рекомендациях, многие из которых имеют форму конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкального и изобразительного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие (данные. Программа «Красота. Радость. Творчество»1 Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет, основанная на разных видах искусства. Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности. Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности: ■ игры; ■ изобразительная; ■ музыкальная; ■ театрализованная; ■ художественно-речевая деятельность. Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра. Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей — как художественных, так и интеллектуальных. Работа по музыкальному воспитанию детей включает: ■ развитие музыкальных способностей и музыкального восприятия; ■ формирование музыкальной культуры и системы знаний и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по следующего самостоятельного самообразования; ■ воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слушать и исполнять ее; ■ формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и др. При этом знакомство с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим. Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей, методические рекомендации по органи зации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплексных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждому виду музыкальной деятельности. В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания. Программа «В мире прекрасного»1 Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической системы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи комплексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности. Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художественной деятельности. Задачи программы: раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприятие; ■ приобщать детей к миру искусства; развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; ■ развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности; формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми. Методика работы с детьми строится на самовыражении и саморазвитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воздействии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой. Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть разделов: 1 Авторы Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятельность) , ■ «Восприятие музыки», «Пение»Музыка и движение», «Музицирование», «Музыкальное творчество». Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятельности. Авторы предлагают: ■ подробное описание форм организации занятий; варианты перспективного планирования и конспекты занятий; » учебно-методические комплекты; ■ диагностические задания по всем видам художественной деятельности; ■ приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей Особое внимание авторы программы рекомендуют уделять комплексным занятиям, в процессе которых дети одновременно осваивают сразу несколько видов художественной деятельности. Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия. Программа «Синтез искусств»1 Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ребенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, начиная с раннего возраста. Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изобразительного искусства и театра.
Путешествие в прекрасное»1. Учебно-методическим комплектом по программе является пособие для детей 3 — 6 лет, построенное с учетом усложнения материала, его развития и обогащения. Основной подход в обучении — личностно ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллектив ного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка. При этом учебная задача осваивается через продуктивную деятельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта. Курс рассчитан на три года. Комплект учебников «Путешествие в прекрасное» состоит из трех частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К методическим рекомендациям прилагается терминологический словарь по различным видам искусства и нотное приложение. Программа «Живой мир образов»2 Программа художественно-эстетического цикла для детей 3 — 7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребенка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предполагает сочетание разных видов художественной деятельности: ■ музыки; изобразительного искусства; 1 Авторы О. А. Куревина, Г. Е. Селезнева. 2 Авторы Р. Г. Казакова, Л. М.Данилова и др. родного языка; литературы;* художественного движения;а театра. Цель программы: гармоничное развитие личности и формирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом. Задачи программы: развивать любознательность как основу познавательной активности будущего ученика; развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; ■ развивать коммуникативность. Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый год с изменением глубины преподаваемых знаний: ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и бытовой жизнью; ознакомление с историей русского народа, выдающимися деятелями русской культуры; изучение исторических источников и классических произведений русской литературы. Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения. Программа «Родничок»1 Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания: искусство во всех видах;1 окружающая жизнь, включая природу; 1 Авторы Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина. 1 художественно-творческая деятельность. Основная цель программы: раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ими в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т.д.). Помимо традиционных принципов авторами выделяются также следующие принципы: единого психологического пространства; «думай сам»;■ помогающего общения; В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо-эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие задач и: и обогащение духовного мира различными художественными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры; развитие воображения и чувственного восприятия окружающего мира; формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; ■ развитие крупной и мелкой моторики;развитие пластической и мимической выразительности. Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изо-деятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятельность и др. В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой . возрастной группе (3 — 4, 4 — 5, 5 — 6, 6 — 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию работы с родителями, планы проведения комплексных занятий, тематическое планирование и др., разработаны конспекты занятий. Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке»1 Программа основана на интеграции разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, архитектуры и литературы и предназначена для работы с детьми 3—10 лет. В центре внимания авторов — проблемы психологии восприятия искусства, психологии детского творчества. В программе представлено подробное содержание курса, опирающееся на возрастные особенности детей 3— 10 лет. Все темы курса находятся во взаимосвязи друг с другом. Взаимодействие является одновременно и основополагающим методом освоения всех разделов курса, и темой, входящей в него. Основные принципы программы; взаимодействие; соизмерение; анализ учебного материала; игровой принцип введения в художественный материал с учетом возрастных особенностей психологии ребенка; принцип «метафоры», одушевления неживого; принцип использования произведений искусства разных стилей и эпох. Программа «Сотворчество»2 Программа для детей старшего дошкольного возраста построена на принципах интеграции трех основных искусств: изобразительного, музыкального и художественной литературы. Цель программы: создание условий развития эстетического о1! .юшения ребенка к миру, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей. Для этого предлагается использовать игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическую пространственно-предметную среду, развивающий эффект которых зависит от характера общения педагога с ребенком.
Содержательный аспект программы выстраивается по схеме: познавая красоту окружающего мира, произведения искусства, ребе По программе разработана система интегративных занятий, методика работы, методы деятельности педагога, обеспечивающие более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осознание им мира культуры. По результатам освоения программы предусмотрена диагностика, выявляющая уровни эстетического отношения к миру, описывается также как предполагаемый результат реализации программы комплекс знаний, умений, личностных новообразований, которые должен приобрести ребенок. ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В искусствоведении сложилась точка зрения, свидетельствующая о том, что музыка родилась из двух источников — из слова (отделения интонации от слова) и движения (жеста, танца, пантомимы). Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, — музыкально-речевых интонаций, с другой — пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений. При этом ряд исследователей считает, что в ходе развития общества в силу объективных причин (обряды, религия и др.) первично шло развитие ритмизованной двигательной деятельности. Звуковое оформление движения постепенно перешло в пение, т. е. было вторичным актом. Еще в Древнем Египте термин «петь» означал «производить руками музыку». Очевидно, это можно объяснить тем фактом, что ритм существует в природе и присущ любым природным и жизненным процессам (смена дня и ночи, времен года, и т.д., ритмичность человеческого организма: дыхание, ходьба, речь и т.д.). Именно поэтому в музыкальном искусстве, как отражении закономерностей окружающей действительности, ритм является определяющим средством музыкальной выразительности. Если любую мелодию лишить ритма, то вместо нее останется лишь звуковысотная схема. В условиях же ритмической организованности этот же ряд звуков превращается в мелодию с ясным и четким строением музыкальных фраз, с ритмической организацией звуков в каждой фразе. В структуре музыкальных занятий в детском саду эти два вида музыкальной деятельности занимают центральное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей, формирующийся позднее ее вид, то движение под музыку — более доступный и ранний вид музыкальной деятельности. Кроме того, с самого раннего возраста реакция ребенка на музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирания или возрастания двигательной активности), что свидетельствует о доминировании ритмического начала на первых стадиях развития музыкальности. Потребность ребенка в различных движениях оказала влияние на методы народной педагогики. Среди произведений детского фольклора очень много игр с движениями, хороводов, укачиваний и пр.). Таким образом, можно утверждать, что является спорным вопрос о приоритете певческой деятельности (как еще очень часто бывает в детских садах) по сравнению с ритмической на ранних этапах музыкального развития ребенка. Именно поэтому идеи создания программ на основе музыкально-ритмической деятельности интересуют многих специалистов, использующих в своей педагогической деятельности движение под музыку как универсальное средство целостного развития личности ребенка. Программа «Ритмическая мозаика»1 Программа по ритмической пластике, направленная на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д.И.Воробьева. — СПб., 1996). Ведущая идея — использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга Автор А. И. Буренина для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, нравственно-коммуникативные качества, способность к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Авторы также рассматривают программу как своеобразный «до-нотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), науч
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4646)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |