Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ



2019-11-21 3229 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ 5.00 из 5.00 5 оценок




В настоящее время ученые утверждают, что музыкальные способности не сводятся к умению точно воспроизводить мелодию (как считалось ранее), что отсутствие музыкального слуха и памяти это скорее некий дефект, а их наличие не особая способность, а лишь отсутствие дефекта слуха.

Так, например, китайцы, вьетнамцы и другие народы, языки которых являются тональными (в отличие от русского языка, являющегося тембральным), что предполагает семантическую наполненность интонации (т. е. изменение значения одного слова в зависимо­сти от изменения интонации его произнесения), не затрудняются в воспроизведении мелодии. Но из этого не следует, что все они му­зыкально одарены.

Таким образом, звуковысотный слух, чувство ритма и музы кальная память являются первичным условием музыкального развития, но не определяют предрасположенность к музыкально-творческой деятельности (схема 2).

В ряду работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимают труды крупнейшего отечественного исследователя данной проблемы Б. М. Теплова, ставшие основой для продолжения разработок в этом направлении и не потерявшие своего значения и в настоящее время.

Комплекс музыкальных способностей, необходимых для осущест­вления всех видов музыкальной деятельности, определяется им как «музыкальность». Кроме музыкальности Б.М.Теплов указывает и на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней):

■ богатство воображения;

■ эмоциональное погружение в музыкальное переживание;

■ обилие зрительных образов;

■ внимание;

■ волевые и другие особенности человека.

Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое понятие — музыкальная одаренность. К ее показателям относят:

■ блестящие музыкальные слух и память;

■ пластичный, скоординированный двигательный аппарат;

■ необычайную обучаемость;

■ работоспособность в музыкальной деятельности.

Музыкальные способности Б.М.Теплов делит на основные (без которых невозможен ни один вид музыкальной деятельности) и неосновные (необходимые для занятий конкретным видом музыкальной деятельности).

К. Главным признаком музыкальности, вслед за Б. М. Тепловымученые считают способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на нее, являющуюся проявлени­ем универсального свойства человека — эмоциональной отзывчивости. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.

При этом отмечается (В.П.Анисимов и др.), что эмоциональная сторона музыкальности не исчерпывается эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности: тонкости эмоциональных переживаний, творческом воображении, художественном восприятии мира и др. Она также связана с интеллектуальной стороной музыкальности, отражающейся в памяти, слухе, и ее логической стороной — умении анализировать структуру музыкального произведения, его выразительные •средства и т. д.

Кроме музыкального переживания, музыкальность, по мнению ученых (Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и др.), предполагает также тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки, т. е. развитый музыкальный слух. Поэтому в структуре музыкальности выделяют две взаимосвязанные стороны — эмоцио нальную и слуховую. Взятые отдельно одна от другой, они не имеют смысла.

Выделяют несколько видов музыкального слуха. Звуковысотный (различение высоты звуков): его разновидности — мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонический (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков) и динамический (различение силы звука) слух (схема 3).

Схема 3

Звуковысотный                Тембровый   Динамический       Мелодический   Гармонический

К Существует также понятие абсолютный слух — способность •человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является по­лезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому его не включают в структуру музыкальности.

Поскольку основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысот ного и ритмического движения.

Это — музыкальный слух, в основе которого лежат две способности:

ладовое чувство (восприятие мелодического движения), названное перцептивным, или эмоциональным, компонентом му­зыкального слуха;

способность музыкально-слухового представления, или зву­ковысотный слух, которую ученый называл репродуктивным,или слуховым, компонентом музыкального слуха.

В детском возрасте характерное проявление ладового чувства —любовь и интерес к слушанию музыки. К Третья способность в структуре музыкальности — музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность му­зыкального ритма и воспроизводить в движении временные отношения в музыке.

Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координи­ровать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской.

К. В. Тарасова отмечает, что чувство ритма — сложная по структуре способность. На основании работ по музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский и др.) автор выделяет также следующие его компоненты.

Ритмические    Длительность отдельных звуков и пауз и более единицы в    крупные элементы — ритмические рисунки музыке крупного плана: мотивы и др.

Музыкальный Система соотношений акцентируемых и метр неакцентируемых долей (метр обозначается в нотной записи в виде размера в начале нотоносца и тактовых черт)

Темп                 Скорость музыкального исполнения, которая определяется частотой чередования основных метрических долей

2.2.1. Основные музыкальные способности

Таким образом, Б.М.Теплов выделяет три основные спо­собности в структуре музыкальности (схема 4).

Схема 4

Ладовое чувство Музыкалыю-слуховые представления v

Музыкальную память ученый не включает в число основных "музыкальных способностей, так как запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений — это проявления музыкального слуха и чувства ритма.

Эмоциональная сущность музыкального искусства и слитность эмоционального (ладовое чувство) и слухового компонентов (музыкально-слуховые представления) обусловили объединение Н.А.Ветлугиной ладового чувства и звуковысотного слуха. Таким образом, в структуре музыкальности ею выделяются две основные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма.

Музыкальность как комплекс способностей, по мнению ученых, включает также:

■ владение исполнительскими средствами;

■ волевые процессы;

■ инициативу;

■ творческие замыслы;

■ технические данные, —т.е. те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

Способность целостного Внимательное слушание и восприятия музыки сопереживание художественному образу в его развитии (различение средств музыкальной выразительности);

способность дифференцированного восприятия музыки

Исполнительские    Выразительность, непосредственность,

способности             индивидуальное своеобразие в замыслах и средствах их воплощения; технические данные, владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить характер музыки (чистота певческих интонаций, пластичность движений; согласованность игры на детских инструментах и др.)

Импровизация        Проявляются при восприятии музыки,(сочинение) музыки,   в песенных, музыкально-игровых,способности творческого танцевальных, инструментальных воображения                                         импровизациях

Таким образом, приведенная выше характеристика музыкальности свидетельствует о том, что в ее структуре можно выделить комплекс специальных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма и способности к различным видам музыкальной деятельности) и общих способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в других видах деятельности (воображение, воля, внимание, логическое мышление и т. д.).

В связи с этим В.П.Анисимов отмечает, что музыкальность как специальная способность и эмоциональная отзывчивость как ее главная составляющая имеют универсальное проявление в человеческой деятельности в виде реакций человека на интонационно-слуховые воздействия. Музыкальность свойственна практически всем. Кроме того, музицирование понимается им как универсальный вид деятельности, в котором задействованы все психические свойства личности. Поэтому развитие музыкальности становится актуальным не только при освоении навыков музицирования, но и в укреплении психоэмоционального здоровья человека, развития его адаптивных возможностей и т. п.

В соответствии с этим можно говорить об осознании тесной взаимозависимости общих и специальных способностей и личностных особенностей человека, из чего следует, что развитие музыкаль­ных способностей становится актуальным не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и для каждого ребенка. Кроме того, общие способности могут успешно раз­виваться в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности.

2.2.2. Музыкальные сенсорные способности как основа музыкально-эстетического развития дошкольников

Основными носителями содержания в музыке являются звуко-высотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключается в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении.

По мнению психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), сенсорные способности (ощущение, восприятие предметов и их свойств) — это перцептивные ориентировочные действия, опосред­ствованные сенсорным эталонами. При восприятии формы такими I эталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — решетка цветов спектра и т. д. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии — это фонемы родного языка, звуковысотные отношения.

 Различение свойств звуков составляет основу простейших

сенсорных музыкальных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе музыкального ритма. Высота, тембр и динамика — основа звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В. П. Анисимов, О. П. Радынова и др.).

Это выражают следующие характеристики:

■ различение свойств музыкальных звуков;

■ различение их выразительных соотношений;

■ качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сход­ству и контрасту;

■ выделение из комплекса других звуков;

■ различение их выразительного звучания;

■ воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте;

■ комбинирование звуковых сочетаний;

■ сопоставление с принятыми эталонами.

В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание предполагает (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.):

■ формирование слухового внимания детей;

■ концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;

■ умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов.

Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется, по мнению ученых, при специальной организации процесса воспитания и обучения — в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкаль­ной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В музыкальной деятельности, как и во всех видах детской деятельности, все начина­ется с познания предмета через чувственное начало, т. е. без участия анализаторов, в частности слуховых, ребенок не сможет развивать­ся и получать знания о звуковом составе слышимого. Поэтому в музыкальной деятельности, как и в любой другой, чувственный, т. е. сенсорный, опыт является основой всех ее видов.

 Сенсорный музыкальный опыт — это наличие развитых • слуховых ощущений, представлений, как действенно-наглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки, а посредством этого и эмоциональное, сознательное отношение к явлениям окружающей жизни.


Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значи­мость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого про­исходит:

■ целостное развитие органов чувств ребенка;

■ формирование сенсорных процессов, лежащих в основе всестороннего развития ребенка;

■ побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям,что ведет к преобразованию по законам красоты окружающего мира, к активному мышлению, т. е. развитию личности ребенка.

Это связано с тем, что все перечисленные свойства звука присущи не только музыкальным звукам, но и звукам речи, шумам, голосам птиц и т. д. Поэтому благодаря сформированности звуковых ощущений, тонкости различения звуков ребенок понимает не только музыку, но и звучащий мир вокруг (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и др.). Если же развития сенсорных способностей к восприятию звуков не происходит, у детей оказываются слабо развиты слуховое внимание и слуховая память. Кроме того, они немузыкальны, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от этого удовольствие, они не понимают, что с помощью музыки, с помощью звуков можно выразить свои собственные чувства.

 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для развития музыкальных способностей, необходимо знать особенности и признаки их проявления.

Особенно важным это представляется для тех, кто работает с маленькими детьми. Ведь для музыкальных способностей характер­но очень раннее проявление (до 2 — 3 лет) (М. С. Старчеус, К. В. Та­расова и др.).

Рассмотрим сначала яркие проявления музыкальных способностей, так как, по мнению ученых, изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание возможностей всех детей.

М. С. Старчеус (исследователь проблемы музыкальных способностей) отмечает, что развитие музыкально одаренных детей носит быстрый, «взрывной» характер. С самого раннего возраста они от­личаются повышенным любопытством к любым звучащим объектам, высокой активностью слуха и памяти. В 2 — 3 года они хорошо различают и запоминают мелодии, часто уже к 2 годам точно интонируют (некоторые начинают петь раньше, чем говорить).

Музыкально одаренные дети способны долго концентрироваться на музыкальных занятиях. У них рано проявляется способность подбирать по мелодии (без какого-либо специального обучения). С 4 — 5 лет у них наблюдается потребность импровизировать за инструментом. Они пытаются записывать свои сочинения.

У их обыкновенных сверстников, по данным исследователей (А. Г. Гогоберидзе, К. В.Тарасова и др.), уже в первые месяцы жизни могут проявляться некоторые признаки музыкальности. Так, эмо циональная отзывчивость на музыку проявляется в музыкальной впечатлительности, в оживленной реакции малыша на звуки веселой музыки — непроизвольные движения, возгласы, выразительная

 мимика. А неторопливая колыбельная успокаивает, заставляет прислушаться к ее звукам. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Так же рано проявляется и музыкальный слух. Как отмечает К.В.Тарасова, уже 2-месячный младенец может подстраиваться к высоте, громкости и мелодическому контуру материнской песни, а 4-месячный — к ее ритмической структуре. Малыши 5 — 8 месяцев могут различать разницу между двумя звуками по высоте, состав­ляющую менее полутона. В возрасте 8—10 месяцев развивается способность к различению контрастных звуковых сочетаний (хотя затем у большинства детей такая сензитивность утрачивается и вос­станавливается впоследствии лишь к 10 годам, после обучения и накопления соответствующего опыта).

Эмоциональный отклик малышей на ладовую окраску музыки долго имеет лишь общий характер. С возрастом, при наличии опыта, проявляется умение различать мажор и минор и лишь позднее воспринимается выразительность образа.

Ритм рассматривается исследователями (Г. А. Ильина, К. В. Тарасова и др.) как первое музыкальное представление ребенка, которое он может воспроизвести. С самого раннего возраста его реакция на музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирание или возрастание двигательной активности).

Ритмический элемент музыки вызывает у малыша телесные движения, сначала беспорядочные, потом совпадающие с «пульсом» музыки. Так, К. В. Тарасова отмечает, что начальные проявления чувства ритма обнаруживаются уже в 9— 10 месяцев.

К 2,5— 3 годам малыш располагает простейшими ритмическими представлениями о равномерных отрезках музыкального времени. Ритм остается преобладающим элементом при восприятии музыки и для более старших детей.

По данным Г.А.Ильиной дети 3 — 5 лет воспроизводят в пении преимущественно ритмическую канву и даже в 6 — 7 лет улавливают в музыке в первую очередь ее ритмическую и динамическую стороны, а звуковысотную — мелодию и гармонию — воспринимают хуже.

Отмечается также, что дети 2 — 3 лет реагируют на музыку синкретично, они не разделяют пения, слушания, двигательного аккомпанемента в виде движения кистей рук, ног, подобно тому, как в общении человек не разделяет звуковую и интонационную сторону речи, жестикуляцию, движения тела, мимику.

Обобщая, отметим, что интерес к музыке и развитый слух говорят о музыкальности, а доминирующая роль музыки в жизни ребенка—основной признак ранней музыкальности, что говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно раньше. Если же раннего проявления музыкальных способностей не наблюдается, это не является показателем их отсутствия.



2019-11-21 3229 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)