ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В настоящее время ученые утверждают, что музыкальные способности не сводятся к умению точно воспроизводить мелодию (как считалось ранее), что отсутствие музыкального слуха и памяти — это скорее некий дефект, а их наличие — не особая способность, а лишь отсутствие дефекта слуха. Так, например, китайцы, вьетнамцы и другие народы, языки которых являются тональными (в отличие от русского языка, являющегося тембральным), что предполагает семантическую наполненность интонации (т. е. изменение значения одного слова в зависимости от изменения интонации его произнесения), не затрудняются в воспроизведении мелодии. Но из этого не следует, что все они музыкально одарены. Таким образом, звуковысотный слух, чувство ритма и музы кальная память являются первичным условием музыкального развития, но не определяют предрасположенность к музыкально-творческой деятельности (схема 2). В ряду работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимают труды крупнейшего отечественного исследователя данной проблемы Б. М. Теплова, ставшие основой для продолжения разработок в этом направлении и не потерявшие своего значения и в настоящее время. Комплекс музыкальных способностей, необходимых для осуществления всех видов музыкальной деятельности, определяется им как «музыкальность». Кроме музыкальности Б.М.Теплов указывает и на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней): ■ богатство воображения; ■ эмоциональное погружение в музыкальное переживание; ■ обилие зрительных образов; ■ внимание; ■ волевые и другие особенности человека. Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое понятие — музыкальная одаренность. К ее показателям относят: ■ блестящие музыкальные слух и память; ■ пластичный, скоординированный двигательный аппарат; ■ необычайную обучаемость; ■ работоспособность в музыкальной деятельности. Музыкальные способности Б.М.Теплов делит на основные (без которых невозможен ни один вид музыкальной деятельности) и неосновные (необходимые для занятий конкретным видом музыкальной деятельности). К. Главным признаком музыкальности, вслед за Б. М. Тепловымученые считают способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на нее, являющуюся проявлением универсального свойства человека — эмоциональной отзывчивости. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. При этом отмечается (В.П.Анисимов и др.), что эмоциональная сторона музыкальности не исчерпывается эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности: тонкости эмоциональных переживаний, творческом воображении, художественном восприятии мира и др. Она также связана с интеллектуальной стороной музыкальности, отражающейся в памяти, слухе, и ее логической стороной — умении анализировать структуру музыкального произведения, его выразительные •средства и т. д. Кроме музыкального переживания, музыкальность, по мнению ученых (Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и др.), предполагает также тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки, т. е. развитый музыкальный слух. Поэтому в структуре музыкальности выделяют две взаимосвязанные стороны — эмоцио нальную и слуховую. Взятые отдельно одна от другой, они не имеют смысла. Выделяют несколько видов музыкального слуха. Звуковысотный (различение высоты звуков): его разновидности — мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонический (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков) и динамический (различение силы звука) слух (схема 3). Схема 3 Звуковысотный Тембровый Динамический Мелодический Гармонический К Существует также понятие абсолютный слух — способность •человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому его не включают в структуру музыкальности. Поскольку основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысот ного и ритмического движения. Это — музыкальный слух, в основе которого лежат две способности: ■ ладовое чувство (восприятие мелодического движения), названное перцептивным, или эмоциональным, компонентом музыкального слуха; ■ способность музыкально-слухового представления, или звуковысотный слух, которую ученый называл репродуктивным,или слуховым, компонентом музыкального слуха. В детском возрасте характерное проявление ладового чувства —любовь и интерес к слушанию музыки. К Третья способность в структуре музыкальности — музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и воспроизводить в движении временные отношения в музыке. Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координировать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской. К. В. Тарасова отмечает, что чувство ритма — сложная по структуре способность. На основании работ по музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский и др.) автор выделяет также следующие его компоненты. Ритмические Длительность отдельных звуков и пауз и более единицы в крупные элементы — ритмические рисунки музыке крупного плана: мотивы и др. Музыкальный Система соотношений акцентируемых и метр неакцентируемых долей (метр обозначается в нотной записи в виде размера в начале нотоносца и тактовых черт) Темп Скорость музыкального исполнения, которая определяется частотой чередования основных метрических долей 2.2.1. Основные музыкальные способности Таким образом, Б.М.Теплов выделяет три основные способности в структуре музыкальности (схема 4). Схема 4 Ладовое чувство Музыкалыю-слуховые представления v Музыкальную память ученый не включает в число основных "музыкальных способностей, так как запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений — это проявления музыкального слуха и чувства ритма. Эмоциональная сущность музыкального искусства и слитность эмоционального (ладовое чувство) и слухового компонентов (музыкально-слуховые представления) обусловили объединение Н.А.Ветлугиной ладового чувства и звуковысотного слуха. Таким образом, в структуре музыкальности ею выделяются две основные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма. Музыкальность как комплекс способностей, по мнению ученых, включает также: ■ владение исполнительскими средствами; ■ волевые процессы; ■ инициативу; ■ творческие замыслы; ■ технические данные, —т.е. те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются: Способность целостного Внимательное слушание и восприятия музыки сопереживание художественному образу в его развитии (различение средств музыкальной выразительности); способность дифференцированного восприятия музыки Исполнительские Выразительность, непосредственность, способности индивидуальное своеобразие в замыслах и средствах их воплощения; технические данные, владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить характер музыки (чистота певческих интонаций, пластичность движений; согласованность игры на детских инструментах и др.) Импровизация Проявляются при восприятии музыки,(сочинение) музыки, в песенных, музыкально-игровых,способности творческого танцевальных, инструментальных воображения импровизациях Таким образом, приведенная выше характеристика музыкальности свидетельствует о том, что в ее структуре можно выделить комплекс специальных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма и способности к различным видам музыкальной деятельности) и общих способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в других видах деятельности (воображение, воля, внимание, логическое мышление и т. д.). В связи с этим В.П.Анисимов отмечает, что музыкальность как специальная способность и эмоциональная отзывчивость как ее главная составляющая имеют универсальное проявление в человеческой деятельности в виде реакций человека на интонационно-слуховые воздействия. Музыкальность свойственна практически всем. Кроме того, музицирование понимается им как универсальный вид деятельности, в котором задействованы все психические свойства личности. Поэтому развитие музыкальности становится актуальным не только при освоении навыков музицирования, но и в укреплении психоэмоционального здоровья человека, развития его адаптивных возможностей и т. п. В соответствии с этим можно говорить об осознании тесной взаимозависимости общих и специальных способностей и личностных особенностей человека, из чего следует, что развитие музыкальных способностей становится актуальным не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и для каждого ребенка. Кроме того, общие способности могут успешно развиваться в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности. 2.2.2. Музыкальные сенсорные способности как основа музыкально-эстетического развития дошкольников Основными носителями содержания в музыке являются звуко-высотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключается в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении. По мнению психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), сенсорные способности (ощущение, восприятие предметов и их свойств) — это перцептивные ориентировочные действия, опосредствованные сенсорным эталонами. При восприятии формы такими I эталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — решетка цветов спектра и т. д. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии — это фонемы родного языка, звуковысотные отношения. Различение свойств звуков составляет основу простейших • сенсорных музыкальных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе музыкального ритма. Высота, тембр и динамика — основа звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В. П. Анисимов, О. П. Радынова и др.). Это выражают следующие характеристики: ■ различение свойств музыкальных звуков; ■ различение их выразительных соотношений; ■ качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту; ■ выделение из комплекса других звуков; ■ различение их выразительного звучания; ■ воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; ■ комбинирование звуковых сочетаний; ■ сопоставление с принятыми эталонами. В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание предполагает (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.): ■ формирование слухового внимания детей; ■ концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях; ■ умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов. Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется, по мнению ученых, при специальной организации процесса воспитания и обучения — в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В музыкальной деятельности, как и во всех видах детской деятельности, все начинается с познания предмета через чувственное начало, т. е. без участия анализаторов, в частности слуховых, ребенок не сможет развиваться и получать знания о звуковом составе слышимого. Поэтому в музыкальной деятельности, как и в любой другой, чувственный, т. е. сенсорный, опыт является основой всех ее видов. Сенсорный музыкальный опыт — это наличие развитых • слуховых ощущений, представлений, как действенно-наглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки, а посредством этого и эмоциональное, сознательное отношение к явлениям окружающей жизни. Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значимость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого происходит: ■ целостное развитие органов чувств ребенка; ■ формирование сенсорных процессов, лежащих в основе всестороннего развития ребенка; ■ побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям,что ведет к преобразованию по законам красоты окружающего мира, к активному мышлению, т. е. развитию личности ребенка. Это связано с тем, что все перечисленные свойства звука присущи не только музыкальным звукам, но и звукам речи, шумам, голосам птиц и т. д. Поэтому благодаря сформированности звуковых ощущений, тонкости различения звуков ребенок понимает не только музыку, но и звучащий мир вокруг (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и др.). Если же развития сенсорных способностей к восприятию звуков не происходит, у детей оказываются слабо развиты слуховое внимание и слуховая память. Кроме того, они немузыкальны, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от этого удовольствие, они не понимают, что с помощью музыки, с помощью звуков можно выразить свои собственные чувства. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для развития музыкальных способностей, необходимо знать особенности и признаки их проявления. Особенно важным это представляется для тех, кто работает с маленькими детьми. Ведь для музыкальных способностей характерно очень раннее проявление (до 2 — 3 лет) (М. С. Старчеус, К. В. Тарасова и др.). Рассмотрим сначала яркие проявления музыкальных способностей, так как, по мнению ученых, изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание возможностей всех детей. М. С. Старчеус (исследователь проблемы музыкальных способностей) отмечает, что развитие музыкально одаренных детей носит быстрый, «взрывной» характер. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством к любым звучащим объектам, высокой активностью слуха и памяти. В 2 — 3 года они хорошо различают и запоминают мелодии, часто уже к 2 годам точно интонируют (некоторые начинают петь раньше, чем говорить). Музыкально одаренные дети способны долго концентрироваться на музыкальных занятиях. У них рано проявляется способность подбирать по мелодии (без какого-либо специального обучения). С 4 — 5 лет у них наблюдается потребность импровизировать за инструментом. Они пытаются записывать свои сочинения. У их обыкновенных сверстников, по данным исследователей (А. Г. Гогоберидзе, К. В.Тарасова и др.), уже в первые месяцы жизни могут проявляться некоторые признаки музыкальности. Так, эмо циональная отзывчивость на музыку проявляется в музыкальной впечатлительности, в оживленной реакции малыша на звуки веселой музыки — непроизвольные движения, возгласы, выразительная мимика. А неторопливая колыбельная успокаивает, заставляет прислушаться к ее звукам. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Так же рано проявляется и музыкальный слух. Как отмечает К.В.Тарасова, уже 2-месячный младенец может подстраиваться к высоте, громкости и мелодическому контуру материнской песни, а 4-месячный — к ее ритмической структуре. Малыши 5 — 8 месяцев могут различать разницу между двумя звуками по высоте, составляющую менее полутона. В возрасте 8—10 месяцев развивается способность к различению контрастных звуковых сочетаний (хотя затем у большинства детей такая сензитивность утрачивается и восстанавливается впоследствии лишь к 10 годам, после обучения и накопления соответствующего опыта). Эмоциональный отклик малышей на ладовую окраску музыки долго имеет лишь общий характер. С возрастом, при наличии опыта, проявляется умение различать мажор и минор и лишь позднее воспринимается выразительность образа. Ритм рассматривается исследователями (Г. А. Ильина, К. В. Тарасова и др.) как первое музыкальное представление ребенка, которое он может воспроизвести. С самого раннего возраста его реакция на музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирание или возрастание двигательной активности). Ритмический элемент музыки вызывает у малыша телесные движения, сначала беспорядочные, потом совпадающие с «пульсом» музыки. Так, К. В. Тарасова отмечает, что начальные проявления чувства ритма обнаруживаются уже в 9— 10 месяцев. К 2,5— 3 годам малыш располагает простейшими ритмическими представлениями о равномерных отрезках музыкального времени. Ритм остается преобладающим элементом при восприятии музыки и для более старших детей. По данным Г.А.Ильиной дети 3 — 5 лет воспроизводят в пении преимущественно ритмическую канву и даже в 6 — 7 лет улавливают в музыке в первую очередь ее ритмическую и динамическую стороны, а звуковысотную — мелодию и гармонию — воспринимают хуже. Отмечается также, что дети 2 — 3 лет реагируют на музыку синкретично, они не разделяют пения, слушания, двигательного аккомпанемента в виде движения кистей рук, ног, подобно тому, как в общении человек не разделяет звуковую и интонационную сторону речи, жестикуляцию, движения тела, мимику. Обобщая, отметим, что интерес к музыке и развитый слух говорят о музыкальности, а доминирующая роль музыки в жизни ребенка—основной признак ранней музыкальности, что говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно раньше. Если же раннего проявления музыкальных способностей не наблюдается, это не является показателем их отсутствия.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |