Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА



2019-11-21 4160 Обсуждений (0)
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 4.67 из 5.00 3 оценки




В последние десятилетия педагогика активно обращается к понятию культуры, рассматривая ее в качестве методологического основания педагогической науки и практики, развивая культуроло­гический подход к образованию, его гуманизацию. На первое место выступают гуманитарные ценности: ценность человека, свободы его становления и самореализации. В связи с этим выделяют два аспек­та в понимании культуры: человек одновременно является творцом и творением культуры.Человек как  Культура рассматривается как продукт творец культуры человеческой активности, как совокупность достижений (материальных, духовных) и как высокий уровень этих достижений. Это обусловливает педагогическую стратегию: приобщить детей к этим достижениям, ввести их в мир культуры

Человек как          Культура здесь рассматривается как творение «среда, растящая и питающая индивида» культуры             (П. Флоренский), как пространство, обеспечивающее становление человеческого в человеке и как норма деятельности

Следствия для педагогики подобного понимания культуры: культура как источник целей и ценностей, предписание чем дети должны овладеть, какими должны стать. Поэтому фазцы культуры, нужно знать, понимать, беречь, творить, приобщаться к ним, овладевать ими, гордиться ими. И ориентация на ^еннсгсти "культуры, и к организация достойной человека культурной среды значимы для педагогических процессов воспитания, обучения, развития.

Итак, понятие культуры несет следующие смыслы для музыкального воспитания:

■ понимание музыки как ценности;

■ самоценности ребенка;

■ приоритеты его творчества, свободы, самостоятельности;

■ диалогический характер педагогического взаимодействия.

Искусство всегда занимало важное место в развитии культуры общества, поскольку с его помощью происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Оно в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку:

■ построить целостную картину мира;

■ научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций;

■ преодолевать негативные эмоциональные переживания.

Задача приобщения дошкольников к музыкальной культуре вытекает из взаимодополняемости образования и культуры, трактовки образования как формы трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала, а культуры, в свою очередь, как важней­шего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса.

Образование и культура — две сферы, через которые осущест­вляется процесс становления человека. Они тесно связаны друг с другом.

Образование рассматривается как социокультурная система,

•   обеспечивающая культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в обществе и культуре. Отражая состоя­ние, тенденции и перспективы развития общества и его культуры, образование укрепляет сложившиеся культурно-образовательные традиции своего народа и формирует в сознании подрастающего поколения отношение к нему. Именно образование обеспечивает преемственность культурных традиций. Традиция позволяет сохранить и передать посредством воспитания и образования культурные ценности от поколения к поколению.

Культура является важнейшим условием развития личности

•        и совершенствования образовательного процесса, источником целей и ценностей воспитания детей. Видение образования сквозь призму понятия культуры, т.е. культурологический подход к нему, означает его понимание как культурного процесса, осуществляюще­гося в образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

 МУЗЫКАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА

Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни, ведущих к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры. Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком зна­чении — все, что создано человеческим обществом для детей и деть­ми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Ю. Б.Алиев указывает на следующие составляющие детской му­зыкальной субкультуры:

■ внутреннее приятиеили неприятие определенных жанров и ви­дов музыкального искусства;

■ направленность музыкальных интересов, вкусов и потребностей детского сообщества;

■ детское восприятие различных видов, жанров и образцов «взрос­лой» музыки;

■ детский музыкально-литературный фольклор;

■ правила и нормы поведения в процессе музыкальной деятельности.

Взаимоотношения культуры взрослых и детской субкультуры носят сложный и неоднозначный характер. Детская музыкальная культура близка не музыкальной культуре взрослых, а устной традиционной, в которой музыка органично включена в повседневную жизнь. Ребенок не вычленяет музыку как отдельный феномен бытия. Спонтанные музыкальные проявления, характерные для детской культуры, считают ученые, значительно более соответствуют понятию «игра», чем традиционно «взрослое» представление о музыке 



 


иия. Вариативность прослеживается практически во всех жанрах детской субкультуры (ребенок может предложить несколько версий одного текста), смена позиции каждого ребенка, упражнение в раз­личных типах поведения. Зона вариативного развития — это зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, общение с ними в режиме «диалога культур» (В. С. Библер).

Какова же позиция педагога по отношению к детской музыкальной субкультуре? Некоторые специалисты полагают, что в процессе музыкального воспитания и развития следует учитывать ее особенности, что позволит ориентироваться на «реального» ребенка с его ценностями и предпочтениями, а не тиражировать педагогические стереотипы («слушать надо только художественную музыку», «произведение надо обязательно слушать очень внимательно и обяза­тельно до конца» и т. п.).

Воспитатель-музыкант, к сожалению, часто не воспринимается ребенком как лицо, приобщенное к детскому сообществу, т. е. прежде всего как человек, играющий вместе с ними, как эмоционально за­интересованный интерпретатор музыкальных событий окружающей жизни, с которыми ребенок постоянно сталкивается и которые его интересуют.

Вместе с этим педагог должен занимать активную позицию по отношению к детской субкультуре, обучая детей жанрам детского фольклора, заботясь о качестве той музыки, которую дети слушают и исполняют.

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ

В музыкальном дошкольном образовании концепция музыкаль­ной культуры разрабатывается О. П.Радыновой. Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, автор выделяет несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка:

■ музыкальную деятельность (восприятие, исполнительство, твор­чество, музыкально-образовательная деятельность);

■ знания, умения и навыки (исполнительские — пение, ритмика,игра на музыкальных инструментах; творческие — восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество; опыт восприятия; общие знания о музыке);

музыкально-эстетическое сознание (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус) (схема 9).

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока ориентировочный характер и по содержанию не соот­ветствуют полностью аналогичным элементам музыкально-эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно переплетены между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему. Основное средство формирования, музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом — это сама музыка. Автор отмечает, что уровень музыкально-эстетического сознания зависит от развития музыкальных способ­ностей и от общего развития детей.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения.

С 4-го года дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности.

С 6-го года формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно кон­тролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкально­го выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музы­кальную деятельность.

 На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 23 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворение кото­рой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте (до 3 лет) важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности. Примерно на 45-м году жизни начинают выявляться не которые элементы музыкально-эстетического сознания ре­бенка — интерес к музыке и музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубо­кими первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с пер­выми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец,пьеса) тебе нравится ? », « Какое настроение в ней преобладает ? » и т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы,5-летний ребенок способен дать более аргументированный ответ.

В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях свидетельствуют о живости воображения, фантазии. Дети, которые накопили некоторые музыкальные впечатления, навыки исполнения, способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдель­ные контрастные его части. Обладая некоторым словарем музыкальных и эстетических терминов, они могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопо­ставлять несколько произведений по сходству и контрасту и т. д.

Таким образом, музыкальная культура ребенка связана с открытием ценностей произведений музыкального искусства и не мыслится вне ценностного параметра.

I ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая через колыбельные песни, пестушки, потешки, при­баутки, плясовые песенки, она закладывает фундамент нравствен­ного здоровья детей.

Одна из отличительных черт фольклора заключается в том, что он является не столько искусством, сколько частью жизни народа. С древности музыка была для человека естественной необходимо­стью, формой выражения. Она создавалась не для слушанья и жила в действии: игре, обряде, труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, жестов, возгласов, мимики.

Отношения «ребенок и музыка» значительно отличаются от отношений «взрослого и музыки». Музыка, как никакое другое искус­ство, органична природе ребенка. Ребенок не вычленяет музыку как отдельный феномен культуры, она естественно включена в его повседневную жизнь, является выражением его «Я» в единстве слова, интонации, движения. По мнению исследователей детского творче­ства, различие между музыкальной культурой детей и взрослых сопоставимо с различием между письменной и устной культурой (Е. И. Николаева).

Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, М. А. Некра­сова, Е. А. Флерина и другие отмечают, что оно имеет ряд характер­ных черт:

■ традиционность;

■ коммуникативность;

■ коллективный характер творчества; совершенство языка; человечность; связь окружающей жизнью; праздничность, как оптимистическое восприятие мира.

Фольклор как художественная традиция народа совмещает в себе отношение индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией. Вместе с этим устойчивость традиций не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Исследователи выделяют его группы: календарный, потешный и игровой.

Специфика фольклора определяет особенности методики приобщения к нему детей. Основу методики задает идея традиционно­сти: жизнь в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью, дающая человеку возможность приобретения опыта целостности бытия.

Обучающие и воспитывающие влияния органично вплетены в жизненный уклад, в годовой цикл праздников, в обряды и традиционные способы работы и отдыха, в фольклорные формы и обязатель­но учитывают авторитет старших (И. А. Колесникова).

Обучение детей фольклору опирается на: исполнительство; творчество;

слушание; музыкально-образовательную деятельность детей. Их специфи­ка — в слиянии исполнительства и творчества в музыкально-фольклорную деятельность, основанную на импровизации —поиск игровых, танцевальных движений, создание вариантов исполнения мелодии, игра на народных инструментах.

При освоении народной культуры ставится задача не разучивания определенного количества произведений, а создание атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, становясь частью жизни ребенка.

М. В. Хазова формулирует принцип «сквозного воспитания» при освоении музыкального фольклора. Взятый из жизни, он основан на повторяемости и периодичности обрядовых песен, танцев, за-кличек, которые дети имеют возможность проживать в течение не­скольких лет, участвуя в них из года в год.

Целесообразна одновременная работа с детьми разного возраста, в которой младшие, подражая старшим, осваивают все более слож­ный материал, а старшие передают усвоенное малышам, заботятся о них.

Музыкальный фольклор является составной частью народной культуры, поэтому при его освоении следует опираться на традиции народной педагогики. В народном воспитании большое значение придается личности взрослого, организующего эту деятельность — особым этнопедагогическим качествам. Это культ ребенка, мате­ри, предков, любовь к родному слову, родной природе, к родине (Г. Н. Волков), любовь к народному творчеству, уважительное отно­шение к народным традициям и духовным ценностям народа (М. Г. Харитонов).

В народной педагогике издавна используются многообразные методы воспитания: пример, показ, приучение, благопожелания, моления, благословение, просьба, совет, проповедь, заповедь, одо­брение, покаяние, раскаяние, упрек, уговор, запрет, принуждение и т. д.

В целом народная педагогика, как определяет Г. Н. Волков, явля­ется педагогикой национального спасения, всеобщей мудростью воспитания, педагогикой всеобщей любви.

Автор формулирует «золотое правило» народной педагогики: «Без памяти (исторической) — нет традиций, без традиций — нет культу­ры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духов­ности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа как исторической личности».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем проявляется гуманитарная сущность музыкальной культуры?

2. Дайте характеристику детской музыкальной субкультуре.

3. Какова структура музыкальной культуры ребенка и логика ее формирования?

4. Охарактеризуйте особенности методики приобщения дошкольников к народной музыкальной культуре.

5. Напишите эссе на тему «Воспитатель как человек культуры».

6. Проанализируйте программу О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» и сформулируйте особенности методики приобщения детей к мировой музыкальной культуре.

7. Соберите «педагогическую копилку» календарного, потешного и игрового фольклора. Дифференцируйте собранный материал с учетом возрастных возможностей детей. Спланируйте варианты его использования в детском саду.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от дет­ского сада к начальной школе]. — Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1998.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие от­ношений ребенка в детской субкультуре. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник. — М.: Академия, 2000. Народное искусство в воспитании дошкольников / под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Педагогическое общество России, 2006. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспи­тании детей: Русские народные инструменты: учеб.-метод. посо­бие. — М.: Владос, 2001.



 


ТРАДИЦИОННАЯ И ВАРИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В течение многих десятилетий советская система дошкольного воспитания, отражающаяся в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой), была обязательной для всех детских садов.

Программа имела как достоинства:

■ гарантию того, что каждый ребенок получит определенный объем педагогических воздействий;

■ комплексную подготовку специалистов для ее реализации; так и недостатки, ограничивающие развитие ребенка и охрану его эмоционального благополучия:

■ жесткую регламентацию деятельности и игнорирование индивидуальности детей и воспитателей;

■ ориентацию на умственное развитие ребенка, на формирование определенного набора знаний, умений и навыков;

не учитывалась и специфика дошкольного возраста, так как на дошкольников переносился школьный тип обучения;

не оставлялось свободы для самостоятельности, творчества ни ребенку, ни воспитателю.

Эстетическое воспитание детей составляло важную часть про­граммы, но все сказанное относится и к эстетическому, в частности музыкальному, воспитанию. Разработкой системы музыкального воспитания дошкольников в этот период занималась группа ученых под руководством Н. А. Вет-лугиной. Программа музыкального воспитания была построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Приобщение к музыке осуществлялось как на занятиях, так и на праздниках, развлечениях, в играх, на прогулке, т. е. в разных формах детской деятельности.

Музыкальные занятия должны были знакомить дошкольников с музыкальными понятиями и развивать музыкальные способности, но главное внимание уделялось формированию навыков пения и музыкально-ритмических движений.

В программе раскрывалась динамика музыкального развития детей, приводилась характеристика его примерного уровня к момен­ту поступления их в школу, а также была заложена преемственность в воспитании и обучении.

Материал программы распределялся по видам музыкальной дея­тельности в соответствии с семью возрастными группами и включал определенный объем практических действий, помогающих детям овладеть навыками и умениями при слушании музыки, пении, дви­жении и игре на инструментах.

Задача развития художественного воображения и детского твор­ чества, хотя и заявлялась в программе как общее направление в работе по музыкальному воспитанию, никак не была конкретизиро­вана в методике.

В программе выделялись музыкально-дидактические игры, свя­занные с задачей развития сенсорных способностей, и художествен­ная самостоятельная деятельность.

Музыкальный репертуар также определялся программой для каж­дой возрастной группы с учетом возрастных особенностей дошколь­ников. Основным критерием для отбора было его соответствие педа­гогическим задачам, требованиям художественности и доступности.

Музыкальное воспитание осуществлялось главным образом на занятиях, но музыка пронизывала всю жизнь детского сада. Так, например, важную часть эстетического воспитания составляли обще­народные праздники, для каждого из которых предлагался единый сценарий.

Обобщая, отметим, что по своему всенародному охвату советская система дошкольного воспитания, отраженная в «Программе обу­чения и воспитания в детском саду», представляет собой уникальное явление, так как большинство детей огромной страны воспитывались по единой программе, реализующей задачи всестороннего развития, с учетом особенностей каждого возрастного периода.

 

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольные образовательные учреждения России, работавшие до 1989 г. по единой программе, сегодня имеют широкий выбор про­грамм и педагогических технологий. Их появление связано с обнов­лением дошкольного образования в 90-е годы XX в., обусловленного изменениями в нашей стране в этот период. Эти программы пока­зывают разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Но большинство из них опирается на базовые принципы типо­вой программы.

Реформирование дошкольного образования было связано с уче­том специфики развития дошкольников, самоценностью этого пе­риода жизни ребенка. При этом показателем эффективности об­разования стала считаться не «обученность» детей — сумма усвоен­ных знаний, а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода.

Основное внимание при этом стало уделяться развитию субъектности ребенка, раскрытию его способностей, воспитанию чувства защищенности и уверенности в себе, а также приемам и методам общения ребенка и воспитателя, заключающимся в понимании, при­нятии личности каждого ребенка, в уважении его интересов и досто­инства, умении установить доверительные партнерские отношения.

Программа «Радуга»1

Первая инновационная программа дошкольного образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Она рас­считана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Программа существенно не отличается от традиционной, однако в определении конкретных задач психического развития отличия значительны. Она построена по воз­растному принципу и ориентирована на достижение гармонии ин­теллектуального и эмоционального в развитии ребенка.

Программа называется «Радуга», поскольку включает семь важ­нейших видов деятельности детей и занятий, обеспечивающих их развитие и воспитание.

Занятия музыкальным и пластическим искусством, направленные прежде всего на формирование эстетических переживаний, «окра­шивает» голубой цвет.

1 Авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой.

В качестве задач музыкального воспитания выделяются:

■ обогащение музыкальных впечатлений;

■ развитие эмоциональной отзывчивости;

формирование выразительных певческих и пластических способностей.   

Основная задача в младшем возрасте (2 — 4 года) вызывать ин­терес к музыке, регулировать с его помощью эмоциональное со­стояние детей. Слушать с ними короткие произведения с четко вы­раженной мелодической линией. Поощрять желание двигаться под музыку.

В среднем возрасте (4 — 5 лет) создавать развивающую звуковую среду, знакомить с произведениями народной и классической му­зыки.

В старшем возрасте (5 — 7 лет) воспитывать уважение к искус­ству, знакомить со средствами выразительности, признаками разных видов искусства, способствовать пониманию содержания произве­дений искусства.

В программе также обращается внимание на необходимость про­ведения для детей праздников, развлечений, вечеров досуга, куколь­ных спектаклей, посещение театров. Этому, по мнению авторов, будет способствовать развитие музыкальных, драматических, худо­жественных способностей воспитателей.

В «Руководстве» к программе показано на конкретном материале как формируются эстетические переживания, интерес к музыке, развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно-инструментальные и двигательные. При этом занятия с детьми должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка.

Вместе с тем следует отметить, что задачи музыкального воспи­тания представлены в программе как общее направление в работе по эстетическому воспитанию и практически не конкретизированы в методике обучения и воспитания.

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и продолжает обновляться.

Программа «Детство»1

Комплексная программа обогащенного развития детей дошколь­ного возраста. В ней представлены три взаимосвязанные линии

 


1 Авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Я. А. Ноткинаи др.

развития ребенка: чувства — познание — творчество, пронизываю­щие все ее разделы.

Линия чувств    Эмоциональное развитие дошкольника

(эмоциональной отзывчивости, сопереживания, гуманного отношения и обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка) через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре, ознакомление детей с эмоциональными переживаниями, эмоциональными состояниями людей

Линия познания  Развитие любознательности, стремления к самостоятельному познанию, умственных способностей и речи через развитие образных форм познания — наглядно-образного мышления и воображения

Линия                 Пробуждение творческой активности детей

творчества         в играх, ручном труде, конструировании,

изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сфере

Реализация целей программы осуществляется в числе прочих с помощью раздела «Ребенок и музыка». Его авторы, А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило, выделяют в качестве обобщенных целей музыкаль­ного развития и образования детей:

■ развитие музыкальной культуры;

■ накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведе­ниями;

■ развитие позиции активного исполнителя-создателя музыкаль­ных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными сред­ствами ребенок мог выражать свои чувства, переживания.

В связи с этим программа каждой возрастной группы (младший, средний и старший дошкольный возраст) содержит две части:

■ музыкальное восприятие: слушание — интерпретация;

■ музыкальное исполнительство: импровизация — творчество.

В каждом возрастном периоде выделяются задачи, описывает­ся содержание работы по музыкальному воспитанию, дают­ся методические рекомендации по ее организации. Предлага-ютсяподробные характеристики возрастных возмож-н о с т е й дошкольников, уровней освоения;содержания, что поможет в диагностике музыкального развитая и в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. При этом авторы отмечают, что важно сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.

Успешная реализация программы, по мнению авторов, становит­ся возможной при создании развивающей предметно-пространст­венной музыкальной среды, организации доброжелательного взаи­модействия взрослого и ребенка и тесного взаимодействия детско­го сада и семьи.

В серии «Библиотека программы "Детство"» выпущено пособие «Детство с музыкой» (А.Г.Гогоберидзе, В. А. Деркунская, 2010), в котором представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, состоящее из двух частей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, кон­спекты игр и занятий с детьми.

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Программа «Истоки»1

В Программе обозначены задачи развития ребенка в деятель­ности по четырем основным линиям:

■ социальное;

■ познавательное;

■ эстетическое;

■ и физическое развитие.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирова­ния эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, живопись). В основе художественного развития лежит формирова­ние художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.

Достаточно подробно в ней разработан раздел «Музыка» (В. А. Пе­трова, Т. Г. Рубан, К. В. Тарасова).

1 Авторы Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова, А.Н. Давидчук, Л.Ф.Обухова идр. В программе представлены пять традиционных видов музыкальной деятельности детей:

■ слушание музыки;

■ движение;

■ пение;

■ игра на детских музыкальных инструментах;

■ музыкальная игра-драматизация.

По каждому возрастному этапу (начиная с младенчества) и виду музыкальной деятельности дана характеристика воз­растных возможностей, обозначены задачи и показа­тели развития детей, позволяющие судить об эффективности работы.

В программе обращается серьезное внимание на музыкальное воспитание детей 1 — 3 лет, что отражено в методическом пособии В. А. Петровой «Музыка — малышам» (2001). Предусмотрена работа с воспитателями и родителями. С этой целью пособие содержит методические советы для родителей и педагогов.

По разделу «Музыкальное воспитание» изданы методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки «Дети слушают музыку» К. В.Тарасовой и Т. Г.Рубан (М., 2001).Программа «Развитие»

Программа построена по принципу разделения детей на четыре возрастные категории: младшая, средняя, старшая и подготовитель­ная к школе группы.

В программе не представлен раздел по музыкальному воспитанию как таковому, но предлагается раздел «Выразительное движение».

Работа воспитателя по этому разделу нацелена на развитие у до­школьников творческих способностей, невербального общения и проводится по нескольким направлениям. Главное из них — развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимо­действию. Остальные направления работы включают развитие умения свободно двигаться, использование интонационной вырази­тельности голоса при выполнении образно-пластических упражне­ний и др.

В ходе обучения используются три выразительных язы­ка.

1 Авторский коллектив под руководством Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко.

                                                                     

Движение          Главное средство воплощение образа и развития

творчества

Слово                 Вспомогательное средство обучения, разъясняющее семантику движений и пр.; художественное слово: произведения литературного творчества зыка   .Вспомогательное средство обучения, создающее (классическая   на занятиях определенное настроение, и народная) активизирующее образное перевоплощение и поиск выразительных движений.

В разделе «Выразительное движение» содержится характеристи­ка основных направлений работы по формированию выразительных движений, перечень развивающих задач, описание средств и мате­риалов, необходимых для их решения.

В методических рекомендациях для воспитателей рассматрива­ются основы педагогической технологии программы, вопросы орга­низации предметной среды, взаимодействия взрослого и ребенка и самих дошкольников в процессе занятий, по каждому разделу дают­ся рекомендации по педагогической диагностике.

Программа «Из детства — в отрочество»1

Комплексная программа для родителей и педагогов. Ее цель — создание в семье и дошкольном образовательном учреждении усло­вий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям.

Музыкальное развитие в программе рассматривается как особая область образовательной работы. Его содержание конкретизирова­но в программе Е. Дубровской «Раз ступенька, два ступенька — будет песенка» (1997), «Ступеньки музыкального развития» (2004, 2006). Основополагающим в программе музыкального развития является принцип художественности.

Автор связывает результативность педагогической работы с хо­рошим знанием ребенка, взаимодействием педагогов и родителей, тесным контактом музыкального руководителя и воспитателя, осу­ществляющего преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания.

 

1 Авторы Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева и др.

В связи с этим выделяются цели и задачи, стоящие как перед музыкальным руководителем, так и перед воспитателем и родителя­ми.

В отличие от традиционной программы, где упор сделан на ис­полнительской деятельности дошкольников, в содержании данной программы заложен подход, при котором главным становится раз­ витие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно-интеллектуальной.

Обязательным видом деятельности на каждом занятии является игра на инструментах и ее включение в другие виды музыкальной деятельности как практического метода, помогающего осознанному восприятию музыки и т. п.

Большое место в программе отведено концертной деятельно­ сти — развлечениям, совместным с родителями праздникам и т.п. При этом праздники — не отчет перед родителями, а средство музы­кального развития детей.

Для каждого возраста определены психофизиологические особен­ности музыкального разв



2019-11-21 4160 Обсуждений (0)
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)