ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Деятельность в психологической науке определяется как актиный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры, с одной стороны, и как ведущий фактор развития и саморазвития личности, с другой (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.). В соответствии с этим художественно-эстетическая деятельность — это активное взаимодействие человека с искусством, общение с художественными ценностями. Из этого следует, что процесс приобщения к искусству, процесс музыкального воспитания и развития личности ребенка невозможно без хорошо продуманной и организованной разносторонней деятельности. Традиционно к различным видам музыкально-художественной деятельности, опираясь на работы ученого-музыковеда Б. В. Асафьева, относят: ■ сочинение музыки, т. е. творчество; ■ ее исполнение; " восприятие. При этом исполнитель выступает посредником между композитором и слушателем, творчески озвучивая мысли и чувства создателя произведения. Исполнять можно вокальную, танцевальную и инструментальную музыку. Музыкально-художественная деятельность — это творчество, ведь ни у композитора, ни у исполнителя, ни у слушателя нет в со знании готового художественного образа. Композитор создает его по законам музыкального творчества, а исполнитель и слушатель воссоздают сочинение по контуру, заданному автором. Основным критерием творчества является новизна — новизна продукта деятельности, новизна способа действия и т. д. Так, например, сочинение музыки — это всегда создание нового произведения музыкального искусства. Задача же исполнителя — поиск нового варианта творческой интерпретации произведения, донесение до слушателя основной идеи и мысли автора. Восприятие произведения искусства — это также активный, творческий процесс, поскольку именно проявляющаяся личностная активность, эмоциональное содействие художественному образу в процессе художественного восприятия определяет его творческий характер. Говоря о музыкальной деятельности детей, важно выявить ее специфику, отличия от музыкальной деятельности взрослых. Так, например, дошкольнику недоступно художественное воплощение музыкального образа по тем же критериям, которые предъявляются к музыканту-исполнителю. Исполнительская деятельность детей — это посильное их возрастным возможностям воспроизведение элементарных мелодий (голосом, на музыкальных инструментах), музыкально-ритмических движений, которое все же должно отличаться выразительностью. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, важно для развития самого ребенка. В этом проявляется субъективность детского творчества (новизна для себя, а не для других). При этом критерием его успешности является не художественная ценность музыкального образа, а наличие выразительности в его воплощении. В музыкальной деятельности взрослых, прежде всего, интересен ее результат в виде сочиненного или исполненного произведения, в то время как процесс его создания или подготовки выступления имеет меньшее значение. В музыкальной деятельности детей, напротив, больше важен процесс, так как именно в процессе этой деятельности происходит музыкальное и личностное развитие ребенка. Специфика детской музыкальной деятельности заключается также и в том, что первичным видом музыкальной деятельности , детей является восприятие музыки, тогда как у взрослых — сочинение нового произведения. Это связано с тем, что с момента рождения ребенок не может включиться в освоение других видов музыкальной деятельности. Они становятся доступными для него по мере взрос-
ления, в то время как восприятие музыки доступно ему не только с самого рождения, но и в пренатальном периоде (последние месяцы внутриутробного развития ребенка). Именно поэтому в настоящее время восприятие музыки рассматривается как одно из немногочисленных средств нового направления дошкольной педагогики — пренатальной педагогики. Специфика детской музыкально-художественной деятельности состоит еще и в том, что по своей природе — это синтетическая деятельность. Исследователь проблем детского творчества Е. И. Николаева, опираясь на исследования Ю. Р. Бьеркволла, говорит о том, что как музыка складывается из трех составляющих (звука, ритма и движения), так и ребенок проявляет свою музыкальность в интонировании речи и изяществе движений. Подобные спонтанные проявления более соответствуют понятию «игра», чем традиционное «взрослое» представление о музыке. Ребенок не вычленяет музыку как отдельный феномен бытия, часто он даже не знает, что поет. К исполнительству детей нельзя применить требование художественности, в нем есть лишь элементарная выразительность, поскольку дети, как и взрослые, передают через музыку свои мысли, переживания. Ранее об этом писал К. Орф, отмечая, что чередовать речь, пение и движение для детей так же естественно, как и просто играть. Это, по его мнению, не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с движением, танцем, словом: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Ее К. Орф назвал «элементарной музыкой». В музыкальной деятельности взрослых, кроме триады видов деятельности (композитор — исполнитель — слушатель), выделяют еще два направления — музыкознание и музыкальную педагогику (Н. А. Ветлугина и др.). Музыкознание определяется как область музыкальной науки, изучающая закономерности музыкального языка в историческом и теоретическом аспектах и теорию исполнительского искусства. В качестве некоторой аналогии музыкознанию рассматривается музыкально-образовательная деятельность детей — усвоение элементарных знаний о музыке и музыкальной деятельности, позволяющих успешно осваивать все ее виды. Этот вид деятельности принципиально важен потому, что делает весь процесс приобщения ребенка к музыке осознанным (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.). Музыкальная педагогика изучает наиболее эффективные пути передачи опыта подрастающему поколению, методы и педагогические условия, обеспечивающие успешность этой деятельности. Это единственный вид музыкальной деятельности взрослых, который не находит аналогий в деятельности детей, хотя в дошкольной музыкальной педагогике успешно применяются приемы взаимообучения детей. Таким образом, можно провести некоторые параллели между видами музыкальной деятельности детей и взрослых, но при этом следует помнить, что их содержание в дошкольном возрасте во многом специфично. Следуя общей логике развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Дер-кунская). РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В педагогической науке широкое признание получила идея о том, что в основе развития лежит саморазвитие, в основе воспитания — самовоспитание. Поэтому только знания, полученные на основе жизненного опыта (который нельзя передать, его можно только приобрести) , формируют человека. Знания, получаемые ребенком через книги, — мертвые знания. Ребенок запоминает надолго и прочно только то, что вызвано внутренним побуждением, добыто практическим путем, в ходе размышлений, приобретения опыта. Ребенок освоит столько, сколько активно осмыслит, осознает (В. Кудрявцев и др.). Именно эти положения лежат в основе понимания необходимости организовывать учебно-воспитательный процесс на признании ребенка субъектом собственной деятельности, а не объектом педагогических воздействий. Природа ребенка изначально субъектна, т. е. деятельностна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Дошкольника можно назвать практиком, ведь познание им мира идет чувственно-практическим путем (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская). Субъект, согласно психологическому словарю, — индивид как источник познания и преобразования действительности, носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом. Выделяют две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская): " эмоционально-субъектные проявления — интерес ребенка к музыке, желание слушать ее, участвовать в разных видах музыкальной деятельности; избирательное предпочтение какого-либо ее вида; ■ деятельностно-субъектные проявления — активность и инициативность ребенка в выборе музыкальных видов деятельности, творческое отношение к выбору их содержания, к интерпретации произведения и т. п. В соответствии с этим у ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества: в ценностное отношение, интерес и избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности; и инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью; самостоятельность в ее выборе и осуществлении; творчество в интерпретации музыкальных произведений. Кроме того, большую роль в развитии ребенка как субъекта деятельности в переходе от этапа к этапу играет приобретаемый им опыт деятельности, который выступает и как важнейшее условие развития личности (схема 14). В связи с этим А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская выделяют ряд компонентов, входящих в структуру музыкального опыта или опыта музыкальной деятельности, который, по мнению авторов, является разновидностью социокультурного опыта:опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке — интересы предпочтения, попытки оценки личностной значимости произведения;знания музыки — музыкальный кругозор ребенка;умений взаимодействовать с музыкой — умений, необходимых в любом виде музыкальной деятельности, или обобщенные способы музыкальной деятельности детей (Н.А. Ветлугина): адекватно реагировать на характер музыки; понимать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к нему (в том числе в разных видах художественной и игровой деятельности); умений, необходимых для участия в разных видах музыкальной деятельности (технических); ■ творческой деятельности: интерпретация музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности; попытки музыкального сочинительства. Успешное осуществление полноценной музыкальной деятельности возможно, если ребенок находится в одной из трех позиций (Ю. Б.Алиев, А. Г. Гогоберидзе, Л. В. Школяр и др.): слушателя, исполнителя, сочинителя, в отличие от позиции ученика. Итак, образы, возникающие в сознании композитора, исполнителя и слушателя схожи между собой, поскольку, возникая на основе первого образа, сохраняя его главные черты и в то же время отличаясь друг от друга, они зависят от склонностей и эстетических влечений человека.Ю. Б.Алиев считает необходимым также включить в деятельность ребенка позиции критика и теоретика, либо только с их помощью молено способствовать становлению развитого слушателя, а ведь именно это является одной из основных задач общего музыкального воспитания. Таким образом, представление о музыкальной деятельности детей, как репродуктивной, меняется: важно не запоминание музыки и не повторение заданных педагогом трактовок музыкального текста, а воспитание творческого исполнителя и слушателя музыки, создающего свою «музыкальную картину звучащего мира», способного к самостоятельной оценке произведения, т. е. воспитания ребенка как субъекта музыкальной деятельности. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ О. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, определяет методы и приемы музы кального воспитания как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, умений осуществлять музыкальную деятельность. Традиционно в музыкальном воспитании применяют наглядные, словесные и практические методы. Наглядный метод включает в себя ряд следующих компонетов. Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — помогает подвести детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах. Его применение не должно сводиться к пересказу музыки. Важно с его помощью помочь разобраться в ее выразительных средствах, что способствует пониманию музыки, ее эмоциональному переживанию. При этом важно обращать внимание детей на взаимосвязи изо бразительных и выразительных возможностей музыки, с одной стороны, и не навязывать программу музыкального произведения, с другой (О. П. Радынова, Б. М. Теплов и др.). 1 Практический метод — музыкальная деятельность детей: ■ передача впечатлений от музыки в пластике движений; ■ вокализация музыки; дидактические игры; ■ оркестровка музыкальных произведений; ■ передача характера музыки в рисунке; ■ инсценировка песен и т. д.и показ педагогом исполнительских приемов в разных видах музыкальной деятельности, благодаря чему восприятие становится осознанным, ребенок может выразить во внешних проявлениях свои переживания. Говоря о методах музыкального воспитания, О. П. Радынова отмечает, что воспитание и обучение будет развивающим, если каждый из трех основных методов будет применяться с нарастанием проблемности (схема 15). При этом степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. Выделяют также методы, обусловленные эстетической сущностью музыкального искусства (Э. Б. Абдулин, О. П. Радыноваи др.). Н. А. Ветлугина предложила классификацию методов эстети ческого воспитания и художественного обучения детей: ■ побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; ■ убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; ■ поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям. Побуждение к сопереживанию, убеждение, приучение, упражнение в практических действиях осуществляются с помощью наглядности, слова и практических методов, которые могут содержать элементы проблемности. Метод осознания личностного смысла музыкального про изведения (А. А. Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребенка при ее восприятии. В результате у ребенка появляется индивидуальное отношение к музыкальному произведению, личностная оценка. Метод может применяться в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как его реализация требует определенного уровня развития музыкального мышления. Метод создания композиций (Л. В. Горюнова) — объединение • нескольких видов деятельности в исполнении одного музыкального произведения или отражение содержания музыки в оркестровой импровизации-театрализации, в рисунке. Этот метод позволяет активизировать творческую инициативу, нацеливает ребенка на более глубокое и осознанное восприятие музыки. Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) в процессе музыкального восприятия предполагает «выходы» за пределы музыки и позволяет обогатить представления ребенка о связях воспринимаемой музыки с другими видами искусства или явлениями действительности. Средствами реализации данного метода могут стать: ■ литературные, поэтические произведения; ■ произведения живописи; ■ жизненные ситуации. В результате использования этих средств ребенок глубже чувствует эмоционально-образный строй музыкальных произведений, а его музыкальное мышление обогащается новыми ассоциациями. Метод переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.) заключается в раскрытии ребенку смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений и развития, сравнение Метод контрастного сопоставления произведений Ф (О. П. Радынова) выявляет контрасты в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п. Метод уподобления характеру звучания музыки (О. П. Радынова) предусматривает следующие виды уподобления: ■ моторно-двигательное (передача характера музыки в движении); ■ тактильное (прикосновения в соответствии с характером музыки); ■ словесное (вербальная передача переживаний); вокальное (подпевание); ■ мимическое (передача характера в мимике); ■ темброво-инструментальное (оркестровка музыкальных произведений);я интонационное (определение эмоциональной окраски музыки); цветовое (в основе прием «цвет — настроение», где цвет связывается с настроением музыки); ■ полихудожественное (сравнение произведений различных искусства) . Выбор методов музыкального воспитания и обучения зависит от учебно-воспитательных задач, от содержания предмета, от конкретных видов музыкальной деятельности и требует учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте психолого-педагогическую характеристику музыкальной деятельности. 2. Раскройте специфику музыкальной деятельности дошкольников, ее отличия от музыкальной деятельности взрослых. 3. Охарактеризуйте восприятие как ведущий вид детской музыкальной деятельности. 4. Выделите критерии, по которым можно было бы судить о сформированное у ребенка качеств субъекта музыкальной деятельности. 5. Предложите конкретные задания, которые помогли бы осуществить диагностику субъектно ребенка. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей [от детского сада к начальной школе). — Воронеж: НПО «Модек», 1998. Гогоберидзе А. Г., ДеркунскаяВ.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. — М.: Академия, 2004. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. Николаева Е.И. Психология детского творчества. — СПб: Речь, 2006.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4890)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |