Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ



2019-11-21 2641 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ 4.83 из 5.00 6 оценок




В музыкально-образовательной деятельности, как и в других ви­дах музыкальной деятельности, применяются различные педагоги­ческие методы и приемы (О. П. Радынова и др.).

Поскольку все знания необходимо давать детям в опоре на музы­ку, а не отвлеченно, требуется применение наглядно-слухового метода (звучание произведения в «живом» исполнении или в за­писи) , который всегда сопровождает рассказ педагога о музыке.

Применение наглядно-зрительного метода также значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это:

■ показ репродукций, изображений инструментов и т. д.;" использование цветных карточек (прием: цвет — настроение);

■ моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений и т. п.

Словесный метод предполагает:

■     сообщение детям различных сведений о музыке;

■     разъяснение новых понятий, обогащающих «словарь эстетиче­ских эмоций» ребенка, побуждающих детей осознанно выска­зываться о характере музыкальных произведений;

■ объяснение того, как овладеть определенными навыками и т. д.

Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса. Он также включает показ приемов исполнения, вариантов творче­ских импровизаций, способов действий, необходимых в исполни­тельской и творческой деятельности.

Рекомендуется использовать в музыкально-образовательной дея­тельности метод создания художественного контекста: он по­зволяет обогатить художественно-педагогическую среду, дает воз­можность представить музыку в ее разнообразных связях с другими видами искусства и жизненными прообразами (речью, движением, звуками окружающего мира) (ГА. Праслова).

Осознанному усвоению знаний способствует также использова­ние музыкально-дидактических игр и пособий, позволяющих объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также прак­тические действия детей. При этом игровая форма заданий помога­ет без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.

Как говорилось выше, музыкально-образовательная деятельность предполагает, помимо привития ребенку музыкальной грамотности, освоение им нотной грамоты.

Анализируя данную проблему, Г. А. Праслова отмечает, что к из­учению нотной грамоты с детьми дошкольного возраста можно при­ступать лишь после длительного периода устного (донотного) освое­ния музыкальной речи, так как звуки в сознании ребенка лишь со временем оформляются в зрительные образы, соответствующие слуховым представлениям, только после приобретения ребенком достаточного запаса музыкальных знаний и музыкально-слуховых представлений.

Чтобы представить дошкольникам нотную грамоту в понятном и доступном виде, автор рекомендует использовать различные спо­собы моделирования элементов музыкального языка:

пространственное (показ руками направления движения мело­дии и др.);

■ речевое (ритмизированная речь, звукоподражания и т.д.);

■ двигательное (различные виды движения тела, звучащие жесты — (щелчки, шлепки и т.д.);

■ графическое (символическая условная запись — рисунки, цвет, карточки и т. д.) моделирование различных элементов музыкаль­ного языка: метра, темпа, звуковысотных отношений, фактуры и т. д.

Автор также отмечает необходимость учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, что предполагает такую организацию музыкально-образовательной деятельности, когда образно-ассоциативное постижение музыкального языка преобла­дает над понятийным. При этом работа педагога должна осуществ­ляться в следующей последовательности (схема 27).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте содержание музыкально-образовательной деятельности в детском саду.

2. Охарактеризуйте этапы организации музыкально-образова­тельной деятельности.

3. Раскройте задачи музыкально-образовательной деятельности,методы и приемы формирования знаний о музыке.

4. Проанализируйте музыкальное пособие Н.А. Ветлугиной «Му­зыкальный букварь» с точки зрения возможности его использования в музыкально-образовательной деятельности.

5. Подберите музыкально-дидактические игры для детей 4—5 лет,направленные на формирование знаний о музыке. Подготовьте наглядный материал.

6. Разработайте конспект одной из форм организации занятий с дошкольниками по усвоению знаний о музыке (беседа, темати­ческое занятие, развлечение, игровые формы: викторина, вечер загадок и т.д.].

ЛИТЕРАТУРА

Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образова­ния. — М.: Академия, 2004.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: Академия, 2002. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музы­кальном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 198В. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошколь­ников. — М.: Просвещение, 1982.

Poor 3.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошколь­ного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2005.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.ВИДЫ И ТИПЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Процесс целенаправленного музыкального воспитания и разви­тия детей осуществляется с помощью различных форм организации музыкальной деятельности, обогащающих ее содержание и методы руководства ею.

К формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

в музыкальные занятия;

■ использование музыки в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения;

■ музыкальное образование дошкольников в семье.

Все формы организации музыкальной деятельности детей допол­няют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания.

Музыкальные занятия — основная форма организации музы­кальной деятельности детей, которая позволяет систематически и целенаправленно осуществлять их обучение, всестороннее развитие средствами различных искусств, развитие способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей куль­туры. Таким образом, музыкальные занятия позволяют реализовать комплексный подход к музыкальному развитию детей.

В современной музыкальной педагогике занятия рассматривают­ся как форма активной совместной деятельности воспитателя и ре бенка, позволяющая обеспечить разносторонность музыкального развития всех и каждого.

При этом подчеркивается необходимость вызвать у детей интерес к музыкальной деятельности, создать атмосферу заинтересованно­сти, обогатить их чувства, так как только при этом условии повы­шается результативность занятий, успешнее решаются и другие задачи музыкального воспитания.

В зависимости от числа участвующих детей музыкальные занятия делят на следующие виды:

■ индивидуальные занятия;

■ занятия по подгруппам;
я фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети еще не могут выполнять задания коллектив­но, пока у них нет опыта общения с другими детьми, и они не спо­собны согласовывать свои действия с действиями окружающих.

Эти виды занятий применяются и в других возрастных группах для того, чтобы уделить внимание каждому ребенку, ликвидировать пробелы в его музыкальном развитии или совершенствовать его музыкально-исполнительские навыки. Кроме того, занятия по под­группам позволяют также объединять детей, проявляющих склон­ность к отдельным видам музыкальной деятельности, или детей с одинаковым уровнем развития музыкальных способностей, способ­ствуют освоению навыков музыкально-исполнительской деятель­ности в ансамбле.

Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Этот вид занятий становится основным для детей среднего и стар­шего дошкольного возраста.

По содержанию все виды музыкальных занятий делят на типовые, или традиционные, на доминантные и тематические. Фронтальные занятия могут быть также комплексными.

К содержанию и структуре занятий выдвигают ряд требова­ний:

■ необходимо учитывать умственную, физическую, эмоциональную нагрузку и в соответствии с этим планировать продолжи­тельность, очередность заданий, смену видов деятельности, ин­дивидуальную и коллективную формы работы;и важно последовательно распределять виды деятельности, разу­чиваемый репертуар;необходимо осуществлять преемственность в развитии музы­
кальных способностей, освоении навыков, знаний, в исполни­тельской и творческой деятельности, разучивании музыкального репертуара, обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей детей;

■ структура занятия должна быть вариативной и соответствовать возрастным возможностям детей. Это связано с тем, что однообразие, в том числе одно и то же построение занятий, притупляет
интерес (Н. А. Ветлугина и др.).

11.1.1.               Типовые, или традиционные, занятия

Включают в себя все виды музыкальной деятельности — слуша­ние, пение, ритмику, игру на детских музыкальных инструментах. Трудность построения этих занятий заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида дея­тельности на другой, не снижая эмоционального подъема. Кроме того, за весьма ограниченное время, отводимое на каждый вид му­зыкальной деятельности, очень трудно обеспечить усвоение детьми знаний, умений и навыков.

Преимущества традиционных музыкальных занятий, по мнению педагогов-музыкантов, заключаются в следующем (Е. А. Ду­бровская и др.):

■ смена видов музыкальной деятельности способствует развитию общей музыкальности детей;

■ планомерное усложнение задач музыкального развития ведет к формированию самостоятельности и творческих проявлений дошкольников;

■ физиологическая и эмоциональная нагрузка распределяется равномерно;

■ наиболее полно реализуется принцип постепенности и последовательности в усложнении материала.

11.1.2.               Доминантные занятия

Преобладает какой-либо определенный вид музыкальной деятельности. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных,индивидуальных и по подгруппам, чтобы овладеть необходимыми
навыками какого-либо вида музыкальной деятельности. Тогда ис­пользуется только один ее вид.

Другая разновидность доминантного занятия может использо­ваться для развития какой-либо отстающей музыкальной способ­ности. В этом случае все виды деятельности направлены на ее со­вершенствование.

Выделяют следующие преимущества доминантных занятий (Е. А. Дубровская и др.):

■ они повышают мотивацию к отдельному виду музыкальной деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через один выбранный для занятия вид деятельности;

я эффективно формируют умения и навыки; позволяют более дифференцированно заниматься с отдельными детьми в услови­ях групповой организации занятия;

■ позволяют музыканту-педагогу найти ситуативно обусловленные варианты решения педагогических задач, связанных с осо­бенностями музыкального развития дошкольников.

11.1.3. Тематические занятия

Выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности, например, знакомство с жанром марша или с элемен­тами музыкальной выразительности. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые под­черкивают элементы музыки, значимые для выбранной темы. Эта разновидность тематического занятия называется музыкально- тематическим. Его тема всегда связана с музыкой, ее выразитель­ными средствами, с музыкальными инструментами, именами и творчеством композиторов и т.д. Выделяют также (О. П. Радынова и др.) следующие виды занятий.

 

Тематические занятия могут быть фронтальными, индивидуаль­ ными и проводимыми по подгруппам. Все их виды могут применять­ся в каждой возрастной группе. Отличаться будут лишь репертуар и сведения о музыке.

11.1.4. Комплексные занятия

Объединяют разнообразные виды художественно-эстетической деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, хорео­графическую, изобразительную и в отличие от других видов занятий проводятся фронтально. Их главная цель — возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер, обогащать его знания о специфике различных видов искусства и особенностях их выразительных средств, расширять представле­ния о взаимосвязи искусств с жизнью.

Их большие воспитывающие и развивающие возможности заклю­чаются в наличии во всех видах художественной деятельности следую­щих общихпсихических процессов (Е.А.Дубровскаяидр.):

■ эстетически окрашенные образы восприятия формируют сен­сорный опыт, являющийся основой развития способностей как художественно-эстетических, так и интеллектуальных, и представления, которые также будут эстетическими;

■ формированию именно эстетических представлений способствует комплексное использование всех видов искусств;

■ сопровождение процесса восприятия предметов и явлений поэ­тическими, цветовыми, музыкальными характеристиками позволяет развивать наглядно-образное мышление дошкольников;

■ органическое сочетание различных видов искусств влияет на со­держание эстетического восприятия и вызывает качественные изменения в нем.

Максимальный развивающий эффект эти занятия могут оказать при соблюдении следующих педагогических условий:

■ общность целей, интегрируемых на занятиях художественных деятельностей;

■ отбор учебного материала для занятий с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности;

■ применение эффективных и технологичных методов и приемов,способствующих комплексному воздействию на мысли и чув­ства ребенка;

■ при знакомстве с явлениями искусства сохранение специфических особенностей каждого из искусств и художественных деятельностей;

■ обеспечение образовательной, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса.

Комплексные занятия имеют те же разновидности, что и темати­ческие, т. е. тема может быть взята из жизни, или сказки, либо темой может быть само искусство.

Преимущества комплексных занятий (Е.А.Дубровская и др.) состоят в том, что они:

■ отличаются взаимосвязанностью и большой информативностью учебного материала;

■ способствуют формированию целостного эстетического вос­приятия и ассоциативного мышления;

■ формируют ценностное отношение к культуре и искусству,человеку-творцу, к культурному наследию человечества.

Как правило, комплексные занятия являются определенным ито­гом работы всего педагогического коллектива, подготовка к ним достаточно трудоемка, но для детей они всегда должны иметь эффект новизны. Проводятся они не чаще одного раза в месяц, как правило, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

11.1.5. Роль воспитателя в проведении занятий

Отдельно остановимся на роли воспитателя в проведении му­зыкальных занятий, участие которого в музыкальном занятии не­обходимо для его эффективной организации и зависит от возраста детей, их музыкальной подготовленности и конкретных задач за­нятия (А.Н.Зимина). Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю — оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений,, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполне­ния предлагаемых детям заданий. Если необходимо, проводит подготовительную работу с детьми в группе.

Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музы­кального занятия. Если оно посвящено слушанию музыки, воспита­тель может рассказать о содержании пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Если дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, вос­питатель помогает им при анализе наводящими вопросами.

При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3 — 4 лет воспитатель играет с ними, показывает движения.

В группах детей 4 — 5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому надо помочь. При пении воспита­тель следит, все ли дети активно поют, правильно передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел или станцевал неправильно.

Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры, танцы, инструментальные композиции в повседневную жизнь детей.

В соответствии со сказанным следует отметить, что организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива, и прежде всего воспитателя и музыкального руководи­теля.

 МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ  ДЕТСКОГО САДА

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников не должно ограничиваться только музыкальными занятиями, поэтому ее вклю­чают в разнообразную деятельность ребенка в течение всего дня.

Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объ­единяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуют­ся вне занятий, и служит важным средством организации эстетически -развивающей музыкальной среды, средством создания благопри­ятного эмоционального настроя ребенка, нормализации его психо­физического состояния. Она включает в себя:

■ использование музыки в быту детского сада:

■ слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различные занятия: по развитию речи, изобразительной деятельности и т.д., утренняя гимнастика под музыку;

■ развлечения: тематические музыкальные вечера, беседы, кон­церты, театральные постановки и спектакли, аттракционы;

■ праздники и т. д.

В отличие от музыкальных занятий использование музыки в быту организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководи­теля. Развлечения и праздничные утренники музыкальный руково­дитель всегда готовит и проводит с помощью воспитателя. Это тре­бует от воспитателя:

■ понимания целей и задач музыкального воспитания;

■ обладания определенным уровнем развития музыкальной культуры и художественных способностей;

■ овладения способами художественной практики.

Если на музыкальных занятиях воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приори­тетным становится косвенное руководство взрослых музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не ис­ключается совсем, но оно должно быть ограничено. Так, например, в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике без прямого руко­водства не обойтись, но взрослым всегда следует помнить, что любое музыкальное общение с ребенком следует строить на основе совмест­ной деятельности, партнерства, всячески поощряя его инициативу.

11.2.1. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников за­нимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обраща­ется к ней по собственной инициативе. При этом общение ребенка с музыкой отличается увлеченностью и основано на произвольном использовании ранее выученных песен, попевок и мелодий, песен­ных, пластических или инструментальных импровизаций. Он чаще использует наиболее близкие ему виды музыкальной деятельности и хорошо выученные произведения.

Самостоятельные музыкальные проявления возникают только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умения­ ми и навыками: чисто интонируют, пластично двигаются под музы­ку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.

Содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных возможностей.

Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах:

■ в сюжетно-ролевой игре с музыкальным оформлением;

■ в различных дидактических играх и упражнениях автодидактического типа (самообучение и взаимообучение).

Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

В соответствии со сказанным следует отметить, что самостоятель­ная музыкальная деятельность является ярким показателем уровня художественного развития ребенка, ведь только обладая опреде­ленным опытом, запасом способов действий, умений и знаний, он сможет переносить все это в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей являются также показателем правильно организованной работы по музы­кальному воспитанию в дошкольном учреждении.

Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман намечают следующую с т р у к т у-р у самостоятельной художественной деятельности (схема 28).

Организация самостоятельной музыкальной деятельности до­школьников, по мнению педагогов-музыкантов Н. А. Ветлугиной и А. В. Кенеман, требует особого подхода. В связи с этим выделяются определенные факторы, являющиеся источниками ее возникно­вения и оказывающие влияние на ее развитие:■                                                                                  

обучение на занятиях, где ребенок приобретает исполнительские навыки и умения, развивающее у него различные способы самостоятельных действий. Предлагается ряд приемов, способ­ствующих этому: правильное соотношение показа действий и действий по собственной инициативе; побуждение к самообуче­нию и взаимопомощи; обучение умению выражать в конкрет­ном образе содержание в песне, танце, игре; подбор доступного и увлекательного музыкального репертуара, который по темати­ке, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка, чтобы вызвать желание исполнить его самостоятельно;

яркие впечатления от художественных зрелищ в детском саду, семье. Воспроизведение этих впечатлений побуждает ребенка вспомнить и самостоятельно использовать их в тех или иных ситуациях;

■ ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов, а взрослые обязаны поддержать его, создать условия для творчества, предоставлять музыкальные инструменты, игрушки, пособия, т. е. организовать предметно-пространст­венную музыкальную среду в дошкольном учреждении (зоны самостоятельной музыкальной деятельности: музыкальные угол­ки, «музыкальные гостиные», музыкально-изобразительные,музыкально-театральные студии, звуковое оформление детско­го сада и т.д.;

косвенные методы руководства музыкальным воспитанием и гибкий творческий подход педагога, совместная деятельность.
Взрослый стимулирует проявления самостоятельности в разных видах музицирования; поощряет любые формы самостоятельной музыкальной деятельности, помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач (подсказать
вовремя забытые слова или мотив исполняемой попевки и т.п.).

11.2.2. Использование музыки на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях

Использование музыки на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях стало их неотъемлемой частью. Это связано с тем, что музыка активизирует детей, создавая положительный эмоциональный настрой, поднимая жизненный тонус; кроме того, развивается весь комплекс музыкальности, обогащается музыкальный опыт ре­бенка.

Вместе с тем ведущими при этом являются задачи физического воспитания, в отличие от ритмики (где музыка также сочетается с движением, но задачи музыкального развития приоритетны), и пре­жде всего охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и т.д. Но эффектив­ность физических упражнений под музыку и их значение для полно­ценного развития детей во многом определяются органической связью музыки и движения (на основе их общей временной при­роды).

К музыкальному сопровождению физических упражнений предъ­являют ряд требований (Н.А.Ветлугина, М.Л.Палавандишвили и др.). Основным является соответствие характера музыки характе­ру движений, которые делятся на несколько групп. В соответствии с ними выделяют и виды музыкального сопровожде­ния.

Выделяют также физические упражнения, которые требуют ин­дивидуального темпа выполнения, силового напряжения (прыжки в длину, в высоту, лазанье и т. д.). Использовать музыку для их сопро­вождения не рекомендуют.

Музыкальное сопровождение можно использовать и для бега или подвижных игр с элементами соревнования. Для этого подойдет музыка в быстром темпе с озорным, жизнерадостным характером: галопы, подвижные пьесы и т. п.

Применение музыкального сопровождения зависит также от этапа разучивания физических упражнений. Так, при озна­комлении с движением музыка облегчает восприятие. Разучива­ние отдельных элементов упражнения проводится без музыки, так как она снижает сознательное управление двигательными на­выками. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музы­кальным сопровождением, чтобы придать ему большую вырази­тельность.

Несмотря на то что музыкальные произведения, применяемые для сопровождения физкультурных упражнений, носят подчинен­ный характер, их исполнение должно быть качественным. Нельзя допускать искажения замысла композитора: менять темп произве­дения, произвольно акцентировать сильные доли такта, повторять музыкальные фразы, вводить паузы и т.д., так как это нарушает целостность произведения, снижает его художественные качества.

11.2.3. Развлечения как форма организации жизнедеятельности детей

Развлечения традиционно рассматриваются в методике музы­кального воспитания дошкольников как одна из форм активного отдыха детей-дошкольников, которая носит компенсационный ха­рактер, так как они возмещают рутину будничной и однообразной обстановки (Н. А. Ветлугина, Е.А.Дубровская, М.Б.Зацепина, М.Л. Палавандишвили и др.). Поэтому развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, поднимающим на­строение и жизненный тонус, обогащающим его впечатления, опыт и развивающим творческую активность. На тахих мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а зна­чит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на ' занятиях, а с другой:

■ в увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор; учат совместным действиям, т. е. развивают коммуникативные
качества, сплачивают детский коллектив;

■ формируют художественно-эстетический вкус и творческие способности, так как знакомясь с лучшими образцами художе­ственного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного театра и т.п., дети получают стимул к собственному творчеству.

Таким образом, цель развлечений — обогатить музыкальные впе­чатления и эмоциональную сферу детей, расширить их представле­ния об окружающем мире и взаимосвязи искусств.

В практике дошкольных образовательных учреждений наиболее часто используются такие виды развлечений, как:

■ тематические музыкальные вечера;

■ беседы-концерты;

■ театрализованные представления;" игры-драматизации, познавательные вечера;

■ народные игры;

■ спортивные игры;     забавы;

■ аттракционы;

■ концерты детской самодеятельности и др.

При этом роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлени­ях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционально­го воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музы­кального оформления. Во всех случаях музыкальный репертуар должен подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особен­ностей детей, обладать художественными достоинствами, быть раз­нообразным и интересным по содержанию. Важно учитывать эмо­циональный опыт детей, их способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Кроме того, важным моментом в развлечениях является новизна материала или способа его препод­несения, сюрпризность.

Развлечения могут быть трех видов по степени активности участия детей (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.).

Деятельность детей на вечерах развлечений определяется их возрастными особенностями (Е.А. Дубровская и др.).

В младшем возрасте преобладает деятельность-восприятие, которая выражается в сосредоточенном внимании и эмоциональном отношении к увиденному или услышанному.

Дети средней группы проявляют себя более активно. Сформиро­ванные на музыкальных занятиях умения и навыки позволяют им участвовать в развлечениях в роли исполнителей.

Старшие дошкольники действуют уверенно, проявляют извест­ное творчество, оценивают собственные выступления и выступления других детей. Кроме того, они принимают посильное участие в оформлении помещения.

Планирование развлечений осуществляется музыкальным руко­водителем совместно с воспитателем. При этом нужно чередовать их виды с учетом нагрузки детей: развлечения, трудоемкие по под­готовке, с максимальным участием детей (инсценирование сказок и т.п.), следует чередовать с мероприятиями, подготовленными для детей одними взрослыми.

Роль воспитателя состоит в том, что он разучивает с детьми песни, танцы, проводит подготовительную работу по инструментальному музицированию, подбирает характерные элементы костюмов, атри­буты, уточняет движения пляски, организует показ зрителям, созда-етудетей определенный эмоциональный настрой. Следует продумать и оформление развлечения: декорации, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных спектаклях.

При организации развлечений рекомендуется обращать внима­ние на следующие моменты (Е.А.Дубровская и др.):

■ воспитательные и образовательные задачи, функции развлече­ния;

■ приемы, применяемые ведущим для активизации детского вос­приятия;

■ психологический настрой детей, формирование их эмоционально-эстетического отношения к предстоящему развлечению;

■ целесообразность подбора материала (по принципу доступности и художественности): музыка, литературные произведения, раз­личные виды театра, оформительское искусство;

■ возрастные особенности детей, исполнительский уровень участ­ников (детей и взрослых), их активность, культура поведения;

■ впечатления детей: что понравилось, что запомнилось.

К организации развлечений предъявляются следующие требо­вания (М.Л. Палавандишвили и др.):

■ разнообразие содержания для накопления дошкольниками му­зыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями;

■ художественные достоинства материала и качество его исполне­ния, как взрослыми, так и детьми;

■ занимательность содержания, новизна его элементов;

■ доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и инди­видуальных особенностей детей и уровня их развития;

■ направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей;

■ соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10—15 и до 30 —40 минут).

Особую роль в развитии дошкольников играют такие развлече­ния, театрализованные представления и игры-драматизации,

являющиеся необыкновенно насыщенной в эмоциональном отно­шении деятельностью, в которой дети допускают руководство взрос­лого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление, является источником творчества.

Эта деятельность не только развивает творческие качества ре­бенка, но:

■ прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру;

■ совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью;

■ развивает мышление, внимание, сообразительность, быстроту реакции, организованность;

■ способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному во­ображению через игру, фантазирование, сочинительство.

Как отмечает В. Г. Петрова, театрализованная деятельность лежит глубоко в природе детей, поскольку стремление к действию, к во­площению, к реализации, которое заложено в самом процессе вооб­ражения, именно в театрализации находит полное осуществление. Кроме того, драматизация им ближе, чем всякий другой вид творче­ства, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детско­го творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества (схема 29).

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализо­ванной деятельности и дает повод и материал для самых разнообраз­ных видов детского творчества. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

■ творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

■ исполнительское (речевое, двигательное);

■ оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

Ус л о в и я для проявления самостоятельности и творчества до­школьников в театрализованных играх следующие (О. Солнцева):

■ содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

■ педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

■ театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.

Эффективность театрализованной деятельности и создание ори­гинальных сцени



2019-11-21 2641 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2641)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)