МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ
В музыкально-образовательной деятельности, как и в других видах музыкальной деятельности, применяются различные педагогические методы и приемы (О. П. Радынова и др.). Поскольку все знания необходимо давать детям в опоре на музыку, а не отвлеченно, требуется применение наглядно-слухового метода (звучание произведения в «живом» исполнении или в записи) , который всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Применение наглядно-зрительного метода также значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это: ■ показ репродукций, изображений инструментов и т. д.;" использование цветных карточек (прием: цвет — настроение); ■ моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений и т. п. Словесный метод предполагает: ■ сообщение детям различных сведений о музыке; ■ разъяснение новых понятий, обогащающих «словарь эстетических эмоций» ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений; ■ объяснение того, как овладеть определенными навыками и т. д. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса. Он также включает показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций, способов действий, необходимых в исполнительской и творческой деятельности. Рекомендуется использовать в музыкально-образовательной деятельности метод создания художественного контекста: он позволяет обогатить художественно-педагогическую среду, дает возможность представить музыку в ее разнообразных связях с другими видами искусства и жизненными прообразами (речью, движением, звуками окружающего мира) (ГА. Праслова). Осознанному усвоению знаний способствует также использование музыкально-дидактических игр и пособий, позволяющих объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровая форма заданий помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления. Как говорилось выше, музыкально-образовательная деятельность предполагает, помимо привития ребенку музыкальной грамотности, освоение им нотной грамоты. Анализируя данную проблему, Г. А. Праслова отмечает, что к изучению нотной грамоты с детьми дошкольного возраста можно приступать лишь после длительного периода устного (донотного) освоения музыкальной речи, так как звуки в сознании ребенка лишь со временем оформляются в зрительные образы, соответствующие слуховым представлениям, только после приобретения ребенком достаточного запаса музыкальных знаний и музыкально-слуховых представлений. Чтобы представить дошкольникам нотную грамоту в понятном и доступном виде, автор рекомендует использовать различные способы моделирования элементов музыкального языка: пространственное (показ руками направления движения мелодии и др.); ■ речевое (ритмизированная речь, звукоподражания и т.д.); ■ двигательное (различные виды движения тела, звучащие жесты — (щелчки, шлепки и т.д.); ■ графическое (символическая условная запись — рисунки, цвет, карточки и т. д.) моделирование различных элементов музыкального языка: метра, темпа, звуковысотных отношений, фактуры и т. д. Автор также отмечает необходимость учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, что предполагает такую организацию музыкально-образовательной деятельности, когда образно-ассоциативное постижение музыкального языка преобладает над понятийным. При этом работа педагога должна осуществляться в следующей последовательности (схема 27). ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Раскройте содержание музыкально-образовательной деятельности в детском саду. 2. Охарактеризуйте этапы организации музыкально-образовательной деятельности. 3. Раскройте задачи музыкально-образовательной деятельности,методы и приемы формирования знаний о музыке. 4. Проанализируйте музыкальное пособие Н.А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» с точки зрения возможности его использования в музыкально-образовательной деятельности. 5. Подберите музыкально-дидактические игры для детей 4—5 лет,направленные на формирование знаний о музыке. Подготовьте наглядный материал. 6. Разработайте конспект одной из форм организации занятий с дошкольниками по усвоению знаний о музыке (беседа, тематическое занятие, развлечение, игровые формы: викторина, вечер загадок и т.д.]. ЛИТЕРАТУРА Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. — М.: Академия, 2004. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: Академия, 2002. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 198В. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М.: Просвещение, 1982. Poor 3.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2005.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.ВИДЫ И ТИПЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Процесс целенаправленного музыкального воспитания и развития детей осуществляется с помощью различных форм организации музыкальной деятельности, обогащающих ее содержание и методы руководства ею. К формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся: в музыкальные занятия; ■ использование музыки в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения; ■ музыкальное образование дошкольников в семье. Все формы организации музыкальной деятельности детей дополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания. Музыкальные занятия — основная форма организации музыкальной деятельности детей, которая позволяет систематически и целенаправленно осуществлять их обучение, всестороннее развитие средствами различных искусств, развитие способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Таким образом, музыкальные занятия позволяют реализовать комплексный подход к музыкальному развитию детей. В современной музыкальной педагогике занятия рассматриваются как форма активной совместной деятельности воспитателя и ре бенка, позволяющая обеспечить разносторонность музыкального развития всех и каждого. При этом подчеркивается необходимость вызвать у детей интерес к музыкальной деятельности, создать атмосферу заинтересованности, обогатить их чувства, так как только при этом условии повышается результативность занятий, успешнее решаются и другие задачи музыкального воспитания. В зависимости от числа участвующих детей музыкальные занятия делят на следующие виды: ■ индивидуальные занятия; ■ занятия по подгруппам; Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети еще не могут выполнять задания коллективно, пока у них нет опыта общения с другими детьми, и они не способны согласовывать свои действия с действиями окружающих. Эти виды занятий применяются и в других возрастных группах для того, чтобы уделить внимание каждому ребенку, ликвидировать пробелы в его музыкальном развитии или совершенствовать его музыкально-исполнительские навыки. Кроме того, занятия по подгруппам позволяют также объединять детей, проявляющих склонность к отдельным видам музыкальной деятельности, или детей с одинаковым уровнем развития музыкальных способностей, способствуют освоению навыков музыкально-исполнительской деятельности в ансамбле. Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Этот вид занятий становится основным для детей среднего и старшего дошкольного возраста. По содержанию все виды музыкальных занятий делят на типовые, или традиционные, на доминантные и тематические. Фронтальные занятия могут быть также комплексными. К содержанию и структуре занятий выдвигают ряд требований: ■ необходимо учитывать умственную, физическую, эмоциональную нагрузку и в соответствии с этим планировать продолжительность, очередность заданий, смену видов деятельности, индивидуальную и коллективную формы работы;и важно последовательно распределять виды деятельности, разучиваемый репертуар;необходимо осуществлять преемственность в развитии музы ■ структура занятия должна быть вариативной и соответствовать возрастным возможностям детей. Это связано с тем, что однообразие, в том числе одно и то же построение занятий, притупляет 11.1.1. Типовые, или традиционные, занятия Включают в себя все виды музыкальной деятельности — слушание, пение, ритмику, игру на детских музыкальных инструментах. Трудность построения этих занятий заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема. Кроме того, за весьма ограниченное время, отводимое на каждый вид музыкальной деятельности, очень трудно обеспечить усвоение детьми знаний, умений и навыков. Преимущества традиционных музыкальных занятий, по мнению педагогов-музыкантов, заключаются в следующем (Е. А. Дубровская и др.): ■ смена видов музыкальной деятельности способствует развитию общей музыкальности детей; ■ планомерное усложнение задач музыкального развития ведет к формированию самостоятельности и творческих проявлений дошкольников; ■ физиологическая и эмоциональная нагрузка распределяется равномерно; ■ наиболее полно реализуется принцип постепенности и последовательности в усложнении материала. 11.1.2. Доминантные занятия Преобладает какой-либо определенный вид музыкальной деятельности. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных,индивидуальных и по подгруппам, чтобы овладеть необходимыми Другая разновидность доминантного занятия может использоваться для развития какой-либо отстающей музыкальной способности. В этом случае все виды деятельности направлены на ее совершенствование. Выделяют следующие преимущества доминантных занятий (Е. А. Дубровская и др.): ■ они повышают мотивацию к отдельному виду музыкальной деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через один выбранный для занятия вид деятельности; я эффективно формируют умения и навыки; позволяют более дифференцированно заниматься с отдельными детьми в условиях групповой организации занятия; ■ позволяют музыканту-педагогу найти ситуативно обусловленные варианты решения педагогических задач, связанных с особенностями музыкального развития дошкольников. 11.1.3. Тематические занятия Выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности, например, знакомство с жанром марша или с элементами музыкальной выразительности. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы. Эта разновидность тематического занятия называется музыкально- тематическим. Его тема всегда связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, именами и творчеством композиторов и т.д. Выделяют также (О. П. Радынова и др.) следующие виды занятий.
Тематические занятия могут быть фронтальными, индивидуаль ными и проводимыми по подгруппам. Все их виды могут применяться в каждой возрастной группе. Отличаться будут лишь репертуар и сведения о музыке. 11.1.4. Комплексные занятия Объединяют разнообразные виды художественно-эстетической деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, хореографическую, изобразительную и в отличие от других видов занятий проводятся фронтально. Их главная цель — возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер, обогащать его знания о специфике различных видов искусства и особенностях их выразительных средств, расширять представления о взаимосвязи искусств с жизнью. Их большие воспитывающие и развивающие возможности заключаются в наличии во всех видах художественной деятельности следующих общихпсихических процессов (Е.А.Дубровскаяидр.): ■ эстетически окрашенные образы восприятия формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития способностей как художественно-эстетических, так и интеллектуальных, и представления, которые также будут эстетическими; ■ формированию именно эстетических представлений способствует комплексное использование всех видов искусств; ■ сопровождение процесса восприятия предметов и явлений поэтическими, цветовыми, музыкальными характеристиками позволяет развивать наглядно-образное мышление дошкольников; ■ органическое сочетание различных видов искусств влияет на содержание эстетического восприятия и вызывает качественные изменения в нем. Максимальный развивающий эффект эти занятия могут оказать при соблюдении следующих педагогических условий: ■ общность целей, интегрируемых на занятиях художественных деятельностей; ■ отбор учебного материала для занятий с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности; ■ применение эффективных и технологичных методов и приемов,способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства ребенка; ■ при знакомстве с явлениями искусства сохранение специфических особенностей каждого из искусств и художественных деятельностей; ■ обеспечение образовательной, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса. Комплексные занятия имеют те же разновидности, что и тематические, т. е. тема может быть взята из жизни, или сказки, либо темой может быть само искусство. Преимущества комплексных занятий (Е.А.Дубровская и др.) состоят в том, что они: ■ отличаются взаимосвязанностью и большой информативностью учебного материала; ■ способствуют формированию целостного эстетического восприятия и ассоциативного мышления; ■ формируют ценностное отношение к культуре и искусству,человеку-творцу, к культурному наследию человечества. Как правило, комплексные занятия являются определенным итогом работы всего педагогического коллектива, подготовка к ним достаточно трудоемка, но для детей они всегда должны иметь эффект новизны. Проводятся они не чаще одного раза в месяц, как правило, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. 11.1.5. Роль воспитателя в проведении занятий Отдельно остановимся на роли воспитателя в проведении музыкальных занятий, участие которого в музыкальном занятии необходимо для его эффективной организации и зависит от возраста детей, их музыкальной подготовленности и конкретных задач занятия (А.Н.Зимина). Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю — оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений,, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения предлагаемых детям заданий. Если необходимо, проводит подготовительную работу с детьми в группе. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если оно посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Если дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3 — 4 лет воспитатель играет с ними, показывает движения. В группах детей 4 — 5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому надо помочь. При пении воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел или станцевал неправильно. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры, танцы, инструментальные композиции в повседневную жизнь детей. В соответствии со сказанным следует отметить, что организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива, и прежде всего воспитателя и музыкального руководителя. МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА Музыкальное воспитание и развитие дошкольников не должно ограничиваться только музыкальными занятиями, поэтому ее включают в разнообразную деятельность ребенка в течение всего дня. Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объединяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий, и служит важным средством организации эстетически -развивающей музыкальной среды, средством создания благоприятного эмоционального настроя ребенка, нормализации его психофизического состояния. Она включает в себя: ■ использование музыки в быту детского сада: ■ слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различные занятия: по развитию речи, изобразительной деятельности и т.д., утренняя гимнастика под музыку; ■ развлечения: тематические музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки и спектакли, аттракционы; ■ праздники и т. д. В отличие от музыкальных занятий использование музыки в быту организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя. Развлечения и праздничные утренники музыкальный руководитель всегда готовит и проводит с помощью воспитателя. Это требует от воспитателя: ■ понимания целей и задач музыкального воспитания; ■ обладания определенным уровнем развития музыкальной культуры и художественных способностей; ■ овладения способами художественной практики. Если на музыкальных занятиях воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство взрослых музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Так, например, в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике без прямого руководства не обойтись, но взрослым всегда следует помнить, что любое музыкальное общение с ребенком следует строить на основе совместной деятельности, партнерства, всячески поощряя его инициативу. 11.2.1. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников занимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обращается к ней по собственной инициативе. При этом общение ребенка с музыкой отличается увлеченностью и основано на произвольном использовании ранее выученных песен, попевок и мелодий, песенных, пластических или инструментальных импровизаций. Он чаще использует наиболее близкие ему виды музыкальной деятельности и хорошо выученные произведения. Самостоятельные музыкальные проявления возникают только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умения ми и навыками: чисто интонируют, пластично двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных возможностей. Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: ■ в сюжетно-ролевой игре с музыкальным оформлением; ■ в различных дидактических играх и упражнениях автодидактического типа (самообучение и взаимообучение). Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы. В соответствии со сказанным следует отметить, что самостоятельная музыкальная деятельность является ярким показателем уровня художественного развития ребенка, ведь только обладая определенным опытом, запасом способов действий, умений и знаний, он сможет переносить все это в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями. Самостоятельные музыкальные проявления у детей являются также показателем правильно организованной работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман намечают следующую с т р у к т у-р у самостоятельной художественной деятельности (схема 28). Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, по мнению педагогов-музыкантов Н. А. Ветлугиной и А. В. Кенеман, требует особого подхода. В связи с этим выделяются определенные факторы, являющиеся источниками ее возникновения и оказывающие влияние на ее развитие:■ обучение на занятиях, где ребенок приобретает исполнительские навыки и умения, развивающее у него различные способы самостоятельных действий. Предлагается ряд приемов, способствующих этому: правильное соотношение показа действий и действий по собственной инициативе; побуждение к самообучению и взаимопомощи; обучение умению выражать в конкретном образе содержание в песне, танце, игре; подбор доступного и увлекательного музыкального репертуара, который по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка, чтобы вызвать желание исполнить его самостоятельно; ■ яркие впечатления от художественных зрелищ в детском саду, семье. Воспроизведение этих впечатлений побуждает ребенка вспомнить и самостоятельно использовать их в тех или иных ситуациях; ■ ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов, а взрослые обязаны поддержать его, создать условия для творчества, предоставлять музыкальные инструменты, игрушки, пособия, т. е. организовать предметно-пространственную музыкальную среду в дошкольном учреждении (зоны самостоятельной музыкальной деятельности: музыкальные уголки, «музыкальные гостиные», музыкально-изобразительные,музыкально-театральные студии, звуковое оформление детского сада и т.д.; ■ косвенные методы руководства музыкальным воспитанием и гибкий творческий подход педагога, совместная деятельность. 11.2.2. Использование музыки на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях Использование музыки на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях стало их неотъемлемой частью. Это связано с тем, что музыка активизирует детей, создавая положительный эмоциональный настрой, поднимая жизненный тонус; кроме того, развивается весь комплекс музыкальности, обогащается музыкальный опыт ребенка. Вместе с тем ведущими при этом являются задачи физического воспитания, в отличие от ритмики (где музыка также сочетается с движением, но задачи музыкального развития приоритетны), и прежде всего охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и т.д. Но эффективность физических упражнений под музыку и их значение для полноценного развития детей во многом определяются органической связью музыки и движения (на основе их общей временной природы). К музыкальному сопровождению физических упражнений предъявляют ряд требований (Н.А.Ветлугина, М.Л.Палавандишвили и др.). Основным является соответствие характера музыки характеру движений, которые делятся на несколько групп. В соответствии с ними выделяют и виды музыкального сопровождения. Выделяют также физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (прыжки в длину, в высоту, лазанье и т. д.). Использовать музыку для их сопровождения не рекомендуют. Музыкальное сопровождение можно использовать и для бега или подвижных игр с элементами соревнования. Для этого подойдет музыка в быстром темпе с озорным, жизнерадостным характером: галопы, подвижные пьесы и т. п. Применение музыкального сопровождения зависит также от этапа разучивания физических упражнений. Так, при ознакомлении с движением музыка облегчает восприятие. Разучивание отдельных элементов упражнения проводится без музыки, так как она снижает сознательное управление двигательными навыками. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую выразительность. Несмотря на то что музыкальные произведения, применяемые для сопровождения физкультурных упражнений, носят подчиненный характер, их исполнение должно быть качественным. Нельзя допускать искажения замысла композитора: менять темп произведения, произвольно акцентировать сильные доли такта, повторять музыкальные фразы, вводить паузы и т.д., так как это нарушает целостность произведения, снижает его художественные качества. 11.2.3. Развлечения как форма организации жизнедеятельности детей Развлечения традиционно рассматриваются в методике музыкального воспитания дошкольников как одна из форм активного отдыха детей-дошкольников, которая носит компенсационный характер, так как они возмещают рутину будничной и однообразной обстановки (Н. А. Ветлугина, Е.А.Дубровская, М.Б.Зацепина, М.Л. Палавандишвили и др.). Поэтому развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, поднимающим настроение и жизненный тонус, обогащающим его впечатления, опыт и развивающим творческую активность. На тахих мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности. Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на ' занятиях, а с другой: ■ в увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор; учат совместным действиям, т. е. развивают коммуникативные ■ формируют художественно-эстетический вкус и творческие способности, так как знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного театра и т.п., дети получают стимул к собственному творчеству. Таким образом, цель развлечений — обогатить музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей, расширить их представления об окружающем мире и взаимосвязи искусств. В практике дошкольных образовательных учреждений наиболее часто используются такие виды развлечений, как: ■ тематические музыкальные вечера; ■ беседы-концерты; ■ театрализованные представления;" игры-драматизации, познавательные вечера; ■ народные игры; ■ спортивные игры; забавы; ■ аттракционы; ■ концерты детской самодеятельности и др. При этом роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления. Во всех случаях музыкальный репертуар должен подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обладать художественными достоинствами, быть разнообразным и интересным по содержанию. Важно учитывать эмоциональный опыт детей, их способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Кроме того, важным моментом в развлечениях является новизна материала или способа его преподнесения, сюрпризность. Развлечения могут быть трех видов по степени активности участия детей (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.). Деятельность детей на вечерах развлечений определяется их возрастными особенностями (Е.А. Дубровская и др.). В младшем возрасте преобладает деятельность-восприятие, которая выражается в сосредоточенном внимании и эмоциональном отношении к увиденному или услышанному. Дети средней группы проявляют себя более активно. Сформированные на музыкальных занятиях умения и навыки позволяют им участвовать в развлечениях в роли исполнителей. Старшие дошкольники действуют уверенно, проявляют известное творчество, оценивают собственные выступления и выступления других детей. Кроме того, они принимают посильное участие в оформлении помещения. Планирование развлечений осуществляется музыкальным руководителем совместно с воспитателем. При этом нужно чередовать их виды с учетом нагрузки детей: развлечения, трудоемкие по подготовке, с максимальным участием детей (инсценирование сказок и т.п.), следует чередовать с мероприятиями, подготовленными для детей одними взрослыми. Роль воспитателя состоит в том, что он разучивает с детьми песни, танцы, проводит подготовительную работу по инструментальному музицированию, подбирает характерные элементы костюмов, атрибуты, уточняет движения пляски, организует показ зрителям, созда-етудетей определенный эмоциональный настрой. Следует продумать и оформление развлечения: декорации, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных спектаклях. При организации развлечений рекомендуется обращать внимание на следующие моменты (Е.А.Дубровская и др.): ■ воспитательные и образовательные задачи, функции развлечения; ■ приемы, применяемые ведущим для активизации детского восприятия; ■ психологический настрой детей, формирование их эмоционально-эстетического отношения к предстоящему развлечению; ■ целесообразность подбора материала (по принципу доступности и художественности): музыка, литературные произведения, различные виды театра, оформительское искусство; ■ возрастные особенности детей, исполнительский уровень участников (детей и взрослых), их активность, культура поведения; ■ впечатления детей: что понравилось, что запомнилось. К организации развлечений предъявляются следующие требования (М.Л. Палавандишвили и др.): ■ разнообразие содержания для накопления дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями; ■ художественные достоинства материала и качество его исполнения, как взрослыми, так и детьми; ■ занимательность содержания, новизна его элементов; ■ доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития; ■ направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей; ■ соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10—15 и до 30 —40 минут). Особую роль в развитии дошкольников играют такие развлечения, театрализованные представления и игры-драматизации, являющиеся необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление, является источником творчества. Эта деятельность не только развивает творческие качества ребенка, но: ■ прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру; ■ совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью; ■ развивает мышление, внимание, сообразительность, быстроту реакции, организованность; ■ способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению через игру, фантазирование, сочинительство. Как отмечает В. Г. Петрова, театрализованная деятельность лежит глубоко в природе детей, поскольку стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление. Кроме того, драматизация им ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества (схема 29). В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: ■ творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); ■ исполнительское (речевое, двигательное); ■ оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться. Ус л о в и я для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие (О. Солнцева): ■ содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; ■ педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; ■ театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети. Эффективность театрализованной деятельности и создание оригинальных сцени
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2641)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |