Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего — иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей в мини-центры все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах. Средовой подход к музыкальному воспитанию, по мнению ученых (Э. П. Костина и др.), обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме. Именно так понимаемая музыкально-развивающая среда является интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях происходит увеличение количества групп с разновозрастным составом детей. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста происходит в ситуации гуманизации целей и принципов образовательной работы с детьми, введения вариативности образования. В отечественной педагогической науке и практике до недавнего времени приоритет отдавался группам, сформированным по возрастному принципу, многообразные дошкольные образовательные методики были ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития. Разновозрастная группа рассматривалась как явление вынужденное, нежелательное. Она затрудняла построение обучающих занятий, предметно-групповое обучение, не соответствовала в целом учебно-дисциплинарной модели образования. Смена приоритетов в образовании повлекло за собой пересмотр способов взаимодействия педагогов с детьми. Отказ от авторитарности, от излишней заорганизованности процесса обучения переносит акцент на создание развивающей музыкальной среды детского сада, позволяя говорить не о программе занятий, а о программе жизни детей в детском саду. Многие исследователя оценивают разновозрастные группы как оптимальную модель среды развития ребенка (Л. С. Байбородова, Б. 3. Вульфов и др.). Современная семья, в отличие от патриархальной многопоколенной семьи, имеет, как правило, одного ребенка и не в состоянии обеспечить ему содержательной полноты общения. Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом ДОУ, что становится оптимальным условием социализации детей разного возраста. С разновозрастной группой связаны условия, создающие возможность: ■ свободы выбора деятельности; ■ построения диалоговых отношений с детьми различных возрастов; ■ свободы выбора своей «ниши» в общении; возможность изменяться, примеривая на себя различные роли (подчиненный, опекун и др.). Если в группе сверстников имеет место проявление соперничества, соревновательности, то в разновозрастной группе проще установить отношения помощи и поддержки. В разновозрастной группе эффективнее идет и процесс обучения: во время взаимодействия детей разных возрастов происходит непосредственная передача опыта, обеспечивающая наиболее продуктивное усвоение информации. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление. Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, где сосуществуют различные системы социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок — взрослый», «ребенок — сверстник», «старший ребенок — младший ребенок», «младший ребенок — старший ребенок». Категория взаимодействия является основной как в определении разновозрастной группы, так в методике работы воспитателя. Говоря иначе, поиск педагогических основ выстраивания образовательного процесса в таких группах должен проводиться в сфере педагогического регулирования взаимодействий детей разного возраста — взаимодействий коммуникативных, игровых, межличностных, дидактических и др. Опыт показывает, что разновозрастная группа не должна быть маленькой, объединять не менее 12 детей, при этом оптимально, если младшие дети старше 2,5— 3 лет. Анализ деятельности воспитателей разновозрастных групп позволяет выделить два относительно самостоятельных направления образовательной работы: ■ обучение на занятиях; ■ организация разнообразных детских деятельностей, в которых используются разные педагогические стратегии. В обучении на занятиях явно доминирует ориентация на каждую возрастную подгруппу, что позволяет утверждать преобладание в педагогической практике стратегии раздельного обучения детей разных возрастов. В образовательной работе вне занятий наблюдаются три основные педагогические стратегии: ■ организация совместной деятельности детей; ■ организация деятельности по возрастам; ■ комбинированная, включающая элементы первой и второй стратегий (О. Л. Захарова). Рассмотрим далее соответственно особенности методики му зыкального развития в разновозрастной группе, которую осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель. Определяя специфику работы музыкального руководителя на занятиях в разновозрастной группе, А. Н. Зимина указывает на трудность одновременной работы с подгруппами: поскольку звучание исполняемой музыки в одной подгруппе неизбежно отвлекает (привлекает) внимание другой, то возможен лишь вариант объединения детей в ходе занятия. В этом случае различие возрастных особенностей групп учитывается во временном плане, в продолжительности занятия: более ранний уход (более поздний приход) детей младшего и среднего дошкольного возраста. При одновременном занятии с детьми всех возрастов обучающий материал дифференцируется по новизне (для одной подгруппы он будет новым, а для другой — повторным), трудности, степени самостоятельности. Автор указывает на трудности, связанные с выполнением программных требований в разновозрастном коллективе, со сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима. Тем не менее обучение в разновозрастных группах считается перспективным, взаимообогащающим для всех возрастов: разница в знаниях, умениях дает возможность старшим детям помочь малышам, быть внимательными, заботливыми, а младшие, благодаря контактам со старшими детьми, быстрее усваивают музыкальную терминологию, оперируют ею, приобретают музыкальный опыт. В качестве примера рассматривается поквартальное содержание работы на год в группе детей 4 — 6-летнего возраста. Как видим, трудности работы в разновозрастной группе — это трудности обучения детей музыке, которое осуществляет специалист — музыкальный руководитель. У воспитателя другая направленность педагогической деятельности: он осуществляет музыкальное развитие детей. Объединяя все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий, воспитатель организует развивающую музыкальную среду разновозрастной группы. Особенности участия детей в различных формах музыки в быту детского сада (слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различные- занятия, утренняя гимнастика под музыку; развлечения: тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, аттракционы; праздники и т.д.) определяются их возрастными и индивидуальными возможностями. Так, если старшие дети будут петь хороводную песню, выполняя соответствующие движения, то младшие с удовольствием будут только ходить, держась за руки. Роль воспитателя в разновозрастной группе детей особо значима: он способствует развитию взаимодействия между детьми — дает задания гомогенным подгруппам, соответствующие возрастным особенностям детей; обеспечивает отношения этих подгрупп так, чтобы младшие дети не превращались в послушных кукол, в объект манипуляции старших детей, развивает отношения сотрудничества, поддерживая инициативу и самостоятельность. Таким образом, основу методики работы в разновозрастной группе составляют два аспекта: ■ возрастная дифференциация и индивидуализация в педагогическом целеполагании, отборе содержания, средств и способов педагогической деятельности; ■ организация педагогом различных межвозрастных взаимодействий, создающих благоприятную гуманистическую атмосферу для развития детей. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В организации процесса музыкального воспитания главная роль традиционно отводится музыкальному руководителю — педагогу, обладающему специальной музыкальной подготовкой. Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку музыкального воспитания детей. Он занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, способствует организации музыкально-художественной среды, в которой работает педагогический коллектив, проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада. Музыкант-педагог осуществляет взаимодействие с родителями: ■ оказывает помощь в организации домашней фонотеки; ■ дает рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, репертуара для слушания и др. Вместе с тем организация процесса музыкального воспитания дошкольников невозможна без активного соучастия в этом воспитателя, который хорошо знает своих воспитанников, особенности их семейного воспитания, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, что позволяет ему выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Поэтому музыкальный руководитель должен ориентироваться на педагогов в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке способностей ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. В связи со сказанным в настоящее время говорится (Т. Торяник и др.) не о подчиненной позиции воспитателя в вопросах музыкального развития ребенка, а о личностно-равноправной позиции, что выдвигает к нему ряд требований. Прежде всего у воспитателя должна быть сформирована готовность к музыкальному развитию дошкольников, предполагающая владение твердыми навыками элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и способность организовать музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю не нужно учить воспитателя (что, впрочем, и невозможно сделать за короткое время, отведенное на консультации), а необходимо лишь актуализировать его музыкальный опыт (в противном случае музыканту-педагогу все проще сделать самому и привлекать воспитателя только для поддержания дисциплины). Только в этом случае музыкальный руководитель и воспитатель будут дополнять усилия друг друга, произойдет распределение их функций и зон деятельности. Роль педагога в процессе музыкального воспитания меняется в зависимости от возраста детей, вида музыкальной деятельно сти и формы ее организации. Воспитатель является активным помощником музыкального руководителя в организации праздников, в проведении игр и развлечений. Но прежде всего он отвечает за постановку музыкального воспитания в своей группе. От него во многом зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их потребностью. Особо важную роль играет воспитатель при руководстве само стоятельной музыкальной деятельностью детей в их повседневной жизни. Он создает условия, способствующие возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе — музыкальную зону в группе, атрибуты, пособия и т.д., организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, вводит музыку на утренней гимнастике и на других занятиях. Это позволяет также закреплять навыки и умения, полученные детьми на занятиях и осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. При этом его функции в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии (Е.А.Дубровская и др.). Наибольшая роль воспитателю отводится в тех разделах занятия, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая — в разделе «Слушание музыки».
Таким образом, лишь тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя может дать положительный результат в организации музыкального воспитания дошкольников. Для успешного выполнения задач музыкального воспитания детей и квалифицированной организации музыкальной деятельности в группе воспитатель должен (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.): ■ знать теорию и методику музыкального воспитания детей; ■ знать программные требования в области музыкального воспитания детей; ■ знать музыкальный репертуар своей группы; ■ знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении; ■ обладать развитой музыкальной культурой, владеть общими сведениями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе; ■ владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах) и методикой проведения игр. Организация работы по музыкальному воспитанию на этих основаниях позволит обеспечить компетентность педагогического воздействия на детей (схема 33). ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Задачи методики музыкального воспитания не могут быть решены без тщательного планирования всей работы. Планирование позволяет установить связи между всеми видами музыкальной деятельности и формами ее организации, осуществить принцип систематичности в применении всех педагогических воздействий, наметив что, ' когда и как целесообразно применить в воспитании и развитии детей. План помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкальному воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом. В плане намечается как далекая перспектива, так и конкретные задачи ближайших дней. В соответствии с этим целесообразно составление двух видов плана: ■ перспективного, рассчитанного на 2 — 3 месяца и отражающего далекие цели; ■ календарного (ежедневного), рассчитанного на 1 — 2 недели, где планируются ближайшие задачи. Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять в течение года. Она включает (А. Н. Зимина): ■ работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного учебного заведения)с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей; ■ разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений; ■ формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением в связи с использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом-специфики региона; ■ дополнительный музыкальный репертуар, подобранный педагогом-музыкантом в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике. Календарный план основан на программе обучения, положенной в основу работы данного учреждения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен поквартально с учетом постепенного возрастания его сложности. Календарный план работы составляется на одну-две недели в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности и равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам. В этом плане намечается работа по музыкальному воспитанию в течение дня: ■ определяется содержание музыкального занятия, его воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, атакже необходимые наглядные пособия; ■ фиксируются игры в утреннее, дневное, вечернее время; предусматривается возможность включения музыки, песен, танцев в различные моменты жизни ребенка. При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное сочетание новых заданий по слушанию музыки, пению, с включением музыкально-ритмических движений, соотношение незнакомого и знакомого материала, применение различных форм занятий и методических приемов обучения. Планирование осуществляется совместно воспитателем и музыкальным руководителем, поскольку воспитатель принимает участие во всех воспитательно-образовательных музыкальных мероприятиях, в организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада, и прежде всего в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей, он играет ведущую роль. Планирование воспитательного процесса требует учета его результатов. Учет выполняет не только констатирующую функцию (что сделано, как, сколькими детьми усвоен материал, намеченный в плане). На его основе вносятся коррективы в последующее планирование. Ведь если задание выполнено лишь несколькими детьми, то совершенно очевидно, что остальные нуждаются в дополнительных упражнениях. Учет ведется по пунктам перспективного и календарного планов. Результаты работы по перспективному плану учитываются один раз в конце года. Календарный учет подводит итоги отдельных музыкальных занятий, а также итоги работы по музыкальному воспитанию, осуществляемой в течение дня. Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны. Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном. Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопониманий между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте характеристику форм организации музыкальных занятий. Какие формы применения музыки в организации жизнедеятельности детей в повседневной жизни вам известны? Какова специфика руководства ими со стороны педагогов? 2. Охарактеризуйте формы и условия музыкального развития ребенка в семье. 3. Охарактеризуйте художественно-развивающую музыкальную среду дошкольного образовательного учреждения. 4. В чем заключается сущность взаимодействия между воспитателем и музыкальным руководителем? 5. Раскройте особенности планирования работы по музыкальному воспитанию дошкольников. 6. Предложите вопросы по музыкальному воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании. Разработайте методические рекомендации по музыкальному воспитанию ребенка в семье. 7. Составьте план включения музыки в различные виды деятельности детей в течение одного дня. 8. Предложите свой вариант оборудования зала для музыкальных 10. Разработайте содержание работы с детьми разновозрастной группы по одной из форм музыки в быту детского сада [на примере вопросов и заданий для прослушивания вашего любимого произведения классики]. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Васько Е. Развиваем музыкальные способности. — М.: Мой Мир, 2007. Захарова О.Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада // Образование и наука. — 2006. — № 5. — С. 27-33. Зимина А.Н. Музыкальные занятия в малокомплектных ДОУ. — М.:Владос, 1999. Комарова Т. С, Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. — М.: Педагогическое общество России, 2005. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры,конкурсы и викторины. — М.: Дом XXI век, 2008. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка // Дошкольное воспитание. — 2006. — №11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. — М., 2003. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М., 2003. Торяник Т. Воспитатель и музыкальный руководитель. Теория и практика педагогического взаимодействия // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Академия, 2002. Предисловие.................................................................................. 4
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |