Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональный и эмоциональный комфорт детей.



2019-11-21 1205 Обсуждений (0)
Функциональный и эмоциональный комфорт детей. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего — иметь дидактическую направленность. Предмет­ная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей в мини-центры все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах.

Средовой подход к музыкальному воспитанию, по мнению ученых (Э. П. Костина и др.), обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства жизни детей и предпола­гает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме. Именно так понимаемая музыкально-развивающая среда является интегральным средством, обеспечи­вающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального вос­питания детей и составляющих их блоков.

 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях происходит увеличение количества групп с разновозрастным со­ставом детей. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста происходит в ситуации гуманизации целей и принципов образовательной работы с детьми, введения вариатив­ности образования.

В отечественной педагогической науке и практике до недавнего времени приоритет отдавался группам, сформированным по воз­растному принципу, многообразные дошкольные образовательные методики были ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития. Разновозрастная группа рассматривалась как явление вынужденное, нежелательное. Она затрудняла построение обучающих занятий, предметно-групповое обучение, не соответ­ствовала в целом учебно-дисциплинарной модели образования.

Смена приоритетов в образовании повлекло за собой пересмотр способов взаимодействия педагогов с детьми. Отказ от авторитар­ности, от излишней заорганизованности процесса обучения пере­носит акцент на создание развивающей музыкальной среды детско­го сада, позволяя говорить не о программе занятий, а о программе жизни детей в детском саду.

Многие исследователя оценивают разновозрастные группы как оптимальную модель среды развития ребенка (Л. С. Байбородова, Б. 3. Вульфов и др.). Современная семья, в отличие от патриархальной многопоколенной семьи, имеет, как правило, одного ребенка и не в состоянии обеспечить ему содержательной полноты общения. Создание разновозрастных групп предполагает использование по­ложительных моментов семейного воспитания в единстве с целена­правленным воспитательным процессом ДОУ, что становится опти­мальным условием социализации детей разного возраста.

С разновозрастной группой связаны условия, создающие воз­можность:

■ свободы выбора деятельности;

■ построения диалоговых отношений с детьми различных возрас­тов;

■ свободы выбора своей «ниши» в общении; возможность изме­няться, примеривая на себя различные роли (подчиненный, опекун и др.).

Если в группе сверстников имеет место проявление соперниче­ства, соревновательности, то в разновозрастной группе проще уста­новить отношения помощи и поддержки.

В разновозрастной группе эффективнее идет и процесс обучения: во время взаимодействия детей разных возрастов происходит непо­средственная передача опыта, обеспечивающая наиболее продук­тивное усвоение информации. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление.

Разновозрастная группа представляет собой социально-психологи­ческую среду развития ребенка-дошкольника, где сосуществуют различные системы социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок — взрослый», «ребенок — сверстник», «старший ребенок — младший ребенок», «младший ребенок — старший ребенок». Категория взаимодействия является основной как в определении разновозрастной группы, так в методи­ке работы воспитателя.

Говоря иначе, поиск педагогических основ выстраивания обра­зовательного процесса в таких группах должен проводиться в сфере педагогического регулирования взаимодействий детей разного воз­раста — взаимодействий коммуникативных, игровых, межличност­ных, дидактических и др. Опыт показывает, что разновозрастная группа не должна быть маленькой, объединять не менее 12 детей, при этом оптимально, если младшие дети старше 2,5— 3 лет.

Анализ деятельности воспитателей разновозрастных групп по­зволяет выделить два относительно самостоятельных направле­ния образовательной работы:

■ обучение на занятиях;

■ организация разнообразных детских деятельностей, в которых используются разные педагогические стратегии.

В обучении на занятиях явно доминирует ориентация на каждую возрастную подгруппу, что позволяет утверждать преобладание в педагогической практике стратегии раздельного обучения детей разных возрастов. В образовательной работе вне занятий наблюда­ются три основные педагогические стратегии:

■ организация совместной деятельности детей;

■ организация деятельности по возрастам;

■ комбинированная, включающая элементы первой и второй стратегий (О. Л. Захарова).

Рассмотрим далее соответственно особенности методики му­ зыкального развития в разновозрастной группе, которую осу­ществляет музыкальный руководитель и воспитатель.

Определяя специфику работы музыкального руководителя на занятиях в разновозрастной группе, А. Н. Зимина указывает на труд­ность одновременной работы с подгруппами: поскольку звучание исполняемой музыки в одной подгруппе неизбежно отвлекает (при­влекает) внимание другой, то возможен лишь вариант объединения детей в ходе занятия. В этом случае различие возрастных особен­ностей групп учитывается во временном плане, в продолжительности занятия: более ранний уход (более поздний приход) детей младшего и среднего дошкольного возраста. При одновременном занятии с детьми всех возрастов обучающий материал дифференцируется по новизне (для одной подгруппы он будет новым, а для другой — по­вторным), трудности, степени самостоятельности. Автор указывает на трудности, связанные с выполнением программных требований в разновозрастном коллективе, со сложностями в силу разного пси­хического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима. Тем не менее обучение в разновозрастных группах считается перспективным, взаимообогащающим для всех возрастов: разница в знаниях, умениях дает возможность старшим детям помочь малышам, быть внимательными, заботливыми, а младшие, благо­даря контактам со старшими детьми, быстрее усваивают музыкаль­ную терминологию, оперируют ею, приобретают музыкальный опыт. В качестве примера рассматривается поквартальное содержание работы на год в группе детей 4 — 6-летнего возраста.

Как видим, трудности работы в разновозрастной группе — это трудности обучения детей музыке, которое осуществляет специа­лист — музыкальный руководитель.

У воспитателя другая направленность педагогической деятель­ности: он осуществляет музыкальное развитие детей. Объединяя все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий, воспитатель организует развивающую музыкальную среду разновозрастной группы. Особенности участия детей в различных формах музыки в быту детского сада (слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различные- занятия, утренняя гимнастика под музыку; раз­влечения: тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, аттракционы; праздники и т.д.) определяются их возрастными и индивидуальными возможно­стями. Так, если старшие дети будут петь хороводную песню, вы­полняя соответствующие движения, то младшие с удовольствием будут только ходить, держась за руки.

Роль воспитателя в разновозрастной группе детей особо значима: он способствует развитию взаимодействия между детьми — дает задания гомогенным подгруппам, соответствующие возрастным особенностям детей; обеспечивает отношения этих подгрупп так, чтобы младшие дети не превращались в послушных кукол, в объект манипуляции старших детей, развивает отношения сотрудничества, поддерживая инициативу и самостоятельность.

Таким образом, основу методики работы в разновозрастной груп­пе составляют два аспекта:

■ возрастная дифференциация и индивидуализация в педагогиче­ском целеполагании, отборе содержания, средств и способов педагогической деятельности;

■ организация педагогом различных межвозрастных взаимодействий, создающих благоприятную гуманистическую атмосферу  для развития детей.

 РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В организации процесса музыкального воспитания главная роль традиционно отводится музыкальному руководителю — педагогу, обладающему специальной музыкальной подготовкой. Музыкаль­ный руководитель отвечает за правильную постановку музыкально­го воспитания детей. Он занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, способствует организации музыкально-художественной среды, в которой работает педагогический коллек­тив, проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада. Музыкант-педагог осуществляет взаимодействие с родителями:

■ оказывает помощь в организации домашней фонотеки;

■ дает рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, репертуара для слушания и др.

Вместе с тем организация процесса музыкального воспитания дошкольников невозможна без активного соучастия в этом вос­питателя, который хорошо знает своих воспитанников, особенности их семейного воспитания, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, что позволяет ему выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Поэтому музыкаль­ный руководитель должен ориентироваться на педагогов в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке способностей ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.

В связи со сказанным в настоящее время говорится (Т. Торяник и др.) не о подчиненной позиции воспитателя в вопросах музыкально­го развития ребенка, а о личностно-равноправной позиции, что вы­двигает к нему ряд требований.

Прежде всего у воспитателя должна быть сформирована готов­ность к музыкальному развитию дошкольников, предполагающая владение твердыми навыками элементарного музыкального испол­нительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движе­ния, игра на детских музыкальных инструментах) и способность организовать музыкально-дидактические игры.

В этой ситуации музыкальному руководителю не нужно учить воспитателя (что, впрочем, и невозможно сделать за короткое время, отведенное на консультации), а необходимо лишь актуализировать его музыкальный опыт (в противном случае музыканту-педагогу все проще сделать самому и привлекать воспитателя только для поддержания дисциплины). Только в этом случае музыкальный руководи­тель и воспитатель будут дополнять усилия друг друга, произойдет распределение их функций и зон деятельности.

Роль педагога в процессе музыкального воспитания меняется в зависимости от возраста детей, вида музыкальной деятельно­ сти и формы ее организации.

Воспитатель является активным помощником музыкального ру­ководителя в организации праздников, в проведении игр и развле­чений. Но прежде всего он отвечает за постановку музыкального воспитания в своей группе. От него во многом зависит, чтобы му­зыка вошла в жизнь детей, стала их потребностью.

Особо важную роль играет воспитатель при руководстве само­ стоятельной музыкальной деятельностью детей в их повсе­дневной жизни.

Он создает условия, способствующие возникновению музыкаль­ной деятельности детей по их собственной инициативе — музыкаль­ную зону в группе, атрибуты, пособия и т.д., организует и поддер­живает возникающие по инициативе детей песни, игры, вводит музыку на утренней гимнастике и на других занятиях. Это позволя­ет также закреплять навыки и умения, полученные детьми на за­нятиях и осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкаль­ного воспитания и развития детей.

Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. При этом его функции в каждой из возрастных групп раз­личны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном за­нятии (Е.А.Дубровская и др.).

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех разделах занятия, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упраж­нения, танцы, игры), меньшая — в разделе «Слушание музыки».

Таким образом, лишь тесный педагогический контакт музыкаль­ного руководителя и воспитателя может дать положительный резуль­тат в организации музыкального воспитания дошкольников.

Для успешного выполнения задач музыкального воспитания детей и квалифицированной организации музыкальной деятельности в группе воспитатель должен (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.):

■ знать теорию и методику музыкального воспитания детей;

■ знать программные требования в области музыкального воспи­тания детей;

■ знать музыкальный репертуар своей группы;

■ знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;

■ обладать развитой музыкальной культурой, владеть общими сведениями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе;

■ владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах) и методикой проведения игр.

Организация работы по музыкальному воспитанию на этих осно­ваниях позволит обеспечить компетентность педагогического воз­действия на детей (схема 33).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задачи методики музыкального воспитания не могут быть реше­ны без тщательного планирования всей работы. Планирование по­зволяет установить связи между всеми видами музыкальной деятельности и формами ее организации, осуществить принцип систематич­ности в применении всех педагогических воздействий, наметив что, ' когда и как целесообразно применить в воспитании и развитии детей. План помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкальному воспитанию с детьми, родителями, педагогиче­ским коллективом.

В плане намечается как далекая перспектива, так и конкретные задачи ближайших дней. В соответствии с этим целесообразно со­ставление двух видов плана:

■ перспективного, рассчитанного на 2 — 3 месяца и отражающего далекие цели;

■ календарного (ежедневного), рассчитанного на 1 — 2 недели, где планируются ближайшие задачи.

Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллек­тива, которую необходимо осуществлять в течение года. Она вклю­чает (А. Н. Зимина):

■ работу с родителями и педагогическим коллективом (планирует­ся совместно с руководителем дошкольного учебного заведения)с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени прак­тических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей;

■ разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений;

■ формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением в связи с использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом-специфики региона;

■ дополнительный музыкальный репертуар, подобранный педагогом-музыкантом в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

Календарный план основан на программе обучения, положенной в основу работы данного учреждения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года.

Репертуар, рекомендованный программой, распределен поквар­тально с учетом постепенного возрастания его сложности.

Календарный план работы составляется на одну-две недели в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитатель­ными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности и равномер­но распределить учебный материал по занятиям, избежать поспеш­ности при подготовке к праздникам.

В этом плане намечается работа по музыкальному воспитанию в течение дня:

■ определяется содержание музыкального занятия, его воспита­тельные задачи, основные методические приемы обучения, атакже необходимые наглядные пособия;

■ фиксируются игры в утреннее, дневное, вечернее время; предусматривается возможность включения музыки, песен, танцев в различные моменты жизни ребенка.

При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное сочетание новых заданий по слушанию музыки, пению, с включением музыкально-ритмических движений, соотношение незнакомого и знакомого материала, применение различных форм занятий и методических приемов обучения.

Планирование осуществляется совместно воспитателем и музы­кальным руководителем, поскольку воспитатель принимает участие во всех воспитательно-образовательных музыкальных мероприяти­ях, в организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада, и прежде всего в руководстве самостоятельной музы­кальной деятельностью детей, он играет ведущую роль.

Планирование воспитательного процесса требует учета его ре­зультатов. Учет выполняет не только констатирующую функцию (что сделано, как, сколькими детьми усвоен материал, намеченный в плане). На его основе вносятся коррективы в последующее плани­рование. Ведь если задание выполнено лишь несколькими детьми, то совершенно очевидно, что остальные нуждаются в дополнитель­ных упражнениях.

Учет ведется по пунктам перспективного и календарного планов. Результаты работы по перспективному плану учитываются один раз в конце года. Календарный учет подводит итоги отдельных музы­кальных занятий, а также итоги работы по музыкальному воспита­нию, осуществляемой в течение дня.

Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны. Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном. Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помога­ет возникновению взаимопониманий между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику форм организации музыкальных занятий. Какие формы применения музыки в организации жизнедея­тельности детей в повседневной жизни вам известны? Какова специфика руководства ими со стороны педагогов?

2. Охарактеризуйте формы и условия музыкального развития ре­бенка в семье.

3. Охарактеризуйте художественно-развивающую музыкальную среду дошкольного образовательного учреждения.

4. В чем заключается сущность взаимодействия между воспита­телем и музыкальным руководителем?

5. Раскройте особенности планирования работы по музыкальному воспитанию дошкольников.

6. Предложите вопросы по музыкальному воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании. Разработайте ме­тодические рекомендации по музыкальному воспитанию ребенка в семье.

7. Составьте план включения музыки в различные виды деятельности детей в течение одного дня.

8. Предложите свой вариант оборудования зала для музыкальных
занятий или музыкальной зоны группы.

10. Разработайте содержание работы с детьми разновозрастной группы по одной из форм музыки в быту детского сада [на при­мере вопросов и заданий для прослушивания вашего любимого произведения классики].

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Васько Е. Развиваем музыкальные способности. — М.: Мой Мир, 2007.

Захарова О.Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада // Образование и наука. — 2006. — № 5. — С. 27-33.

Зимина А.Н. Музыкальные занятия в малокомплектных ДОУ. — М.:Владос, 1999.

Комарова Т. С, Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая сре­да в ДОУ. — М.: Педагогическое общество России, 2005. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры,конкурсы и викторины. — М.: Дом XXI век, 2008.
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития де­тей младшего возраста. — М.: Владос, 2000. Комисарова Л.Н., Кузнецова Г. В. Ребенок в мире музыки: посо­бие для музыкальных руководителей детского сада. — М.: Школьная Пресса, 2006.

Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креа­тивности ребенка // Дошкольное воспитание. — 2006. — №11.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: по­собие для работников дошкольных учреждений. — М., 2003. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и прове­дение театрализованных игр в детском саду: разработки заня­тий для всех возрастных групп с методическими рекомендация­ми. — М., 2003.

Торяник Т. Воспитатель и музыкальный руководитель. Теория и практика педагогического взаимодействия // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного воз­раста / под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Акаде­мия, 2002.

Предисловие.................................................................................. 4



2019-11-21 1205 Обсуждений (0)
Функциональный и эмоциональный комфорт детей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)