Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ



2019-11-21 2103 Обсуждений (0)
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ 4.75 из 5.00 4 оценки




УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ О МУЗЬКЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Постижение и понимание музыки ребенком значительно улуч­шается, если даются сведения о ней: ее особенностях, возможностях, разновидностях.

В связи с этим встает вопрос о проблеме соотношения музыкаль­ного воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе музыкального развития. В работах ученых и педагогов-музыкантов (А. В. Кенеман, О. П. Радынова и др.) говорится о том, что эти понятия не исключают, а дополняют друг друга. Анализируя различные точ­ки зрения на их взаимосвязь, Г. А. Праслова отмечает, что в опреде­лении понятия «музыкальное воспитание» акцент делается на эмоционально-ценностной стороне процесса, в ходе которого осуществляется формирование личностного субъективного смысла того, что усваивается ребенком в ходе музыкального образования, а обучение отражает преимущественно интеллектуально-практи­ ческую сторону деятельности ребенка и включает обучение знани­ям, способам действий, овладение которыми помогает ребенку осваивать элементы музыкального языка и исторически сложивший­ся опыт музыкальной деятельности.

Еще Н. А. Ветлугина выдвинула положение о том, что знание нот­ной грамоты в каких-то первоначальных формах активизирует музыкально-слуховое развитие. Этот вид деятельности, направлен­ный на усвоение знаний о музыке, был назван ею музыкально- I познавательная деятельность. Эту мысль высказывает также Д. Б. Кабалевский, который видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, обличая это понятие от музы­кальной грамоты. Он говорит о том, что искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость, требует умения от­кликаться сердцем и умом на то, что создал художник.

О необходимости этого вида деятельности для музыкального раз­вития говорят и все современные ученые и педагоги-музыканты (Э. Б. Абдуллин, Е. А. Дубровская, Е. В. Николаева, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, Л. В. Школяр и др.).

Таким образом, выделение этого вида музыкальной деятельности связано с тем, что в настоящее время приоритетным стало развитие музыкальной культуры современного слушателя, а музыкально-образовательная деятельность позволяет целенаправленно ре­шать задачу развития музыкального восприятия через интеллекту­альный компонент (Е.А.Дубровская, О.П.Радынова, Л.В.Школяр и др.) (схема 26). При этом ее основное назначение видится ученым прежде всего в развитии музыкальной грамотности подрастающего поколения в широком смысле этого слова, а также и в ее более узком значении как нотной грамоты.

По мнению Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой, в круг теорети­ ческих знаний о музыке необходимо включать знания:

■ о закономерностях музыкального искусства, его природы (к ним относятся в первую очередь знания об основах музыки: интона­ции, жанре, образе, драматургии, стиле и т.д.);

■ о формах бытования музыки, композиторах, исполнителях, слушателях, оркестрах, хорах и т. д.;

■ из области элементарной теории музыки, в том числе нотной грамоты.

Музыкальное развитие ребенка направлено на постижение му­зыки как вида искусства, что осуществляется в различных видах дея­тельности. При этом успешное осуществление каждого вида музы­кальной деятельности требует определенных знаний и умений.

Для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера:

* о самой музыке (музыка имеет свой «язык», свои средства, вы­ражающие ее содержание, передающие настроение; музыка всегда выражает разные чувства, она различна по своему харак­теру; музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные фразы);композиторах (музыку создают композиторы, народ);

■ музыкальных инструментах, жанрах, средствах музыкальной выразительности и т. д.

Для развития исполнительства и творчества необходимы помимо общих знаний о музыке знания специального характера:

■ о способах, приемах исполнительства;


■ сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности.

Например, в певческой деятельности даются знания, помогаю­щие овладеть певческими навыками (звукообразование, дикция, дыхание, ансамбль, строй и т.д.). Детям объясняют, как надо пра­вильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выра­зительно и отчетливо произносить текст песни, в каком темпе, с какими динамическими оттенками, нюансами и т.д.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваива­ют различные движения и способы их исполнения, что также тре­бует специальных знаний: о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной вырази­тельности и т. п. Дети узнают названия танцевальных шагов, усваи­вают названия танцев, хороводов и т. д.

Приобщаясь к игре на музыкальных инструментах, дети получа­ют знания о звукоизвлечении, тембрах, способах и приемах игры на разных инструментах.

Кроме того, различные формы общения ребенка с музыкой в процессе музыкально-исполнительской деятельности включают умения:

■ контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;

■ подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков;

■ согласовывать свои движения с характером музыки;

■ владеть исполнительскими навыками элементарного музицирования и т. д.

 Определенные знания необходимы и для развития музыкаль ных способностей.

Так, развитие ладового чувства (различение характера произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) требует знаний о том,что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена,что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (лад, тембр, динамика, интонация и т.д.) создают определенное настроение, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональ­ной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т. д.

Развитию музыкально-слуховых представлений помогут знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторя­ются на одной высоте.

Развитие чувства ритма невозможно без знаний о том, что му­зыкальные звуки имеют различную протяженность, что они движут­ся, и их чередование может быть спокойным или более активным и т.п., что ритм влияет на эмоциональную окраску музыки, делает более узнаваемыми различные жанры.

Развитие у детей основ музыкальной культуры, формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, ин­тересов, чувств, оценок) также невозможно без овладения некото­рым объемом знаний о композиторах, средствах музыкальной вы­разительности, музыкальных инструментах, жанровых особенностях музыки, ее формах и видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), накопления «словаря эмоций» (для характери­стики настроений, выраженных в произведении), владение некото­рыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, всту­пление и т. д.).

К Знания общего и специального характера формируют способность к элементарным суждениям и оценкам, углубляют эмоциональное сопереживание чувствам и настроениям, передан­ным в музыкальных сочинениях, пробуждают интерес к музыке,делают процесс обучения более осознанным.

При этом музыкально-образовательная деятельность не суще­ствует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, ис­полнительства, творчества. Очень важно, чтобы знания не давались детям впрок, а предлагалось ровно столько материала, сколько не­обходимо в данный момент. Это связано с тем, что овладение теоре­тическими знаниями возможно лишь на основе накопленного слу­хового опыта и опыта практической деятельности. Только в этом случае полученные знания могут органично войти в активный багаж музыкальной культуры личности.

К Музыкально-теоретические знания, приобретаемые детьми,

•       и опыт оперирования ими в различных видах музыкальной деятельности создают базу для самообразования детей, возможности общаться с искусством без помощи взрослых.

Важной составляющей музыкально-теоретических знаний является применение специальных терминов, так как дать детям пра­вильное название музыкальному явлению — это значит помочь в его    осознании. Умение верно называть предметы помогает правильно разбираться в их отличительных признаках. Авторы вводят такое понятие, как «словарь эмоций», позволяющее расширить представ­ления о чувствах, выраженных в музыке, что предполагает накопле­ние слов, характеризующих чувства и настроения, их характер, пере­данные в музыке; это делает возможным прослеживание «чувствен­ной программы» музыкального произведения. В словаре предлага­ется ряд основных характеристик эмоционального состояния (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, мужествен­ная, взволнованная, серьезная, таинственная, страшная) и их сино­нимы.

Применительно к дошкольному возрасту А. И. Катинене и О. П. Радынова разработали примерный словарь музыкальных тер­минов, с которым необходимо познакомить детей. В него вошли следующие группы терминов:

■ слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки; термины, обозначающие музыкальные жанры, виды музыки;

■ термины, характеризующие средства музыкальной выразительности;

■ термины, обозначающие музыкальные формы;

■ термины, обозначающие музыкальные инструменты;

■ термины, обозначающие музыкальные профессии, специально­сти, коллективы;

■ термины, обозначающие характер исполнения, приемы;

■ общие музыкальные термины.

Педагоги-музыканты (Е.А.Дубровская, О. П. Радынова и др.) ре­комендуют активно включать детей в музыкально-образовательную деятельность с пятого года жизни, что не исключает возможности и более раннего вовлечения в этот вид деятельности. При этом особо отмечается необходимость учитывать возрастные особенности детей. Так, например, если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыс­лить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.

Содержание знаний о музыке направлено на решение следующих задач (Е. А. Дубровская, О. П. Радынова и др.):

■ формировать музыкальное мышление-восприятие детей через слушание и слышание музыки, используя наглядные модели,разнообразие музыкальных образов, что обеспечит успех ис-полнительских видов деятельности и обогатит все музыкальные проявления детей;

■ дать прочные знания о музыке и ее особенностях путем систематических бесед: музыка выражает и изображает, имеет свой выразительный язык; различается по жанрам и способу исполне­ния. Методом слухового сопоставления, сравнения и анализа закрепить знания детей о музыке вокальной и инструментальной, камерной и симфонической, театральной;

■ способствовать овладению детьми необходимым словарным за­ пасом для характеристики музыкальных произведений, формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины;

■ направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкально-эстетического сознания в соответствующих каждому возрасту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.

№Я ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Э.Б.Абдуллин и Е.В.Николаева, исходя из интонационной при­роды музыки в организации музыкально-образовательной деятель­ности детей по освоению ими нового для них знания, выделяют несколько этапов.

Обобщая, отметим, что ученые и педагоги-музыканты едины во мнении о том, что педагогически грамотный подбор содержания музыкально-образовательной деятельности детей, учитывающий психолого-возрастной аспект, обеспечивает успех этой деятельности, важной для формирования личности с высоким уровнем интеллек­туального и культурного развития.



2019-11-21 2103 Обсуждений (0)
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)