МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ О МУЗЬКЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Постижение и понимание музыки ребенком значительно улучшается, если даются сведения о ней: ее особенностях, возможностях, разновидностях. В связи с этим встает вопрос о проблеме соотношения музыкального воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе музыкального развития. В работах ученых и педагогов-музыкантов (А. В. Кенеман, О. П. Радынова и др.) говорится о том, что эти понятия не исключают, а дополняют друг друга. Анализируя различные точки зрения на их взаимосвязь, Г. А. Праслова отмечает, что в определении понятия «музыкальное воспитание» акцент делается на эмоционально-ценностной стороне процесса, в ходе которого осуществляется формирование личностного субъективного смысла того, что усваивается ребенком в ходе музыкального образования, а обучение отражает преимущественно интеллектуально-практи ческую сторону деятельности ребенка и включает обучение знаниям, способам действий, овладение которыми помогает ребенку осваивать элементы музыкального языка и исторически сложившийся опыт музыкальной деятельности. Еще Н. А. Ветлугина выдвинула положение о том, что знание нотной грамоты в каких-то первоначальных формах активизирует музыкально-слуховое развитие. Этот вид деятельности, направленный на усвоение знаний о музыке, был назван ею музыкально- I познавательная деятельность. Эту мысль высказывает также Д. Б. Кабалевский, который видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, обличая это понятие от музыкальной грамоты. Он говорит о том, что искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость, требует умения откликаться сердцем и умом на то, что создал художник. О необходимости этого вида деятельности для музыкального развития говорят и все современные ученые и педагоги-музыканты (Э. Б. Абдуллин, Е. А. Дубровская, Е. В. Николаева, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, Л. В. Школяр и др.). Таким образом, выделение этого вида музыкальной деятельности связано с тем, что в настоящее время приоритетным стало развитие музыкальной культуры современного слушателя, а музыкально-образовательная деятельность позволяет целенаправленно решать задачу развития музыкального восприятия через интеллектуальный компонент (Е.А.Дубровская, О.П.Радынова, Л.В.Школяр и др.) (схема 26). При этом ее основное назначение видится ученым прежде всего в развитии музыкальной грамотности подрастающего поколения в широком смысле этого слова, а также и в ее более узком значении как нотной грамоты. По мнению Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой, в круг теорети ческих знаний о музыке необходимо включать знания: ■ о закономерностях музыкального искусства, его природы (к ним относятся в первую очередь знания об основах музыки: интонации, жанре, образе, драматургии, стиле и т.д.); ■ о формах бытования музыки, композиторах, исполнителях, слушателях, оркестрах, хорах и т. д.; ■ из области элементарной теории музыки, в том числе нотной грамоты. Музыкальное развитие ребенка направлено на постижение музыки как вида искусства, что осуществляется в различных видах деятельности. При этом успешное осуществление каждого вида музыкальной деятельности требует определенных знаний и умений. Для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера: * о самой музыке (музыка имеет свой «язык», свои средства, выражающие ее содержание, передающие настроение; музыка всегда выражает разные чувства, она различна по своему характеру; музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные фразы);композиторах (музыку создают композиторы, народ); ■ музыкальных инструментах, жанрах, средствах музыкальной выразительности и т. д. Для развития исполнительства и творчества необходимы помимо общих знаний о музыке знания специального характера: ■ о способах, приемах исполнительства; ■ сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности. Например, в певческой деятельности даются знания, помогающие овладеть певческими навыками (звукообразование, дикция, дыхание, ансамбль, строй и т.д.). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, в каком темпе, с какими динамическими оттенками, нюансами и т.д. В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности и т. п. Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов и т. д. Приобщаясь к игре на музыкальных инструментах, дети получают знания о звукоизвлечении, тембрах, способах и приемах игры на разных инструментах. Кроме того, различные формы общения ребенка с музыкой в процессе музыкально-исполнительской деятельности включают умения: ■ контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности; ■ подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков; ■ согласовывать свои движения с характером музыки; ■ владеть исполнительскими навыками элементарного музицирования и т. д. Определенные знания необходимы и для развития музыкаль ных способностей. Так, развитие ладового чувства (различение характера произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) требует знаний о том,что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена,что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (лад, тембр, динамика, интонация и т.д.) создают определенное настроение, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т. д. Развитию музыкально-слуховых представлений помогут знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма невозможно без знаний о том, что музыкальные звуки имеют различную протяженность, что они движутся, и их чередование может быть спокойным или более активным и т.п., что ритм влияет на эмоциональную окраску музыки, делает более узнаваемыми различные жанры. Развитие у детей основ музыкальной культуры, формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) также невозможно без овладения некоторым объемом знаний о композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, жанровых особенностях музыки, ее формах и видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), накопления «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.). К Знания общего и специального характера формируют способность к элементарным суждениям и оценкам, углубляют эмоциональное сопереживание чувствам и настроениям, переданным в музыкальных сочинениях, пробуждают интерес к музыке,делают процесс обучения более осознанным. При этом музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества. Очень важно, чтобы знания не давались детям впрок, а предлагалось ровно столько материала, сколько необходимо в данный момент. Это связано с тем, что овладение теоретическими знаниями возможно лишь на основе накопленного слухового опыта и опыта практической деятельности. Только в этом случае полученные знания могут органично войти в активный багаж музыкальной культуры личности. К Музыкально-теоретические знания, приобретаемые детьми, • и опыт оперирования ими в различных видах музыкальной деятельности создают базу для самообразования детей, возможности общаться с искусством без помощи взрослых. Важной составляющей музыкально-теоретических знаний является применение специальных терминов, так как дать детям правильное название музыкальному явлению — это значит помочь в его осознании. Умение верно называть предметы помогает правильно разбираться в их отличительных признаках. Авторы вводят такое понятие, как «словарь эмоций», позволяющее расширить представления о чувствах, выраженных в музыке, что предполагает накопление слов, характеризующих чувства и настроения, их характер, переданные в музыке; это делает возможным прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения. В словаре предлагается ряд основных характеристик эмоционального состояния (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, мужественная, взволнованная, серьезная, таинственная, страшная) и их синонимы. Применительно к дошкольному возрасту А. И. Катинене и О. П. Радынова разработали примерный словарь музыкальных терминов, с которым необходимо познакомить детей. В него вошли следующие группы терминов: ■ слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки; термины, обозначающие музыкальные жанры, виды музыки; ■ термины, характеризующие средства музыкальной выразительности; ■ термины, обозначающие музыкальные формы; ■ термины, обозначающие музыкальные инструменты; ■ термины, обозначающие музыкальные профессии, специальности, коллективы; ■ термины, обозначающие характер исполнения, приемы; ■ общие музыкальные термины. Педагоги-музыканты (Е.А.Дубровская, О. П. Радынова и др.) рекомендуют активно включать детей в музыкально-образовательную деятельность с пятого года жизни, что не исключает возможности и более раннего вовлечения в этот вид деятельности. При этом особо отмечается необходимость учитывать возрастные особенности детей. Так, например, если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение. Содержание знаний о музыке направлено на решение следующих задач (Е. А. Дубровская, О. П. Радынова и др.): ■ формировать музыкальное мышление-восприятие детей через слушание и слышание музыки, используя наглядные модели,разнообразие музыкальных образов, что обеспечит успех ис-полнительских видов деятельности и обогатит все музыкальные проявления детей; ■ дать прочные знания о музыке и ее особенностях путем систематических бесед: музыка выражает и изображает, имеет свой выразительный язык; различается по жанрам и способу исполнения. Методом слухового сопоставления, сравнения и анализа закрепить знания детей о музыке вокальной и инструментальной, камерной и симфонической, театральной; ■ способствовать овладению детьми необходимым словарным за пасом для характеристики музыкальных произведений, формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины; ■ направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкально-эстетического сознания в соответствующих каждому возрасту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения. №Я ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Э.Б.Абдуллин и Е.В.Николаева, исходя из интонационной природы музыки в организации музыкально-образовательной деятельности детей по освоению ими нового для них знания, выделяют несколько этапов. Обобщая, отметим, что ученые и педагоги-музыканты едины во мнении о том, что педагогически грамотный подбор содержания музыкально-образовательной деятельности детей, учитывающий психолого-возрастной аспект, обеспечивает успех этой деятельности, важной для формирования личности с высоким уровнем интеллектуального и культурного развития.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2103)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |