Истории болезни и процесс терапии 1 страница
РЕЧЬ Санкт-Петербург 2000 ББК 88.5 Гюнтер Аммон
Гюнтер Аммон. Психосоматическая терапия. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -238 стр. ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ В книге Г. Аммона представлена оригинальная теоретическая концепция психодинамических механизмов возникновения психосоматических заболеваний. Теоретический материал подкреплен детальными описаниями историй болезни и ходом терапии психосоматических пациентов, проводившейся в клинике под руководством автора. Описания представленных им историй болезни вполне доступны и непрофессиональному читателю. Это увлекательное и захватывающее путешествие в сложный и трагический внутренний мир больного человека. Концепция происхождения психосоматических заболеваний является обобщением опыта двадцатилетней терапевтической работы автора с данным контингентом больных. ISBN 5-9268-0032-3 © Издательство «Речь», 2000. © Вид В. Д. (перевод и научная редакция), 2000 © Борозенец П. В. (оформление), 2000 © Аммон Г. РЕЧЬ Санкт-Петербург 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ В книге Г. Аммона представлена оригинальная теоретическая концепция психодинамических механизмов возникновения психосоматических заболеваний. Теоретический материал подкреплен детальными описаниями историй болезни и ходом терапии психосоматических пациентов, проводившейся в клинике под руководством автора. Концепция происхождения психосоматических заболеваний является обобщением опыта двадцатилетней терапевтической работы автора с данным контингентом больных. Теоретические построения Г. Аммона являются шагом вперед в развитии психоанализа по сравнению с концепциями природы психосоматических заболеваний, выдвигавшимися в первой половине столетия. Психосоматическая реакция понимается автором не как результат вытеснения инстинктивных побуждений, а как следствие нарушенного взаимодействия с окружающими, сформированного в раннем периоде жизни больного, закрепленного в дефицитарных функциях его личности и манифестирующего во взрослом возрасте под действием социальных стрессоров. Отход от ортодоксальной индивидуально-психологической модели психосоматических расстройств, господствовавшей в психоанализе многие десятилетия, радикально меняет лечебную тактику в работе с такими больными. На первый план выходят групповые методы терапии, позволяющие добиться более стойкого эффекта у больных, представлявшихся ранее резистентными. Излагая свои революционные для того времени взгляды, Г. Аммон критикует не только основоположника психоанализа, но и многих его последователей. При этом он остается в рамках классических традиций научной дискуссии, ибо прекрасно знаком с работами тех, кому оппонирует. Настоящий труд можно считать прекрасным компендиумом по мировым исследованиям в области психоаналитической психосоматики. Его авторский стиль чужд догматизма и псевдонаучной сухости. Описания представленных им историй болезни вполне доступны и непрофессиональному читателю. Это увлекательное и захватывающее путешествие в сложный и трагический внутренний мир больного человека. В середине 70-х годов, когда Г. Аммон впервые сформулировал свои мысли о происхождении психосоматических заболеваний, медицина того времени оказалась неготовой к их восприятию. Психоаналитикам ревизия классических положений Фрейда (Freud) казалась тогда слишком радикальной; психиатры и интернисты вообще отказывались признать участие психологи- 5 ческих факторов в генезе соматических заболеваний. Сейчас, много лет спустя, психоаналитикам уже ясно, какую огромную роль играет социальное измерение в формировании интрапсихической патологии, а психиатры и интернисты уже не сомневаются в необходимости использования психотерапии для лечения психосоматических заболеваний. Труд Г. Аммона является уже классическим. Его можно отнести к тем классическим работам, которые не утратили своей актуальности, и сейчас оставаясь вполне современными. Проф., д. м. н. В. Д. Вид ГЛАВА 1 К психоаналитической теории психосоматических заболеваний С понятиями психосоматика и психосоматическая медицина мы связываем сегодня много разных значений и направлений исследований, которые неоднородны и не согласованы между собой в постановке проблем и методах исследования. В сравнении с экспериментальной психофизиологией, развиваемой в настоящее время на основе фундаментальных работ Клода Бернара, Павлова, Кэннона, прежде всего в рамках так называемого учения о стрессе, а также с эпидемиологическими исследованиями социальной медицины, которая в качестве «социосоматики» (Н. Schaefer, 1966) движется в направлении изучения социальной обусловленности возникновения и течения заболеваний, психоанализ, или психоаналитическая психосоматика, занимает пока довольно небольшое место. Представляется бесспорным, что современная психосоматическая медицина, получившая свое развитие в последние полвека, немыслима без психоанализа. Она обязана психоанализу стимулом к систематическому изучению психосоматических взаимосвязей в процессе заболевания, а также целым рядом основополагающих концепций теории и практики, до сего дня остающихся исходным пунктом, основой психосоматики. Но даже среди психоаналитиков отношение к психосоматической медицине сегодня не является однозначным. В то время как, например, Феликс Дейч (1922), которому психосоматическая медицина наряду с основополагающим научным вкладом обязана также своим названием, в начале двадцатых годов описал эту «малоизученную область» как «прикладной психоанализ в медицине» и еще десятилетия спустя придерживался мнения, что развитие психосоматической медицины дает возможность говорить о примирении психоанализа и медицины в рамках «психоаналитической медицины» (Deutsch, 1959). Виттковер (1960, 1965), будучи одним из пионеров психоаналитической психосоматики, считает, что эта эпоха психосоматической медицины сегодня уже уходит в историю. Он утверждает, что надежды, связывавшиеся с психоаналитической психосоматикой «как в отношении этиологии, так и терапии, оправдались не в полной мере, и предполагает, что «когда-нибудь на 7 арене психосоматической медицины будут господствовать физиологи, нейрофизиологи, биохимики, экспериментально ориентированные психиатры или другие специалисты» (цит. по Р. В. Schneider, 1973). В этом его убеждает развитие науки в Соединенных Штатах, где часть того, чем занимались психоаналитики, отошла к области внутренних болезней. На место долговременного клинического наблюдения в рамках психоаналитического лечения все чаще приходит психофизиологический или нейрофизиологический эксперимент в лаборатории, с помощью которого должны создаваться методики количественного изучения психофизиологических взаимосвязей, позволяющие «научно» подтвердить, пересмотреть или опровергнуть основные положения психоанализа. Другие психоаналитики придерживаются противоположного мнения. Так, Кремериус (1957) считает, что Фрейд в своей теории либидо и развитом на этой основе учении о неврозах создал также и психофизическую концепцию, в которой убедительно показаны возможности психогенного возникновения соматических симптомов. Он считает, что психоаналитическое учение о неврозах явилось основой для развития психосоматической медицины. Аналогична позиция Миттерлиха и де Бора (1973), которые полностью отделили психоаналитическую психосоматику как «понимающую психосоматику» от психофизиологических направлений и указали на то, что психоаналитический метод, первоначально предложенный для терапии психоневрозов, может быть использован в поиске этиологии психосоматических заболеваний. По мнению В. Уекскилла (1963), «психофизическая проблема» является центральной в психосоматической медицине. Хотя психоанализ не смог соединить физиологию и психологию, тем не менее он является фундаментом, на котором строится психосоматическая медицина. Наконец Виктор фон Вейцдкер (1949), которому мы обязаны значительным вкладом в психосоматическую медицину, утверждает, что она должна существовать лишь как глубинно-психологическая дисциплина. Он сам, однако, в отличие от Кремериуса и Миттерлиха, считал, что традиционная психоаналитическая теория, сформулированная на основе исследования и лечения неврозов, не может решить проблему органических заболеваний. «Если от психоневроза перейти к органическому заболеванию, - пишет он, - то психоанализу надо сделать еще на один шаг навстречу реальности» (v. Weizsdcker, 1954). Он пытался дополнить и пересмотреть психоаналитическую теорию в рамках своей «медицинской антропологии». Из приведенных цитат следует, что отношение психоанализа к проблеме психосоматических заболеваний неоднозначно, эта «неисследованная пограничная область» (Freud, 1932) и сейчас остается проблематичной, что во многом связано с возникновением различных психоаналитических школ с собственными исследовательскими подходами. 8 При этом проблема психосоматики с самого начала была центральной проблемой психоанализа, возникшего благодаря изучению психосоматического аспекта органической симптоматики истерии и невроза страха. Фрейд уже в первых работах по истерии и неврозу страха сформулировал обе психосоматические концепции, до настоящего времени остающиеся основой психосоматических исследований. Однако его позиция в вопросе исследования психосоматических механизмов и лечения этих расстройств всегда оставалась противоречивой. С одной стороны, он многократно подчеркивал значение психоанализа в изучении психосоматических механизмов. Так, он говорит о том, что психоанализ позволяет «увидеть взаимосвязи психического и соматического» (Freud, 1923 а) и категорически утверждает: «Психоанализ никогда не забывает, что основой психического является соматика», хотя «заглянуть туда ему пока не удалось» (Freud, 1910). Занимаясь, как это показывают Штраус (1955) и Кремериус (1957), всю жизнь проблемой отношений души и тела, Фрейд, тем не менее, в своей работе сознательно отказывался «переступить границу области физиологического исследования» (Freud, 1914а). Он подчеркивал, что «психическое лечение» ни в коем случае не является «лечением соматических проявлений душевной жизни», речь идет здесь о «лечении психических расстройств средствами, которые непосредственно воздействуют на психику человека» (Freud, 1905c). Он считал, что психоаналитическое лечение показано, кроме психоневротических расстройств, только при «всех соматических проявлениях истерии» (Freud, 1904). Еще в 1932 году, когда его ученики давно уже вели систематическую разработку основных положений психосоматической медицины, он следующим образом выразился в своем письме к фон Вейцдкеру: «Мы обратили внимание на психогенные факторы органических заболеваний, однако психоанализ не может более интенсивно посвятить себя этой неисследованной пограничной области: из педагогических соображений я должен держать аналитиков на расстоянии от таких исследований, им следует учиться ограничивать себя психологическим образом мышления, так как иннервация, расширение сосудов, проводящие пути были бы для них слишком опасным искушением» (v. Weizsdcker, 1954). Аналогичным образом высказывался Фрейд (1926) в своей работе «К вопросу о неврачебном анализе». Там он пишет, что врачи, обращающиеся к психологическим аспектам болезни, должны противостоять соблазну заигрывать с эндокринологией и автономной нервной системой там, где требуется определить психологические данные психологическими вспомогательными представлениями». Здесь затрагивается проблема, в которой, с моей точки зрения, заложено противоречие, вкратце обрисованное в начале этой главы: проблема несовместимости психологических и физиологических исследований в области психосо- 9 матики. Речь идет о значении «психологических вспомогательных представле В развитии взглядов Фрейда и, следовательно, раннего психоанализа эта проблема получила обостренное выражение. Ее, как мне кажется, можно поэтому понять, изучая ход этого развития. От психофизиологии к психоанализу «Меня мучают два намерения, - писал Фрейд весной 1895 года своему берлинскому другу и коллеге Флису, - во-первых, посмотреть, как будет выглядеть учение о функционировании психики при введении количественных параметров, своего рода экономики нервной энергии, а во-вторых, выделить из психопатологии все то, что полезно для нормальной психологии». Ему хотелось, с одной стороны, на основе результатов, полученных при исследовании неврозов создать всеобъемлющую психодинамическую теорию личности, с другой же - интегрировать эту психодинамическую концепцию в систему представлений современной нейрофизиологии и невропатологии, в рамках которой сформировались его научные представления. Результатом разработки этой «психологии для невропатологов» («Эскиз психологии», Freud, 1895а) была попытка разрешить классическую «психофизическую проблему» на основе физиологии того времени. Фрейд мучительно пытался создать «естественнонаучную психологию и представить психические процессы как количественно определенные состояния объективных материальных факторов», которыми, как он полагал, являются нейроны. Он конструировал сложную систему организации этих «факторов», чтобы объяснить психодинамические процессы, которые он наблюдал при истерии, неврозе страха и во сне, рассматривая их как функции физиологических механизмов. О результате он сообщил Флису: «Все кажется взаимоувязанным, колесики цепляются друг за друга, такое впечатление, что эта штука - действительно машина и вот-вот двинется сама собой». Уже месяц спустя эта нейрофизиологическая «машина», в эскизе и описании которой во многом предугадываются программа и теория последовавшего за ней психоанализа, кажется Фрейду «бредовой шуткой». Он бросает «эскиз» и еще более погружается в свою клиническую работу - исследование и лечение «двух неврозов», стремясь, прежде всего, заполнить «психологические пустоты». Три года спустя он пишет Флису: «Я... совершенно не склонен оставлять психическое в подвешенном состоянии без органической основы. Но кроме убежденности (в органической основе психических процессов. - Г. А.) у меня ничего нет ни теоретически, ни терапевтически, и я поэтому вынужден вести себя так, как если бы передо мной было лишь психическое». Этим замечанием, которое Фрейд позднее многократно повторял, он в каком-то смысле подводит черту под своими усилиями естественнонаучного решения «психофизической проблемы». Решаясь «вести себя» так, как будто перед ним было лишь «психическое», он выходит за рамки медицины, которая понимает себя лишь как «прикладная естественная наука». С другой стороны, Фрейд, как известно, сохранял принципиальную верность своим нейрофизиологическим истокам, поскольку всегда подчеркивал, что психологическая терминология психоанализа (не сами по себе психоаналитические открытия и познания) является временной и когда-нибудь будет заменена благодаря прогрессу в физиологии и биохимии. В этом смысле он никогда не порывал с традицией естественнонаучной медицины в духе школы Геймгольца, к которой принадлежал также его учитель Брик. Бернфельд (1944) дал нам программное кредо этой школы. Оно звучит так: «Мы поклялись подтвердить ту истину, что в организме не действуют никакие другие силы, кроме общих физико-химических; что там, где до сих пор объяснение оказывалось недостаточным, должен физико-математическими методами вестись поиск их природы и действия в каждом конкретном случае, или же следует предположить существование новых сил того же порядка, что и физико-химические, присущих материи, которые всегда сводимы лишь к притягивающимся или отталкивающимся компонентам...» Фрейд всегда чувствовал себя обязанным этому естественнонаучному императиву и поэтому называл «здание учения о психоанализе, которое мы создали», «надстройкой, которая когда-нибудь будет водружена на свой органический фундамент», сожалея о том, что «нам это пока еще не удалось» (Freud, 1916-1917). Очевидно он все же считал, что в двадцатые и тридцатые годы было еще слишком рано «заигрывать с эндокринологией и автономной нервной системой», чтобы таким образом поставить надстройку психоанализа на его органический фундамент. Он видел в этом искушение, уступить которому означало бы отказаться от решающего шага психоанализа - исследования и лечения заболеваний на основе изучения бессознательного. Реинтеграция психоанализа в органическую медицину была бы в этом случае равнозначна отказу от основополагающих предпосылок для всякой психоаналитической теории и практики. Решение Фрейда вести себя так, как если бы он имел дело только с психологией, было не просто прыжком из одной научной дисциплины в другую -из физиологии в психологию. И его надежда на то, что когда-нибудь познания психоанализа найдут адекватные физиологические и биохимические корреляты, ни в коем случае не означает, что он считал психоаналитические познания недостаточно серьезными с научной точки зрения.
10 11 По его мнению, физиология и биохимия должны добиться значительного прогресса, чтобы соответствовать тому шагу вперед, который был сделан психоанализом в исследовании и лечении психических и психосоматических заболеваний. Ибо этот шаг означал больше, чем смену физиологического подхода на психологический, «прикладной физиологии» на «прикладную психологию». Основные положения психоанализа произвели подлинную революцию в отношениях врача и больного, представлениях о патологическом процессе, целях и методах терапии. Этот шаг проявился в переходе от техники гипноза к технике свободных ассоциаций. С введением нового метода возникла «психоаналитическая ситуация» как поле исследования и лечения психических и психосоматических заболеваний, и я хотел бы в нижеследующем экскурсе детальнее показать все, что связано с этим шагом в теории психоанализа в целом и психоаналитической психосоматики в частности. «Психоаналитическая ситуация» как инструмент исследования и терапии Вплоть до 1895 года Фрейд вместе с Брейром лечил больных истерией с помощью техники гипноза, позволявшей пациентам в гипнотическом состоянии с помощью «катарсического отреагирования» освободиться от «защемленного аффекта», лежавшего, с их точки зрения, в основе заболевания. Техника гипноза при этом давала врачу возможность заглянуть в бессознательные психодинамические процессы, что позволило Фрейду прийти к ставшей знаменитой формулировке: «Истерик страдает по большей части от воспоминаний», то есть от воспоминаний о психотравме, доступ которых к сознанию перекрыт психической защитой. Фрейд должен был, однако, установить, что индуцированное пациенту состояние хоть и делает возможным отреагирование, но все же мешает осознанно воспринять высвобождающий катарсис. Катарсис не обеспечивает появления инсайта, скорее выступая вместо него, и поэтому не может быть интегрирован в бессознательные переживания и поведение. Использование гипноза дает возможность увидеть психодинамические конфликты и взаимосвязи, лежащие в основе симптома, оно привлекло внимание Фрейда к механизму психосоматической конверсии. Но сами пациенты в состоянии гипноза при этом, так сказать, отсутствовали, они не могли участвовать в этом открытии и извлечь для себя пользу из инсайта врача. Используя гипноз и «катарсическое отреагирование», Фрейд ввел новую технику исследования и лечения истерических заболеваний, однако отношения врача и больного остались такими же, как и в традиционной медицине. Пациент подвергался гипнозу в качестве пассивного объекта, простого предмета приложения усилий врача, подобно тому, как это происходит при хирур- гическом или фармакологическом вмешательстве. И эта роль объекта оказалась решающим препятствием в терапии. С переходом к технике свободных ассоциаций Фрейд добился следующих изменений. 1. Требуя, чтобы больной сообщал все, что ему приходит в голову, невзи Лишь в рамках такой терапевтической ситуации, в которой пациент выступает не просто как носитель болезни или симптома, а как субъект и личность, становится возможным распознать в симптоме болезни нечто большее, чем повреждение обезличенных физиологических функциональных связей. Становится видно, что симптом представляет собой специфическую форму переживания и поведения пациентов. 2. Если симптом представляет собой поведение, то есть что-то, что паци Тогда терапия уже не означает освобождение больного (понимаемого просто как носитель симптома) от этого симптома путем ампутации посредством хирургического или фармакологического вмешательства врача. Терапия становится анализом переживаний и поведения пациента с целью помочь ему осознать не осознававшиеся ранее конфликты и непроизвольные повторения поведения, определявшие его симптоматику. Она должна оказать ему поддержку в самостоятельном освобождении от этих бессознательных непроизвольных повторений через осознание. 3. В центре такой работы лежит анализ бессознательных психодинами
12 13 также Гродеку, не догматичному пионеру психоаналитически ориентированной психосоматики в Германии, что считает его «великолепным аналитиком», который «без потерь ухватил существо дела». «Кто признает, — продолжает он, - что перенос и сопротивление являются центральными осями лечения, тот окончательно относится к нашей армии» (Freud, 1917). 4. С введением техники свободных ассоциаций, сделавшей пациента С моей точки зрения, в этом - решающий вклад психоанализа в учение о болезни и практику терапии вообще. В психоаналитической ситуации врач противостоит не симптому или расстройству, а больному, переживания и поведение которого определяются бессознательными психическими механизмами, получившими вторичную патологическую автономность. Следовательно, движущей силой лечения являются те аспекты патологических переживаний и поведения, центральные динамические функции которых целесообразно используются и теоретически осмысляются в «межличностной лаборатории» психоаналитической терапии, а именно - в психодинамическом процессе переноса и сопротивления. 5. Если переживаниям и поведению пациента и динамике его бессозна психология (так он говорит о психоанализе. - Г. А.) не спрашивала, что делает больной, она спрашивала его - кто ты? И тот, кто задавал такой вопрос, должен был одновременно спросить себя - кто я?» Дистанцированный наблюдатель становится участвующим; медицинский биотехник, действия которого были направлены на устранение нарушений обезличенных жизненных процессов, становится терапевтическим помощником, сопровождающим пациента во взаимодействии с жизненным кризисом, в котором врач в этой функции участвует так же непосредственно, то есть как личность. Собственно, врач был таким издавна. Франц Александер (1950), выдающийся пионер, расширивший границы психоанализа в сферу его пограничных областей - психиатрии и органической медицины, также указывал на то, что психоанализ, по сути, представляет собой не что иное, как ставшее наукой «врачебное искусство» обращения с пациентом. В этом смысле он обозначил психоаналитический метод исследования отношений врача и больного как своего рода «психологический микроскоп», который должен дополнить микроскопы физиолога и патогистолога. Однако мне хотелось бы добавить, что в этот «психологический микроскоп» может смотреть не дистанцированный, а лишь участвующий наблюдатель, который сознает, что сам активно участвует в исследуемом им процессе и всегда видит себя, или, еще точнее, что он лишь тогда может распознать, что происходит в пациенте, когда изучает, что происходит в его взаимодействии с пациентом. 6. Если же взаимодействие между пациентом и врачом является решающим полем исследования, то и активное поведение врача в его функции участвующего наблюдателя или наблюдающего участника переживаний и поведения пациента должно стать центральным инструментом терапии и исследования. Не только пациенту предлагают вести себя специфическим образом -например, свободно ассоциировать в случае терапии неврозов, но и врач реагирует во взаимодействии с больным специфическими формами активного поведения. При терапии неврозов врач следует так называемому основному правилу, то есть его активное поведение в значительной мере состоит в расслабленном внимании, с которым он выслушивает больного, и в его вербальных интерпретациях, являющихся также вмешательствами, то есть активным поведением на специфическом уровне взаимодействия с пациентом. Так называемое правило абстиненции, предписывающее врачу не подыгрывать больному в его поведении, то есть не удовлетворять патологические потребности пациента, также определяет форму активного поведения врача. Даже когда врач, например, молчит и прежде всего слушает, он уже является чем-то большим, чем участвующий наблюдатель и так называемый экран для отражения переноса.
14 15 7. Врач должен также уметь проявить пациенту свое соучастие не просто как наблюдатель его симптомов, но скорее напротив - как участник усилий пациента, направленных к освобождению от непроизвольного повторения поведения. Это означает, что поведение врача не должно следовать ритуализированному стереотипу, что он, напротив, должен иметь активную установку на выявление специфической структуры и динамики конфликта своего пациента, чтобы выяснить, в чем и как может быть достигнуто решение. Эта проблема особенно часто возникает в лечении психосоматических больных.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |