Истории болезни и процесс терапии 5 страница
Как уже упоминалось, Феликс Дейч (1959) привлек концепцию соматического Я для объяснения психосоматических заболеваний. Он указывал на то, что при органических заболеваниях затрагивается и психическое предста- 1 «Благодаря одновременности поступления внешних тактильных и внутренних сенсорных импульсов, собственное тело становится чем-то отличным от остального мира, что делает возможным отличение себя от окружающего».
46 47 вительство нарушенных соматических функций. Репаративные попытки Я восстановить интактную картину тела затрудняются невротизирующими влияниями окружения, амальгамированными с ранними и регрессивно реактивированными нарушениями картины тела и обусловливающими вместе с патологически измененным восприятием основу его психосоматического симптоматического поведения. Расстройствами бессознательной картины тела занимался уже Пауль Шильдер (1924, 1925, 1931, 1935). Примыкая к выдвинутой английским невропатологом Генри Гидом (1911-1912) концепции схемы тела, Шильдер (1925) смог показать, что, например, искаженные представления о собственном теле, сходные с наблюдавшимися Гидом и его сотрудниками при органических повреждениях мозга, обнаруживаются при шизофрении. По Шильдеру (1925), схема тела включает «отдельные органы и положение их друг относительно друга». Он различает два типа нарушений. Схема тела может, с одной стороны, «нарушаться примитивным образом за счет расстройств в грубом материале», то есть вследствие прямых повреждений самих органов, с другой же стороны, «могут иметь место нарушения, соответствующие, в известной степени, расстройствам с агнозией и апраксией». В этих случаях «имеющаяся схема тела... не может быть адекватно использована при перцепции и поведении». Шильдер подчеркивает, что схема тела должна пониматься как очень сложная психическая конструкция, состоящая из нескольких исторических слоев. Он предполагает, что она поддерживает тесные отношения не только с моторикой, но через нее могут контролироваться вегетативные функции, вероятно, через сосудисто-вегетативный аппарат промежуточного мозга. Таким образом, Шильдер представляет концепцию, позволяющую объяснить как нарушения моторики, проявляющиеся, например, в истерической конверсионной симптоматике, так и вегетативные расстройства в сфере психосоматических заболеваний. При этом он подчеркивает функцию, которую приобретает схема тела в психической переработке органических нарушений: «Каждый использует будничный опыт органических заболеваний для последующих экспериментов со схемой тела и приобретения ключевого представления об определенном органе, которое не дано непосредственно в двигательной модели. Под ключевым представлением я имею в виду, что мы в состоянии менять функции кишечника (и других органов), которые нам недоступны, с помощью определенных произвольно выбранных представлений. Мы не можем приказать себе повысить частоту пульса, но можем добиться этого, представив себя в угрожающем положении» (цит. по Fischer, Cleveland, 1958). Уже Фрейд (1923а) обращал внимание на значение упомянутого выше болевого опыта для развития и дифференцировки картины тела. Он утверждает: «Способ приобретения новых знаний о своих органах при болезненных состояниях помогает понять, как вообще формируется представление о собственном теле». Шильдер изучал аспект психологии Я, касающийся болевого восприятия. Он указывает на то, что болезненный орган становится объектом самонаблюдения, «переходя тем самым из сферы собственного переживания в сферу восприятия». Эта динамика, с его точки зрения, представляет собой реакцию на чрезмерно нарциссическую загруженность болезненного органа либидо, провоцирующую «тенденции вытеснения» со стороны идеального Я или Сверх-Я. «Эти тенденции пытаются вытеснить орган из собственного тела» с тем результатом, что «эти органы при сохранении самонаблюдения приближаются к внешнему миру» (Schilder, 1925). Концепция схемы тела Шильдера примечательна и потому, что он идет значительно дальше Фрейда в подходе к психологии Я и подвергает существенной критике его объяснение первичного нарциссизма с позиций психологии инстинктов. Он утверждает: «Для первичного нарциссизма следует предположить, что Я что-то ощущает и радуется этому ощущению». Однако это Я он представляет в тесной связи с организмом и окружающей средой. Он подчеркивает, что «понятие ощущения... должно рассматриваться в теснейшей связи с организмом», и утверждает, что «понятие организма предполагает наличие коррелирующего понятия окружающего мира. Без последнего он практически не имеет смысла». Поэтому переживание боли имеет для него значение прежде всего относительно изменений, происходящих в отношениях между организмом и окружающей средой, между тем, что внутри, и тем, что снаружи. Эти изменения проявляются со своей стороны в перемещении психической системы в обозначенном им «круге Я», в особенности в том, что касается отношений интроецированных внутренних объектов «идеального Я» к «инстинктивному Я» личности. При этом он подчеркивает, что Я должно пониматься не как статическая формация, а как носящая динамически-процессуальный характер. «Можно сказать, что Я находится в состоянии постоянного распада и восстановления». Это относится и к ядру Я, бессознательной схеме тела, которому посвящена главная книга Шильдера, «The image and appearance of the human body». Схема тела исследуется здесь как биологическая, психологическая и социальная конструкция. Она предстает как динамически-историческая формация, складывающаяся из осязательных, зрительных, тепловых и болевых ощущений, а также импульсов со стороны вестибулярного аппарата, скелетной мускулатуры и внутренних органов. Существует тесная связь с инстинктивными потребностями, а также с межличностным опытом в социальной сфере. Поэтому нарушения схемы тела проявляются и в нарушениях отношений индивидуума с самим собой, с другими лицами и окружающим миром в целом. На основе этой концепции Шильдер понимает социальные отношения в целом как отношения между картинами тела. Шильдер представляет собой диаметральную противоположность Фрейда относительно инстинктивно-психологического объяснения жизненных процессов. С его точки зрения, инстинктивные потребности должны рассматривать-
48 49 ся не только как стремление изолированной психосоматической системы к состоянию покоя в смысле удовлетворения, свободного от напряжения. Он подчеркивает, что инстинкт стремится не только к снятию напряжения, но и «к объекту, приносящему расслабление». Это «постоянное стремление совладать с реальностью» он считает прежде всего конструктивным. «Мне чуждо учение Фрейда об инстинкте смерти и навязчивом повторении невротического поведения (как проявлении инстинкта смерти. - Г. А.). В качестве инстинктов Я мне видны лишь те тенденции к захвату, удержанию и овладению, которые следуют общим закономерностям инстинктов - стремиться к объекту и оживляться новым пылом к новым объектам» (Schilder, 1925). Таким образом, и у Шильдера, в котором Рапапорт видел наиболее информированного и интересного после Фрейда психоаналитика (цит. по Stierlin, 1973), мы обнаруживаем глубокую ревизию классического учения о неврозах в смысле систематического функционализирования психических инстанций. Она является результатом расширения психоанализа на нейрофизиологическое исследование и пограничные области психиатрии, к которым позднее добавилась еще одна, становившаяся для Шильдера все более важной, область -развитие в раннем детстве. Мой многолетний сотрудник М. С. Эль-Сафти (1973) указал на тесную связь работ Шильдера с концепциями, разработанными мной и моими сотрудниками. Сам Шильдер, который в своей ранней работе (1925) приводит органическую симптоматику актуального невроза, а именно при ипохондрии и неврастении, в качестве примера изменения схемы тела, посвятил этим расстройствам более позднюю работу (Schilder, 1931). В своей ранней работе он предполагал, что «изменения собственно схемы тела», предшествующие «ипохондрическим ощущениям и обусловливающие их форму... конечно, происходят психическим путем». Он утверждает: «Можно легко доказать, что у неврастеников меняются те части схемы тела, символическое значение которых связано с актуальным конфликтом». Позднее (Schilder, 1931) он указывает, что при неврастении ранние фиксации развития инстинкта препятствуют достижению эдипальных ступеней развития и вызывают нарушения формирования схемы тела, в основе которых лежит регрессивная реактивация органической симптоматики. Вольфганг Лоч (1959), из информативной работы которого «Вегетодистония, неврастения и проблема выбора симптомов» я привожу эту ссылку, заключает: «Наш собственный опыт не позволяет нам занять окончательную позицию по этому вопросу. В теории развития мы в особенности знаем о фазе, в которой нервная система играет доминирующую роль в психобиологическом и психосоциальном отношении». Лишь открытие и изучение такой фазы психосоматического и психосоциального развития сделали возможным ответить на вопрос об «особых онтогенетических местах фиксации» при психосоматических заболеваниях. Тем самым затрагивается вопрос о связи психического развития и его нарушений с переживанием тела, который, с моей точки зрения, представляет собой центральную проблему психосоматического исследования. Важным вкладом в изучение его мы обязаны Максу Шуру (1950, 1953, 1955), который на основе интенсивных исследований психодинамики кожных заболеваний выдвинул общую психосоматическую концепцию, вводящую психосоматические заболевания в контекст развития Я и понимающую их как специфическую форму нарушений базисных функций Я. Психосоматический симптом как результат ресоматизации функций Я Шур (1955) исходит из теорий психологии Я, выдвинутых Хартманом и его сотрудниками (Hartmann, 1939, 1948, 1956; Hartmann, Kris, Loewenstein, 1946; Rapaport, 1951) на основе исследований А. Фрейд (1936). В этой концепции описание Я дается преимущественно в аспекте функций защиты от инстинктивных импульсов, исходящих из Оно, и функции адаптации к окружающей среде. Хартман (1939, 1948, 1956) предполагает, что при нарастающей нейтрализации и сублимации либидинозной и агрессивной энергетики инстинктов (на основе первично заданной автономной предрасположенности Я) связывается все большее количество психической энергии в форме психических структур, причем постепенно возникает свободная от конфликтов сфера Я, делающая адаптивное поведение возможным благодаря автоматизированным функциям Я. В основе лежит представление первоначального противостояния Я инстинктам, «врожденной враждебности», которая недифференцирована, первична и примитивна (ср. A. Freud, 1936; Hartmann, 1939). Эта «врожденная враждебность» между Я и инстинктом иллюстрируется Хартманом (1948) путем сравнением с инстинктивным поведением у животных. Служащее удовлетворению потребностей инстинктивное поведение животных способствует, как он утверждает, выживанию и, следовательно, служит самосохранению: «The instincts of the animals represent at the same time what we would call in man ego functions and functions of the drives»1. У человека же эта связь утрачена. Здесь инстинктам, отчужденным от реальности (estranged from reality), противостоит Я как специфический орган адаптации (specific organ of adaptation). Его задача состоит в том, чтобы отразить угрожающие самосохранению инстинктивные импульсы, канализировать их и с помощью оценки реальности сделать возможным интегрированное адаптивное поведение. 1 «Инстинкты животных представляют то, что мы назвали бы у человека функциями Я и функциями побуждений». 51 Рапапорт (1951, 1958) на основе теории Хартмана выдвинул свою концепцию «относительной автономии Я» как от инстинктивных потребностей, так и от окружающей среды. Он понимал эту относительную автономию как результат свободной от конфликтов деятельности функций Я, регулирующих приспособление как к внутреннему миру инстинктивных побуждений, так и к окружающей среде. Шур (1955) выдвигает концепцию Я как адаптационного органа, работающего с нейтрализованной инстинктивной энергией. Он указывает на то, что процесс нейтрализации инстинктивной энергии связан с прогрессирующей десоматизацией поведения. Так, например, тревожные реакции в раннем детстве находят свое выражение в недифференцированных и некоординированных соматических процессах и движениях, остающихся диффузными и в разной степени вовлекающих весь организм. По мере созревания (биологически речь идет, например, о созревании ЦНС, психически - о формировании психического аппарата (Freud, 1900)), первично-процессуальное поведение на ранних ступенях развития все более заменяется вторично-процессуальным. Последнее характеризуется растущей «десоматизацией» реакций. Вместо диффузных вегетативных и двигательных реакций сброса напряжения Фрейд (1895а) говорил здесь о внутреннем изменении. На первый план все более выступает мышление, вместо прямого соматического действия - десоматизированное поисковое поведение. Шур приходит к следующей гипотезе: десоматизированное поведение является результатом господства вторичных процессов, оказавшихся возможными благодаря нейтрализации инстинктивной энергии. Когда Я работает с нейтрализованной инстинктивной энергией и оказывается возможным встретить тревогу и переработать ее вторично-процессуально, соматические проявления сброса напряжения отсутствуют. Действия организма оказываются десоматизированными. Ресоматизация реагирования понимается как признак регресса Я, в ходе которого вторичные процессы уступают место первичным, причем нейтрализованная инстинктивная энергия замещается регрессивно денейтрализованной. Вызывающие тревогу инстинктивные побуждения, доступные сознательному восприятию, могут, по Шуру, восприниматься вторично-процессуально как опасность, появляющаяся извне. Я с помощью нейтрализованной инстинктивной энергии превращает анксиогенные инстинктивные импульсы в «сигнальную тревогу», которая может перерабатываться вторично-процессуально, то есть в плане оценки реальности. Инстинктивные побуждения (например, инцестуальные), остающиеся бессознательными, и их дериваты недоступны для оценки реальности вторично-процессуальными функциями Я. Поэтому Я вынуждается к регрессу, по меньшей мере, частичному, и реакциям первично-процессуального уровня. Этот регресс может принять форму «физиологического регресса» (physiological regression), характеризующегося преоб- ладанием первичных процессов, использованием денейтрализованной инстинктивной энергии и следующей за этим десоматизацией поведения (ср. также Margolin, 1953; Schur, 1953). Шур (1955) утверждает: «My hypothesis links resomatisation to the prevalence of primary processes and the simultaneous failure of neutralization»1. При этом он предполагает, что предрасположенность к подобному физиологическому регрессу» включает как конституциональные моменты, так и отногенетические факторы, приобретенные в ходе взаимодействия с окружающей средой. В этой связи он говорит о целостной ситуации человека (the total condition of an individual), проявляющейся в форме специфической констелляции всех участвующих факторов. Шур связывает при этом эмоциональное состояние с «реактивным состоянием» организма, обозначающим готовность реакцией в соматической сфере. Эту концепцию он поясняет на примере постоянной эмоциональной «тревожной готовности» (Freud, 1918) и ее соматическом выражении в форме стойкого состояния напряжения (tension). Психосоматический симптом возникает, по Шуру, когда при сильной нагрузке психодинамического равновесия происходит внезапный прорыв бессознательного материала в форме преэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний, и механизмы защиты Я не срабатывают. Последствием является регресс до уровня предшествующих мышлению аффектов, до ранних стадий инстинктивной жизни и защитных механизмов, проявляющихся исключительно на соматическом уровне. Он подчеркивает, что эти защитные механизмы следует считать «предшественниками защиты». Защита тогда является «не только нагрузкой, но и примитивным действием, сопровождаясь сбросом напряжения». В рамках этой концепции регрессивной ресоматизации функций Я Шур устанавливает также связь между конверсионными симптомами и их органическими эквивалентами. Описанная Фрейдом (1895с) симптоматика невроза тревоги считается им признаком регресса Я. «Careful analysis may show that in such situations the regression is carried to a preverbal, pre-ego stage of development, where reaction to stimuli is in the closest sense psychosomatic, and where the conscious experience is limited to the awareness of the discharge phenomena which genetically have been present before the emergency of the affect anxiety»2 (Schur, 1955). Он допускает, что систематическое разделение на феномены конверсии и психосоматические симптомы важно для прогресса исследования. Нарушения функций вегетативной и нейроэндокринной систем и измененная структура на- 1 «Моя гипотеза связывает ресоматизацию с преобладанием первичных процессов и од 2 «Тщательный анализ может показать, что в таких ситуациях регресс достигает превер
52 53 ших органов вполне могут пониматься как соматические эквиваленты аффектов, конфликтов и неврозов. Эквиваленты «не всегда должны выражать какое-то представление (idea)». Он указывает, однако, что сам Александер (1950) вынужден был признать наличие многочисленных исключений, и предлагает понимать психосоматическую симптоматику как выражение «символического архаического органного языка», причем рекомендует расширить концепцию органного языка и говорить также об «органном действии», которое понимает в качестве предшественника десоматизированной защитной реакции. Общий момент всех форм психосоматических расстройств Шур видит в «нарциссическом регрессе», который проявляется в органической симптоматике. Шур утверждает: «The established somatic lesion results in a far reaching shift of cathexes to the lesion, the organ, the self. It becomes the focus of narcissistic regression»1. Нарциссический регресс ведет к перемещению либидо с объекта на Я. Повышенная нарциссическая нагрузка вызывает постоянную недифференцированную «готовность к тревоге», соматически проявляющуюся как «напряжение». Тем самым регресс достигает «ядра психосоматического континуума». Утрачивается всякое сходство с примитивным символическим органным языком или органным действием, описанными нами для начального повреждения. Шур понимает эту динамику как порочный круг (vicious circle). Нарциссический характер психосоматического расстройства при этом истолковывается Шуром глубинно-психологически. Ресоматизация функций Я в ходе регресса Я до первично-процессуальных стереотипов поведения представляется в первую очередь следствием неудавшейся нейтрализации инстинктивной энергии и вызванного этим срыва защиты от инстинкта. Шур в психосоматическом симптоме видит судьбу инстинкта. Его подход к психологии Я ограничивается изучением нарушений функций Я, ведущих к прорыву защиты Я инстинктивными импульсами и к недифференцированной ресоматизации. С моей точки зрения, здесь видна ограниченность концепции Шура. Десоматизация и ресоматизация предстают как аспекты развития Я, определяемые в основном, в созвучии с концепцией Хартмана, задачами защиты от инстинкта и приспособления к окружающей среде. В этой концепции школы Хартмана Я состоит, так сказать, из суммы более или менее автоматизированных функций, связанных со структурами его конфликтной сферы. Апфельбаум (1966) указал на механистический характер этой концепции, в которой психические структуры Я понимаются прежде всего как «бастионы против (инстинктивных) импульсов и гаранты приспособления и социального функционирования». Он цитирует высказывание А. Фрейд (1945), в котором отчетливо проявляется эта тенденция. Целью психического развития, 1 «Возникшее соматическое повреждение влечет за собой далеко идущий сдвиг загруженности либидо в сторону локуса повреждения, органа и Я». говорится там, является совершенствование функций Я, которые становятся «все более объективными», не зависящими от эмоций, пока не будут «такими же точными и надежными, как механический аппарат». Ответом Эриксона (1946) на эту концепцию послужило его замечание, что механизирование Я и его независимость от эмоций являются скорее признаком патологического обеднения Я, чем характеристикой здорового Я, отличающегося особой способностью эмоционального опыта. Это относится, с моей точки зрения, и к концепции десоматизации Шура, в которой он видит признак и предпосылку свободной от конфликтов деятельности Я. Отношение Я к организму видится здесь лишь посредством функциональных аспектов, которые определяются, лишь исходя из постулированной противоположности Я и инстинктов. Я (Ammon, 1972a) подробно показал, что концепция развития Я и формирования собственной идентичности, которая понимает Я как исключительно организацию защиты от первично асоциальных и воспринимаемых угрожающими инстинктивных потребностей, не является адекватной. С моей точки зрения, это относится также и к концепции десоматизации и регрессивной ресоматизации функций Я. Вопрос о значении, которое соматические переживания и соматическое поведение имеют для развития Я в смысле развития идентичности Я, не получает своего ответа в концепции Шура, хотя он сам обращает внимание на то, что диффузия идентичности, характерная для пациентов с пограничным синдромом, формирует фон психосоматических заболеваний. Соматическое чувство Я и его нарушения Значительный вклад в понимание взаимосвязи между восприятием Я и соматическими ощущениями внесли исследования Пауля Федерна (1952). В своих работах по психологии Я Федерн прежде всего интересовался различными «состояниями Я». Для него Я не равнозначно сумме своих функций, это прежде всего- постоянное психическое переживание, обозначаемое им как (чувство Я». Он утверждает: «Чувство Я можно описать как чувство связи психики и соматики во времени и содержании, причем связь следует понимать как непрерывное или как восстанавливающееся единство». Он различает психическое и соматическое чувство Я: «Соматическое чувство Я есть совокупное чувство всех двигательных и сенсорных возбуждений, касающихся собственного тела; оно содержит единое чувство загрузки сенсомоторного аппарата инстинктивными импульсами. Соматическое чувство Я не идентично схеме тела, то есть совокупности упорядоченного восприятия тела» (Federn, 1926). Соматическое чувство Я может быть частью психического чувства Я, но может восприниматься и отдельно, например, оно по большей части отсутствует во сне, где переживается лишь психическое чувство Я.
54 55 У Федерна Я в целом - континуум меняющихся состояний Я, исследованных им прежде всего в рамках изучения сна и психозов. Здесь центральное место занимает его концепция «границ Я», отделяющих Я от не-Я изнутри и снаружи. Динамическое единство Я окружено гибкими границами, охватывающими сферу чувства Я на различном протяжении и служащими своего рода периферическим органом восприятия окружающего и внутреннего мира. Эта концепция границ Я, первоначально выдвинутая Виктором Таском (1912), описана самим Федерном (1952): «Использование слов "граница" или "периферия" необходимо, чтобы выразить, что Я ощущается настолько, насколько хватает чувства единства его содержания. Это чувство четко отличает все, что в данный момент принадлежит Я, от всех прочих, не включенных в Я психических элементов и комплексов. Поскольку существует чувство единства, есть и граница его. Это не просто феноменологическая констатация факта. Теория состоит лишь из одного тезиса: следует признать, что чувство единства Я обусловлено взаимосвязанной загрузкой Я... Это допущение просто, но имеет далеко идущие следствия, простирающиеся далее, чем это дредполагалось Фрейдом или другими психоаналитиками, занимавшимися психологией Я, включая Шильдера, обладавшего наибольшим мужеством и интуицией по сравнению с другими. Оно ведет к исследованиям, выходящим за пределы функций, аспектов, содержаний и комплексов Я. Все эти феномены никогда не сформировали бы Я, если бы им не была свойственна постоянная специфическая загрузка, природа которой заключается в том, чтобы быть тотальным единством» (Federn, 1952). Эту «специфическую загрузку» Федерн обозначает как «ego cathexis», заполняющую, наряду с разными функциями, границы Я, от протяженности которых зависит интенсивность актуального чувства Я. Он предполагает, что Я загружается нарциссическим либидо, служащим самосохранению и независимым от сексуального либидо и инстинкта смерти (Federn, 1952). Федерн отличает функцию границы Я, обусловливающую единство чувства Я за счет обособления от не-Я, от функции оценки реальности, занимающей центральное место в концепции Хартмана. Анализируя состояния отчуждения, Федерн (1927) утверждает, что чувства отчуждения не являются результатом чрезмерной нарциссической загрузки Я, а как раз наоборот, свидетельствуют о «снижении нарциссической загрузки». «Мы твердо убеждены, - продолжает он - что должна сохраняться очевидность границ телесного Я (благодаря достаточности нарциссической загрузки. - Г. А.), чтобы внешний мир оставался очевидным. Следовательно, наряду с оценкой реальности, благодаря которой окружающий мир распознается в его независимости от Я, мы обладаем стойким чувством очевидности внешнего мира, возникающим благодаря тому, что стимулы извне проходят через границы соматического Я, снабженные особым качеством телесного чувства Я. Психическое представительство соматической границы Я, чувство очевидности иногда отсутствует лишь для каких-то ее участков. Легкая степень нарушений, то есть простое притупление чувствительности границы Я, может еще компенсироваться произвольным усилием. Это усилие сопровождает оценку реальности, вместе с ним появляется и чувство очевидности. В норме же имеется постоянно полное чувство тела, стойко и незаметно дающее отграничение от внешнего мира». С помощью освещенного здесь вкратце теоретического инструментария Федерну (1952) удается подвергнуть детальному анализу ощущение боли, на решающее значение которого в развитии соматического Я указывал уже Фрейд (1923b). Хотя при этом он имеет в виду прежде всего «психическую боль» (mental pain), его концепция, с моей точки зрения, имеет ценность и для теории психосоматических заболеваний. Федерн понимает болевой опыт как специфическое действие Я. Он различает две формы переживания боли: «страдание от боли» (suffering) и «ощущение боли» (feeling). Страдание от боли он понимает как выражение активной деятельности Я, в ходе которого вызывающее боль событие (отсутствие удовлетворения потребности или потеря любимого объекта) заключено в границы Я и переживается в них, причем Я воспринимает полную интенсивность происходящего. Боль в этом случае «поглощается и переваривается Я». Простое же ощущение боли понимается Федерном как процесс, при котором вызывающее боль событие воспринимается и перерабатывается не в границах Я, а как нападение извне, болезненно затрагивающее границу Я. Болезненное событие не принимается Я и поэтому не может быть им переработано. При каждом возвращении или каждом воспоминании об этом оно с той же интенсивностью натолкнется на неизмененную границу Я и, в конце концов, вызовет травматические последствия. Эту неспособность Я переработать болезненное переживание или абсорбировать в смысле «еды и переваривания», тем самым меняя и дифференцируя себя, или изолировать себя без тревоги и чувства вины с помощью механизмов защиты, Федерн понимает как выражение недостаточной загрузки границ Я нарциссическим либидо. В то время как достаточная нарциссическая загрузка границ позволяет Я сначала переносить воспринимаемую боль, а затем адекватно ее переработать, недостаток нарциссической загрузки границ Я делает его пассивным по отношению к любому болезненному событию. Каждая фрустрация, каждая потеря объекта воспринимаются как непосредственная угроза обеспечиваемому границами единству Я и должна немедленно отражаться как опасная для его целостности. Федерн обозначает эту слабость Я как «первичную неспособность» Я переносить страдание от боли, принимать его и перерабатывать в рамках дифференцирующего границы Я процесса. Он предполагает, что эта первичная неспособность становится исходным пунктом порочного круга, где непереработанные переживания боли в форме простого чувства боли, остающегося
56 57 внешним относительно границ Я, накапливаются, навязывая потом слабому Я отраженный болевой опыт в виде аффективных нарушений или злоупотребления психоактивными веществами. Все эти формы реакций Федерн сводит к «элементарной недостаточной способности переносить и выстрадать душевную боль». В основе всех реакций лежит неспособность принять и переработать пережитую боль, поскольку в силу недостаточной загрузки границ Я это привело бы к дезинтеграции личности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |