Истории болезни и процесс терапии 3 страница
Вместо интрапсихического конфликта между инстинктивным побуждением и защитой Я, в котором Фрейд видит основу процесса конверсии, здесь выступает конфликт между недифференцированной психосоматической инстанцией и окружающим миром. Тем самым Гродек по существу отходит от 26
индивидуально-психологической постановки вопроса раннего психоанализа -шаг, в результате которого психическая структура рассматривается не дифференцированно. Это обстоятельство, с моей точки зрения, привело к тому, что его работы мало повлияли на дальнейшее развитие психосоматических исследований. Фрейд, на что уже указывалось, все же весьма ценил Гродека, несмотря на недостатки его теоретической системы. Для него решающим было то, что Гродек рассматривал болезнь с точки зрения поведения личности, даже если это понималось лишь как символ Оно, а также то, что он понимал психоанализ прежде всего как метод психодинамического исследования и лечения болезней. Соматический язык как «поток конверсии» Чрезвычайно плодотворными оказались попытки Феликса Дейча (1922, 1924, 1926, 1933, 1939, 1949, 1953, 1959) расширить концепцию истерической конверсии в рамках психоаналитического учения о неврозах. На основе «наблюдений у постели органического больного», которые Дейч (1924) смог сделать в качестве интерниста одной из венских клиник, он пришел к представлению о том, что процессы конверсии «ни в коем случае не ограничиваются неврозами». Процессы конверсии «могут наблюдаться и при заболеваниях, сопровождаемых не только функциональными, но главным образом органическими нарушениями». Исследованием этих процессов он надеялся разъяснить «возможность... загадочного прыжка из психики в соматику». При этом он, однако, подчеркивал, что такое исследование «интересно скорее для интерниста, чем для психоаналитика». Психоанализ же, с его точки зрения, «не может ожидать более глубокого понимания симптомообразования» от этих исследований. В своих работах он нигде не выходил за рамки психоаналитического учения о неврозах. Однако он внес существенный вклад в дифференцирование психоаналитического понимания генеза и динамики психосоматических заболеваний. Дейч (Deutsch, 1924) понимает процесс конверсии как постоянный, действующий в течение всей жизни, движимый общим непроизвольным стремлением к подавлению инстинктов, сопряженному с необходимостью постоянного сброса излишней инстинктивной энергии. Он утверждает, что «конверсии в определенных границах представляют собой необходимые формы психического выражения, ставшие необходимыми благодаря культуральным требованиям к человеку». В этом смысле процессы конверсии представляют собой необходимые формы реакций, направленных для поддержания здоровья и самочувствия. В качестве примеров Дейч приводит, среди прочего, гиперемию лица, транзиторные цефалгии, потливость при возбуждении и типичные двигательные проявления, полагая, что все эти процессы конверсии, которые он называет «языком органики», служат «лишь для сброса застойного либидо, облом- 27 ков аффекта, накопление которых отягощает бессознательное». Нарушения этого постоянного процесса конверсии происходят тогда, когда вытесненные инстинктивные импульсы ведут к стойкой перегрузке органа или системы органов, отличающихся наименьшей сопротивляемостью в каждом конкретном случае или повышенной готовностью к заболеванию вследствие бессознательной идентификации со значимым лицом, имеющим заболевание этого органа. При этом Дейч (Deutsch, 1926) считал вероятным, что такая чрезмерная загрузка органа энергией возбуждения вытесненного инстинкта происходит еще до манифестации соматических симптомов. Сходным представляется ему механизм связи с органической симптоматикой при актуальном неврозе. Он предполагает, что чрезмерная загрузка органов вытесненным либидо должна, наконец, вести к тому, что либидо отводится за счет сброса тревоги: «Высвобождение слишком большого количества тревоги сопровождается острыми расстройствами нагруженных либидо органов». В результате этого возникают приступообразные соматические расстройства. У здорового человека, напротив, постоянный процесс конверсии, который Дейч называет также «конверсионным потоком», обеспечивает «постоянное дробное разрушение тревоги, чрезвычайно необходимое» для поддержания здоровья. Так, Дейч приходит к концепции «соматического языка», являющегося при здоровье и болезни выражением специфической конфигурации инстинкта и защиты Я и проявляющегося также в постоянном «конверсионном потоке». Но в то время, как в норме соматические симптомы «органического языка» являются «форпостами предсознания» и лишь «первыми признаками легко вербализуемого содержания сознания», в патологии «экспрессивная тенденция» соматических процессов отрезана от сознания для защиты от чрезмерно сильных вытесненных инстинктивных побуждений (Deutsch, 1926). С точки зрения концепции постоянного «конверсионного потока» органические симптомы предстают выражением невротических конфликтов так же, как и другие формы психических заболеваний. «В каждой органической болезни в малом масштабе разыгрывается невроз», - пишет он (Deutsch, 1933). Тот факт, что место постоянной «дробной конверсии» занимает «внезапная» конверсия, он объясняет недостаточным вытеснением отраженных инстинктивных импульсов. При этом он предполагает, что «переход в соматику происходит потому, что расход психической энергии здесь менее значителен, чем при формировании невротических, неорганических симптомов» (Deutsch, 1922). Органические симптомы следует в целом понимать как предохранительные клапаны, обслуживающие защиту и сброс вытесненных инстинктивных побуждений. «Можно даже утверждать, - полагает Дейч (Deutsch 1924), -что если бы не существовало органической патологии, то людям в гораздо большей степени стали бы угрожать неврозы. Ибо в ней поток конверсии находит свой бес- сознательный выход, преграждаемый в здоровые времена какими-то препятствиями. Чем сильнее врывается поток конверсии в заболевание, тем тяжелее оно будет протекать». Глобальное расширение модели конверсии на все органические симптомы ведет к смещению акцентов при постановке проблемы. Вопрос теперь не в том, почему психический конфликт предстает в форме органического расстройства, а в том, почему он проявляется по большей части не в форме органических заболеваний. Дейч снова и снова указывал на то, что каждая форма психического заболевания сопровождается специфическими изменениями соматического языка. Он считал, что в каждом анализе рано или поздно «соматика каким-то образом берет слово», и что «пациент всегда говорит на двойном языке - вербальном и соматическом» (Deutsch, 1926). Он глубоко изучал этот соматический язык и его нарушения в целом ряде работ (Deutsch, 1949). При этом он понимает специфическую позу человека как отражение бессознательной картины его тела, основные черты которой приобретены в самом раннем детстве, то есть до начала развития речи ее форма обусловлена компромиссом между инстинктивными потребностями и защитой Я. Он указывает на то, что и в терапии невербальная экспрессия может выступать вместо вербального выражения конфликта, иногда предшествуя ему. При этом для Дейча соматический язык, в конечном счете, всегда является языком инстинкта. Роль Я в этом языке он ограничивает функцией защиты от инстинктивных проявлений. И позднее, подчеркивая аспект психологии Я в соматическом языке и генезе органических заболеваний, он придерживается этой точки зрения. Нарушения соматического языка, проявляющиеся в органическом симптоме, он сводит к тому, что вследствие органического повреждения, полученного в самом раннем детстве, возможно уже в пренатальном периоде, ослабляется и психическое представительство соматики, телесное Я, что приводит к недостаточной защите от инстинктов и создает предрасположенность затронутой системы органов к повышенной ранимости (Deutsch, 1953). Позднее он предпринял попытку разработки функционального аспекта своей концепции «конверсионного потока». Он создал для этого теорию «символизации» как ступени формирования всех процессов конверсии (Deutsch, 1959). Термином «символизация» он обозначает при этом два связанных между собой процесса. Вместе с Фрейдом он предполагает, что чувство реальности является результатом проекции сенсорных телесных ощущений на внешние объекты. Этот процесс происходит тогда, когда ребенок воспринимает эти объекты как утраченные части собственного тела. Либидинозно загруженные объекты вновь соединяются с телом благодаря «процессу ретроекции», а именно в форме либидинозной загрузки тех сенсорных восприятий собственного тела, которые первично были связаны с объектом. Формирование конверсионного симптома происходит, когда инстинктивные побуждения, в картине тела связанные с символизируемым объектом путем ретроекции, стано-
28 29 вятся слишком сильными и нарушают гармонию сил Оно, Я и Сверх-Я. При этом он предполагает, что обоим основным инстинктам, которые он вместе с Фрейдом (Freud, 1926) называет либидо и инстинкт смерти, должен соответствовать специфический для каждого конверсионный процесс. Саморазрушающую динамику психосоматического заболевания он объясняет в этом смысле инстинктивной деструкцией, направленной против собственного тела. Приведенный здесь эскиз концепции Дейча может, с моей точки зрения, восприниматься в качестве парадигмы понимания соматического языка в рамках классической модели неврозов, а его нарушения - как выражения невротического конфликта между инстинктом и защитой Я. Органический симптом психосоматического заболевания предстает при этом так же, как невротический, главным образом как выражение специфической судьбы инстинктов, его общая основа - неизбежное стремление к подавлению инстинктов, а особая форма проявления определяется соматической предрасположенностью, заложенной органическим нарушением в самом раннем детстве или пренатальном периоде. Эта концепция, с моей точки зрения, в действительности лишь перемещает, а не решает сформулированную Фрейдом проблему качественного различия психодинамики актуальных неврозов и конверсионной симптоматики. Дейчу, правда, удается с помощью его концепции соматического языка и «конверсионного потока» связать психодинамику соматики в целом со всеми формами ее нарушений. Вопрос о роли психических механизмов и структур в генезе симптомов остается все же неясным. Это в особенности заметно, когда ранние нарушения соматического Я, делающие возможной «психическую недостаточность» (Freud, 1895с) защиты от инстинкта и закладывающие предрасположенность к возникновению органического заболевания, он объясняет органическим заболеванием, возникновение которого содержит в себе всю проблему. Относительно концепции символизированной конверсии, определяющей, с его точки зрения, самые ранние стадии психофизического развития, также остается неопределенным, какая инстанция психической структуры должна выполнять эту функцию. Он не исключает, что это - «рудиментарная функция Я», но не вполне уверен в этом (Deutsch, 1959). Возникающая здесь проблема занимала еще Фрейда. При истерической конверсии он нашел вытесняющее Я и доступные формулированию представления, вытесненные в соматику. При актуальном же неврозе он не находил роли Я в появлении органического симптома, главным здесь, с его точки зрения, был недифференцированный, невыводимый из психики инстинкт. У Дейча это представление возвращается, поскольку он при органических заболеваниях также вводит психодинамически необъяснимую органическую причину и ограничивается психодинамическим исследованием ее последствий. Однако в этом он решительным образом идет дальше Фрейда. Его концепция соматического языка, понимаемая им как континуум поведения и переживаний, включающий в себя весь опыт, полученный от собственного орга- низма, преодолевает предпринятое Фрейдом проблематичное размежевание типов генеза органической симптоматики. Для Дейча не существует разделения органических симптомов на таковые с психическим значением и без него. Для него каждый соматический процесс всегда является и психическим, то есть он что-то говорит соматическим языком. Эта концепция соматического языка, понимаемого как постоянный процесс, представляет, с моей точки зрения, решающий вклад, сделанный Дейчем. Он поднимает оба вопроса, которые имеют центральное значение для понимания и лечения психосоматических заболеваний: «кто говорит соматическим языком?» и «с кем говорит соматика?». Хотя Дейч в своих ответах на эти вопросы, в конце концов, остается в индивидуально-психологических рамках традиционного психоанализа, все же своим указанием на значение расстройств соматического Я, теорией символизации и положением о роли невротизирующего окружения в генезе и фиксации симптомов он создал существенный задел для отхода от индивидуально-психологической модели конфликта между инстинктивным побуждением и защитой Я. От концепции эквивалентов к «вегетативному неврозу» Подлинным основателем современной психосоматической медицины по праву является Франц Александер. Мартин Гротиан (1966) сказал однажды, что если Фрейд нарушил сон мира, то об Александере можно сказать, что он нарушил сон психиатров и психоаналитиков. При этом он имел в виду не только значительный вклад Александера в развитие «динамической психиатрии», то есть психиатрии на психоаналитической основе, но и его психосоматические исследования, благодаря которым психоаналитический институт в Чикаго под его руководством надолго стал научным центром нового направления. Александер в 1939 году вместе со своими сотрудниками основал журнал «Psychosomatic Medicine», создав тем самым необходимый форум для психосоматических исследований. В то время как Феликс Дейч развивал свою концепцию соматического языка на пути расширения модели конверсии, Александер в своих исследованиях предложил противоположный путь. Он настаивает как раз на систематическом различении конверсионных феноменов от органических нарушений психосоматических заболеваний, понимаемых им как «вегетативные неврозы». Разделение обеих групп симптомов он обосновывает как психодинамически, так и физиологически. Конверсионный симптом, утверждает он, представляет собой символическое выражение эмоционально нагруженного психологического содержания, попытку сброса эмоционального напряжения. Он разыгрывается на
30 31 уровнях сенсорной перцепции и произвольной мускулатуры, первичной функцией которых является выражение и снятие эмоциональных напряжений (Alexander, 1950). Принципиально иным является «вегетативный невроз». Это, как утверждает Александер, как раз не попытка «выразить эмоцию», а скорее «физиологическая реакция вегетативных органов на стойкие или периодически повторяющиеся эмоциональные состояния». Александер иллюстрирует это ссылкой на то, что «повышение артериального давления... под действием гнева» не сбрасывает аффект, а является «физиологическим компонентом целостного феномена гнева». Точно так же «повышенная желудочная секреция под влиянием чувственно рпосредованной потребности в пище представляет собой не выражение или сброс этих чувств», а следствие «адаптивной подготовки желудка к усвоению пищи». Общность конверсионного симптома и вегетативного невроза состоит лишь в том, что «оба являются реакциями на психологические раздражители». Психодинамически же и физиологически они «в корне различны» (Alexander, 1950). Физиологически разница заключается в том, что истерические феномены локализуются в «произвольной моторике и сенсорной перцепции», в то время как связанные с «вегетативным неврозом» органические симптомы затрагивают органы, управляемые вегетативной нервной системой, «не обладающей прямой связью с мыслительными процессами». Психодинамически разница состоит в том, что при конверсионной истерии «эмоционально нагруженное» психическое содержание за счет психического механизма вытеснения не получает своего выражения или не отреагируется в действии, проявляясь и отреагируясь лишь символически, в симптоме. Соматика является здесь, так сказать, инструментом психического действия. При вегетативном неврозе, напротив, органический симптом не служит символическим выражением и отреагированием психического содержания, а является «физиологическим компонентом» эмоционального состояния. Органические изменения, повышение давления, повышенная желудочная секреция и т. д. являются не феноменами выражения или отреагирования, а «изменениями, сопровождающими» { concomitant changes) эмоциональное состояние. Органический симптом поэтому в этом случае не является результатом психического процесса. Связь между психологическим стимулом и органическим процессом «не является психологической». Поэтому органический процесс сам по себе «не имеет психологического значения и не может интерпретироваться и вербализоваться с помощью психологических понятий в противоположность истерическим конверсионным симптомам, имеющим свое определенное содержание» (Alexander, 1954). Несмотря на то, что проведенное Александером принципиальное разделение обеих групп симптомов по их физиологической основе в какой-то мере утратило свое значение после обнаружения того, что и при истерической кон- версии автономная нервная система может оказаться затронутой, психодинамическое отделение конверсионных симптомов от «вегетативного невроза» было крайне важным для дальнейшего развития психосоматической теории. И хотя своей концепцией отличного от конверсии вегетативного невроза» Александер всего лишь повторяет предпринятое Фрейдом разделение истерической конверсии и органической симптоматики так называемых актуальных неврозов (тем более что симптоматика, которую имеет в виду Фрейд, соответствует описываемой Александером), позиции Александера и Фрейда диаметрально противоположны. В то время как Фрейд предполагает, что в основе органических расстройств актуального невроза лежит соматически фундированный недифференцированный инстинкт, исследование которого недоступно психологическим методам и более адекватно может быть проведено «медико-биологическими» методами, Александер полагает, что доступ к пониманию и лечению вегетативного невроза может открыть именно психодинамическое изучение эмоциональных состояний. Исходя из концепции Кэнона (1920), изучавшего вегетативно регулируемые механизмы адаптации в экстремальных ситуациях, физиологические процессы, сопровождающие «эмоциональные состояния», - это адаптивные изменения, которые подготавливают организм для борьбы и бегства, это «переход от мирной экономики к военной». В то время как в «мирной экономике» преобладают анаболические процессы, в «военной» доминируют катаболические, дающие возможность действовать мгновенно в экстремальной ситуации (Alexander, 1950). На основе этой концепции он сформулировал «общую динамическую формулу» генеза психосоматических заболеваний: «При вытеснении определенных импульсов или торможении их адекватного выражения в межличностных отношениях развивается хроническое эмоциональное напряжение, оказывающее постоянное влияние на определенные вегетативные функции» (Alexander, 1954). Он различает две формы невротических расстройств вегетативных функций, ведущих к нарушению «гармонии между внешней ситуацией и внутренними вегетативными процессами»: 1. Торможение или вытеснение ставших автономными враждебных побуждений, ведущее к мобилизации вегетативных процессов для последующей агрессии, притом, что никаких действий не происходит. 2. «Вегетативное отступление», которым более широкая группа невротиков реагирует на возникающую необходимость концентрированных усилий, направленных на самосохранение. В обоих случаях вместо взаимодействия с окружающим миром возникает аутопластическое изменение. Александер указывает на то, что это актуально для невроза, который всегда заключается в «отступлении от действия, в подмене действия аутопластическими процессами».
32 33 Но в то время как при психоневрозах без соматических симптомов моторная деятельность заменяется психологической, при вегетоневрозах эмоциональное напряжение, связанное с подготовкой к невыполняемому действию, вызывает хронические внутренние вегетативные изменения. Александер дает этому прежде всего физиологическое объяснение. При чисто психическом заболевании в ЦНС не нарушены функции контроля отношений с внешним миром. При вегетативных неврозах, напротив, происходит расстройство разделения функций нервной системы, то есть наступает или хроническая гиперактивность симпатической нервной системы, приобретающая патогенность в силу отсутствия двигательного отреагирования, или парасимпатическое перевозбуждение, ведущее к парадоксальным вегетативным реакциям организма на необходимость действовать. Так, например, больной с желудочно-кишечной симптоматикой готовит себя «к питанию вместо борьбы» (Alexander, 1950). Очевидно, что такая физиологически дескриптивная классификация еще не отвечает на психодинамические вопросы о психических причинах генеза симптомов и не помогает разъяснить, почему в каждом отдельном случае возникает психическая или органическая симптоматика. Александер сам подчеркивает предварительный характер этого разделения. Все же на этой основе ему удалось создать классификацию психосоматических заболеваний. Клинические картины эссенциальной гипертонии, сахарного диабета, ревматического артрита, тиреотоксикоза и группы цефалгий он объясняет постоянно поддерживаемой «вегетативной подготовкой к концентрированным усилиям». Клинические картины функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта он объясняет «вегетативным отходом» от действия в силу необходимости «концентрированных усилий по самосохранению». Его существенный вклад заключается, с моей точки зрения, в том, что он психодинамически исследует эмоциональные состояния, лежащие в основе органической патологии, развивая при этом концепцию «логики эмоций» (Alexander, 1934, 1935), оказавшуюся чрезвычайно плодотворной для понимания и изучения соматического языка. Александер нашел, что во всех психических процессах может наблюдаться взаимосвязь и противодействие психических тенденций, которые, вне зависимости от содержания психических процессов, могут различаться относительно их «фундаментального динамического качества» и «общего динамического направления». В этом смысле он говорит о «векторном качестве» психических процессов, различая следующие три вектора (Alexander, 1935): 1. стремление к поглощению; 2. стремление к выделению; 3. стремление к удержанию. Александер предполагает, что эти «векторы» в рамках объектных отношений могут становиться носителями как либидинозных, так и деструктивных импульсов, их полярность отражается в специфических «эмоциональных силлогизмах». Стремление к поглощению может, например, проявляться в потребности как что-то принять, так и что-то отнять. Стремление к выделению может проявиться как в потребности что-то дать, так и в желании что-то агрессивно выбросить. Стремление к удержанию может означать стремление что-то сохранить у себя, чтобы выстраивать свое Я, но может означать и утаивание чего-то от других. Александер (1935) считает, что эти векторы не только обозначают психодинамические тенденции, но одновременно должны пониматься как основные принципы всех биологических процессов. Он утверждает: «Я убежден, что это динамическое равновесие между тремя векторами приема, удаления и удержания управляется биологически и представляет фундаментальную динамику биологического процесса жизни. Эмоциональные силлогизмы, подобные приведенным выше, являются отражением в сознании этой фундаментальной биологической динамики, которая может быть понята и описана как психологическими, так и биологическими терминами». С помощью этой концепции Александер стремился, пользуясь векторным анализом, определить «логику эмоций», лежащую в основе вегетативного невроза, или специфическую форму их нарушений, поначалу пренебрегая при этом связанными с эмоциями содержаниями представлений. Плодотворность этого подхода он смог проверить впервые на примере желудочно-кишечных расстройств (Alexander, 1934). Вместе со своими сотрудниками он разработал широкую исследовательскую программу, целью которой было изучение на основе «векторного анализа» специфической динамики конфликта, определяющей различные психосоматические заболевания, а также объективация психодинамическими формулами «эмоционального силлогизма» отдельных вариантов симптоматического поведения (Alexander, 1943, 1968). Эти усилия намного превосходили попытки Фландерса Данбара (1954) установить корреляцию между дескриптивными «личностными профилями» и специфическими клиническими картинами. Александер стремился установить связь между специфическими бессознательными конфликтными ситуациями и отдельными формами вегетативного невроза. Психодинамические и психосоматические концепции Александера были встречены резкой критикой. В особенности Вис (1961) в своей классической работе «Глубинно-психологические школы от истоков до современности» не оставил от них, так сказать, камня на камне. Он пренебрежительно причисляет Александера к «неоаналитическим бихевиористам и рефлексологам», упрекая его в том, что прежде всего он продолжает позитивизм Фрейда, что он понимает организм как «сложную машину» и психические процессы как «субъективные отражения... психологических процессов». К тому же психодинамические и психосоматические концепции Александера регрессивны,
34 35 поскольку он рассматривает психические конфликты не как структурные, а как выражение противостояния отдельных инстинктов. Вис видит в этом, с одной стороны, отход к ранней теории Фрейда о полярных отношениях инстинкта самосохранения и сексуальных побуждений, определяющих собой все, происходящее в психике, с другой стороны, он видит в этом приближение к «психологии сознания», которая лишь отчасти диалектически использует полученные Фрейдом результаты. Благодаря Александеру психоанализ в США из психологии глубинных структур превратился в «диалектическую психологию эмоциональных сил и инстинктов». Он «пожертвовал революционными открытиями Фрейда... для рациональной, оптимистической культурной философии» (Wyss, 1961). Утверждалось также, что систематическое разделение у Александера конверсионных симптомов и вегетативных неврозов является шагом назад, в сравнении с его более ранними концепциями, в которых на обращение инстинкта разрушения против себя (Alexander, 1927) возлагалась ответственность за генез органических заболеваний. В частности, де Бор (1965) предполагает, что эта теория содержит более широкое и верное представление о процессе конверсии, и говорит о ее выдающемся значении. С моей точки зрения, критика Висом и де Бором решающего шага, сделанного Александером в своей концепции психодинамических векторов и вегетативного невроза, несправедлива. Этот шаг заключается в том, что взгляды Александера на происхождение и развитие вегетативного невроза выходят за рамки традиционной модели неврозов, эта концепция в большей степени соответствует специфической психодинамике психосоматических заболеваний. Он обосновывает этот шаг физиологически, а не психодинамически, делая органический субстрат вегетативной нервной системы основой своей дихотомии. В своем исследовании эмоциональных состояний, физиологические компоненты которых он распознает в органическом симптоматическом поведении, Александер сталкивается с ситуацией инфантильной зависимости, когда на рецептивные или агрессивные потребности ребенка неадекватно реагируют отверганием или потворствующей гиперпротекцией, вследствие чего возникает специфическая психодинамическая цепная реакция, вызывающая, с его точки зрения, органические заболевания. Подчеркивая инфантильную зависимость и патогенную динамику, запускаемую неадекватным ответом на потребность ребенка в зависимости и его агрессивное стремление к самостоятельности, он приходит к важному смещению акцентов, в сравнении с традиционной моделью. Вместо конфликта между интрапсихическими инстанциями выступает межличностная ситуация раннего детства, конфликтное нарушение которой из-за неадекватного поведения родителей имеет первостепенное значение в этиологии, в то время как ставшая патологической интрапсихическая динамика, ответственная за процесс развития симптомов, представляется реактивной. Впрочем, уже Фрейд в своем так называемом «Эскизе психологии» говорил о значении инфантильной беспомощности и указывал на то, что сброс напряжения, сопровождающего неудовлетворенную потребность, происходит сначала путем «внутреннего изменения (выражения эмоций, крика, сосудистых реакций)», а специфическое действие, необходимое для изменений во внешнем мире, приносящих освобождение, может произойти лишь с «чужой помощью». Это становится возможным потому, что сброс напряжения путем внутренних изменений обращает внимание родителя на состояние ребенка. Он добавляет: «Этот путь сброса приобретает таким образом в высшей степени важную вторичную функцию взаимопонимания». Переживание высвобождения, появлению которого способствовала помощь извне, имеет, по утверждению Фрейда, глубочайшие последствия для функционального развития индивидуума, оно дает возможность возникновения представлений о желаниях, становящихся основой всего психического развития. Указание на раннюю работу Фрейда дается здесь в связи с концепцией Александера не только потому, что оба подчеркивают значение инфантильной зависимости и изначальной беспомощности человека. Параллель возникает и в том, что Александер, как и молодой Фрейд, пытается согласовать свои психодинамические концепции с результатами прогресса нейрофизиологии и эндокринологии, в особенности с системно-теоретическими работами Бернарда (1855) и Кэнона (1920, 1932).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |