Истории болезни и процесс терапии 4 страница
В ходе этой работы Александер, во многом благодаря использованию биологической терминологии, действительно подверг существенной ревизии раздел о психической структуре в классическом учении о неврозах, стремясь поставить теоретические конструкции психоаналитического учения о неврозах на биологическую основу. Вис (1961), безусловно, прав, когда говорит об Александере, что «трудно определить его место в психоанализе». Это справедливо, лишь если психоанализ приравнивать к теории неврозов. Теоретические работы Александера следует понимать как реконструкцию теории, необходимую в силу того, что практика психоанализа вышла далеко за пределы невротических заболеваний благодаря практическому развитию динамической психиатрии и психоаналитической психосоматики. В этой связи сознательный отказ Александера от строгой академической однозначности своих концепций в сфере понятийного аппарата традиционного учения о неврозах представляется прогрессивным и конструктивным. Это относится прежде всего к его концепции психодинамических векторов, продемонстрировавшей свою огромную эвристическую ценность лишь в рамках новейших психоаналитических исследований психологии Я. Концепция «векторов», которые он понимает и как динамические силы биологических структур организма, и как психодинамические тенденции переживаний и поведения, позволяет ему понять суть симптомов вегетативного невроза как симптоматическое поведение и определить ее в ставших класси-
36 37 ческими основных психодинамических формулах. Астматик, например, следует бессознательному «эмоциональному силлогизму»: «Я не могу любить, так как это означало бы, что я теряю любовь своей матери» (French, Alexander et al., 1941). Переживания и поведение гиперактивного язвенника определяется бессознательной формулой: «Я не хочу что-либо принимать или брать, я активен, честолюбив и успешен, у меня нет никакого желания стать пассивным и зависимым» (Alexander, 1934). С другой стороны, концепция векторов дает возможность систематического дополнения психодинамического исследования психофизиологией, которая может исследовать физиологические компоненты эмоциональных состояний. Поэтому для Александера психобиологическое исследование не противостоит психоаналитической психосоматике, оно скорее в состоянии дополнить ее в отдельных аспектах. Таким образом, Александеру удалось создать основу междисциплинарного подхода к психосоматическому исследованию, поскольку он сам видел групповую работу единственно возможной формой исследования. Александер своими концепциями способствовал возникновению психоаналитически ориентированного психобиологического исследования, во многом укрепив его основы. Наиболее известными стали исследования Мирски (Mirsky, 1958) и его сотрудников. При исследовании призывников, у которых была обнаружена желудочная гиперсекреция, психодинамическое изучение выявило психосоматическую реакцию на стрессовую ситуацию, и Мирски удалось с 70 %-ной точностью предсказать последующее возникновение язвы желудка. Следует все же отметить, что Александеру не удалось создать удовлетворительную психодинамическую теорию возникновения «нарушения рабочего разделения нервной системы», которая физиологически описывала бы вегетативные неврозы и в которой мы узнаем упоминавшееся Фрейдом (1895с) «отчуждение психики и соматики». Хотя он подчеркивает этиологическое значение межличностных ситуаций, делая инфантильную зависимость базисной категорией своей концепции, и хотя Александер выделяет в бессознательной потребности зависимости и реактивного «нарциссического протеста» интерперсональное направление психодинамических векторов, определяющих симптоматическое поведение, в построении своей теории, в конечном счете, он всегда основывается на изолированной психобиологической системе индивидуального организма. Так, проблема развития Я и объектных отношений в рамках его концепции предстает прежде всего как биопсихологическая проблема роста и воспроизводства. «Каковы же биологические отношения между прегенитальными тенденциями, фокусирующимися вокруг процесса роста с одной стороны, и генитальными тенденциями, фокусирующимися вокруг воспроизводства, - с другой? Я бился над этой проблемой с начала моего изучения психоанализа. Я пытался соотнести фундаментальные психологические тенденции с основными процессами жизни» (Alexander, 1940). Но именно биопсихологическая постановка вопроса дала возможность Александеру сделать решающий шаг в концепции вегетативного невроза: вместо интрапсихического конфликта классического невроза на первый план выступил конфликт между развивающимся психобиологическим организмом и окружающей средой. Поэтому «регресс» теории Александера о психоаналитической структуре личности не является возвратом к достигнутому уже в рамках традиционного учения о неврозах дифференцированию психического аппарата. С моей точки зрения, теоретические труды Александера должны рассматриваться как попытка соответствовать клиническому опыту психоаналитической терапии и как исследования, распространенные на область психиатрии и психосоматики. Можно сказать, что психодинамическая концепция Александера о динамических векторах, определяющих процессы роста и репродукции, получила неожиданное подтверждение в свете современного психоаналитического изучения развития Я и креативности в обстановке группы. Поэтому она позволяет рассматривать его отход от традиционного учения о неврозах не как шаг к его упрощению, а как чрезвычайно плодотворный и обогащающий вклад в расширение и дифференцирование психоанализа в целом. От концепции эквивалентов к корреляту одновременности Мы можем видеть определенную параллель усилиям Александера по разработке систематических основ психоаналитической психосоматики в концепции «корреляции одновременности», разработанной Гаральдом Шульц-Хенке (1940, 1951). Гаральд Шульц-Хенке, который вместе с Вернером Кмпером (1942, 1949, 1950, 1954, 1958) внес решающий вклад в создание психосоматической медицины в Германии, обнаружил, что «огромная часть невротической симптоматики находит свое выражение в соматических симптомах». Он понимал эту органическую симптоматику как «соматический коррелят психических процессов». В своей теории «корреляции одновременности» он утверждает «наличие простой функциональной зависимости психики и соматики от характера одновременности». Связь при этом носит характер не каузальности, а отношений взаимодействия. На основе обширных психосоматических исследований Шульц-Хенке разработал схему, в которой названным им «сферам побуждений» к обладанию, принятию себя, сексуальному удовлетворению подчинены специфические органы и группы органов. При этом он предполагает, что состояния психического возбуждения в соответствующих сферах побуждений ведут к функциональным изменениям соответствующих групп органов. С этой точки зрения он дает органическую симптоматику психосоматических заболеваний как «коррелят одновременности с запалом когда-то интенсивно ощущавшихся, а затем ставших латентными побуждений или потребностей». Бо-
38 39 лее редкую форму органического расстройства он находит в «функциональном нарушении как корреляте одновременности с усилившимся неосознаванием представлений» (Schultz-Hencke, 1951). Разделение на группы симптомов напоминает разделение Фрейдом конверсионной симптоматики и актуальных неврозов и разделение групп симптомов, предпринятое Александером. Теория «коррелята одновременности» имеет также большое сходство с представлением Александера о физиологическом компоненте эмоциональных процессов, обозначенных Шульц-Хенке как стремления «экспансивного», то есть как побуждения, возникшие в результате «торможения» их интенсивности, которые он также называет «готовностями». При этом Шульц-Хенке понимает органическую симптоматику как «язык органов», в котором «бессознательный смысл-мотив-побуждение-потребность... вместо того чтобы быть высказанным словами, проявляется лишь в подчеркнутом функционировании органа». Вопрос о том, почему возникает органическое нарушение, для Шульц-Хенке получает принципиальный ответ в общей корреляции одновременности. Он говорит также о соматической стороне невротической симптоматики вообще, причем постулирует «слабость органа» как обстоятельство, способствующее возникновению симптомов. Теория Шульц-Хенке о корреляции одновременности является основой большого клинического вклада в психосоматику основанной им школы. Ограниченность его концепции заключается, с моей точки зрения, в том, что его модель побуждения-торможения не использует дифференцирование психической структуры, говоря в общих чертах о «ядре» и «скорлупе» различных невротических структур. Хотя он своей концепцией о различных сферах побуждений достигает широкой функциональности психодинамических категорий, его решительный отказ от учения об инстинктах и, более того, от психоаналитического понятия Я, лишает его, с моей точки зрения, важных теоретических инструментов психоаналитической науки о лечении, необходимых именно для дифференцирования теории коррелята одновременности. Так, например, он утверждает: «Психоаналитическое понятие Я совершенно неприменимо и ненужно... Вместо того чтобы раздувать его, лучше было бы точно описать, в чем, собственно, состоит то переживание, которое называют разумным учетом реальности субъектом». Он сам полагает, что «старое понятие разума» при этом будет играть лучшую роль, чем понятие Я (Schultz-Hencke, 1972). Эта короткая расправа с психоаналитической теорией Я объясняется, конечно, тем, что дальнейшее развитие и дифференцирование психоаналитического исследования Я в основном происходили вне немецкоязычной литературы и тогда, когда психоанализ в Германии был отрезан от всякой связи с этим развитием. 40 Я привожу здесь точку зрения Шульц-Хенке для того, чтобы показать, что он сам развивал свои концепции в обстановке полной изоляции, но также и потому, что именно точное изучение и описание «тех переживаний, которые называют разумным учетом реальности субъектов» в рамках психоаналитического исследования Я решающим образом способствовали прогрессу психоаналитической психосоматики. От психоаналитического учения о неврозах . к «медицинской антропологии» Значительным вкладом в развитие психоаналитической психосоматики мы обязаны Виктору В. Вейдкеру (1933, 1940, 1949, 1954) и основанной им гейдельбергской школе. С середины двадцатых годов В. Вейдкер стремился ввести психоаналитические познания и основы в органическую медицину. При этом изучение и демонстрация роли психического в возникновении и в особенностях течения органических заболеваний не являлось для него главной целью. Его «Применение психологии неврозов к внутренним болезням» (1954) давало скорее новое научно-теоретическое определение медицины в целом, речь шла о «медицинской антропологии». Поэтому он быстро оказался в конфронтации с функционалистскими воззрениями своего учителя Рудольфа фон Крела (1929) и прежде всего с Густавом фон Бергманом (1936), который сделал нарушения функций центральным понятием своего физиологически-функционалистского понимания болезни. В. Вейдкер. напротив, хотел понимать психику не только как дополнительный фактор болезненного процесса, так сказать, как еще одно колесико в расстроенной физиологической машине. Он стремился не к интеграции изолированных психоаналитических познаний в традиционном учении о болезни, а к пониманию органических заболеваний на основе психоанализа как нарушений смысловых связей. При этом он понимал разработанное в психоанализе лечение неврозов психотерапией прежде всего как «предварительную тренировку перед гуманизацией всей медицины» - задачу, которую он спустя десятилетия считал «решающей, но в основном не решенной» (v. Weizsdcker, 1954). Целью его усилий был сформулированный им позднее «динамичный генетически целостный образ человека, в котором содержатся ведущие идеи психоанализа, но который значительно шире психологии, так как он включает в себя как организм, так и констелляции окружающего мира». Исходным пунктом его теорий являются отношения врача и больного в форме разработанной Фрейдом «межличностной лаборатории». При этом он направляет свое внимание не только на психическое содержание сообщений больных, но и пытается «попасть вместе с больным в ситуацию, в которой его органические функции сами начали бы говорить и могли бы быть подслушанными». Он исходил из того, что высказывания больного «должны восприни- 41 маться всерьез как истинное восприятие его собственного жизненного процесса» и истолковываться как «свидетельство самовосприятия без ограничения». «Так же, как зрением и слухом мы воспринимаем окружающий мир, мы можем с помощью телесных ощущений и фантазии воспринимать внутренние процессы, функции и их взаимодействие» (v. Weizsdcker, 1954). Первым результатом его усилий была работа «Соматические процессы и невроз» (v. Weizsdcker, 1933). На примере больного, обратившегося с жалобами на затруднение мочеиспускания и перенесшего затем ангину в ходе аналитической терапии, фон Вейцдкер разработал основы своего учения о «круге образов» (v. Weizsdcker, 1933, 1940). Позже он утверждал, что оно является «ничем иным, как теоретической абстракцией формы жизненных процессов, открывавшихся мне в отношениях с больным» (v. Weizsdcker, 1954). Значительный шаг, который он делает в своей концепции «круга образов», состоит в доказательстве того, что организм имеет субъектный характер уже на уровне биологических и физиологических процессов, и поэтому физиологические процессы следуют закономерностям, значимым для межличностных отношений. Анализируя «биологические акты», например, ходьбу по пересеченной местности, движения глазных яблок и экспериментально вызванные головокружения, он показывает, что такие категории классической физиологии, как раздражение, рефлекс и т. д., недостаточны для описания биологических процессов, поскольку не могут отразить решающий момент «самодвижения», а именно: единство восприятия и движения в «биологическом акте». На этих примерах он показывает, что биологический организм должен пониматься как самодвижущийся субъект, который, благодаря специфическому характеру своего обращения с окружающим миром, то есть своим биологическим актам, связан совершенно определенными отношениями с окружающим миром, которые он определяет как «когерентность». Он определяет эту когерентность как «хрупкое единство, которое позволяет субъекту упорядочить свою связь с окружающим миром». Как субъект, организм противостоит окружающему миру. Своим обращением с ним он приводит «хрупкое единство... в порядок» (v. Weizsdcker, 1940). Из этого для фон Вейцдкера следует, что биологический организм человека имеет характер субъекта уже на уровне физиологических функциональных связей, иными словами, Я есть органическое единство. Однако, это Я биологического организма нельзя представлять изолированно. Уже на биологическом уровне оно находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром, которое также большей частью носит субъектный характер. В этом смысле фон Вейцдкер видит «важнейшим изменением научного сознания нашего времени... противопоставление Я окружающему миру, а не психического физическому» (v. Weizsdcker, 1954). Его учение о круге образов - это попытка основать науку, «которой еще нет, науку, которая изучает не связь души и тела, а стоит по ту сторону этого дуализма или, если хотите, по эту». Основной вклад психоанализа в эту науку фон Вейцдкер видит в том, что он сделал межличностные отношения между врачом и больным решающим полем исследования и терапии. Он полагает, однако, что психоанализ должен оставить свое самоограничение психологией, чтобы преодолеть научно-теоретический «плен своего островного положения». Предпосылку для такого шага он видит в том, «что обе граничащие с психикой области - соматика и внешний мир, в котором мы живем, - устроены так, что психика может вести с ними до известной степени понятный диалог, а также то, что в этих двух областях говорят если не на том же, то, по крайней мере, на языке, доступном переводу» (v. Weizsdcker, 1954). В своей ранней работе «Соматические процессы и невроз» фон Вейцдкер предложил в этом смысле заменить традиционную концепцию конверсии концепцией «выравнивания психофизических констелляций и их нарушений». Он уточнял: «Это выравнивание, как мы выяснили, здесь вообще никогда не происходит между психическим и физическим, как если бы, образно говоря, происходил обмен радости и страдания, душевного волнения на неодушевленные химические процессы. Выравнивание, строго говоря, возможно лишь тогда, когда однородный уровень функционирования позволяет осуществлять сдвиги на однородном уровне». При этом он опирался на наблюдение органического заболевания своего больного в ходе аналитической терапии. Он писал, что органическое заболевание дало больному эмоциональное восприятие и ощущение собственного тела, став, таким образом, решающим этапом процесса выздоровления. Фон Вейцдкер заключил из этого, что защитный характер симптомов (психоанализ пришлось прерывать на время болезни) психодинамически был менее значим, чем прогрессивный шаг к интеграции. Этот процесс он понимает как «критический поворот событий в своем течении», приведший к изменению как психической, так и физической констелляции в том смысле, что органическая инфекция, параллельная впервые полученному ощущению тела, выступила вместо торможения органических функций и паранойяльных фантазий. «Ограничению функций и потере реальности в неврозе» он противопоставляет «смену функций» и «смену реальности», наступающие с органическим кризисом. «Заболев ангиной, он (пациент. - Г. А.) узнает себя иным, чем раньше, ему открывается иной внешний мир». Хотя и то, и другое, невроз и органическое заболевание, «позволяют ему не решать специфический конфликт», существенное различие заключается в том, что «ангина имеет тот характер реальности, которого невроз в общем не достигает» (v. Weizsdcker, 1953). Здесь подчеркивается аспект психосоматического заболевания, который позднее становится все более важным - аспект идентичности болезни, ее функции как посредницы экзистенциального чувства. Для фон Вейцдкера при описании болезненного процесса на первый план выступили такие понятия, как ситуация, противоречие, поворот, кризис, прерывание, изменение, вырав-
42 43 нивание. С их помощью он пытался привести психофизиологическую динамику болезни в соответствие как с внешней ситуацией, в которой находится индивидуум, так и с его внутренней динамикой. Фрейд признавался фон Вейцдкеру, что он «скорее поражен, чем убежден этими весьма спекулятивными размышлениями». Он полагал, однако, что не следует придираться к абстракциям, и опубликовал объемистую работу без сокращений. Фон Вейцдкер на основе своей, вкратце описанной здесь концепции подверг психоаналитическую теорию глубокой критике, в особенности относительно понятия Я, важного для нашей проблемы. Эта критика нацелена в направлении «обеих граничащих с психикой областей». С одной стороны, он считает, что психоаналитическое понятие Я обозначает чисто психический феномен, определенный лишь своей противоположностью по отношению к Оно, представляющий соматику лишь в форме психических импульсов. Он отличает от этого свое понятие соматического Я: «Чтобы невозможно было спутать Я (в смысле фон Вейцдкера. - Г. Л.) с психическим проявлением, мы выделяем из проявлений Я принцип его противопоставления окружающему миру и называем это субъектом» (Weizsdcker, 1940). С другой стороны, он говорит, что Я психоанализа не знает, что такое Ты, и как понятие кажется вырванным из межличностного процесса, с которым связано постоянным (в смысле когерентности) диалогом, как и сам биологический организм. Это расширение концепции Я как в направлении биологического организма, так и в направлении межличностного взаимодействия приводит фон Вейцдкера к близости к групповой концепции. «Фрейд ввел Я в свою психологию и противопоставил ему Оно. Но он не видел, что это Я выступает также и как Ты, то, что и Ты имеет свое Оно, что тем самым объект подменяется Оно». Он критикует также массовую психологию Фрейда: «Лишь признав неизбежной массовую психологию, он испытал влияние своего рода персонализма, ибо если есть множественное число от Я и Ты, то это по меньшей мере приближение к категории Мы. Конечно, он не дошел до этого Мы. Такую попытку предпринял Юнг, и она ему не удалась» (v. Weizsdcker, 1957). Это становится еще более отчетливым, когда он утверждает, что успехи лечения не могут быть охвачены статистикой, занимающейся изолированным индивидуумом или только его телом. Он придерживается мнения, что успехи лечения могут восприниматься и верифицироваться лишь в рамках «жизненного сообщества», и утверждает в этом смысле, что жизненные законы сообществ должны рассматриваться как предпосылки теории познания к понятийному пониманию терапевтических процессов (v. Weizsdcker, 1954), Фон Вейцдкер на основе своих психосоматических исследований приходит к значительной функционализации категорий психоаналитического учения о неврозах. На место конверсии, при которой психическое содержание представлено органическим симптомом, он выдвигает концепцию «выравни- вания психофизических констелляций». Это выравнивание определяется уже не по содержанию, а формально как смена функций, «смена реальности» и «кризис». На этой основе он приходит к существенной ревизии психоаналитического понятия Я и к критике классической теории инстинктов, представляющей новую перспективу отношений между Я и Оно. Подобно тому, как с открытием субъектного характера физиологических процессов расширяется психическая инстанция Я, приобретая биологическое измерение и обнаруживаясь уже на уровне биологического организма и его «биологических актов», Оно уже также не понимается как «постоянный твердый фундамент человека», то есть как представительство биологических притязаний организма в форме инстинктов, противостоящих Я своими постоянными «рабочими требованиями» (Freud, 1915), причем само Я понимается как более дифференцированная часть Оно. Оно представляется фон Вейцдкеру скорее как психофизическое образование, которое «постоянно формирует себя, не достигая окончательного состояния». Он понимает это, так сказать, как другую сторону Я. Он утверждает: «Тем самым отношения между Я и Оно, конечно, поставлены с ног на голову, поскольку не Я является более дифференцированным производным от Оно, а, наоборот, Я в ходе своего развития или деятельности выделяет из себя Оно». Этот процесс он также обозначает как «образование Оно». Центральное значение при этом, по фон Вейцдкеру, принадлежит взаимодействию организма с окружающим миром. Можно сказать, что фон Вейцдкер здесь поразительно близко подходит к познаниям современного психоаналитического исследования Я и что его теоретическая концепция «медицинской антропологии» на основе систематического изучения отношений врача и больного во многих моментах идет значительно дальше, чем, например, ортодоксальная психоаналитическая концепция, которую его ученик Александер Миттерлих сделал основой своей психосоматической теории. Несмотря на это, следует сказать, что научная и практическая изоляция, от которой страдал фон Вейцдкер и которая навязала ему роль диссидента и оппозиционера, на что указывал также Рольф Денкер (1973), определила го, как он формировал свою теорию. Как и Шульц-Хенке, фон Вейцдкер восстает против исторической формы психоанализа в силу того обстоятельства, что он создавал свои концепции в обстановке, так сказать, отшельничества, будучи отрезанным не только от развития психосоматики в США (труды Александера и Дейча), но и от развития психоаналитической психологии Я. Кроме этого, я думаю, что концепции фон Вейцдкера в целом больше следуют динамике философского хода мышления, рожденного в ситуации врач-больной, чем динамике самого терапевтического взаимодействия. Когда он подчеркивает, что его наблюдения, которые он понимает как «строительные блоки психофизической патологии», являются результатом «движения терапевта, следующего за движениями больного субъекта в большей близости, чем традиционная медицина», он не дает каких-то новых указаний по технике это-
44 45 го совместного движения, то есть по терапевтическому взаимодействию. Для него важнее способ рассмотрения, чем терапевтическая концепция, акцент ставится больше на понимании, чем на лечении. В этих рамках он все же сформулировал ответы на два решающих вопроса, которые ставятся болезнью: «почему именно теперь?» и «почему именно здесь?». Эти ответы, по крайней мере теоретически, соответствуют его требованиям к психоанализу: исследовать «соматический организм и окружающий мир, в котором мы живем», как области, граничащие с психикой, в которых «говорят если не на том же, то, по крайней мере, на языке, доступном переводу». Уже в своей ранней работе 1933 года он сделал программное заявление: «Так же как психоаналитическое мышление дало нам правильный масштаб психоневроза, на основе которого следует разработать модель психофизиологической динамики, эта динамика может быть соотнесена с внешней ситуацией, в которой находится индивидуум». Психоаналитические исследования развития Я в группе смогли ответить на эти вопросы на новом уровне и при этом разработать терапевтические инструменты, к которым фон Вейцдкер очень близко подошел в своих научно-теоретических концепциях, почерпнутых из анализа отношений врача и больного. Психосоматический симптом как изменение Я Краткий обзор основополагающих теорий, разработанных пионерами психоаналитической психосоматики, высветил общий сдвиг в постановке центрального вопроса. Вместо вопроса о содержании симптомов все большее значение приобретают вопрос о форме и способах симптоматического поведения и вопрос о месте, которое это симптоматическое поведение занимает в переживаниях и поведении больного. Этот же вопрос является и вопросом о роли Я в генезе симптомов и симптоматического поведения. На него, как мы видели в приведенных концепциях, даются весьма разные ответы. В дальнейшем я хотел бы обратиться к этому аспекту психологии Я психосоматического заболевания и показать, что этот аспект имеет действительно решающее значение для понимания и лечения психосоматических заболеваний. Под влиянием одного замечания Ференца, Фрейд уже в рамках своих ранних исследований нарциссизма указывал на аспект психологии Я в органических заболеваниях. В своей работе «К введению нарциссизма» (Freud, 1914а) он утверждает, что органическое заболевание связано с «изменением Я», поскольку больной, «мучимый органическими болевыми ощущениями, теряет интерес к вещам окружающего мира в той мере, в какой они не касаются его страдания»; кроме того, он «перестает любить, пока страдает». Фрейд объясняет это тем, что «больной направляет либидо на себя, чтобы по выздоровлении вновь направить вовне». В качестве примера он цитирует стихи Вильгельма Буша, описывающие поэта, страдающего зубной болью: «Душа пребывает лишь в узкой пещере больного зуба». Фрейд надеялся, что «рассмотрение органического заболевания» позволит также «более глубоко понять психологию Я», точно так же, как этого можно ждать от изучения психозов. Сам Фрейд развивал свои взгляды на психологию Я не в связи с проблемой органических заболеваний, а в связи с исследованием психозов и перверсий. В рамках своей ревизии психического аппарата («Я и Оно», Freud, 1923b) он разрабатывает представление о связи между развитием Я и соматическими ощущениями, которое в дальнейшем оказывается весьма плодотворным. Я предстает в этой работе как «часть Оно, измененная прямым воздействием окружающей среды», как «продолжение поверхностной дифференцировки». Относительно Оно, которому отводится область инстинктов, Фрейд предполагает, что «его границы открыты для соматики». Сами инстинкты являются психическим представительством постоянно поступающих внутренних соматических источников раздражения. Для Я они являются «требованием работы». Также и Я находится в прямых отношениях с соматикой, поскольку проявляется телесно. Фрейд подчеркивает значение, которое имеет восприятие и переживание собственного тела для процесса дифференцировки Я и Оно. «Собственное тело и, прежде всего, его поверхность, -утверждает он, -является местом, из которого могут поступать одновременно внешние и внутренние ощущения. Оно рассматривается как другой объект, но дает осязанию двойственное ощущение, одно из них соответствует внутреннему восприятию». Поэтому Я является «прежде всего телесным, это не только поверхность, но и проекция поверхности». И далее: «Я выводимо из соматических ощущений в последней инстанции, прежде всего из поступающих с поверхности тела. Следовательно, Я может рассматриваться как психическая проекция поверхности тела наряду с тем, что представляет собой поверхность психического аппарата» (Freud, 1923 b). Эта концепция соматического Я имела в дальнейшем чрезвычайное значение для развития психоаналитической психологии Я. Феничел (1945) подчеркивает решающую, с точки зрения истории развития, функцию соматического Я: «Due to the simultaneous occurrence of both, outer tactile and inner sensory data, one's own body becomes something apart from the rest of the world and thus the discerning of self from non-self is made possible»1. Он подчеркивает, что лишь происходящее в начале развития Я формирование психического представительства тела и его органов делает возможным так называемое «body image», представление о собственном Я. Поэтому «body image» является ядром Я.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |