Истории болезни и процесс терапии 2 страница
В психоаналитической терапии психозов и пограничного синдрома, то есть пациентов, симптоматика которых располагается в широкой пограничной области между психозом и неврозом, поведение врача также должно меняться. Целью его поведения, однако, в каждом случае остается одно и то же, а именно - создание такой психоаналитической ситуации как «межличностная лаборатория». Эта «лаборатория» возникает не потому, что пациент и врач располагаются в одном помещении и ведут себя там по определенным правилам, она создается в тот момент, когда пациент сможет ощутить себя как субъект и личность в отношениях с врачом и тем самым включиться в качестве партнера в процесс совместной терапевтической работы. Отсюда следует, что психоаналитическая ситуация и поведение врача могут быть весьма различными, в зависимости от того, как структурированы конфликтная ситуация, лежащая в основе данного заболевания, и бессознательная динамика пациента. Так, в психоаналитической терапии психозов, например, интерпретации поведения больного воспринимаются им скорее не как выражение участия со стороны врача, а напротив - по большей части как отвергание. Врач должен здесь скорее пытаться наладить общение с пациентом своими прямыми, по большей части невербальными реакциями на проблемы больного. Как в психоаналитической терапии неврозов, так и в аналитической терапии психозов (обе формы включены в единый спектр психоаналитического лечения) именно поведение психоаналитика делает возможным появление «межличностной лаборатории» и образует центральный инструмент для лечебной и исследовательской работы в целом. Анна Фрейд сказала однажды, что аналитик может делать в терапии все, что хочет, пока знает, что делает. Я хотел бы добавить, что врач, прежде всего, должен знать, что он всегда что-то делает, даже когда, например, ничего не делает. Это относится также и к пациенту, который всегда что-то переживает и что-то делает. Его проблема как раз в том и состоит, что он это не осознает и поэтому не может сознательно воспринимать, распознавать и формировать свое поведение. 8. На основании этого задача психоаналитической терапии может быть обозначена следующим образом. Ее цель - создание и развитие (благодаря специфическому поведению врача) межличностной ситуации, в которой связь врача с поведением и переживанием больного дает пациенту возможность распознать бессознательную последовательность его поведения и переживаний или, в случае тяжелых психических заболеваний, вообще увидеть эту последовательность. С моей точки зрения, из этой особой предпосылки психоанализа, а именно - исследования поведения пациента с помощью поведения врача, вытекает особое научно-теоретическое место психоаналитической теории. Ее основа, сама психоаналитическая теория, всегда представляет собой сплав лечения и исследования. Она является в этом смысле «лечебной наукой». Ее теоретический понятийный аппарат служит лишь тому, чтобы сделать понятным, что на самом деле происходит в терапевтической ситуации, во взаимодействии между аналитиком и пациентом, что переживает больной, как он ведет себя и как врач реагирует на это своим поведением и переживаниями. 9. Развитие психоаналитической теории от работы 3. Фрейда «О психическом механизме истерических феноменов» 1893 года и «Эскизе психологии» 1895 года через «Толкование сновидений» 1900-го и метапсихологические работы 1905-1926 годов вплоть до развития новой психологии Я в связи с психоаналитическим изучением групп в рамках моей школы (Amnion, 1970a, 1972а, 1973а, 1973b) может рассматриваться как цепь попыток добиться все большего соответствия теоретических концепций психоанализа реальности терапевтического процесса и сформулировать рабочие гипотезы, которые позволили бы осуществлять целенаправленное и осмысленное терапевтическое вмешательство и сделали возможным учиться на том, что делается. При этом к расширению и дифференцированию теории вели расширение и дифференцирование области терапевтической практики, так что можно сказать: теоретический инструментарий лечебной науки психоанализа может расти и обогащаться лишь в той мере, в какой удается расширить границы психоанализа в терапевтической практике (Ammon, 1974). Из того факта, что психоанализ как лечебная наука может развиваться лишь за счет дальнейшего расширения и дифференцирования ситуаций и методов лечения (если не хочет потерять собственную основу), следует и научно-теоретическое положение и постановка проблем психоаналитической психосоматики. 10. Психоаналитическая психосоматика не претендует на объяснение психосоматических механизмов здоровья и болезни. Ее усилия по исследованию и лечению психосоматических заболеваний происходят не на уровне классической проблемы души и тела, которая постоянно обозначается как центральная проблема психосоматической медицины. Так, Фрейд, например, дважды высказывался о проблеме души и тела, хотя и мельком, в «Эскизе» 1985 года. Он всегда настаивал на том, что благодаря открытию динамики бессознательного и развитию психоанализа как объективного метода изучения этой динамики классический вопрос о связи души и тела стал излишним, поскольку он обойден новыми постановками вопросов в психоанализе.
16 17 Таким образом он представлял себе проблему дуализма души и тела, а также «универсального монизма» (ср. Deutsch, 1959), хотя и не был склонен теоретически абсолютизировать их. Ибо проблема души и тела предстает в психоаналитической психосоматике не как теоретическая, а как теоретико-практическая проблема. В анализе больного, который сам является предметом изучения, речь идет не столько о том, чтобы объяснить связь и взаимодействие психического и соматического, сколько о том, чтобы представить себе, что понимает пациент во взаимодействии с врачом, как он ведет себя, и какую функцию выполняет в этой связи психосоматическое симптоматическое поведение. 11. Фрейд имеет в виду изучение этих взаимосвязей в отношениях врача и больного, когда говорит о том, что врач, заинтересованный в психологии болезни, должен ограничить себя «психологическим образом мысли» и «психологическими вспомогательными представлениями», или когда он в другой работе подчеркивает, что психоанализ имеет целью и осуществляет «ничто иное, как раскрытие бессознательного в душевной жизни» (Freud, 1916-1917). Ибо новое знание, ставшее доступным благодаря открытию и изучению динамики бессознательного во всех человеческих жизненных процессах, состоит именно в том, что все моменты и факторы этих жизненных процессов могут быть поняты как компоненты детерминированного бессознательными силами динамического континуума переживаний и поведения, что они находятся между собой в смысловой взаимосвязи, которая может быть исследована, понята и подвергнута коррекции с помощью психоанализа. При этом Фрейд всегда справедливо отказывался определить природу психических процессов и объяснить их взаимодействие с соматическими. Он говорил, что о природе психики может сказать так же мало, как физик о природе электричества (Freud, 1938), а о психоанализе, исследующем психику, он говорил, что «его можно как науку охарактеризовать не материалом, на который он воздействует, а используемой им техникой» (Freud, 1916-1917). То же безоговорочно справедливо и для психоаналитической психосоматики. Я хотел бы заключить этот короткий экскурс об учении, о болезнях и о терапевтической стратегии психоанализа, развившихся на основе открытия «психоаналитической ситуации», коротким примером, который может проиллюстрировать, о чем идет речь. Манфред Пфланц (1972), которому мы обязаны рядом выдающихся исследований по социальной медицине и эпидемиологии, в работе о диагностических и терапевтических проблемах гипертонической болезни обнаружил кое-что, проливающее свет на проблему разрыва между медицинской теорией и терапевтической практикой. Он установил, что во всех странах с «высоким медицинским стандартом» в среднем выявлено 50 % всех гипертоников, но достаточное лечение получают лишь 25 %. Из этих 25 % более половины прекращают лечение в течение первого года. Пфланц предполагает, что причиной этого очевидного 18 дефекта медицинского/обслуживания является структура личности гипертоников и неспособность врачей соответствовать этой личностной структуре. У чрезмерно адаптированных, но латентно агрессивных больных гипертонией зависимость, в особенности от авторитарных врачей, вызывает тревогу, часто побуждающую их спустя короткое время прекратить лечение. То есть не возникает того контакта между врачом и пациентом, который сделал бы возможным лечение гипертонии на основе устойчивого взаимодействия. Пфланц видит в этом пример того, что он называет «технологической брешью», зияющей между диагностическими и терапевтическими возможностями современной медицины и ее применением во врачебном обслуживании населения. Эта «технологическая брешь», с моей точки зрения, является не столько проблемой простого «применения» созданного естественнонаучными медицинскими исследованиями технологически-терапевтическою инструментария. Здесь речь идет о личностях врача и больного, о поведении и переживаниях партнера в терапевтической ситуации, в первую очередь в ходе противодействия психосоматическому расстройству par excellence. И здесь, с моей точки зрения, находится отправной пункт психоаналитической психосоматики, которая в отсутствии коммуникативного взаимодействия между врачом и больным видит не только «технологическую брешь», но скорее проблему и рабочий уровень терапии и исследования. Иными словами, психоаналитическая психосоматика представляет собой не науку, которая «прилагается» к лечению органически больных, а собственно «науку лечения органически больных». Истерическая конверсия Отправным пунктом психоанализа и современной психосоматической медицины является открытие психической этиологии истерических заболеваний. Фрейд (1983, 1895b) и Брейр нашли, что психические и органические симптомы их пациентов, которые не удавалось обосновать органическими поражениями, теряли свою иррациональность и непонятность в тот момент, когда удавалось связать их функцию с биографией и жизненной ситуацией пациента. Они предполагали «существование скрытых, бессознательных» или «тайных» мотивов везде, где распознавался «прыжок», переход к морбидному поведению. Так Фрейд (1894) писал: «У анализированных мной больных психическое здоровье сохранялось до момента наступления непереносимости в мире их представлений, то есть пока какое-то переживание, представление или ощущение не вызывало такой болезненный аффект в их Я, что личность предпочитала забыть о нем, потому что не находила сил разрешить противоречие этого непереносимого представления со своим Я и его мыслительной работой». 19 Этот «прыжок» в психическом поведении он назвал конверсией, предполагая при этом прыжок «из психики в соматическую иннервацию». Он утверждал: «При истерии происходит обезвреживание непереносимого для больного представления путем перевода нарастающего возбуждения в соматические процессы, для чего я хотел бы предложить термин конверсия» (Freud, 1894). Фрейд не рассчитывал объяснить своей концепцией конверсии прыжок из психики в соматику. Он обозначил его как «таинственный», считая, что «наше понимание никогда не будет в состоянии последовать за этим прыжком» (Freud, 1909). Для него было важнее сделать конверсию распознаваемой в качестве специфической формы поведения. Он понимал соматический симптом, например, истерический паралич, как представительство одного или нескольких «несовместимых представлений». Их движущим мотивом являлись открытые им позднее, ставшие бессознательными инстинктивные желания инфантильной сексуальности (Freud, 1905a). «Обезвреживание» представлений, осуществлявшееся за счет превращения суммы их возбуждения в соматические процессы, представлялось как частный случай невротического, то есть неполного вытеснения. Фрейд (1894) предполагал, что эту особую форму защиты от бессознательных инстинктивных побуждений делает возможной особая предрасположенность, «способность к конверсии». Это представление он позже развил в концепциях «соматической реакции» (Freud, 1905b) и «дополнительного ряда» (Freud, 1905a). Конверсию осуществляет Я, благодаря ей становясь свободным от противоречий, то есть освобождаясь от конфликта с бессознательными инстинктивными импульсами. Можно сказать, что концепция конверсии Фрейда в известном смысле стала прототипом концепции невротического вытеснения вообще, и мы увидим, что направление в психоаналитической психосоматике, вышедшее из разработки модели конверсии, в существенной мере развивается в рамках классического психоаналитического учения о неврозах. «Эквивалент приступа тревоги» Одновременно с моделью конверсии в ходе исследования так называемого невроза тревоги Фрейд сформулировал вторую концепцию психосоматического возникновения симптомов, радикально отличавшуюся от конверсии (Freud, 1895c). Он обнаружил, что такие органические симптомы, как расстройства сердечной деятельности, дыхания, приступы потливости, дрожи, приступообразный голод, понос, головокружение, сужение сосудов и парестезия, сопровождают приступ тревоги в качестве «эквивалентов приступа тревоги» или как «ларвированные состояния тревоги» и часто полностью заменяют его. При этом он нашел, что тревога больных с неврозом тревоги, в отличие от тревоги при истерии и неврозе навязчивости, «не редуцируется при психологическом 20 анализе» и «недоступна психотерапии». Он заключил из этого, что эта тревога не может быть следствием «вытесненного представления», и, следовательно, невозможен «психический сброс». Он полагал, что базисным механизмом невроза тревоги и его органической симптоматики «является отклонение соматического сексуального возбуждения от психики и вызываемое таким образом патологическое использование этого возбуждения». Органический симптом появляется здесь как результат отклонения соматического возбуждения, которому, так сказать, воспрещается допуск в психику в то время, как при истерической конверсии органический симптом появляется как следствие вытеснения психического возбуждения в соматику, причем Фрейд подчеркивает, что речь идет о «вызванном конфликтом» психическом возбуждении. В обоих случаях причиной «возникновения патологических соматических процессов» является «психическая недостаточность, возникающая в месте психической переработки отклонения возбуждения в соматику». Разница все же является значительной. При истерической конверсии органический симптом является частью содержания психических представлений, которые сами являются результатом психической работы, в то время как конверсия сама является психическим действием, а именно специфической формой вытеснения. При «эквиваленте приступа тревоги» органический симптом служит не для представления возникшего в результате психической работы психического содержания. В данном случае скорее блокируется допуск в психику нежелательного соматического возбуждения, которое реагирует на это формированием органических симптомов. Фрейд заключил из этого, что здесь психические процессы не происходят. По его мнению, «симптомы актуального невроза (к которому Фрейд с 1898 года относил невроз тревоги и так называемую неврастению. - Г. А.) - спазмы и головные боли, состояние органного раздражения, ослабление или торможение функций - не имеют смысла, психического значения». Он считал эти «ларвированные состояния тревоги» соматическими проявлениями, «при возникновении которых отпадают все сложные психические процессы, ставшие нам известными» (Freud, 1916-1917). Исходя из этого, он считал психоаналитическое лечение и исследование этих расстройств малоперспективным. Он заключает: «Проблема актуальных неврозов... не дает психоанализу опорных пунктов, он дает мало для их понимания и должен предоставить эту задачу биомедицинскому исследованию» (Freud, 1916-1917). Его ученики, как известно, придерживались иного мнения, и психоаналитическая психосоматика смогла сделать значительный вклад в понимание этих расстройств по двум направлениям - за счет расширения модели конверсии и дальнейшего развития концепции эквивалентов. Однако, прежде чем я представлю эти направления по отдельности, я хотел бы вкратце резюмировать постановку проблемы, решавшейся Фрейдом и изложенной в его обеих психоаналитических концепциях. 21 Психосоматический симптом как симптоматическое поведение С помощью обеих концепций - истерической конверсии и органического эквивалента тревожных состояний - Фрейд определяет функцию и значение «патологических соматических процессов» в переживаниях и поведении больного. Центральный вопрос о соответствии одной из концепций состоит не в том, может ли организм стать сценой психического конфликта, а в том, почему психический конфликт выступает, так сказать, в органическом костюме, когда на этой сцене разыгрываются психические расстройства. При этом Фрейд находит следующее различие. В процессе психоаналитической терапии истерический конверсионный симптом предстает в рамках межличностного взаимодействия носителем психического содержания, он выражает психическое переживание, которое позже возможно истолковать как ставший бессознательным конфликт между инстинктивной потребностью и защитой Я. В этом смысле он кажется просто образцом невротического симптома, выражением компромисса между вытесненным инстинктивным желанием и защитой Я. Симптом - выражение отраженного представления и отражающей психической силы, как и все невротические компромиссные образования, носит символический характер. Поэтому он в принципе может быть понят в рамках психоаналитической терапии и переведен на язык сознания и сознательного поведения, то есть реинтегрирован. Этот перевод возможен потому, что в основе симптома уже находится найденное и описанное психическое содержание в форме вытесненного представления, даже если речь идет о представлении, которое в ходе регрессии к ранним ступеням развития инстинкта приняло сноподобный характер благодаря первично-процессуальной динамике бессознательного. Органическая симптоматика так называемых актуальных неврозов, напротив, является, как установил Фрейд, эквивалентом состояния недифференцированной тревоги, которая кажется «недоступной психотерапии», поскольку ее нельзя связать с вытесненным представлением. Органический симптом здесь является не соматическим выражением обусловленного конфликтом расстройства психической деятельности, он скорее показывает, что психическая деятельность не происходит вовсе. Фрейд понимает эту группу симптомов как «суррогат не происшедшего специфического действия», необходимый для сброса сексуального возбуждения, накопившегося благодаря соматическому источнику. Оно не может произойти, поскольку не происходит «психической подготовки» для «специфического или адекватного действия» в виде предварительного переключения сексуальной энергии. В то время как при конверсии конфликтное нарушение этой «психической подготовки» ведет к тому, что вместо сознательного действия выступает конверсионный истерический симптом, представляющий ос- 22 тающееся бессознательным желание, органическая симптоматика «ларвированной тревоги» при неврозе тревоги показывает, что не сформировано и психическое представление о действии. Поэтому Фрейд причисляет конверсию к вытеснению, а соматический эквивалент тревоги - к более примитивному защитному механизму проекции. Общим для обеих концепций является то, что органическая симптоматика рассматривается не как простое нарушение физиологических функциональных связей, а как следствие основного расстройства переживаний и поведения. Однако различие состоит в том, что при конверсионной симптоматике это нарушение восходит к бессознательному психическому конфликту между инстинктивным желанием и защитой Я, в то время как причиной органической симптоматики актуального невроза, как предполагает Фрейд, является несостоявшийся психический конфликт. Как мы заметили, Фрейд обнаружил это различие на основе своего терапевтического опыта. Поэтому оно имеет значение прежде всего для терапевтической техники. Психосоматический симптом истерических пациентов как симптоматическое поведение Фрейд обнаружил в ходе психоаналитической терапии неврозов, так как он смог заметить и исследовать лежащий в основе конфликт с помощью свободных ассоциаций пациента. В рамках этой работы он узнал, что «прыжок из психики в соматику» представляет собой лишь особую форму проявления «прыжка» в психическом поведении. При актуальном неврозе техника, разработанная для лечения и исследования истерии, не срабатывала, поскольку с помощью психоанализа того времени в органическом симптоме было невозможно обнаружить поведение, лежащее в основе конфликта. На основании этого Фрейд сделал вывод, которого придерживался до конца жизни, что психоанализ неадекватен в лечении этих расстройств, и адресовал решение этого вопроса «биомедицинскому исследованию». Лишь когда на основе расширения и дифференцирования психоаналитических методов лечения и исследования удалось распознавать в органической симптоматике эквивалент тревоги симптоматическое поведение, стала возможной разработка новых лечебных подходов, приведшая к значительному изменению психоанализа в целом. Проблема, проявившаяся благодаря разделению Фрейдом конверсии и эквивалентов и составившая существо психоаналитической психосоматики, состоит в том, что, хотя с помощью техники свободных ассоциаций и открытия «межличностной лаборатории» психоаналитической ситуации Фрейд превратил отношения врача и больного в поле исследования, что позволило ему расшифровывать символический язык конверсионных симптомов, однако он не смог распознать значение эквивалентов тревоги и предполагал поэтому, что эти органические проявления лишены какого-то психологического смысла. Теперь задачей стало выявление ситуаций, в которых эта симптоматика могла быть истолкована как сообщение, как значимое поведение, подобно реп- 23 резентативным симптомам конверсионной истерии. Фрейд внес в решение этой задачи лишь косвенный, хотя и значительный вклад, прежде всего в рамках исследования нарциссизма и позднейших концепций психологии Я. Однако его основополагающие психосоматические концепции, сформулированные уже в ранних работах, ставят проблему, центральное значение которой стало ясным лишь в рамках позднейших исследований. Она заключается в разграничении конверсионных симптомов и эквивалента тревоги. Вопрос о причине, по которой организм становится сценой симптомообразования, находит ответы, различные для обеих групп симптомов. При конверсионной истерии «соматическое вовлечение органов», имеющее как наследственный, так и онтогенетический аспекты, делает возможным символическое соматическое выражение психического конфликта. Эта специфическая «способность к конверсии», которую он обозначает также как «психофизическую способность к перемещению... больших величин (психического. -Г. А.) возбуждения в сферу соматики», делает возможным образование «сплава» психического содержания с органическим симптомом (Freud, 1894). При неврозе тревоги Фрейд (1895с), напротив, не находит ничего подобного. И здесь он подчеркивает значение унаследованной конституции, но тут она имеет иной акцент. Вместо «способности к конверсии» он обнаруживает при неврозе тревоги «отчуждение соматики от психики», ведущее к тому, что вместо «психического содержания, с помощью которого соматическое возбуждение дифференцируется и артикулируется, на первый план выступает недифференцированная тревога», не допускающая, с точки зрения Фрейда, «психической разгрузки». Изучение тревоги в рамках последних работ по психологии Я позволило обнаружить ее психическое происхождение и психодинамику «отчуждения соматики от психики» и показать, что эта форма отчуждения не задана генетически, а является психодинамически понятным результатом патогенных межличностных процессов и, следовательно, доступна коррекции с помощью адекватных психоаналитических методов. В поиске соматического языка Я хотел бы обратиться к работам пионеров психоаналитической психосоматики, которые на основе переработки обеих концепций Фрейда привели к пониманию и лечению психосоматических заболеваний. При этом для краткости я вынужден ограничиться лишь наиболее значимыми работами. Как мне кажется, в распространении психоанализа в сфере исследования и лечения органических заболеваний можно проследить два основных направления. С одной стороны, есть попытки распространить концепцию истерической конверсии на «патологические соматические процессы», в которых Фрейд не находил «психического значения». С другой стороны, мы видим стремле- ние к разрешению проблемы органической симптоматики путем расширения и дифференцирования концепции эквивалентов. Обоим направлениям мы обязаны большим вкладом в понимание психодинамики органических заболеваний. Они способствовали значительному дифференцированию первоначальных концепций. Общий сдвиг постановки проблемы, в сторону изучения как конверсии, так и эквивалентов, произошел, в конце концов, благодаря развитию психоаналитической психологии Я, когда интерес все больше переключался от содержания симптомов к истории их возникновения. Вместо вопроса «что сообщает органический симптом?» встал вопрос «как он сформировался?». На основе такой измененной постановки вопроса акцент в изучении психосоматических заболеваний неизбежно переместился на историю ранних объектных отношений, что, в конце концов, привело к признанию решающего значения бессознательных компонентов межличностных отношений в семье для генеза и динамики психосоматических заболеваний и к использованию этого в терапевтической работе. Начало психоаналитической психосоматики предопределено глубинно-психологической постановкой вопроса о бессознательном содержании органического симптома. Психосоматический симптом как судьба инстинкта Первое систематическое изложение психоаналитического лечения органического заболевания в строгом смысле слова дано, с моей точки зрения, Паулом Федерном (1913), который в сообщении о «примере перемещения либидо в ходе терапии» описывал лечение больного бронхиальной астмой. Он предположил в генезе соматического симптома либидинозную фиксацию в раннем детстве на дыхательной системе, причем обонятельная зона приобрела решающее значение при перемещении либидо как эрогенная. При обсуждении сообщения Федерна Фрейд сам предложил отграничить описанное заболевание от истерической конверсии, понимая его как «истерию фиксации», при которой специфическая соматическая реакция делает органную систему в особенности чувствительной для фиксации либидинозного развития, предопределяя соматическое выражение возникающего в результате этого конфликта. Организм как символ Против сужения психодинамического рассмотрения областью неврозов выступил три года спустя Георг Гродек (1917), считавшийся тогда «диссидентом» психоанализа, в работе о «психической обусловленности и психоаналитическом лечении органических заболеваний». Гродек (у которого Фрейд позднее заимствовал термин Оно для сферы неосознаваемых инстинктов, недоступного центра
24 25 личности «в котором мы предполагаем наличие открытого выхода в соматику» (Freud, 1923b)) выдвинул в этой работе следующий тезис: «Я считаю глубоким заблуждением предполагать, что лишь истерик обладает даром делать себя больным с какой-либо целью; каждый человек обладает этой способностью, и каждый использует ее в объеме, который мы не вполне себе представляем». За проявлениями болезни он видел «глубоко скрытые шифры неизвестного Оно, не имеющего, с его точки зрения, ни определения, ни объяснения. Это Оно, которым «живет» человек, использует для своих целей и решений как органические процессы, так и психическую динамику. Поэтому для Гродека не существует кардинальной противоположности между органическим и психическим процессами. Он в особенности указал на сходство динамики сновидений и органической симптоматики и сформулировал концепцию сходства генеза органических симптомов с формированием сновидений и невротических симптомов. Он утверждал, что «органические симптомы развиваются так же, как сновидения и невротические симптомы, что не существует принципиального различия между психическими и органическими процессами..., что Оно проявляет себя в большей мере то психическим, то органическим путем». Объяснить это при современном ему состоянии знания он считал невозможным: «Мы стоим здесь перед нерешенной пока загадкой». Итак, Гродек расширяет концепцию истерической конверсии, видя в этом механизм, присущий вообще всем жизненным процессам. «Оно» находит при этом символическое выражение как психических, так и органических процессов. В этом смысле он говорит об «организме как символе». Гродек, сам предстающий в своей автобиографии как «виртуоз конверсии», видит, однако, органическое заболевание не только как следствие и символическое выражение «глубоко скрытых решений неизвестного Оно». Он признает его функцию во взаимодействии с окружающим миром. Болезнь имеет задачу защитить больного, или же Оно, которым он «живет», - от непереносимых раздражителей. В связи со своей гипотезой защиты от раздражителей Гродек формулирует представление о тенденции бессознательного перекрывать доступ внутрь человека. «Что, тем не менее, все же вторгается, представляясь ядовитым для Оно, растворяется, обволакивается слизью и с плевком исторгается наружу, - замечает он относительно органических нарушений дыхательных путей. - Странно в этом процессе то, - продолжает он - что бессознательное приравнивает друг к другу и одинаково обращается как с психическим, так и с соматическим вторжением». Эта мысль, как и другие наблюдения Гродека, сейчас получает особую значимость в свете новых психоаналитических исследований психологии Я и группы.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |