Истории болезни и процесс терапии 7 страница
Ожидания матери к ребенку амбивалентны и сравнимы с double-bind коммуникацией в шизофреногенной семье (ср. Bateson, 1969; Weakland, 1956; Ammon, 1968, 1971а, b, с, 1973а). С одной стороны, он должен вырасти сильным, зрелым и самостоятельным. С другой стороны, всякие проявления самостоятельности ребенка пугают мать, поскольку, как правило, не соответствуют ее нереалистично завышенному идеалу. Осознать противоречивость этих взаимоисключающих установок мать не может, поэтому из коммуникации с ребенком она исключает все, что так или иначе может привести к признанию очевидности ее несостоятельности как воспитателя. В болезни этот конфликт дезактуализируется, но выздоровление опять лишает ребенка заботы, поскольку мать возвращается к своему обычному поведению. Ребенок не может вернуть материнскую заботу, отказавшись от своих притязаний на самостоятельность, потому что таким он тоже не будет соответствовать ее идеалу. Вернуть ее можно, лишь вновь оказавшись больным. При этом психосоматическое заболевание имеет двойную функцию: 1. Оно дает матери возможность избежать собственного конфликта амбивалентного отношения к ребенку и предоставляет ту форму обращения, которая созвучна ее бессознательным требованиям и страхам. Как мать больного ребенка, она получает поддельную идентичность, позволяющую ей отграничить себя от ребенка в этой роли и позволить ему тем самым отграничение в других областях, например, в сфере интеллектуальной деятельности. 2. За счет приспособления к бессознательному конфликту амбивалентности матери в форме болезни оно дает ребенку возможность получить свободу маневра для развития функций своего Я в других зонах. Однако ребенок оплачивает эту стабилизацию симбиотических отношений с матерью весьма чувствительным ограничением. Ему приходится, что называется, на собственной шкуре испытать конфликт амбивалентности матери, ее неспособность к отграничению ее идентичности. Мать, компенсирующая бессознательное отвергание ребенка заботой и уходом за ним, когда он болен, вынуждает его отказаться от своей самостоятельности и служить матери носителем симптомов для разрешения ее конфликта идентичности. 68 Мелита Спелинг (1955) также указывала на эту патогенную динамику психосоматически морбогенных преэдипальных отношений матери и ребенка. Она утверждает: «1 have found that the development of the psychosomatic pattern of response was rooted in a specific mother-child relationship»1. Специфическим в этих отношениях является то, что они имеют характер «взаимного магического страхования жизни». Это отношение определяется со стороны матери ее потребностью держать ребенка в постоянной зависимости через удовлетворение его жизненно важных соматических и эмоциональных потребностей. Удовлетворяя своим заболеванием эту бессознательную потребность матери, ребенок получает взамен уверенность в том, что он не будет отвергнут ею. Болезнь ребенка служит матери для защиты от собственной потребности в инфантильной зависимости и для постоянного самоутверждения, когда она. ухаживая за больным ребенком, удовлетворяет бессознательные фантазии собственного всемогущества. Спелинг (1955) подчеркивает также тесную связь бессознательного конфликта матери с психосоматическим заболеванием. Она считает, что матери психосоматически заболевших детей развивают психотическую реакцию, как только ребенок в ходе психоаналитической терапии начинает высвобождаться из симбиотической зависимости от нее. Спелинг интерпретирует свои наблюдения в рамках концепции Клейна. В основе симптома она видит «специфический исход борьбы между двумя первичными инстинктами» -либидо и потребности разрушения. Я полагаю, что аспект психологии Я важнее. Мы можем сказать, что психосоматически больной ребенок служит матери средством воплощения ее бессознательного конфликта идентичности в материнской роли, дающим тем самым возможность контролировать этот конфликт. Ребенок служит матери, так сказать, внешним носителем симптомов. Точно так же, как мать из-за страха своей идентичности может функционировать лишь как псевдо-мать, поскольку ребенка, за которым ухаживает, она же и делает больным, так же и ребенок может пользоваться лишь ложной идентичностью психосоматического больного, чтобы тем самым закрыть собой «дыру» в Я матери. Например, мать пациентки, с раннего детства страдающей бронхиальной астмой, пишет дочери: «Твое здоровье, дитя мое, - моя самая большая забота». Пациентка, однако, напрасно всю жизнь старалась получить признание матерью своих усилий по развитию собственной идентичности. Успех в учебе и профессии, партнерские отношения, жилье, путешествия - на все это мать реагировала стереотипными опасениями того, что эти опасные предприятия могут разрушить здоровье пациентки, и отказывалась принимать в этом участие. Лишь когда дочь становилась больной и беспомощной, удовлетворяя тем самым бессознательные потребности матери, та оказывала ей любовь, участие и внимание. 1 «Я обнаружила, что развитие психосоматической реакции коренится в специфических отношениях матери и ребенка». 69 Эта ситуация, с которой мы постоянно сталкиваемся в терапии психосоматических больных, показывает, что психосоматическое симптоматическое поведение следует межличностной динамике, в которой мать заставляет ребенка отказаться от развития и отграничения собственной идентичности и принять вместо этого псевдоидентичность носителя симптомов, когда мать может поддерживать свою собственную псевдоидентичность. Конечно, описанные здесь процессы межличностного перемещения симптомов не могут ограничиваться отношениями матери и ребенка. Они заложены в бессознательную динамику всей первичной группы. Она может лишь тогда позволить своим членам формирование и реализацию собственной идентичности и поддерживать их в этом, когда сама имеет идентичность как группа и может отграничить себя от внешнего мира. Далее я остановлюсь на этом подробнее. Здесь мне важно прежде всего показать, что психосоматический процесс, о котором говорил Миттерлих (1954), a priori является межличностным. Поэтому он не может быть адекватно понят в рамках индивидуально-психологической концепции ортодоксального психоанализа. Я же придерживаюсь мнения, что проявления психических и соматических расстройств в каждом случае указывают на нарушения межличностного процесса психосоматического развития, и поэтому всякая форма патологии, даже проявляющаяся в форме индивидуального заболевания, восходит к патологическому нарушению взаимодействия в группе, членом которой является больной и носителем симптомов которой он служит. Психосоматические нарушения индивидуума параллельны разрыву межличностных связей в группе, в которой он вырос и живет. Первая группа, в которую входит человек, является диадным симбиозом матери и ребенка, или это группа, которую мать и ребенок формируют в период беременности. В обеих ситуациях - беременности и раннего симбиоза -мать нуждается в адекватной поддержке окружающих. Стиль, в котором она ведет себя с полностью зависимым от нее ребенком, в свою очередь зависит от того, как мать может воспринимать и вести себя в межличностных рамках своей жизненной ситуации. Поэтому диада матери и ребенка - не изолированный остров. Мать является посредником, представляя ребенку в симбиозе внешнюю группу, а окружению - потребности ребенка. Ибо ребенок не только формируется группой, он и сам меняет ее жизненную ситуацию, в которую входит при рождении, уже до рождения влияя на поведение и фантазии членов группы. Именно в этой функции посредника заключается значение решающего влияния матери на жизненную ситуацию человека вообще. Поэтому процесс симбиотического взаимодействия является также решающим относительно успеха развития соматического Я и формирования соматической идентичности, образующего основу дальнейших шагов развития. Формирующая сила этой ситуации раннего развития определяется интернализацией ребенком различных аспектов вспомогательного Я матери и «facilitating environment» первичной группы в форме границы между Я и окружением и представительства образов, окружающих внутри Я. Отграничение дает собственную идентичность, функциональный аспект которой Рапапорт (1958) описал как «относительную автономию». В дальнейшем эта идентичность во взаимодействии с окружающим миром, с одной стороны, постоянно расширяется и дифференцируется, с другой же - должна постоянно подтверждаться вновь и вновь. Нарушения развития идентичности могут появляться в каждой фазе этого процесса на протяжении всей жизни индивидуума. Они всегда заложены в бессознательной динамике группового процесса по отношению к таким внешним группам, как семейная и профессиональная, а также интернализованному в раннем детстве представительству первичной группы. Поэтому если здесь подчеркивается решающее для жизни значение симбиоза и первичной группы, это не означает, что влияние более поздних жизненных групп не является важным. Ранняя групповая ситуация значима потому, что, исследуя ее, мы можем получить информацию, позволяющую нам понять, что является ядром каждого болезненного процесса, а именно: кризис в формировании, поддержании и развитии собственной идентичности. Такой кризис всегда является индивидуальным выражением кризиса группы. Психосоматическое симптоматическое поведение ребенка как выражение бессознательного конфликта идентичности матери и первичной группы Динамика межличностных отношений матери и ребенка в рамках первичной группы, ответственная за генез психосоматических заболеваний, глубоко исследована Гизелой Аммон (1972) в основанном и руководимом ею психоаналитическом детском саду Немецкого общества групповой психотерапии в Берлине. Ее наблюдения психосоматических заболеваний на ранних этапах у маленьких детей показывают психосоматику, так сказать, in statu nascendi, экспериментально верифицируя тезис о межличностном генезе психосоматической симптоматики. Она смогла показать, что психосоматические заболевания всегда возникают у маленьких детей при нарушениях взаимоотношений матери и ребенка, когда вместо живого телесно-эмоционального контакта матери и ребенка выступает эмоциональный уход матери или реактивный непроизвольный контроль всех жизненных проявлений ребенка. Выяснилось, что в симптоматическом поведении ребенка всегда проявляется бессознательный конфликт матери в ее отношениях с ребенком, самой собой и лицами близкого окружения, который вытесняется и матерью, и первичной группой. Как чувствительный сейсмограф, поведение ребенка выводит на поверхность бессознательные конфликты матери и первичной группы. При этом оказалось, что психосоматическое расстройство ребенка, проявляю-
70 71 щееся также в отчетливом нарушении контакта со сверстниками и сотрудниками детсада, претерпевало обратное развитие, когда в психотерапевтической родительской группе и индивидуальной психоаналитической терапии удавалось получить осознание матерью собственных конфликтов и поддержать ее в их проработке. Мать была тогда в состоянии распознать и понять витальные потребности ребенка и, прежде всего, правильно соответствовать его притязаниям на эмоционально теплое обращение. Психосоматическое заболевание ребенка проявлялось всегда, когда ребенок использовался матерью как инструмент, своего рода оружие в борьбе со своими неразрешенными конфликтами идентичности. Но также и тогда, когда мать воспринимала притязания ребенка на эмоциональное внимание как угрозу собственной личности и эмоционально уходила в себя. В обоих случаях искажалась психодинамика симбиоза. Ребенок должен был, так сказать, взять на себя функцию защиты матери и служить ей как вспомогательное Я, чтобы, например, поддержать ее в соперничестве с супругом или вообще заменить его. При этом собственная роль вспомогательного Я ребенка матерью выполнялась неудовлетворительно. Психодинамическое исследование регулярно демонстрировало наличие у самой матери значимых бессознательных конфликтов с собственной интернализованной группой, которые она отреагировала в актуальной ситуации первичной группы. На ребенке это отражалось в том, что мать могла воспринимать только отдельные аспекты личности ребенка, лишь частично удовлетворяя его потребности. Она была уже не в состоянии воспринимать ребенка как целостную личность и уважать его собственные права. Об этом Гизела Аммон пишет: «В психосоматической реакции речь идет о сознательном или бессознательном отвергании матерью целостности ребенка. Часто она в этом смысле прямо имеет в виду его соматические характеристики, которые представляются ей несовершенными. В основе этого лежит то, что мать сама не обладает интегрированным соматическим Я или находится под влиянием окружающей семейной группы, которая не позволяет ей достаточного телесно-эмоционального контакта с ребенком... Психосоматический симптом у детей сигнализирует об этом обрыве коммуникации с матерью». Тот факт, что в результате осознания матерью и окружающей группой ее бессознательных конфликтов, о которых дал знать ребенок своими симптомами, и их проработки удается устранить психосоматическую симптоматику у маленьких детей, с моей точки зрения, объясняется тем, что границы Я маленького ребенка еще очень слабы, и стабильное отделение группы внешних объектов от группы их внутреннего представительства еще не состоялось. Иными словами, в этом периоде раннего развития мать и первичная группа функционируют как реальная граница Я ребенка. Когда они не способны принять неосознаваемые конфликты как собственные и проработать их, а вместо этого отреагируют их в своем отношении к ребенку, это означает прямое по- вреждение границ его Я. Таким образом, он непосредственно материализует в своем психосоматическом симптоматическом поведении бессознательный конфликт матери и группы. Бруч и Тоурейн (1940) в своей работе о семьях детей с повышенным питанием описали типичную ситуацию психосоматически патогенной семейной группы. Гиперадаптация к требованиям социального окружения делает родителей неспособными предоставить ребенку защитные условия для его развития. Семья функционирует как псевдосообщество (Wynne, 1958), коммуникация между родителями ограничивается лишь поверхностной заботой о здоровье ребенка, где глубокое соперничество проявляется в борьбе за то, кто является лучшей матерью. Ребенок фиксируется в симбиотической зависимости, чтобы, так сказать, обеспечить для родителей сферу, в которой они, не опасаясь реального сопротивления, могли бы с помощью больного ребенка одновременно отреагировать свой неосознаваемый конфликт идентичности и защититься от него. В то время как в психоаналитическом детсаду прямая работа с матерью и первичной группой, как правило, позволяет разрешить психосоматическую симптоматику ребенка, постоянная травматизация патогенной семейной группы ведет к интернализации этой ситуации в форме архаического, враждебного Сверх-Я и возникновению дефектной границы Я, ответственной за невозможность ясного разделения собственного и объектного представительства. Роль такого враждебного Сверх-Я в возникновении и хронизации психосоматических заболеваний будет обсуждена в дальнейшем. Психосоматическое симптоматическое поведение как действие интернализованной «злой матери» Большой вклад в понимание роли архаического враждебного Сверх-Я в генезе и динамике психосоматических заболеваний сделан Ангелом Гарма (1950, 1953, 1958, 1968, 1973), который в основном занимался исследованием и лечением заболеваний желудочно-кишечного тракта. В то время, как Александер (1934) в психодинамике язвенного больного прежде всего подчеркивал бессознательное желание питания и материнской теплоты у пациента, Гарма (1950, 1953, 1958) видит основной причиной заболевания «интернализованную агрессивно-переваривающую мать». Свою теорию он формулирует следующим образом: «Интернализованная плохая мать действует агрессивно против человека, находящегося в состоянии оральной регрессии». Он предполагает двухступенчатое развитие симптома: 1. Интернализация «плохой внутренней матери» в раннем детском развитии. 2. Реактивация образа злой матери в ходе регрессивного процесса, главным образом в пубертатном периоде.
72 73 Главной характеристикой матери, вызывающей в качестве интернализованного злого объекта язвенную болезнь, Гарма (1950, 1953) считает ее стремление держать ребенка в зависимости, подавлять его стремление к автономии, бороться с его агрессивными побуждениями и эдипальными запросами, вызывая у него фрустрацию. При этом эффект фрустрации не обязательно носит оральный характер в связи с недостаточностью кормления. Питание просто являет собой, как правило, тот самый уровень взаимодействия с ребенком, который ею подвергается особенно строгому и ригидному контролю. Потребность в контроле делает ее навязчивой в отношении к ребенку, ее борьба с сексуальностью и агрессией фрустрирует его. Поэтому в фантазиях пациента она предстает, с одной стороны, соблазняющей, с другой - отказывающей, преследующей, кусающей, наказывающей. В психодинамике симптоматического поведения Гарма (1950, 1953) находит следующие характерные черты: 1. Базисное пассивное подчинение интернализованной архаической вездесущей и контролирующей матери. 2. Сильное чувство вины и тенденции к самонаказанию при каждой попытке отделения от матери или ее интернализованного образа, при каждом агрессивном импульсе и каждой попытке эдипального приближения к ней. С его точки зрения, симптомогенез в пубертатном периоде провоцируется реактивированным эдипальным страхом кастрации, следствием которого становится регрессия до орального уровня развития инстинктов. В ходе этой оральной регрессии интернализованная злая мать воспринимается как плохое, неудобоваримое питание, которое «ложится тяжестью» в желудке больного. Находясь под давлением механизма навязчивого повторения защиты от интернализованных запретов матери на агрессию и кровосмешение, язвенный больной в действительности поглощает тяжело перевариваемую пищу, которую бессознательно воспринимает как деструктивно-агрессивную атаку матери и поэтому не может усвоить. Симптом язвы желудка имеет, по Гарма, тройное значение: 1. Он обозначает рану отделения, переживаемую пациентом как прерывание пуповины. 2. Он представляет собой фантазию кастрационной раны, переживаемую вследствие оральной регрессии на уровне функции пищеварения. 3. Он обозначает также нанесенное агрессивно преследующей матерью повреждение в смысле «укора совести», которым интернализованная мать наказывает пациента за его генитальные побуждения и бессознательную потребность в автономии. В гастродуоденальных нарушениях язвенного больного, которые могут рассматриваться как «чрезмерное функционирование» и как форма «саморазрушения», Гарма видит решающие моменты структуры личности пациентов, их «гиперкомпенсированную активность и латентную подчиняемость» (Garma, 1950). При этом язвенный больной «позволяет интроецированной матери кусать его, наказывая его тем самым за злое желание укусить ее. Это же последнее желание представляет собой замещение запретных генитальных побуждений, направленных на нее или других женщин». Таким образом, для Гарма психосоматический синдром является выражением конфликта между инстинктом и архаическим враждебным Сверх-Я, в котором доминирующую роль играет интернализованная злая мать, запрещающая всякое стремление к автономии, обособлению, агрессивным и сексуальным побуждениям. Хотя он не выходит за рамки классического учения об инстинктах (для психодинамики перемещения симптомов он предлагает объяснение из области психологии инстинктов (Garma, 1968)), но все же в своей концепции он однозначно подчеркивает роль матери в генезе симптомов. Он сообщает (Garma, 1973), что «знакомый психоаналитик (это был Карл Меннингер. - Г. А.) сказал как-то: по теории Гарма, при вскрытии больного с язвой желудка или двенадцатиперстной кишки в его желудке должны обнаружиться вставные зубы его матери». Гарма считал это замечание грубой карикатурой, которая, тем не менее, хорошо иллюстрирует его теорию. Возникающий здесь вопрос относится к психологии Я. Он таков: как устроено Я, «позволяющее», по выражению Гарма, интернализованной злой матери «угрызением совести» вызвать язву желудка? Ответ из психологии инстинктов, который дает Гарма, его указание на регрессию до орально-пищеварительной стадии под действием неосознаваемого страха кастрации, представляется мне недостаточным. Решающим, по моему мнению, является страх потери объекта, подчеркиваемый самим Гарма, когда он обозначает язву желудка как «рану обособления». При этом страх потери и защита от него касается не столько либидинозно загруженного объекта, сколько «матери внешнего мира», как ее назвал Виннисот. Я считаю, что психосоматический симптом представляет именно мать как аспект внешнего мира, которая неуспешна в этой функции и поэтому наносит ребенку структурное повреждение Я в виде нарциссического дефицита. «Интернализованная злая мать» является аспектом этого дефицита, вызванным и постоянно поддерживаемым ею самой, поскольку ребенок не в состоянии отделиться от матери. Сходных взглядов придерживаются Рихтер и Бекман (1969) относительно так называемого «невроза сердца». Они понимают психосоматическую симптоматику этого состояния, названную Фрейдом (1895с) неврозом страха, как защиту от «чрезмерного страха уничтожения», который они считают следствием «нарушения интеграции Я». С их точки зрения, в основе лежит нарушение интернализации ранних отношений матери и ребенка, при правильном развитии которых «идеальный объект» преэдипальной матери ассимилируется и становится «прочной внутренней собственностью», которую они вместе с
74 75 Сандлером (1963, 1965) и Лочем (1967) обозначают как «Идеал Я». У больных с неврозом сердца «тесная связь Я и идеального Я не удается, то есть поддерживающая, питающая функция матери (идеального объекта) не становится основательной собственностью в результате интернализации и не обеспечивает нарциссического гомеостаза. Идеальный объект не ассимилируется в представительство Я». Защиту от вытекающей отсюда опасности «внутренней дезорганизации» обеспечивают симбиотические партнерские отношения. При психосоматическом неврозе сердца, возникающем вследствие задержки симбиоза, заболевший орган заменяет симбиотического партнера. Как и с партнером, с сердцем обращаются с «постоянным вниманием, покорным уважением, ожиданием наказания и готовностью раскаяться по первому требованию». Как установил Рихтер (1964), «фантазии больных о своем сердце весьма похожи на таковые об образе матери». При этом психодинамика отношения к матери определяется «чрезмерным страхом уничтожения» из-за опасности расставания. Я считаю, что наблюдения Рихтера и Бекмана могли бы быть подтверждены экспериментально-психологически, как ценное подтверждение того тезиса, что психосоматическое симптоматическое поведение представляет собой результат патогенных отношений матери и ребенка в раннем детстве. Хотя Рихтер и Бекман этого не подчеркивают, мне кажется очевидным, что «ассимиляция идеального объекта» преэдипальной матери всегда не удается, когда сама мать или представляемая ею ребенку первичная группа поражены конфликтом и поэтому не могут помочь ребенку в отграничении, для которого необходима стабильная интернализация. Границу Я, о которой здесь идет речь, мы можем описать так же, как психический орган, позволяющий ребенку различать внутреннее и внешнее, Я и не-Я, говорить «да» или «нет». «Нет» - тому, что не принадлежит ему, не относится к Я, и «да» - тому, что он воспринимает как составную часть собственной идентичности. Спитц (1957) обозначил функцию способности говорить «нет» как основу всякой межличностной коммуникации. С моей точки зрения, она является признаком постепенно формирующейся границы Я. Тогда психосоматическое заболевание предстает как нарушение функции «нет». Больной говорит «нет» себе самому, потому что не посмел сказать это реальной первичной группе. Говоря «нет» собственному организму, он пытается, так сказать, отгородиться от интернализованного объекта. В этой связи Ф. Шиффер (1961) указал на «хронический самообман», проявляющийся в деперсонализованном жизненном опыте психосоматического больного, и говорил о «патологической верности», которую больной хранит своему психосоматическому страданию. Мы можем говорить также о симбиотическом предательстве себя больным. При этом психосоматический сим- птом выполняет два требования архаического враждебного Сверх-Я: он превращает соматическую основу чувства Я в чуждое Я, в не-Я и допускает в сознание из своего соматического опыта лишь что-то недостаточное, плохое, часто вызывающее отвращение. Одновременно, благодаря этому отщеплению собственной соматической основы, Я покупает ставшие свободными от ограничений, налагавшихся Сверх-Я, внимание, уход и заботу, как от собственных функций Я, так и от окружающей группы и общества. Это расщепление Я психосоматического больного является лишь результатом расщепления установки общества на болезнь. В другом месте я указывал, насколько в нашем обществе отношения врача и больного стали инструментом, с помощью которого вовлеченные лица, так сказать, соглашаются на соматическое заболевание, чтобы обойти конфликт идентичности, проявлением которого оно является (Amnion, 1971e, 1973а). И напротив, общество реагирует отверганием и безразличием там, где психический характер заболевания, где аспект идентичности выходит на поверхность - при так называемых психических заболеваниях в широком смысле. Соматическое заболевание начинает восприниматься всерьез в нашем обществе, лишь если понимается как чуждый личности анонимный соматический процесс. И только поэтому оно становится также средством обращения внимание общества на Я больного и судьбу его идентичности. В этом существенное различие между психосоматическим заболеванием и психозом. В то время как при психозе прорывается граница между Я и не-Я, и Я, захлестнутое бессознательным, в психотической реакции пытается сохранить и вернуть свою интегрированность, психосоматический симптом становится средством коммуникации освобожденного от чувства вины Я с окружающим миром и собственным организмом. В этом смысле психосоматическое заболевание имеет и положительный аспект. Оно определенным образом препятствует психотической дезинтеграции и предохраняет больного от полной потери объекта и идентичности. Я остается, так сказать, «in touch»1 со своей соматической основой и с помощью психосоматического симптома получает внимание извне, хотя и на уровне, отщепленном от собственных проблем идентичности. Это становится возможным потому, что интернализованный объект раннего детства в форме соматического симптома оказывается одновременно отщепленным и - хотя и деструктивным образом - интегрированным в границах тела. Несмотря на это, с моей точки зрения, существует тесная психодинамическая связь между психозом, психосоматическим заболеванием и другими формами архаических болезней Я. Об этом подробнее будет рассказано в следующем разделе. 1 «В непосредственном контакте».
76 77 Психосоматическое заболевание в спектре архаических болезней Я На сходство психозов с психосоматическими заболеваниями указывал Гейнрих Менг (1934). Он предложил в некоторых случаях психогенных органических расстройств предполагать наличие «органного психоза», поскольку «Я такого больного, как и при психозе, отворачивается от внешнего мира». В то время как при неврозе вследствие формирования симптомов нарушаются лишь функции органов, и то лишь количественным образом за счет утомления или торможения, а Я «в основном остается нормальным», при соматических расстройствах типа органного психоза речь идет о первичных нарушениях соматического Я. Менг, занимавшийся изучением нервной анорексии, подчеркивал, что «модель деформации Я, запускающей органическое заболевание, задана в патологической деформации Я раннего детства, в генезе которого ведущую роль играет мать». Керман (1946) сообщал о пациентах, сначала страдавших бронхиальной астмой, после ее устранения развивавших маниакально-депрессивный психоз и вновь заболевавших астмой после успешного лечения МДП электрошоком. Здесь становится отчетливо видно, что лечение, ориентированное лишь на симптом и не затрагивающее конфликт идентичности пациента даже по касательной, обречено на неудачу и фактически ведет к ухудшению состояния. Уже К. Г. Юнг (1907) и Дрейфус (1908) сообщали о том, что у пациентов с психозами исчезала психотическая симптоматика, когда они болели органическими заболеваниями. Кетемейер (1953) связал с подобными наблюдениями свою теорию о «характере эквивалентов» психосоматического заболевания. Я сам сообщал о пациенте, который в детстве постоянно страдал мучительными кожными заболеваниями - экземой и гнойничковыми высыпаниями, преимущественно на коже лица и рук. В пубертатном периоде у него развилась тяжелая бронхиальная астма, державшаяся свыше десяти лет. Когда он, наконец, смог освободиться от астматических приступов с помощью аутогенной тренировки, у него началась депрессия психотического уровня, в связи с которой было начато психоаналитическое лечение. В ходе анализа он сообщал о состояниях крайней подавленности, которые обозначал как астма без астмы (Ammon, 1972b).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |