Истории болезни и процесс терапии 11 страница
Но когда группа поняла ее отрицательную реакцию на мать и сестру и эмоционально поддержала ее, пациентка смогла постепенно принять свои агрессивные чувства. Она начала вступать в конфликт с лицами своего окружения, со сто-
108 109 роны которых чувствовала притеснение, контроль и предательство, открыто выражая свой гнев и разочарование. В период четырехнедельного перерыва в занятиях группы она посетила свою сестру, проживавшую с семьей за границей. Она впервые смогла воспринять сестру как человека, у которого тоже есть свои трудности, и помирилась с ней. Получив опору, она начала разбираться в отношениях с матерью и постепенно высвобождаться из симбиоза, в котором застряла. Когда через полгода она закончила свою терапию, ею уже были предприняты первые шаги по изменению жилищной ситуации и появились планы на будущее, о которых она раньше не могла и подумать. У нее появился аппетит, прекратились расстройства пищеварения, появились новые профессиональные планы. Она работала уже на более крупное рекламное агентство, не страдала бессонницей и сама определяла, как ей одеваться. Она считала, что то, что долгий индивидуальный анализ сделал ей ясным «только в голове», групповая терапия заставила почувствовать гораздо глубже. Группа была, с одной стороны, очень довольна терапевтическим успехом пациентки, в который она так много внесла и который воспринимала как свой собственный. С другой стороны, она поначалу оказала сильное сопротивление желанию пациентки прекратить терапию. Больная играла для многих членов группы центральную роль в оживлении проблематики отношений с матерью. Ее уход из группы означал, что теперь эти вопросы должны будут прорабатываться еще раз как собственные проблемы. С моей точки зрения, следует особо подчеркнуть один момент. В первые месяцы терапии пациентка воспринимала внимание группы к проблеме ее идентичности как сильную угрозу. На требование стать самостоятельной, на критику родителей, державших ее в зависимом положении, в особенности матери, до мелочей регламентировавшей ее жизнь, она долгое время отвечала защитой родителей, чувствуя себя при этом мишенью нападения. Быть самостоятельной для нее означало лишиться защиты и родительского участия. Она получала это лишь в извращенной форме поверхностного и отщепленного больничного ухода и боялась заплатить за свое «выздоровление» потерей внимания к себе. Поэтому она долгое время старалась не обсуждать в группе отношения с матерью, поднимая лишь конфликт с покойным отцом. Каждое нападение на мать она парировала заявлением, что виноват, с одной стороны, отец, а с другой - она сама и ее беспомощность. Эту ситуацию мазохистского сдвига бессознательного конфликта идентичности с целью недопущения его терапевтической проработки мы регулярно обнаруживаем тогда, когда пациенты еще не покинули первоначальную симбиотическую ситуацию и непосредственно живут с родителями или материально зависят от них. Тогда терапевтическая работа наталкивается на особые трудности, ей постоянно угрожает актуальная жизненная ситуация пациента. В этом случае разрыв симбиоза матери и дочери удался лишь тогда, когда в результате пред- 110 полагавшейся беременности пациентки открыто проявился конфликт с инфантилизировавшей матерью и когда участие терапевтической группы сделало для пациентки возможным «корригирующее эмоциональное переживание» (Alexander, Ross, 1952), послужившее впоследствии основой для проработки конфликта идентичности. Короткий срок процесса групповой терапии пациентки объясняется тем, что групповая психотерапия смогла очень быстро мобилизовать чувства, интенсивно исследовавшиеся пациенткой на протяжении 14 лет ее индивидуальной терапии. Однако, вследствие архаического страха расставания, испытывавшегося в симбиотическом переносе по отношению к первому психотерапевту, она была не в состоянии проработать в индивидуальном анализе свою деструктивную агрессию. Индивидуальная терапия поддержала ее, постепенно улучшилась ситуация в патогенной семейной группе, и она смогла трудоустроиться. Не проработанная деструктивная агрессия пациентки способствовала сохранению архаического страха расставания. Несмотря ни на что, он оставался стабильным, как позднее рассказывала больная. Лишь терапевтическая группа, расщепляя отношения переноса, дала пациентке возможность проявить вовне и проработать интернализованную деструктивную динамику отношений с матерью под защитой группы. Тем самым Стало возможным, как позднее говорила пациентка, дать инсайту, полученному во время многолетней индивидуальной терапии лишь «в голове», подействовать гораздо глубже. На последующих примерах станет еще яснее, что оживление и проработка деструктивной агрессии, интернализованной в результате архаического страха расставания, представляет собой центральную проблему психоаналитической терапии психосоматических заболеваний. Лишь это оживление и проработка деструктивной агрессии делает возможным выход из патогенного симбиоза с интернализованной «злой» матерью и отграничение собственной идентичности. Поэтому, как правило, проработка деструктивной агрессии становится решающим поворотным пунктом терапии. Позже я еще вернусь к этому. Здесь же я хотел бы избежать еще одного недоразумения, с которым постоянно сталкивается концепция интернализованной «злой матери» и которое может быть вызвано или усилено описанием случая пациентки Беаты. Хотя цель терапии заключается в том, чтобы дать пациентке возможность свободного от иррационального чувства вины или тревоги отграничения от матери или первичной группы, задачей терапевта не является разоблачение матери и непосредственное нападение на нее. Будучи на стороне больного и сообщая ему об этом, он должен, однако, знать, что открытое разоблачение матери часто вызывает у пациентов чувство вины, усиливающее амбивалентно-деструктивную динамику интернализованных отношений матери и ребенка и угрожающее самим отношениям с терапевтом - основе всякой лечебной работы. 111 Поэтому солидаризация с пациентом должна состоять совсем не в тезисе, что мать - корень всех зол, а все хорошее и человечное в отношениях с ней идет лишь с его стороны. Такая установка будет подыгрыванием симптоматическому поведению пациента, который будет чувствовать, что его не поддержали, а покинули. Цель терапии, иными словами, - это не уничтожение интернализованной «злой матери», что воспринималось бы как угрожающая жизни потеря объекта, - а построение гибкой границы с интернализованным объектом как предпосылки свободной от вины и страха коммуникации с собой и окружающими. Резкие нападки, направляемые группой в данном случае против матери больной, должны рассматриваться именно в этом контексте. Они представляют собой выражение реакции противопереноса группы на проявившуюся в поведении пациентки бессознательную идентификацию со «злой матерью». С помощью интерпретации этого переплетения реакций переноса и противопереноса в группе психотерапевту удалось направить на себя агрессию группы и пациентки именно потому, что она не присоединялась недифференцированно к нападкам на мать. Она могла тем самым, с одной стороны, сплотить группу и, с другой - дать пациентке возможность оживить и проработать в отрицательном переносе на терапевта деструктивную амбивалентность отношений с матерью под защитой группы. Следующий пример еще более приближает к этой проблематике. Он проясняет функцию патологического симбиоза с ребенком в защите от конфликта идентичности психосоматической пациентки и показывает, какое значение это имеет для стратегии и тактики терапии. Ютта: повторный патогенный симбиоз как укрепление симптомов Пациентка Ютта, книготорговец, 31 год, к началу терапии работала у меня помощницей секретаря. Она поместила свою полуторагодовалую дочь в психоаналитический детсад при берлинском институте Немецкой Академии Психоанализа, где руководителем была Гизела Аммон. Ребенок поначалу с трудом осваивался в обстановке, демонстрируя психосоматические расстройства в форме тяжелых нарушений пищевого поведения. По мере же того, как ребенок начинал чувствовать себя хорошо в детсаду, у пациентки все более стал проявляться депрессивный аффект и снижение внимания к своему внешнему виду, что поначалу скрывалось за интеллектуальным, светским фасадом. Когда ей указали на это на родительской группе и посоветовали пройти психотерапию, она призналась, что с самого начала имела ощущение необходимости проработки собственных трудностей. У нее был сильный страх терапии, недоставало мужества начать ее. Маленькая дочь стала своего рода ее послом, она представила то, что, собственно, чувствовала мать. С большим страхом паци- 112 ентка начала работать в терапевтической группе, поскольку ей было сказано, что иначе ребенку нельзя помочь. Она была высокого роста, очень худой, одевалась экстравагантно, производя при этом впечатление некоторой неряшливости. Ее моторика характеризовалась скованностью и заторможенностью, выражение лица было маскообразным, голос хриплым, срывающимся. Она непрерывно курила. Она стала жить отдельно от родителей 8 лет назад, ее образ жизни характеризовался частой сменой места жительства, профессии и партнеров. Отец ее дочери был студентом педагогического института, который расстался с ней, когда она отказалась прервать беременность. Она жила с ребенком в маленькой некомфортабельной квартире и работала нерегулярно, поскольку, как она говорила, постоянно удерживать рабочее место мешали вегетативные нарушения в форме повышенной утомляемости, головных болей, расстройств пищеварения. В первой беседе бросился в глаза ее псевдоэротический маскарад, за которым скрывались сильная тревога и настороженность. Пациентка была единственной дочерью в семье, где было еще три брата значительно старше ее. Отец работал в маленьком городе архитектором строительного управления. В семье он выполнял функцию кормильца, в остальном оставаясь тенью. Пациентка описывала его как мягкого, сочувствующего человека. Последнее слово всегда оставалось за матерью, конфликты с ней всегда завершались его бегством в свою работу, позднее сыновья перестали уважать его. Мать она описывала как строгую, аскетичную женщину. Она была главой семьи. После рождения трех сыновей ей страшно надоело беременеть. Она не хотела больше иметь детей вообще, в особенности дочь. С самого начала из-за пациентки у родителей возникло соперничество. Мать, не хотевшая ребенка и отвергавшая его за то, что это была девочка, при этом ревниво препятствовала контактам с отцом, приветствовавшим рождение дочери. Ее отношение к дочери характеризовалось механической чрезмерной заботливостью, с одной стороны, и внезапными вспышками гнева, при которых она бранила и избивала ее - с другой. Процедура питания представляла собой господствующую форму коммуникации между матерью и дочерью. В раннем детстве перекармливание привело к чрезмерной полноте, вызывавшей насмешки окружающих. Несмотря на это, мать всегда полностью удовлетворяла ее аппетит, что сближало с ней пациентку. Позже при приступах голода она сама бежала к холодильнику, чтобы запихивать в себя все без разбора. Мать привязывала к себе больную, кроме того, и тем, что обязывала ее помогать по дому, отделяя ее тем самым от общения с братьями, которые могли играть, читать и выходить из дома, в то время как пациентка всегда должна была делать что-то по хозяйству под наблюдением матери. 113 На фоне рано появившейся полноты в возрасте 5 лет появились признаки энуреза, продолжавшегося до пубертатного периода. Это стало центром кристаллизации постоянной психотравмы, сопровождавшейся значительным напряжением. Каждую ночь мать будила пациентку и несла ее в туалет. Утром ее били за неопрятность. Мокрые простыни и матрацы демонстративно раскладывались перед дверью или на печке, что усиливало презрительное отношение к ней прежде всего со стороны братьев. Начиная с полудня, ей запрещалось пить. Когда ей не надо было помогать матери по хозяйству, она любила играть вне дома. Отвергнутая собственными братьями, отказывавшимися играть с ней, с другими она становилась чрезвычайно агрессивной. Она дралась с соседскими детьми и предпочитала играть в футбол. Ее боялись, у нее не было подруг. По окончании младших классов она посещала женскую гимназию при монастыре, в котором ее агрессивные выходки жестко подавлялись. На это она реагировала резким снижением успеваемости и расширением проявлений энуреза за пределы ночного времени. Результатом было то, что в классе она оказалась еще более изолированной, чем дома. Пациентка позже описывала эту ситуацию как «ад». Ее заставляли каждый раз, когда она вставала со стула, вытирать сиденье губкой. С другой стороны, проявления энуреза носили отчетливо демонстративный характер и, наряду с наказаниями и изоляцией, приносили ей внимание к себе, которое ей нравилось. С началом пубертата проявления энуреза исчезли. Совершенно неподготовленная пациентка восприняла и интерпретировала появление месячных как тяжелую болезнь. Семья реагировала на ежемесячные судороги, сопровождавшие появление менструации, участием и демонстративным миром, длившимся всегда, однако, лишь несколько дней. Параллельно происходила еще одна смена симптомов. Сначала появились стойкие признаки гнойного фарингита и гингивита. На фоне этого она стала испытывать отвращение к приему пищи, иногда полностью отказываясь от нее. Быстрое снижение веса, из-за которого она зачастую не могла встать с постели, изменило ее внешний облик. Она стала худой, долговязой девочкой. Одновременно мать, до этого аноректичная, стала полнеть. Анорексия, чрезмерная полнота и ночной энурез в свое время отмечались как у матери, так и у бабушки больной. Аноректическая реакция пациентки была связана с появлением состояний отчаяния и депрессии, сменивших агрессивное поведение предпубертатного периода. Нарциссическая проблематика пациентки проявилась еще раз, когда родители отклонили ее желание начать обучение вокалу. У нее было хорошее сопрано, и хор женской гимназии был единственным местом, где она чувствовала себя уверенной и находила признание. На фоне углубляющейся симптоматики пациентка закончила курсы по книготорговле, не испытывая к этому интереса. Непрерывным курением она начала разрушать свой голос. По окончании обучения она ушла от родителей и нача- ла хаотические странствия по целому ряду больших городов на родине и за границей, часто меняя при этом рабочее место и партнеров. С психосоматическими расстройствами, одиночеством и депрессией она боролась алкоголизацией, курением и приемом разного рода транквилизаторов. Когда она появилась в терапевтической группе, она была тощим существом с резкими, порывистыми движениями. Она старалась выглядеть небрежной, интеллектуальной, одевалась в мрачную, черную одежду, напоминавшую театральный костюм. В терапевтической группе пациентка с самого начала вызвала резко амбивалентную реакцию окружающих. Ее мрачная внешность и маскообразная ригидность воспринимались как что-то неприятное и угрожающее, с другой же стороны, она вызывала сильный интерес к своей личности и проблемам, что, однако, наталкивалось на непробиваемую защиту с ее стороны. Она постоянно усаживалась рядом с психотерапевтом, надеясь на защиту от нападок группы, которых она опасалась. В поведении упрямое и упрекающее молчание чередовалось с однообразными монологами, в которых с почти оргастическими эмоциями группе преподносилась история ее жизни с потрясающими описаниями дурного обращения с ней и испытываемых ею страхов. Она рассказывала также о приступах физической слабости, испытываемых во время работы секретарем, об унижениях и зависимости, из-за которых она возненавидела свою работу. Вне зависимости от того, какой была реакция группы: безразличие, ужас, завороженность, участие или критика, - она была не в состоянии увидеть в ней что-либо, кроме непонимания и отвергания. Внешний защитный фасад безразличия делал ее недосягаемой. В обсуждении проблем и трудностей других членов группы она не принимала никакого участия. Попытки группы понять ее чувства и найти причины ее переживаний и поведения она считала абсолютно неадекватными. Все, что говорилось, было ей уже известно и давно отвергнуто как недостаточное. Она была не способна как показать свои чувства, так и отозваться на чувства других. Когда на это обращали ее внимание, она выглядела оскорбленной, разочарованной и обиженной. С одной стороны, она требовала конкретных советов, как ей вести себя, и реальной поддержки, с другой - оказывала упорное сопротивление всем попыткам группы что-то понять в ее хаотичной жизненной ситуации и внести в нее какой-то порядок; она знала все лучше других и всегда могла обосновать, почему предложения группы невозможно реализовать. При этом отношения с дочерью играли центральную роль. Всегда, когда группа занималась анализом ее трудностей и пыталась говорить с ней, она заговаривала о симптомах и поведении дочери. Она упрекала себя и мазохистически сетовала о напрасных попытках стать хорошей матерью. Организм дочери она воспринимала как расширение своего собственного, который сама не любила. Она испытывала отвращение к голоду ребенка, у которого вследствие сильной оральной фрустрации развилась гиперфагия, и находила особенно отвратительным, когда дочь ела сладости. Общее отноше-
114 115 ние пациентки к дочери концентрировалось на уровне ее психосоматических реакций. Она говорила о нарушениях сна, гиперфагии, бронхите дочери, задержке развития ее речи, считала себя виноватой в этом и хотела устранять это чисто медицинским путем. Страх контакта с дочерью носил архаические садомазохистские черты. Она, например, была не способна поднять ребенка, когда та ударилась и разбила себе в кровь голову. Пришлось вмешаться отцу пациентки, который был в это время у них с визитом. Он поднял девочку, оказал ей помощь и успокоил. Группа отреагировала на это сообщение пациентки, поданное как самообвинение, предположением, что это она хотела бы, чтобы ее поднял и утешил отец, который не делал этого, поскольку в семье с ним не считались, и он вынужден был искать убежища в работе. Пациентка не согласилась с этим, считая, что ей предопределено оставаться неудачницей в ролях жены, матери и человека. Стало ясно, что пациентка повторяла в своем отношении к терапевтической группе амбивалентно-симбиотическое отношение к собственной матери. С матерью она также могла общаться лишь как дефектное существо с помощью своих болезней, энуреза, нарушений пищевого поведения и менструальных судорог. Собственные же интересы и потребности пациентки матерью жестко подавлялись. «Моя мать выколотила из меня мои собственные желания», - говорила она. Отношение к группе так же, как и к матери, характеризовалось ригидной фиксацией на психосоматическом уровне и шизоидным отщеплением всех других измерений ее жизненной ситуации. Она прерывала свое укоризненное молчание, лишь чтобы говорить о психосоматических симптомах - своих и дочери. Поскольку ничего в этой ситуации не менялось и она отвергала всякое участие группы, она заняла, таким образом, большое место в жизни группы, что усиливало ее неосознаваемое чувство вины и усугубляло симптоматику. Она контролировала происходящее в группе и доминировала в ней с помощью своего симптоматического поведения так же, как в детстве держала за горло мать и первичную группу своей симптоматикой - динамика, которую она не осознавала и следовала ей непроизвольно. Преобладавший в момент терапии симптом пониженного питания она воспринимала с большой гордостью. Этот симптом невозможно было у нее ни «отнять», ни «отговорить» от него. Казалось, что она демонстрировала, что не нуждается в питании и может так же спокойно обойтись без терапевтических усилий группы. Ее физическая слабость не позволяла ей, однако, продолжать работать, она часто увольнялась, придерживаясь постельного режима. Она ненавидела работу помощника секретаря и испытывала на работе сильную тревогу, тахикардию, судорожные подергивания, приливы жара и холода, мешавшие работать. Все это она накапливала как боеприпасы для сеанса терапии, чтобы жаловаться на это и одновременно обвинять себя в этом. Группа реагировала на это, с одной стороны, все более агрессивно, с другой стороны - с чувством вины. Она начала сомневаться в своей возможности помочь и вскоре чувствовала себя столь же жалко, как и пациентка. Эту деструктивную динамику, которая постепенно угрожала остановить терапевтический процесс в группе в целом, удалось взять под контроль, лишь когда пациентка начала параллельно с групповой получать и индивидуальную терапию. Здесь она смогла впервые заговорить о своих хаотических партнерских отношениях и выразить свое отчаяние в связи с невозможностью оставаться с людьми, которых любит и с которыми хотела бы быть вместе. Прежде всего ей не хотелось иметь с ними сексуальных отношений. Своих сексуальных партнеров, с которыми у нее были деструктивные, часто перверсные отношения и у которых она была в полном подчинении, она презирала так же, как и собственное тело. Тем не менее, хотя в этих отношениях не чувствовалось удовлетворения, не было и страха. Когда же с ней обращались участливо, дружески, когда казался возможным человеческий контакт, она всегда реагировала непроизвольным недоверием, отказывалась что-либо принять и резко обрывала отношения, чтобы затем чувствовать себя беспомощной, непонятой и крайне одинокой. Таким образом, она непроизвольно загоняла себя в ситуации, в которых ей казалось, что с ней плохо обращались, в то время как в действительности она сама разрушала удовлетворительно складывавшиеся отношения. При этом она была не способна распознать собственную роль в этой динамике. Каждое указание на то, что своим поведением она сама провоцирует враждебные реакции, она воспринимала как отвергание, каждое эмпатическое участие в своих конфликтах она встречала с недоверием. Архаический уровень ее шизоидного расщепления личности, где она защищалась своим психосоматическим поведением, проявлялся в ее постоянных фантазиях, о которых она теперь впервые смогла говорить. Она видела себя в них новорожденной с врожденным уродством, огромной, раздутой головой и сморщенным маленьким телом. Здесь находили отражение ее аноректический синдром и интеллектуализирующая защита как выражение раннего расстройства соматического Я. Поскольку больная в силу ее чрезмерного страха перед группой (она проецировала на группу, с одной стороны, презрение и агрессию, с которыми братья встречали ее энурез, с другой - контроль и отвергание, с которыми относилась к ней мать) не могла в ней работать, она через полгода, наконец, вышла из нее, чтобы продолжить индивидуальную работу с психотерапевтом, которая вела аналитическую терапию ее дочери. Она оставалась одновременно в родительской группе психоаналитического детсада, которую вела психотерапевт ее прежней группы. Таким образом, создавалась предпосылка для расщепления ее переноса, что оказалось невозможным в группе из-за страха перед ней. Она установила
1-16 117 отношения положительного переноса со своим прежним психотерапевтом, поскольку в родительской группе не чувствовала ничего угрожающего, а с новым психотерапевтом воспроизводила деструктивную динамику своих симбиотических отношений с матерью. Своим поведением она постоянно проверяла, можно ли положиться на участие и поддержку нового психотерапевта. Таким образом, с помощью разделения терапевтической ситуации и возникшей благодаря этому дифференцировке симбиотического переноса удалось создать для пациентки атмосферу, в которой она не чувствовала для себя угрозу и могла принимать помощь в разрешении конфликта своей идентичности. Это существенно облегчалось тем обстоятельством, что психотерапевт вела одновременно маленькую дочь пациентки и тем самым могла прямо войти в репродуцированный симбиоз пациентки. В силу того, что пациентка в терапевтической группе представляла симбиотические отношения с ребенком в целом как патологический симптом и тем самым скрывала положительные аспекты этого отношения из неосознаваемого страха, что группа ей не поверит и из ревности разрушит эту часть ее жизни, удалось провести коррекцию ее отношений с дочерью. Пациентка впервые была в состоянии разрешить своей дочери собственные потребности и притязания. Неосознаваемая динамика ее расщепленного переноса нашла, однако, свое выражение в том, что она относила постепенно проявлявшийся успех лечения за счет прежнего психотерапевта, с которой у нее сохранялись хорошие отношения, в то время как с новым она реактивировала деструктивно-агрессивные отношения с матерью. История болезни Ютты и краткое описание ее терапии могут, с моей точки зрения, показать психодинамику нарциссического дефицита, лежащего в основе психосоматического заболевания. В особенности отчетливо выступает деструктивная динамика семейной группы, в которой пациентке была отведена роль прокаженной и катализатора агрессии. Отвергаемая матерью и зафиксированная бессознательным соперничеством между родителями, она становится носителем неосознаваемых деструктивных напряжений в семейной группе. Вся семейная группа подыгрывает ее психосоматическим реакциям - обстоятельство, которое отчетливо выступает в связи с ее энурезом и менструациями. Потребность в отграничении и собственной идентичности подавляется и после отделения от семьи. В конце концов, она прячется в симбиоз со своей дочерью, в котором одновременно отреагирует и скрывает свое симптоматическое поведение. Оба примера: пациентка Беата, живущая в 48 лет в симбиотической зависимости от матери в родительской квартире, и пациентка Ютта, воспроизводящая патогенный симбиоз собственного детства в отношениях с дочерью, -демонстрируют значение ранних отношений матери и ребенка для генеза нарциссического дефицита, который ответствен, по моему опыту, за деструктивную динамику психосоматического процесса. В обоих случаях выступает так- же патогенная динамика семейной группы, в которой патогенный симбиоз имеет важную функцию поддержания лабильного равновесия семьи, которому постоянно угрожают бессознательные конфликты «здоровых» ее членов. Обе пациентки - носители симптомов - выражают страх идентичности и бессознательный ее запрет семейной группой. Деструктивную динамику, которую запускает такой интернализованный запрет идентичности, как только носитель болезни пытается высвободиться из симбиотически застывшей первичной группы, иллюстрирует следующий пример пациентки, психосоматическое заболевание которой позволяет увидеть тесную связь с суицидальной динамикой и субпсихотическим пограничным синдромом. Анна: психосоматическое заболевание как саморазрушительная защита интернализованного запрета идентичности Пациентка Анна, студентка 26 лет, обратилась в связи с тяжелыми депрессиями и утратой работоспособности. За полгода до этого брат, моложе ее на 3 года, покончил с собой вскоре после ухода из родительского дома. Ее собственные суицидные тенденции, периодически возникавшие с 14-летнего возраста (с этого времени она постоянно держала при себе веревку, на которой могла бы повеситься), все более нарастали. Она испытывала постоянную тревогу и бредоподобное чувство вины перед семьей, которую покинула с началом обучения. С уходом из родительского дома резко обозначились и ее соматические симптомы. Они проявлялись в виде вегетодистонии, выраженной физической слабости. Усиливалась близорукость, без контактных линз она выглядела слепой; усилилась дискоординация моторики. С раннего детства она часто спотыкалась, ушибы часто сопровождались переломами. Движения были неуравновешенными, иногда гротескно искаженными. Тщательные обследования невропатологов не обнаруживали органических дефектов. Походка выглядела то танцующим парением, при котором она почти не касалась земли, то тяжелым топотом, как будто она несла на себе груз в три центнера. Неуверенность походки и близорукость часто делали ее беспомощной на улице, увеличивая опасность несчастного случая. Один из них предшествовал началу лечения. На первую беседу она явилась, прихрамывая. Интернист посоветовал ей спортивные упражнения в связи с сосудистой слабостью; первая же попытка завершилась серьезным вывихом. Через полгода после начала терапии она сломала себе ногу на танцах. Пациентка выросла в маленьком городе, второй в семье с четырьмя детьми. Отец был служащим, инвалидом войны, постоянно страдавшим от последствий ранений. Он терроризировал семью требованиями достижения соци-
118 119 ального успеха и внимания к состоянию своего здоровья. Когда через год после начала терапии он перенес инсульт, сопровождавшийся гемипарезом, пациентка реагировала сильным чувством вины, желанием и одновременно страхом смерти. Мать пациентки страдала сильными депрессиями, которые скрывала за фасадом непрерывного самопожертвования во имя семьи. Ее брак был вынужденным решением, поскольку человек, с которым она до этого была обручена и которого очень любила, погиб на фронте. Она страдала язвенной болезнью желудка. Пациентка полагала, что рождением пятерых детей мать стремилась заместить потерю первого жениха. Поэтому же она более всего посвятила себя первому сыну, который был на 3 года моложе пациентки, рос болезненным и нуждался в уходе. Привилегированное положение старшего сына вызывало ревность отца пациентки. Вскоре после ухода из родительского дома в связи с началом обучения в высшей школе, этот сын покончил с собой в возрасте 20 лет.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |