Истории болезни и процесс терапии 12 страница
Мать сама была покинутым ребенком. Ее отец умер, когда ей было 5 лет. Она выросла за границей у своей бабушки и тетки, поскольку у ее матери были другие интересы, прежде всего религиозные. Мать пациентки прилагала большие усилия по укреплению семьи, но отец был для нее тягостной помехой. Она очень приветствовала служебное перемещение отца, в связи с которым в течение трех лет (с трех до шести лет пациентки) он мог быть дома лишь в выходные дни, поскольку тогда «дети принадлежали ей полностью». В воспитании детей господствовала враждебность ко всему плотскому, оно было пронизано религиозно мотивированным страхом телесного и сексуального. Нежностей не было, сексуальность предавалась анафеме, агрессивное поведение детей наказывалось отцом побоями, а матерью депрессивным дистанцированием. Семья принадлежала к религиозной секте, лозунги которой неукоснительно соблюдались в повседневной жизни. Любое проявление спонтанности считалось опасным, каждое прегрешение против правил, навязываемых семье отцом, считалось аморальным проступком. Индивидуальная активность запрещалась. Семья в целом была изолирована. Позволялись лишь контакты в рамках религиозной секты. Детям не позволялось покидать сад родительского дома. Им нельзя было общаться с другими детьми или соседями, которых родители не могли контролировать. Отношения между детьми также были строго регламентированы. Пациентка, считавшаяся самой толковой, по наказу родителей помогала братьям делать уроки, за что они должны были платить ей из своих карманных денег. Отступления от разного рода предписаний и ограничений, уход из дома без разрешения, споры и драки наказывались отцом побоями. Мать тревожно старалась избегать всякого конфликта с отцом. Ее боязливое отношение к отцу отдаляло от него и детей. С другой стороны, она доносила ему обо всех проступках, за чем следовали наказания. Эмоционального внимания дети удостаивались, лишь когда болели и должны были оставаться в постели: Мать тогда постоянно заботилась о них, ухаживала, забывая о других детях. И отец, постоянно требовавший считаться с его болезнями, выказывал заболевшим детям неожиданное дружелюбие. Он посещал их в больнице, приносил подарки. Болезни и уход за больными занимали в семейной группе центральное положение, они представляли собой единственный уровень, на котором была разрешена эмоциональная коммуникация. При этом было особенно важно, чтобы болезнь была подтверждена врачом, потому что именно это оправдывало интенсивный уход. Мать, не способная к спонтанной эффективной коммуникации с детьми (она боялась предпочесть таким образом кого-то из них в ущерб другим и нарушить предписание поверхностной справедливости), особое значение придавала правильному медицинскому уходу и постоянному наблюдению, возлагавшемуся на отпрысков. В семье пациентка считалась общительным ребенком. Она компенсировала жесткие ограничения двигательной свободы и выражения агрессии поощрявшейся родителями интеллектуальной деятельностью. Она очень хорошо училась и находила особенное удовольствие в решении сложных задач и изучении языков. Благодаря интересу к музыке (она играла на флейте) ею было отвоевана своя комната, дававшая возможность большей свободы движения. Это, впрочем, вызвало у нее сильное чувство вины, поскольку потребность в собственности в семье табуизировалась. Она компенсировала чувство вины, как говорила позже, тем, что играла роль семейного клоуна и посредника, за которой скрывала свою тревогу и депрессии, к которым никто в семье не относился с пониманием. В школе она, как всегда лучшая ученица, была изолирована от одноклассников, в чем родители не видели проблемы. Когда во время экскурсии она впервые удалилась от родительского дома, это вызвало у нее сильный страх, и она судорожно старалась не потерять контакт с соучениками. Выход из-под контроля родителей на время экскурсии вызвал у нее чувство вины, после этого она заболела тяжелым бронхитом. Чтобы не потерять связь с классом, она преждевременно прекратила соблюдать постельный режим, в результате чрезмерного приема медикаментов у нее развилась выраженная слабость сердечной деятельности, и она вынуждена была вернуться домой, где нашла участие и заботу семьи, но также была подвергнута дополнительным запретам. Теперь она должна была избегать переутомления, и ей запрещалось выходить из дома. Отделение от жестких норм родительского дома с началом обучения в университете привело к нарастанию суицидных тенденций. С самого начала обучения она испытала сильное разочарование. У нее было настойчивое желание разобраться с религиозными представлениями, определявшими ее детство и юность; она чувствовала, что ее преподавателей не интересовали эти ее личные проблемы. Она воспринимала это как отвергание и запрет соединять
120 121 личные потребности с обучением. Впоследствии она училась автоматически, выполняя все, что предписывала программа обучения. При этом она считала необходимым быстро закончить учебу, чтобы не быть в тягость семье, которая в то время жила уже на пенсию отца. С другой стороны, предстоящее окончание учебы и уход из университета вызывали у нее сильную неосознаваемую тревогу. Несмотря на отличные отметки, она испытывала неудовлетворенность. Она чувствовала, что будущая профессия ее совершенно не интересует, в то же время не чувствовала в себе сил сменить специальность. Она упрекала себя, мучилась чувством вины перед семьей, что резко усиливалось в период сессий. С одной стороны, она чувствовала постоянное переутомление, с другой -не могла принять свои автоматически и отчужденно приобретенные успехи в учебе. Состояние пациентки ухудшилось после инсульта отца и последовавшего спустя полгода после этого самоубийства брата. Усилились суицидные тенденции, депрессии, снизилась работоспособность. Она обратилась сначала к интернисту в связи с сосудистыми нарушениями, а после вывиха стопы - к психотерапевту, когда не могла уже бороться с депрессиями и суицидными тенденциями. Больше всего она боялась, что семья может что-то узнать о терапии и упрекать ее в этом. Она была включена в терапевтическую группу. Когда в ходе интенсивной динамики переноса она все более идентифицировала семью с группой, ее охватила возрастающая тревога. Она чувствовала, что группа преследует ее, и эмоционально полностью ушла в себя. Суицидные тенденции резко усилились, что вызвало необходимость кратковременной госпитализации. Лишь постепенно, в ходе постоянных посещений врача удалось восстановить прерванную коммуникацию. Наконец, пришлось пригласить мать, чтобы смягчить постоянную тревогу и чувство вины пациентки, установить между ними доверительные отношения и добиться у матери признания целесообразности терапии. Мать приехала. На просьбу дочери дать ей свободу и право самостоятельно устраивать свою жизнь она реагировала обидой. Она возбужденно подчеркивала, что контроль поведения пациентки есть выражение любви и заботы, что в семье все всегда держались друг за друга. Тем не менее, она обещала оставить дочь в покое, не требовать от нее постоянных писем и визитов. Мать и дочь помирились. Но в дальнейшем посыпались письма из дома с выражением тревоги всей семьи. Появился родственник - врач, чтобы навести порядок и серьезно упрекать больную за ее поведение. Суицидные тенденции пациентки снова усилились. Мать, приглашенная для повторного посещения, на сей раз демонстрировала открыто отвергающую и враждебную установку к лечению, утверждая, что оно портит отношение дочери к ней и к тому же явно не помогает. Бросалось в глаза, что при всех встречах с врачами мать вообще не отвечала на вопросы о самоубийстве сына, происшедшем лишь год назад, игнорируя также суицидные тенденции пациентки. Она говорила, что дочери надо всего лишь соблюдать правильный режим питания, сна и работы и принимать назначенные интернистом лекарства. Если она сама не в состоянии это делать, ей надо прервать учебу и вернуться домой. Примечательным для симбиотической связи этой семейной группы и запрета идентичности в ней является письмо, полученное пациенткой из-за границы от бабушки, когда та узнала от матери о лечении. Поздравляя пациентку с днем рождения, она писала: «Я не могу тебе помочь, ты попала не в те руки. Твой дедушка был специалист по нервным болезням, и я тоже кое-что в этом понимаю. Он никогда не стал бы портить отношения матери с дочерью, в особенности в такой семье, как наша, где каждый предан друг другу и хочет добра. Мать - это центр семьи, к ней все тянутся, она все несет на своих плечах». Трудности пациентки она объясняла следующим образом: «По моему мнению, главная твоя беда в том, что ты потеряла веру в Бога. Лишь в ней ты обретешь мир. Не позволяй навязывать себе то, что тебе не подходит. Это лечение, направленное против матери, есть самое идиотское и сатанинское, о чем я когда-либо слышала». Вместо этого она рекомендовала пациентке принимать шалфей. ' В этом письме бабушки особенно отчетливо выступает феномен неосознаваемого запрета идентичности, доминировавший в семейной группе. Эмоциональные конфликты считаются следствием утраты веры, адекватным средством от конфликта идентичности является шалфей, в то время как психотерапия, поддерживающая потребность пациентки в автономии, воспринимается исключительно как агрессия против матери, как нечто «сатанинское». На письмо бабушки пациентка реагировала значительным усилением чувства вины. Лишь когда мать при своем втором посещении открыто заговорила о пренебрежении к потребностям своей дочери, чувство вины исчезло. Пациентка смогла понять, что мать заботилась, собственно, не о ней. Впервые она смогла прочувствовать свое право принадлежать к терапевтической группе и постепенно начала предпринимать самостоятельные шаги. По мере того, как она получала доступ к группе и воспринимала ее помогающей и менее угрожающей, она находила также доступ к самой себе. Разрушительная динамика интернализованного запрета идентичности семейной группы, которая отвергает каждый шаг пациентки к автономии и самостоятельности и уже вызвала самоубийство брата, отчетливо выступила также как основа психосоматики пациентки. С раннего детства она страдала кожной патологией, которая, как известно, указывает на дефицитарные отношения с матерью в раннем детстве, на недостаток телесной и эмоциональной близости с ней. Это было затем постоянным предметом озабоченных разговоров между матерью и дочерью, использования все новых кремов. То, что это -извращенная форма материнской заботы, явствует из того, что когда мать приехала в связи с острой угрозой суицида дочери, она привезла с собой мази, кремы и ультрафиолетовый облучатель, но была не в состоянии даже принять к сведению наличие опасности самоубийства.
122 123 В грудном возрасте (мать кормила ее искусственно и строго по плану) пациентка перенесла тяжелые расстройства пищевого поведения и диарею. Мать относила это за счет недостаточности питания и пыталась витаминными препаратами устранить психосоматическую реакцию, которой ребенок реагировал на эмоциональную холодность матери. В возрасте двух лет после тяжелой ангины впервые появились нарушения моторики, диагностированные как хореатические последствия инфекции и также леченные лишь медикаментозно. С тех пор сохранялись расстройства координации конечностей. В семье же за то, что она спотыкается и падает, ее дразнили «увальнем», в переломах обвиняли «слишком мягкие кости». Тяжелая топающая походка, которая была вызвана дискоординацией, принесла ей в семье кличку «слон», эмоциональная же неуверенность в себе вообще осталась непонятой. В начале терапии пациентка была не в состоянии написать что-либо, кроме своего имени. На первых сеансах, когда она говорила о своей двигательной неуверенности, она вспомнила, что первым произнесенным ею словом было «падать». Сколь тесной была связь психосоматических нарушений зрения и походки с интернализованным запретом идентичности, ясно из ее рассказов о трудностях в учебе и страхе перед экзаменами. Хотя она не могла писать и при попытках читать воспалялись склеры, что делало невозможным ношение контактных линз (а очки она терпеть не могла), она была убеждена, что в силу ее выдающихся способностей сможет сдать экзамены без проблем. При этом ей не удавались даже маленькие подготовительные шаги. Когда группа агрессивно атаковала ее фантазии всемогущества, за которыми она скрывала беспомощную неспособность правильно организовать занятия, она эмоционально ушла в себя. Она решительно отвергала попытки группы проанализировать ее симптомы и трудности в работе. Хотя терапевт защищал ее от группы, вызывая агрессию на себя, суицидальная регрессия пациентки усиливалась. В группе она оставалась замкнутой, застывшей. Без контактных линз и очков она сама себе казалась слепой и страдала от усиливавшихся фантазий самоубийства. Участие группы она воспринимала в отрицательном переносе как сильную агрессию и угрозу. Она говорила, что всегда хотела покончить с собой, когда у нее возникало чувство, что семья ее не отпустит. За фантазиями, все более принимавшими паранойяльно-психотический характер и, наряду с суицидной идеацией, вызвавшими необходимость уже упоминавшегося помещения в стационар, скрывался инфантильный страх расставания с семьей, от которого она пыталась защититься психосоматическим обездвиживанием. На групповом занятии она вспомнила, что в раннем детстве на прогулке с семьей ей однажды отказали ноги. Она отстала, видела перед собой родителей, дом, знакомую дорожку, но была не в состоянии двигаться, отчаянно плакала и кричала, чего поначалу никто не заметил. С раннего детства до 20-летнего возраста, когда она ушла из семьи, у нее часто был один и тот же сон, в котором отчетливо выступала динамика симбиотической связи с матерью. Она видела во сне, что лежала в постели в позе эмбриона и при этом очень боялась двигаться, поскольку каждое движение означало бы смерть. Похоже - скорчившись и в тревоге - выглядела она и в группе. Чтобы расщепить и дифференцировать динамику инфантильного переноса, после кратковременного пребывания в клинике, во время которого психотерапия не прерывалась, было начато параллельное ведение индивидуально и в группе. Это позволяло больной, в зависимости от потребностей, консолидироваться как с психотерапевтом против группы, так и с группой против него, защищаясь таким образом от архаического страха преследования и расставания. Когда психотерапевту пришлось на месяц покинуть группу и его заменял другой врач, пациентка реагировала на это «несчастным случаем». Когда впервые за долгое время пациентка вышла из изоляции и посетила вечеринку у сокурсницы, она сломала ногу во время танцев. В терапевтической группе она демонстративно клала ногу в бесформенной гипсовой повязке на стул в центре группового круга. Она казалась облегченной, приятно удивленной и почти гордой своей ногой в гипсе, которая, с одной стороны, ей мешала, с другой же - привлекала внимание в группе и к тому же позволила на четыре месяца отодвинуть экзамен, которого пациентка боялась. На попытки группы анализировать симптом она отшучивалась, что вызывало сильную агрессию, в особенности у членов группы мужского пола. Мужчины • бессознательно видели в гипсовой ноге эрегированный половой член и вследствие интеллектуализируюшей защиты пациентки страдали от сильного страха кастрации. На это пациентка реагировала сильной тревогой и отверганием. Когда группа не стала анализировать этот симптом, пациентка реагировала сильным страхом быть покинутой и уходом в себя. Позднее она жаловалась на это вернувшемуся психотерапевту, выражая свое разочарование и в группе. С упреком она говорила, что все мужчины в группе отказывались отвезти ее в машине домой после занятия, хотя ей трудно было ехать в общественном транспорте. Когда же группа напомнила, что она сама представляла гипсовую ногу как нечто веселое и забавное, отрицая всякое предположение, что это может иметь какую-то связь с ее проблемами и конфликтами, пациентка сначала была огорошена. Вскоре после этого со слезами она рассказала в группе о своем сне, который сделал понятной психодинамику ее симптоматического поведения. «Слон топает тяжелыми большими шагами по пустыне. Он оставляет огромные ямы в песке, наполненные кровью. Кровавые ямы возникают оттого, что женщины держат в песке свои руки, раздавливаемые слоном в кровь, которые они затем вынимают наружу». Она была потрясена сном и видела в нем символ своего мазохизма. Она никогда не могла постоять за себя и даже подыгрывала родителям, называвшим ее за дискоординацию движений увальнем и слоном. Группа реагировала
124 125 на сновидение растерянностью и сильным чувством вины. Она узнала в нем ту роль, которую пациентка играла в группе - с одной стороны, поврежденной, истекающей кровью женщины, но с другой - слона, механически топающего напролом через группу, как будто ее вообще нет. В особенности для мужской части группы постоянным вызовом были ее интеллектуализированные и обесценивающие замечания. Группа считала, что пациентка своим поведением прямо-таки подставляет себя, мазохистски требуя, чтобы мужская часть группы потопталась на ее чувствах. Из дальнейших ассоциаций пациентки и группы выяснилось, что слон в сновидении представлял семейную группу пациентки и ее жесткие правила, из-за которых любые попытки самостоятельных шагов вызывали удушающее чувство вины. Реакция обездвиженности пациентки была представлена зарытыми в песок и раздавленными там руками, которыми она не могла писать свою экзаменационную работу. Анализ сна показал одновременно, что слон представлял и саму пациентку или интернализованный в ней образ родителей, которые позволяли ей лишь деструктивное и неловкое поведение по отношению к себе и другим. Все отношения, которые она пыталась завязать, будь это в терапевтической группе или в университете, были неустойчивыми, постоянно на грани разрыва, и когда последний наступал, пациентка чувствовала себя в известной мере растоптанной и кровоточащей. В этой связи стала ясной и функция тяжелых нарушений походки, зрения и частых травм пациентки. Частые травмы и переломы инсценировали ее архаический конфликт идентичности, ее потребность в автономии и страх расставания на уровне соматического Я. Сломанная и обездвиженная гипсовой повязкой нога служила одновременно демонстрацией страшного для больной разрыва с родителями или другими значимыми лицами и защитой от него. Несчастный случай произошел тогда, когда психотерапевт вынужден был покинуть пациентку и группу на месяц. Демонстрация расставания, которое бессознательно переживалось как разрыв отношений с врачом, на уровне соматического Я дало пациентке защиту от архаического страха расставания и деструктивной агрессии к терапевту. Она появилась в группе спокойной, считала свою сломанную ногу в гипсе забавной и почти гордилась ею. Попытки группы анализировать симптом натолкнулись, однако, на сильную защиту. Игнорирование же симптома было воспринято как то, что ее бросили, и сопровождалось разочарованием и бурными упреками, которые она смогла высказать открыто лишь в присутствии вернувшегося психотерапевта, а до этого скрывала за эмоциональным уходом в себя. Здесь особенно отчетливо видна психодинамика отраженного реакцией психосоматической защиты нарциссического дефицита. В сильном симбиотическом переносе пациентка воспринимала расставание с терапевтом как экзистенциальную угрозу. Ее попытка компенсировать страх быть покинутой маниакальной защитой - танцами - привела к демонст- 126 рации конфликта в симптоме перелома ноги. Парализованная гипсовой повязкой нога символизировала также и парализованное Я пациентки, не способное сообщать другим о чувствах, связанных со сломанной ногой, о надежде на помощь и гневе на психотерапевта. Лишь когда он вернулся и смог служить ее вспомогательным Я, она начала говорить о своих чувствах, динамика которых зримо и пластично выразилась в сновидении со слоном. Взволнованно вспоминала она, что мать любила ее и уделяла внимание лишь, так сказать, в безвольном и парализованном состоянии, когда она лежала больная в постели. Дискоординация и травмы вызывали у матери лишь раздраженную озабоченность «слишком мягкими костями» и сопровождались контролем ее движений и насмешками над неуклюжестью. В женщинах из сна она узнала также и мать, боязливо пресмыкавшуюся перед отцом, оправдывавшим свою деспотичность соматическим заболеванием. Мать цеплялась за детей, неустанное обслуживание и контроль которых должны были вознаградить ее за вынужденный выбор супруга. Всем самостоятельным шагам пациентки мать или препятствовала, или лишь терпела их без внутреннего сопереживания. Она не могла следовать за интеллектуальными потребностями дочери, к ее музыкальным интересам она относилась с полным непониманием. В проработке сновидения о слоне высветились также и конфликтные отношения с отцом. Стало ясно, что мужскую часть группы пациентка воспринимала как своих братьев и отца, от которых она никогда не получала эмоционального участия. Брат в симбиозе с матерью, возникшем благодаря своим психосоматическим болезням, представлял для нее первого жениха, погибшего на войне, вызывая тем самым сильную ревность отца. Вскоре после расставания с матерью, с началом учебы в университете, он покончил с собой за полгода до того, как пациентка начала свою терапию. От отца пациентка также получала эмоциональное внимание лишь тогда, когда она болела, лежа в постели, и отец посещал ее и приносил ей подарки. В остальном с его стороны были лишь жесткие требования успеваемости и постоянной заботы о нем. Он был фиксирован лишь на себе самом. Отношения между родителями были эмоционально скудны. И к интеллектуальным успехам, отличной учебе, которой пациентка пыталась привлечь его внимание, он оставался безучастным, следя лишь за тем, чтобы отметки соответствовали его требованиям. В группе пациентка смогла впервые заговорить о разочаровании, которым она реагировала на эту нарциссическую изоляцию отца от нее. Ей всегда очень хотелось поговорить с отцом о своих проблемах и планах в учебе, но здесь она чувствовала себя отвергаемой. Подарки, которые он приносил во время ее болезни, она, с одной стороны, охотно принимала, с другой же - считала недостаточными, поскольку чувствовала себя непонятой в своем стремлении к идентичности. Эту динамику она повторяла в терапевтической груп- 127 пе, где скрывала свою боль и потребность в помощи за защитным фасадом, но при этом бессознательно ожидала, что группа должна угадать ее тайные желания эмоционального контакта и поддержки и удовлетворять их. Когда этого не произошло, она реагировала сначала агрессией, затем подавленностью. Лишь постепенно, с помощью расщепленного в комбинированной терапии переноса, пациентка смогла найти доступ к здоровым и конструктивным зонам своего Я. Она почувствовала облегчение, когда в ответ на ее попытки вновь заняться игрой на флейте терапевт вместо того, чтобы критиковать ее за то, что она отвлекается от занятий в университете, приветствовал это как важный шаг в построении разумной сферы собственных интересов. Когда она узнала, что терапевтическая группа также участливо приветствовала эту попытку, постепенно развилась эмоциональная основа, позволившая ей вербализовать в группе свои разочарование и агрессию. Параллельно наметилось снижение психосоматической симптоматики, и она вновь смогла взяться за учебу. Ситуация, однако, вновь осложнилась, когда подошел срок экзамена, отложенного в связи с переломом ноги, и пришлось интенсивно заниматься. Ее мучило навязчивое представление о том, что братья могут умереть, или с ними случится какая-то катастрофа, если она не сдаст экзамен. В этой связи она сообщила о сне, в котором нашла отражение тревога расставания и последовавший от этого паралич функций Я. Ей снилось, что она лежит в постели, и врач советует ей не двигаться, потому что она может заразиться трупным ядом, исходящим из соседних постелей. В этом сне еще раз проявился неосознанный запрет идентичности, делавший невозможным расставание с интернализованной группой. В своих ассоциациях она вспоминала брата, который после расставания с матерью покончил с собой, и с которым она себя отождествляла. Ее сон проявил также и то, что эта идентификация - соприкосновение с трупным ядом - стала проблемой, хотя в выяснении отношений с отравляющей семьей, которой стала для нее группа, и в особенности в проработке архаической деструктивной агрессии она получала постоянную поддержку терапевта. История пациентки Анны иллюстрирует тесную связь психодинамики «пресуицидного синдрома» и вызываемого им стойкого «жизненного уродства» (Ringel, 1953, 1969; Ammon, 1973h) с динамикой психосоматического расстройства. При этом отчетливо выступает защитный характер психосоматического симптоматического поведения. Суицидные тенденции пациентки усиливаются в момент обсуждения симптоматического характера нарушений. Она воспринимает предпринимаемые группой аналитические попытки выяснения неосознаваемого значения своих симптомов как экзистенциальную угрозу и отвечает бегством в параноически-психотическую реакцию. Благодаря сдвоенной конфронтации с матерью и расщеплению архаико-симбиотического переноса в рамках комбинированной терапии пациентке постепенно удается научиться различать ситуации в терапевтической группе 128 от таковых в первичной семейной, а также принимать и использовать их. В ходе этого кратко описанного терапевтического процесса она постепенно смогла узнать, что ее суицидальность, психосоматическая симптоматика и параноически-психотическая реакция служат защите от интернализованного запрета идентичности, проявляющегося как в поведении матери при обоих ее визитах, так и в письме бабушки - нападении на терапию. С моей точки зрения, мы вправе понимать психосоматический болезненный процесс вообще как «вялотекущее самоубийство». Деструктивная его динамика вызвана, как я думаю, интернализованной дефицитарной ситуацией эмоционально скудной первичной группы раннего детства. Недифференцированные и разрушительные объекты, не позволившие пациентке произвести отграничение собственной идентичности, получают характер структурного нарциссического дефицита, проявляющегося в приведенном примере в нарушении базисных функций Я - зрительном восприятии и координации моторики. «Несчастные случаи» предстают как психосоматические призывы о помощи, артикулирующие симбиотический конфликт идентичности пациентки на уровне соматического Я. На этом уровне она демонстрирует свою потребность во внешнем вспомогательном Я, которому делегируются базисные функции Я (зрение и моторика) и с помощью которого она постепенно может получить уверенность в собственных соматических функциях. Центральное значение аспекта идентичности симптоматики явствует из того, что нарушения и «несчастные случаи» усиливаются тогда, когда она должна предпринять шаги, требующие идентичности, как, например, экзаменационные ситуации. Ядро нарушений Я образует неосознаваемый конфликт между архаической потребностью в зависимости и чрезмерным страхом расставания, с одной стороны, и не менее интенсивным страхом контакта - с другой. В нарушении базисной функции Я-моторики, манифестировавшей уже на втором году жизни пациентки в качестве нарушения координации, диагностированного как «инфекционная хорея», можно видеть расщепление соматического Я. Отреагируемому симптоматическому поведению, наряду с расщеплением, сопутствует паралич функций Я. Бессознательный конфликт усмиряется гипсовой повязкой и парализующей неработоспособностью. Сюда же, с моей точки зрения, относится суицидальность пациентки. Самоубийство можно понимать как экстремальную форму «иммобилизации Я», которая, как архаическая защитная операция, служит охране границ Я пациентки, которым в равной мере угрожают каждый контакт и каждое расставание. В другом месте я подробно описал парадоксальную психодинамику такой защитной операции на примере пожизненной суицидальности, которая, наконец, увенчивается самоубийством (Ammon, 1973h). Психосоматическое заболевание, с моей точки зрения, также представляет собой следствие такой деструктивной защитной стратегии, в которой неосознаваемый страх перед отграничением собственной идентичности, представляющий всякое 129 расставание с матерью как ее убийство, допускает собственную автономию лишь в форме вялотекущего саморазрушения. Проявляющееся и отражаемое в психосоматическом симптоматическом поведении расщепление Я пациентки запускает динамику, которая, с моей точки зрения, может рассматриваться как промежуточная форма между шизоидной и депрессивной защитными реакциями. На этом я хотел бы остановиться подробнее. В депрессивной реакции поведение определяется сильным объектным голодом и навязчивым разрушением установившихся симбиотических объектных отношений. Это поведение предстает результатом патогенного симбиоза с матерью, которая бессознательно ожидает от ребенка, что он компенсирует ее собственный нарциссический дефицит и ее депрессивную пустоту. Он должен служить жизненным содержанием матери и вознаграждением за ее непрожитую жизнь. Ребенок получает внимание и любовь, пока соответствует этой бессознательной потребности матери. Его потребность в автономии и самостоятельности воспринимается депрессивогенной матерью как обида и наталкивается на ее защиту. Она реагирует упреком и вызывает в ребенке сильное чувство вины, которое в качестве интернализованной деструктивной агрессии также тормозит и разрушает всякий шаг к отграничению идентичности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |