ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
(Методика «Фильм-тест» Рене Жиля) Вводные замечания. Для выявления проблем взаимоотношений ребенка с нарушениями психического развития с родителями хорошо зарекомендовала себя известная проективная методика Рене Жиля «Фильм-тест». Она дает возможность исследовать межличностные отношения ребенка, его социальную приспособленность. Данную методику нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными методиками. Это выражается в ее большей формализации и квалификации, возможности не только качественной, но и количественной оценки результатов психологического обследования. Методика содержит ряд картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения ребенка в разнообразных жизненных ситуациях. Ребенку показывают картинку и предлагают идентифицировать себя с одним из персонажей. В словесных же описаниях ситуаций от клиента требуется выбрать одну из типичных форм поведения, которая ему наиболее подходит. Существуют данные об особенностях использования «Фильм-теста» в работе с нормально развивающимися детьми (Осницкий А. К., 1997). Результаты применения этой методики для обследования проблемных детей (дети-эпилептики) отражены в работе И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой (1994). Данные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности результатов, получаемых с помощью теста Р. Жиля. Простота и схематичность диагностического материала методики Жиля обусловливают высокую эффективность ее использования с детьми, страдающими ЗПР и сходными по клиническим проявлениям состояниями. Со старшего дошкольного возраста методика используется в полном варианте, а с детьми 4—5 лет парциально (используются задания с наглядной основой). Испытуемые воспринимают задание как простое и доступное. Занимательность материала теста снимает у детей определенный эмоциональный дискомфорт, характерный для процедуры обследования, дает возможность организовать дальнейшую беседу с ними. Применение данной методики позволяет получить информацию о таких аспектах личностного развития ребенка как степень активности, агрессивности, выраженности стремления к контактам с другими людьми и т. д. Как правило, наглядность результатов обследования по методике Р. Жиля, способствует более быстрому и адекватному принятию взрослыми реалий взаимоотношений с ребенком. Это значительно облегчает педагогу-психологу или психологу-консультанту выработку стратегии помощи ребенку и родителям и дальнейшую продуктивную работу с ними. Следует учитывать, что полифункциональность методики Р. Жиля не исключает применения комплексного диагностического подхода в процессе психологического консультирования. Цель исследования. Изучение межличностных отношений ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Оснащение. Стандартные картинки с изображением детей, детей и взрослых, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми. Порядок работы. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Обработка результатов. Диагностический материал подобран таким образом, чтобы психолог мог получить информацию о системе личностных отношений ребенка по следующим показателям: 1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми (мать; отец; оба родителя; братья и сестры; бабушка и дедушка; друг, воспитатель или другой авторитетный для ребенка взрослый). 2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка (любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению с другими детьми в больших группах; отгороженность от других, стремление к уединению; социальная адекватность поведения). Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Ключ
Стимульный материал Тест 1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя. 7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты. 10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже. 11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже. 14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди. 19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже. 20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты. 22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты. 26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты. 28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов. 34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов. 35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов. 36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов. 37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов. 38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов. 39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже. 40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой? 42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Раздел 4
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |