Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНТЕКСТЫ ОПОСРЕДОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



2019-11-13 220 Обсуждений (0)
КОНТЕКСТЫ ОПОСРЕДОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ТИТОВ А.Ю.

ПСИХОЛОГИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Орел-2005

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Учебное пособие

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области народно-художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений культуры и искусств

 

 

ОРЕЛ–2005

ББК 88.4

УДК 15

Р 273

Автор пособия:

Титов А.Ю. - кандидат педагогических наук
- профессор кафедры режиссуры и мастерства актера ОГИиК

Рецензенты:

Кузнецова Н.М. - кандидат психологических наук, доцент
Сорокин Б.Ф. - доктор философских наук, профессор

 

Р 273 Титов А.Ю.

Психология художественного творчества: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений искусств и культуры. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, Издатель А.В. Воробьев, 2005. – 372 с.

Материал учебного пособия представляет собой обзорное изложение общей «теории» художественного творчества («донаучной» и «философской»), на основе которой психология как наука разработала инструментальный комплекс исследования и изучения творческого процесса в сфере художественной деятельности.

В учебном пособии дается расширенная поисковая программа изучения психологических механизмов художественного творчества: «психология художественно-эстетического восприятия», «психология художественного мышления», «психология художественного образа», «художественно-творческая конфликтология» или «типология конфликта и формы художественного драматизма («творческий конфликт»)».

Пособие оснащено необходимым материалом для самостоятельной работы студента, представленного в виде «эвристического практикума», формулирования «открытых» вопросов и постановки фундаментальных проблем художественного творчества.

Данное учебное пособие адресовано студентам институтов искусств и культуры специальности «художественное творчество» дневной и заочной формы обучения, преподавателям колледжей искусств и культуры, педагогам дополнительного образования в сферах художественного образования.

ББК 88.4

УДК 15

© Титов А.Ю., 2004

© Издатель Воробьев А.В., 2005

© Орловский государственный институт

искусств и культуры, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость разработки курса «Психология художественного творчества» обусловлена современными требованиями введения в учебный процесс дисциплин, рассматривающих методы общетеоретического и прикладного анализа искусства и художественного творчества, развивающихся на границе психологии и эстетики, психологии и философии. Выявлением закономерностей междисциплинарных связей и отношений определяется специфика данной учебной дисциплины «Психология художественного творчества».

Изучение курса непосредственно связано с общепсихологическими и искусствоведческими дисциплинами, а также предметами специализации «художественное творчество» и опирается на практическую работу студентов в различных сферах художественной деятельности (музыка, танец, театр).

Целью пособия является описание целостной картины проблем по изучению психологических основ единого взаимодействия «до-выразительной» базы творчества с выразительными задачами художественной деятельности в природе художественного творчества.

В ходе ее достижения ставятся задачи рассмотрения психофизического комплекса «внутреннего человека», участвующего в процессе художественного творчества, выявление механизмов а) зарождения – «образо-образование», б) создания – «формо-образование» и в) воплощения художественного образа в произведениях искусства как единого динамического процесса. Именно для этого необходимо, на наш взгляд, выделить в качестве аналитических элементов отдельные блоки изучения: 1) «художественное творчество» («внутренняя довыразительная природа») и 2) «художественная деятельность» («выразительно-результативная»).

Главная позиция учебного пособия: общую «сферу художественного творчества» требуется рассматривать как единое взаимодействие разных уровней человеческой психики – «творчество» и «деятельность».

Пособие включает в себя рассмотрение вопросов методологии, истории и конкретно содержательных моментов психологии художественного творчества, что обусловливает структурное соотношение его частей.

В первой части мы останавливаемся на методологических проблемах соотношения общей теории и психологии творчества с целью выяснения аспектов изучения и исследования сущности природы художественного творчества, на анализе предметного содержания и определении его места в системе междисциплинарных соотношений.

Вторая часть представляет собой развернутое изложение хронологической «спирали» («витков») познания природы художественного творчества. Каждая историческая эпоха по-своему рассматривает природу творчества и делает свой вклад в раскрытие его тайн. К сожалению, мы, по мере «прогрессивного» удаления от предшествующего опыта, больше теряем, нежели обретаем в вопросах познания этой природы.

С нашей позиции, – категорически не приемлемо культурно-исторические методы организации художественно-творческого процесса («художественная психотехника») относить в разряд «отживших», «устаревших» и «невозможных» на современном этапе развития. Поскольку именно они чаще всего являются единственно живыми «силовыми толчками» (динамическими импульсами) пробуждения глубинных пластов художественно-творческой природы человека. А потому исторические моменты психологических вопросов представлены не столько в плане ретроспективного развертывания материала, сколько в задаче «обратной перспективы». То есть приближение последовательно временной длительности (диахронии) к сосуществованию элементов историко-психологических систем в «крупном плане» дисциплинарных аспектов (синхронии) психологии художественного творчества.

Третья часть представлена конкретно содержательными модулями эвристически поискового практикума для продуктивного освоения психологических вопросов художественного творчества.

Введение «эвристических модулей» связано с принципом pars pro toto – «часть вместо целого», поскольку он является основополагающим в системе психологических отношений «сфер художественного творчества»: 1) художник как субъект творчества – «замысел – художественный образ»; 2) «фактурная обработка психического материала» (процесс «художественной деятельности»); 3) «произведение» как объект творчества (результат деятельности).

Данная целостность психологических механизмов творчества проецируется и на учебный процесс обучения и самообразования. Темы модулей, при всей своей качественной «специализированности», тесно взаимосвязаны и в процессе анализа специфика дифференцированных психических элементов тяготеет к синтетическому единству (аналитико-синтетический характер).

В силу временной ограниченности учебного курса особое место в овладении содержательным материалом отводится самостоятельной работе по применению основ психологии художественного творчества в практической деятельности с целью выработки у студентов навыков и умений самонаблюдения, самоанализа и самоопределения по отношению к различным типам психологических подходов к вопросам и проблемам художественного творчества.

Пособие оснащено списком литературы, выбор которой корректируется в процессе проведения семинарских занятий (эвристических практикумов) и подготовки к ним (при этом важен вопрос личной склонности и групповой заинтересованности), а также общим библиографическим списком изданий по психологии творчества.

Терминологический словарь представляет собой общепринятую («словарную») расшифровку ключевых слов содержательного материала курса «Психология художественного творчества», и дается с целью их «рабочей», категориально понятийной интерпретации в учебном процессе. Таким образом пособие является не только источником информации содержательного материала, но и организатором творческого учебного процесса.

Помимо общих проблем художественного творчества пособие предлагает комплекс конкретных теоретических вопросов психологического содержания по специализированным направлениям:

– «выразительное искусство» – «Психология музыкального творчества»;

– «изобразительное искусство» – «Психология пространственного восприятия в пластических искусствах»;

– «театр как синтетическое искусство» – «Психология сценического творчества».

Поскольку для человека, занимающегося творчеством в различных сферах деятельности (научной или художественной, исполнительской или продуктивно созидательной) характерны процессы самопознания внутренних психических актов и состояний, которые и являются как материалом, так и предметом его творчества, то будет вполне закономерным, если в работе над содержанием курса «Психология художественного творчества» студенты художественно-творческих специализаций освоят действие основ «рефлексивного метода» в процессе аудиторной (лекции, семинары, собеседования) и самостоятельной работы. Поэтому пособие содержит не только общесодержательные вопросы по темам и разделам курса, но и задачи проблемного характера, которые больше решаются в процессе внутренних размышлений субъекта о происходящем в его собственном сознании. Мы это условно определили как «рефлексии» или «информация к размышлению» (в «Эвристическом практикуме» даны подробные рекомендации к созданию алгоритма рефлексий).

Использование цитат в пособии также носит творчески организационный характер реминисценции, как сознательного приема обучения, рассчитанного на память и ассоциативное восприятие студента, как реципиента (читателя–слушателя–зрителя). Цитирование афоризмов ученых и художников, как правило, проблемно парадоксальных, дается, как дополнительное задание к эвристическому практикуму с целью овладения навыками интерпретации текстов лаконично обобщенной формы (студентам также предлагается самостоятельно находить или создавать какой-либо тематический афоризм с задачей его развернутого толкования).

Таким образом, авторы пособия предлагают подойти к дисциплине, изучающей психологию художественного творчества, творчески.

ЧАСТЬ I

ТЕОРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА:

КОНТЕКСТЫ ОПОСРЕДОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Общие тезисы.Во второй половине XX столетия, которая получила название эпохи атома, генетики, космоса, компьютера и пр., в связи с надеждами на прогресс научно-технической революции, психология, как научная отрасль, приняла социальный заказ на разработку оптимальных алгоритмов творчества. Комплексные научные программы «содружеств наук и тайны творчества», «постановочные» концепции, многочисленные издания, публикации, периодический журнал «Творческое поведение», всевозможные тесты и анкетирования для диагностики творческих способностей, методы стимуляции (мозговой штурм) – все это и многое другое было нацелено на открытие «тайны творчества» и создание «нового творчества» в «новых условиях».

Несмотря на комплексность, системность и концептуальность подходов «новая» психология художественного творчества так и не смогла разработать свою автономную методологию. Поскольку, во-первых, – находилась в полной методологической зависимости от одной фундаментальной теории – «теории отражения». Во-вторых, преследовала конкретные утилитарно-прагматические цели, обусловленные функционально результативным подходом.

Категоричная приверженность точным научным («сциентистский» подход), экспериментально диагностическим и оценочным (критическим) методам не дали ожидаемых результатов. Впрочем, также как в свое время не нашли определенных ответов на загадки творчества ни рационалистические (позитивистские), ни интуитивистские ориентации научной мысли.

Попыток форсированного познания фундаментальных основ человеческой природы история знает немало. Следствия их достаточно печальны – общий критический настрой, доходящий до полного отрицания какого-либо теоретизирования в сферах художественного творчества. И все-таки человек не оставляет своего права познания законов «непостижимого». Более того, именно это стремление к непостижимому и проявляет безграничные возможности самого творчества.

I -й общий тезис: Творчество есть неудержимое стремление к «непостижимому», что обуславливает познавательно-эвристический аспект изучения его природы – «преумножение незнания», в отличие от гносеологии (теории познания) как «увеличения знания».

Академик Павлов видел в этом стремлении к «непостижимому» основное отличие человека от животного. «Рефлекс цели, – утверждал ученый, – есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели (выделено нами – А.Т., Е.Р.), или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

Это утверждение русского физиолога основывается на признании витальной (vitalis) – «жизненной» природы человека. Оно созвучно с научными традициями, признающими в биологических организмах наличие нематериальной сверхъестественной силы («жизненная сила», «душа», «архей», «энтелехия» и др.), управляющей жизненными явлениями.

В классической философии эту универсальную идею выразил И.Г. Фихте: «В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней – бесконечным».

Ф.М. Достоевский в своем творчестве подходил к этой мысли художественно практически при создании своих творений: «Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения» (также как «сверхсверхзадача» К.С. Станиславского).

Последствия несоблюдения этого закона человека определил Махатма Ганди: «Как только поверишь в то, что достиг идеала, дальнейшее развитие приостанавливается и начинается движение вспять». (В науке о стрессе данное состояние рассматривается как болезнь, именуемая «синдром Мартина Идена»).

II -ой общий тезис: Творчество есть непрекращающееся стремление к «недостижимому» (онтологический аспект – «бытийственно-сущностный»).

«Отчего» и «Как» это происходит, и с «Чем» (с «Кем») это связано, и «Что» с этим делать, – эти вопросы, и представляют собой методологический инструментарий художественного творчества.

Общие тезисы, которые мы обозначили, находят подтверждение и развитие в высказываниях о природе человека и природе творчества У. Шекспира: «Мы знаем, что мы такое, но не знаем, чем можем быть» (гносеологический аспект «незнания»), а также Р. Эмерсона – «В этом мире каждый человек не столько творец, сколько его предвестие. Люди несут в себе пророчество будущего» (онтологический аспект «незнания»).

Теория познания, в целом, изучает закономерности и возможности познания; отношения знания в формах ощущений, представлений и понятий к объективной реальности; исследует ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

В отношении предмета «Психология художественного творчества» теория выступает в качестве преумножения «незнания» в гипотетических (предположительных) формах ощущений, представлений и понятий к субъектной реальности творца, потенциально возможной, не выявленной до конца даже в результатах деятельности (в каждом гениальном произведении искусств основа и критерий его гениальности – недосказанность). Методологические основания теории художественного творчества – определение возможного вектора направления движения в «непостижимое» и «недостижимое».

III -й общий тезис: Теория и психология художественного творчества не объясняют его природы, но выявляют и определяют «невозможные» пути развития «непостижимого» и «недостижимого» с целью их возможного осуществления.

Использование частицы «не» в данном случае не является простым формально-логическим отрицанием. Отрицание выступает здесь в качестве необходимого условия изменения, при котором элементы «возможности» и «достижения» не уничтожаются, но трансформируются и развиваются в новое качество.

На наш взгляд, только в условиях следования этим общим тезисам возможно приближение к проблемам творчества с рациональных позиций его познания в теории и психологии художественного творчества.

ГЛАВА I

ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА:



2019-11-13 220 Обсуждений (0)
КОНТЕКСТЫ ОПОСРЕДОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНТЕКСТЫ ОПОСРЕДОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)