УПРАЖНЕНИЕ 8. «ПОДБЕРИ СЛОВО»
Упражнения для развития фонематического восприятия УПРАЖНЕНИЕ 1. «СОЛИСТЫ» Ход занятия: Педагог рассказывает детям о том, что солисты — гевцы, которые могут правильно, красиво исполнить ту или иную гесню. Педагог говорит: «Каждый из вас может попробовать себя в роли еолиста. Для этого нужно как можно точнее и правильнее (как настоящие солисты) повторять за мной разные песенки-распевки». Песенки-распевки представляют собой все усложняющиеся ряды гласных звуков: ОА; АУ; ИА; УИ; ИАО; АИО; УАЯ; УОИ; ИАОУ; УОАИ; АОИУ; ИАУО; ОИАУ; ИАОУЭ; ОЭИАУ; УОАИЭ; ЭИОАУ; АУОАИЭ и др. После занятия лучший солист может быть награжден каким-либо замятным знаком, сувениром. В другом варианте занятия ситуация меняется и педагог ".-зорит детям: «Вот беда, один из солистов нашего хора потерял го-: >;! Он должен петь, но не может, давайте все же попытаемся дога-4ьться, какие песенки должны были прозвучать». Педагог предлагает детям по беззвучной артикуляции отгадать и ю очереди громко повторить «песенки» — ряд гласных звуков из 2— ? элементов. УПРАЖНЕНИЕ 2. «МАЯК» Ход занятия: Педагог раздает детям красные кружки-маяки и предлагает им поднимать свой маяк в том случае, если они услышат гласный звук в словах, которые будет произносить учитель. Ошибки фиксируются, подсчитываются. Лучшим становиться тот «смотритель маяка», который не сделает ни одной ошибки. УПРАЖНЕНИЕ 3. «КОЛОКОЛЬЧИКИ» Ход занятия: Педагог раздает детям колокольчики и произносит ряд звуков, заранее договариваясь с детьми, что реагировать звуком колокольчика они будут только на произнесение звонких согласных звуков. Лучшим будет тот, кто безошибочно выполнит задание. УПРАЖНЕНИЕ 4. «НЕ ОШИБИСЬ ! » Ход занятия: Педагог называет различные слова, а детям дается задание — хлопнуть руками по коленям тогда, когда встретится ело-во с тем или иным звуком. Лучшим будет тот, кто не сделает в ходе занятия ни одной ошибки или сделает их меньше других детей (сначала выделяются гласные звуки, находящиеся в сильной позиции, т. е. в начале или в середине слова под ударением, затем — согласные — взрывные в конце, а щелевые — в начале слова). ; УПРАЖНЕНИЕ 5 Ход занятия: Для проведения этого занятия необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка (флажок). Педагог произносит звук, а дети, в зависимости от того, какой звук 1 присутствует в начале слова (гласный или согласный), поднимают (или не поднимают) карточки. Усложнение: педагог может заранее приготовить для каждого ребенка комплект из трех карточек (флажков) красного, синего и зеленого цветов. При выделении гласных звуков в начале слова дети сигналят красными флажками, при выделении твердых и мягких согласных — соответственно синими и зелеными. Лучшим будет тот, кто ни разу не ошибался и поднимал флажок только в нужной ситуации. УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЗАГАДКИ» Ход занятия: Педагог читает детям загадки и предлагает им: • отгадать загадку; • правильно выделить в слове-отгадке первый звук. Не река. Но здесь живут разные рыбешки. Дом стеклянный. Свет. Уют. И еда есть — Крошки. ( Аквариум.) 82 Он вздыхает очень тяжко — Так, бедняжка, растолстел, Что зеленую тельняшку На себя с трудом надел ( Арбуз.) Города, моря найдем, Горы, части света. Умещается на нем Целая планета. ( Глобус.) Летят с небес непрошено Холодные горошины. ( Град.) Дети, мамы, папы Носят только шляпы. ( Грибы.) Когда плывет — прекрасен. Когда шипит — опасен. ( Гусь.) Испугается — бежит, Остановится — дрожит. ( Заяц.) Растет она в земле, Известна в целом мире. Частенько на столе Красуется в мундире. ( Картошка.) Угощает в летний зной Он водою ключевой. ( Колодец.) Он не любит свет дневной. Проживает под землей, Землю роет, роет, роет — 83 Каждый день метро он строит. ( Крот.) Остроносо и черно, В землю брошено зерно. А теперь над этим местом Солнца круг и зерен двести. ( Подсолнух.) Ходят в маленьком загоне В полосатых майках кони. ( Зебры.) Что за облако-ловушка: Скрылась в нем вся деревушка. ( Туман.) С виду кроха, но — силен, Озорует слишком, Лишь родился, Сразу он свой сломал домишко. ( Цыпленок.) Что сказать о ней? Трусишка. Тихо жить старается. Костяной надежной крышкой С детства укрывается. ( Черепаха.) УПРАЖНЕНИЕ 7. «ЦЕПОЧКА» Ход занятия: Педагог называет слово и предлагает каждому ребенку подобрать другое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. После педагога слово называет ученик, сидящий на первой парте, остальные дети, сидящие за ним, продолжают называть свои слова. Слова, называемые учениками, не должны повторяться. Главная задача — не разорвать цепочку слов. Ученик, допустивший ошибку, по окончании занятия получает штрафную карточку, которую должен отработать. Например, ребенок придумывает несколько слов с заданным звуком. 84 УПРАЖНЕНИЕ 8. «ПОДБЕРИ СЛОВО» Ход занятия: Перед началом занятия педагог предлагает детям разделиться на две группы. Первой группе детей предлагается придумать любое слово и четко произнести его вслух. Дети второй группы должны подобрать слово, начинающееся с последнего звука названного слова, и т. д. За каждый неверный ответ группе начисляются штрафные баллы. По окончании занятия они подсчитываются я позволяют объективно определить лучшую группу. Другим вариантом проведения занятия может быть условие продолжительности его проведения. В этом случае занятие продолжается до первой ошибки, после чего определяется лучшая группа учеников. УПРАЖНЕНИЕ 9 Ход занятия: Педагог использует звукоподражания для развития слухового восприятия и предлагает детям узнать на слух заданный гласный звук в ряду других звуков. Ряд предлагаемых звуков: У—А—У— И — О—У—Э—У—У— Ы... Слушая различные звуки, дети должны реагировать на каждый аз них: • при звуке [а] — хлопать в ладоши; • при звуке [у] — имитировать гудок, прикладывая руку ко рту; • при звуке [о] — изображать, как болят зубки, и т. д.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |