ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
УДК 069 ББК 79.1 Ш70 Рецензенты: Зав. сектором русской культуры Государственного Эрмитажа докт. ист. наук И.Н. Уханова; доцент кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, канд. ист. наук Е.Н. Мастеница Шляхтина, Л.М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. посо-бие/Л.М. Шляхтина. — М.: Высш. шк., 2005. — 183 с: ил. — (Образование через искусство). ISBN 5-06-005237-0 В пособии рассматривается широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной, научно-фондовой и му-зейно-педагогической деятельности. В Приложениях даны образцы различных музейных документов и словарь основных понятий. Для студентов гуманитарных и педагогических вузов, факульте тов и кафедр искусствоведения и музейной педагогики, преподавателей художественных школ и музейных работников. УДК 069 ББК 79.1 ISBN 5-06-005237-0 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2005 Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...................................................... 4 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА 5 Глав I. Музееведение — научная основа музейного дела 5 Глава II . Музейный предмет, его свойства и функции 12 Глава III. Музей в обществе и культуре .. 21 § 1. Предпосылки появления музея........... 21 § 2. Музей как социокультурное явление... 27 § 3. Музей как учреждение культуры........ 35 § 4. Социокультурные функции музея....... 46 Глава IV. Теоретический базис деятельности музея 58 РАЗДЕЛ И. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ 68 Глава I. Научно-исследовательская работа как основа функциониро вания музея ..................................................... 68 § 1. Специфика и направления научно-исследовательской деятельности музея 68 § 2. Организация научно-исследовательской деятельности в музее 82 Глава II. Направления деятельности музея 87 § 1. Научно-фондовая работа.................... 87 § 2. Экспозиционно-выставочная деятельность музея 112 § 3. Образовательная деятельность музея.. 126 Глава III. Менеджмент и маркетинг в музейном деле 148 § 1. Современные технологии в управлении музеем 148 § 2. Маркетинг в музее................................ 156 Заключение ........................................................ 167 Приложения..................................................... 170 Словарь основных понятий .............................. 178 ПРЕДИСЛОВИЕ Современный мир полон открытий и катаклизмов, что ведет порой к ниспровержению устоявшихся идеалов, трансформации мировоз-зрений, смене идеологий. И совершенно естественным для человека, живущего в перманентном состоянии неопределенности и изменчиво-сти, является поиск своего места в окружающем его мире, осознание своих культурных корней. Не является ли данное обстоятельство од-ной из причин нашего интереса к музею? И не этот ли интерес застав-ляет нас преодолевать сотни и тысячи километров, для того чтобы во-очию увидеть «Ночной дозор» Рембрандта, или «Ботик Петра I»? Уже многие сотни лет музеи являются «визитными карточками» не только того или иного города, но и стран, так как они хранят не про-сто интересные «вещи», но традиции культуры, свидетельства высо-чайших достижений творческого гения человека. Вот почему, несмот-ря на всю сложность социально-экономического развития мирового сообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации. XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Уже сего-дня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента, а значит, и без грамотного специалиста, хорошо знающего специфику музейного дела. На подго-товку такого специалиста и ориентировано направление 540700 «Ху-дожественное образование» и профиль 540701 «Музейная педагоги- ка», в рамках которого находится дисциплина «Основы музейного дела». Предлагаемое учебное пособие знакомит с теми основными тео-ретическими положениями молодой науки музеологии, на основе ко-торых развиваются современные музейные технологии. Важное место в нем занимает формирование музееведческих навыков, необходимых для педагогической работы в условиях как профессионального, так и школьного музея. Мы надеемся, что настоящее пособие будет интересно и полезно не только студентам педагогических и гуманитарных высших учебных заведений, но и руководителям музеев на общественных нача-лах — всем тем, кто интересуется организацией музейной деятельно-сти и ее спецификой. РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА ГЛАВА I МУЗЕЕВЕДЕНИЕ — НАУЧНАЯ ОСНОВА МУЗЕЙНОГО ДЕЛА Каждая наука и есть знание того, что существует всегда, по- стоянно или как правило. Аристотель Музеи в современном обществе стали настолько значительным общественным явлением, что решение проблем музейного дела не-возможно без учета достижений соответствующей науки — музееве-дения1. «Наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко: «му-зейная теория» — такое понимание музееведения фиксирует лишь лежащую на поверхности связь между научной дисциплиной2 и одним из ее объектов — музеем. Важным для понимания музееведения является определение его основных признаков как самостоятельной науки. К ним можно отне-сти: дефиницию (определение), объект, предмет, язык, метод и структуру. 1 Сам термин «музееведение» (в дальнейшем мы можем употреблять термин «му- 2 В настоящее время в рамках Международного совета музеев (ИКОМ) музееве 5 Использовать потенциал данной науки возможно только постиг-нув ее суть. Существуют различные точки зрения на понимание музее-ведения1, которые тем не менее дают возможность сформулировать его определение: Музееведение — это наука, изучающая процессы сохране- ния социальной информации, познания и передачи знаний и эмо- ций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социокультурные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях2. Эти понятия постоянно привлекали внимание исследователей. Б 1950-е годы определение дефиниции музееведения дал чешский му-зеевед Й. Неуступный. Он рассматривал музееведение как науку, со-стоящую из общего и специального музееведения. Специальное, по его мнению, базировалось на профильных дисциплинах, связанных со спецификой того или иного музея. Й. Неуступный выделял историче-ское музееведение, обусловленное спецификой профильной нау-ки — истории, или искусствоведческое музееведение, обусловленное спецификой искусствоведения, и т. д. Но он не мог не заметить, что вне зависимости от профиля музея существует еще и нечто общее как в самих музеях, так и в специфике их деятельности по отношению к об-ществу, и он назвал его «общее музееведение»3. 1 На сегодняшний день условно можно выделить несколько подходов к пониманию западноевропейский, существующий наиболее длительное время и имеющий древние корни. Связан с именами С. Кихельберга, И. Д. Майора, К. Линнея, Й. Г. Грессе, В. Боде и других, сегодня представлен именами К. Хадсона, Р. Льюиса, X. Хелленкем-пера, Ю. Ромедера, А. Леона и др.; американский, отличающийся эмпирическим характером по отношению к музейной деятельности. Вследствие этого собственной теории пока не существует, и понимание музееведения несет следы индивидуального подхода отдельных авторов, таких, как Л. Титер, В. Вошберн, Г. Бурков, В. Берне, Д. Камерон (Канада) и др.; восточноевропейский, к которому тяготеет и отечественный взгляд на музееведение как самостоятельную науку, что видно из работ В. Грузинского, Й. Бенеша, 3. Странского, К. Шрайнера, А. Разгона, М. Гнедовского, Д. Равикович, Н. Никишина и др. 2 Музееведение: Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хер- 3 В 1971 г. Й. Неуступный в работе «Что такое музееведение?» {Neustupny J. 6 Позицию, отвечающую современному уровню развития гумани-тарных знаний, высказал словацкий ученый 3 Странский. Он сравнил все существующие позиции в отношении музееведения, проанализи-ровав многообразие взглядов на содержание понятия, и выделил че-тыре группы мнений: — музееведение — самостоятельная научная дисциплина; — музееведение — теория и методика музейной работы, т. е. — музееведение — сумма технических и методических приемов; — полное отрицание музееведения как науки. В основе научного подхода 3. Странского лежит постулат о том, что музей отбирает и хранит не «вещи», а документы, которые явля-ются свидетельствами процессов, происходящих в природе и общест-ве, т. е. суть музееведения — в особом процессе познания окружаю-щего мира, изучающем своеобразную кодовую ценность объекта1. Это понимание музееведения позволяет осмыслить такую ключевую проблему, как предмет науки2, суть которой есть круг закономерно-стей, изучаемых ею. Это связано со специфическим «музейным» по-знанием окружающей действительности Оно направлено на выявле-ние в реальности событий и фактов (а также их материальных свиде- 1 Stransky Z Die theoretischen Grundlagen der Museologie als Wissenschaft, in 2 Впервые задача определения предмета музееведения отечественными учеными Понятие предмета музееведения в современной науке складывается с учетом различных точек зрения, что дает возможность выделить несколько подходов к его определению — институциональный подход(сторонники его считают, что предметом музееведе — предметный подход (предметом музееведения является музейный пред
— функциональный подход (связан с пониманием социокультурных функций — комплексный подход (суть данного подхода заключается в том, что музееведе 7 тельств), представляющих ценность для сохранения в общественной «книге памяти». Иными словами, предмет музееведения — познание музейности этих свидетельств. Объектом1 музееведения является сам музей как некая истори-ческая форма существования общественной потребности в отборе, сохранении и использовании данной музейности. Вопрос о методе музееведения — наименее изученный в совре-менной науке «музееведение». Способ познания музейности — прие-мы и методики, применяемые в исследовании определенных сторон объективного мира, — является методом музееведения. Каждая научная дисциплина использует характерный для нее тер-минологический аппарат — язык науки, который необходим для за-крепления основных понятий, являющихся ключевыми в решении ак-туальных проблем музейного дела в международной практике. Терми-нологические проблемы музееведения обозначены посредством спе-циальных словарей, закрепляющих определенные научные понятия2. Таким образом, научная дисциплина музееведение — это систе-ма знаний, обладающих определенной структурой, связанной с пони-манием ее предмета. В основе этой структуры лежат три элемента: — генетический (или история музейного дела), связанный с про- — структуральный, включающий теорию документирования, 1 Объектом любой науки является нечто, что объективно существует и может быть изучено с разных позиций. Так, музей может быть изучен исторической наукой, социологией, философией и т. д. Наиболее известными и важными являются «Краткий словарь музейных терминов» (1974), «Краткий словарь музейного дела» (1975) под редакцией Р. Кнау, В. Эн-ненбаха, «Терминология литературно-музейной коммуникации (1978) под редакцией Й. Бенеша, словарь к «Введению в музееведение» К. Шрайнера (1982). Необходимость совместных международных разработок, связанных с формированием языка музееведения, становится все более очевидной, поэтому по решению ИКОМ, принятому на Генеральной конференции в 1977 г., развернулась работа по созданию многоязычного терминологического словаря, вышедшего уже несколькими изданиями. Об уровне интереса к данным проблемам свидетельствует и выход в свет «Российской музейной энциклопедии» (2001). 8 ментального потенциала носителей музейности в целях развития об-щества; — практический (прикладное музееведение) связан с разработ-кой научных методик, техник, управленческих и организационных ос-нов музейной деятельности. Структуру музееведения можно представить следующей схемой: Рассмотрим основные элементы данной структуры: История и историография раскрывают историю появления музеев, особенности музейного дела в различные исторические периоды, а также проблемы их освещения в научной литературе. Теория состоит из четырех взаимосвязанных смысловых блоков: — общая теория музееведения (метамузеология) объясняет — теория документирования связана с методологией и мето — теория тезаврирования связана с научно-фондовой работой 9 — теория коммуникации исследует музей как один из коммуни- Музейное источниковедение характеризует осо-бый подход к музейным предметам не только как к носителям и источ-никам информации, но и оценивает их возможность представлять дей-ствительность, участвуя в процессе коммуникации. Прикладное музееведение определяет виды и на-правления музейной деятельности: — научные методики связаны с основными видами музейной — техника музейной работы исходит из научных методик и яв- — организация и управление музейной деятельностью свя- Основные и актуальные вопросы музейного дела находят отраже-ние на страницах музееведческих периодических изданий. Наиболее значимым можно назвать международный журнал «Museum». Кроме того, существуют издания государственных органов управления му-зеями, национальные, региональные и местные издания, освещающие различные стороны деятельности музея: музейное источниковедение, музейную информатику, консервацию и реставрацию, музейную со-циологию, музейную педагогику и т. д. Вопросы и задания 1. Почему музееведение — основа музейного дела? 2. Какие признаки науки «музееведение» вы можете назвать? 3. Что такое музейность? 4. Как соотносится теоретическое и прикладное музееведение? 5. Музей, музейность, музееведение, музейное дело. Объясните взаимо- 10
Литература Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987. Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Херб-ста. М., 1988. Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Е. Е. Кузьмина. М., 1991. Разгон А. М. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе со-циалистических стран: Музееведение как научная дисциплина. М., 1984. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI веков//Тр. ГИМ. Вып. 127. М., 2001. ГЛАВА II
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1443)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |