Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА



2019-11-13 1443 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 069 ББК 79.1 Ш70

Рецензенты:

Зав. сектором русской культуры Государственного Эрмитажа докт. ист. наук И.Н. Уханова;

доцент кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, канд. ист. наук Е.Н. Мастеница

Шляхтина, Л.М.

Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. посо-бие/Л.М. Шляхтина. — М.: Высш. шк., 2005. — 183 с: ил. — (Образование через искусство).

ISBN 5-06-005237-0

В пособии рассматривается широкий круг проблем, начиная от теоретиче­ских положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической дея­тельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика науч­но-исследовательской работы музея, экспозиционной, научно-фондовой и му-зейно-педагогической деятельности. В Приложениях даны образцы различных музейных документов и словарь основных понятий.

Для студентов гуманитарных и педагогических вузов, факульте­ тов и кафедр искусствоведения и музейной педагогики, преподавателей художественных школ и музейных работников.

УДК 069 ББК 79.1

ISBN 5-06-005237-0          © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2005

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Выс­шая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...................................................... 4

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА 5

Глав I. Музееведение научная основа музейного дела   5

Глава II . Музейный предмет, его свойства и функции   12

Глава III. Музей в обществе и культуре .. 21

§ 1. Предпосылки появления музея........... 21

§ 2. Музей как социокультурное явление... 27

§ 3. Музей как учреждение культуры........ 35

§ 4. Социокультурные функции музея....... 46

Глава IV. Теоретический базис деятельности музея 58

РАЗДЕЛ И. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ                             68

Глава I. Научно-исследовательская работа как основа функциониро вания музея ..................................................... 68

§ 1. Специфика и направления научно-исследовательской деятельности музея      68

§ 2. Организация научно-исследовательской деятельности в музее                                         82

Глава II. Направления деятельности музея 87

§ 1. Научно-фондовая работа.................... 87

§ 2. Экспозиционно-выставочная деятельность музея 112

§ 3. Образовательная деятельность музея.. 126

Глава III. Менеджмент и маркетинг в музейном деле 148

§ 1. Современные технологии в управлении музеем 148

§ 2. Маркетинг в музее................................ 156

Заключение ........................................................ 167

Приложения..................................................... 170

Словарь основных понятий .............................. 178


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный мир полон открытий и катаклизмов, что ведет порой к ниспровержению устоявшихся идеалов, трансформации мировоз-зрений, смене идеологий. И совершенно естественным для человека, живущего в перманентном состоянии неопределенности и изменчиво-сти, является поиск своего места в окружающем его мире, осознание своих культурных корней. Не является ли данное обстоятельство од-ной из причин нашего интереса к музею? И не этот ли интерес застав-ляет нас преодолевать сотни и тысячи километров, для того чтобы во-очию увидеть «Ночной дозор» Рембрандта, или «Ботик Петра I»?

Уже многие сотни лет музеи являются «визитными карточками» не только того или иного города, но и стран, так как они хранят не про-сто интересные «вещи», но традиции культуры, свидетельства высо-чайших достижений творческого гения человека. Вот почему, несмот-ря на всю сложность социально-экономического развития мирового сообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации.

XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Уже сего-дня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента, а значит, и без грамотного специалиста, хорошо знающего специфику музейного дела. На подго-товку такого специалиста и ориентировано направление 540700 «Ху-дожественное образование» и профиль 540701 «Музейная педагоги-

ка», в рамках которого находится дисциплина «Основы музейного дела».

Предлагаемое учебное пособие знакомит с теми основными тео-ретическими положениями молодой науки музеологии, на основе ко-торых развиваются современные музейные технологии. Важное место в нем занимает формирование музееведческих навыков, необходимых для педагогической работы в условиях как профессионального, так и школьного музея.

Мы надеемся, что настоящее пособие будет интересно и полезно не только студентам педагогических и гуманитарных высших учебных заведений, но и руководителям музеев на общественных нача-лах — всем тем, кто интересуется организацией музейной деятельно-сти и ее спецификой.


РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

ГЛАВА I

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ — НАУЧНАЯ ОСНОВА МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Каждая наука и есть знание того, что существует всегда, по- стоянно или как правило.

Аристотель

Музеи в современном обществе стали настолько значительным общественным явлением, что решение проблем музейного дела не-возможно без учета достижений соответствующей науки — музееве-дения1.

«Наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко: «му-зейная теория» — такое понимание музееведения фиксирует лишь лежащую на поверхности связь между научной дисциплиной2 и одним из ее объектов — музеем.

Важным для понимания музееведения является определение его основных признаков как самостоятельной науки. К ним можно отне-сти: дефиницию (определение), объект, предмет, язык, метод и структуру.

1 Сам термин «музееведение» (в дальнейшем мы можем употреблять термин «му-
зеология», принятый за рубежом, или пользоваться отечественным термином — «му­
зееведение») появился в немецком «Журнале по музеологии и антиквароведению»
(Zeitschrift fur Museologie, und Antikvitatenkunde) в 1878 г. благодаря деятельности ре­
дактора знаменитого «Зеленого свода» и директора мюнц-кабинета Й. Г. Грессе. Он
пытался утвердить новую научную дисциплину, названную им музеологией.

2 В настоящее время в рамках Международного совета музеев (ИКОМ) музееве­
дение получило полное признание. В конце 1970-х годов специализированным Между­
народным комитетом музеологии была принята программа о преподавании музеологии
в университетах(см.: Музееведение: Музеи исторического профиля / Под ред. К- Г. Ле-
выкина, В. Хербста. М., 1988. С. 9.

5


Использовать потенциал данной науки возможно только постиг-нув ее суть. Существуют различные точки зрения на понимание музее-ведения1, которые тем не менее дают возможность сформулировать его определение:

Музееведение это наука, изучающая процессы сохране- ния социальной информации, познания и передачи знаний и эмо- ций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социокультурные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях2.

Эти понятия постоянно привлекали внимание исследователей. Б 1950-е годы определение дефиниции музееведения дал чешский му-зеевед Й. Неуступный. Он рассматривал музееведение как науку, со-стоящую из общего и специального музееведения. Специальное, по его мнению, базировалось на профильных дисциплинах, связанных со спецификой того или иного музея. Й. Неуступный выделял историче-ское музееведение, обусловленное спецификой профильной нау-ки — истории, или искусствоведческое музееведение, обусловленное спецификой искусствоведения, и т. д. Но он не мог не заметить, что вне зависимости от профиля музея существует еще и нечто общее как в самих музеях, так и в специфике их деятельности по отношению к об-ществу, и он назвал его «общее музееведение»3.

1 На сегодняшний день условно можно выделить несколько подходов к пониманию
музееведения:

западноевропейский, существующий наиболее длительное время и имеющий древ­ние корни. Связан с именами С. Кихельберга, И. Д. Майора, К. Линнея, Й. Г. Грессе, В. Боде и других, сегодня представлен именами К. Хадсона, Р. Льюиса, X. Хелленкем-пера, Ю. Ромедера, А. Леона и др.;

американский, отличающийся эмпирическим характером по отношению к музей­ной деятельности. Вследствие этого собственной теории пока не существует, и понима­ние музееведения несет следы индивидуального подхода отдельных авторов, таких, как Л. Титер, В. Вошберн, Г. Бурков, В. Берне, Д. Камерон (Канада) и др.;

восточноевропейский, к которому тяготеет и отечественный взгляд на музееведе­ние как самостоятельную науку, что видно из работ В. Грузинского, Й. Бенеша, 3. Странского, К. Шрайнера, А. Разгона, М. Гнедовского, Д. Равикович, Н. Никишина и др.

2 Музееведение: Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хер-
бста. М., 1988. С. 9.

3 В 1971 г. Й. Неуступный в работе «Что такое музееведение?» {Neustupny J.
What is museology // Museums Journal. 1971. № 2. P. 67—68) снова возвращается к
решению данной проблемы. Понимая музееведение как теорию и методологию музей­
ной работы, совокупность дисциплин, объединенных потребностями исторически воз­
никшего музея, он подчеркивает значимость специальных музееведческих знаний.

6


Позицию, отвечающую современному уровню развития гумани-тарных знаний, высказал словацкий ученый 3 Странский. Он сравнил все существующие позиции в отношении музееведения, проанализи-ровав многообразие взглядов на содержание понятия, и выделил че-тыре группы мнений:

— музееведение — самостоятельная научная дисциплина;

— музееведение — теория и методика музейной работы, т. е.
прикладная, вспомогательная наука;

— музееведение — сумма технических и методических приемов;

— полное отрицание музееведения как науки.

В основе научного подхода 3. Странского лежит постулат о том, что музей отбирает и хранит не «вещи», а документы, которые явля-ются свидетельствами процессов, происходящих в природе и общест-ве, т. е. суть музееведения — в особом процессе познания окружаю-щего мира, изучающем своеобразную кодовую ценность объекта1. Это понимание музееведения позволяет осмыслить такую ключевую проблему, как предмет науки2, суть которой есть круг закономерно-стей, изучаемых ею. Это связано со специфическим «музейным» по-знанием окружающей действительности Оно направлено на выявле-ние в реальности событий и фактов (а также их материальных свиде-

1 Stransky Z Die theoretischen Grundlagen der Museologie als Wissenschaft, in
Herman Auer (hg), Museologie, Neue Wege — Neue Ziele, Bericht tiber ein
Internationales Symposium, veranst Von den ICOM-Nationalkomitees Deutschlands,
Gsterreichs und der Schweiz vom 11 — 15 5 1988 am Bodensee, Munchen, London,
Paris, New York

2 Впервые задача определения предмета музееведения отечественными учеными
была поставлена в 1920—30-е годы, а также решалась и в более позднее время, как в
России, так и в других странах

Понятие предмета музееведения в современной науке складывается с учетом раз­личных точек зрения, что дает возможность выделить несколько подходов к его опреде­лению

— институциональный подход(сторонники его считают, что предметом музееведе­
ния является сам музей как социокультурный институт),

— предметный подход (предметом музееведения является музейный пред­
мет — источник и носитель информации, обладающий большой значимостью для му­
зейной деятельности),

 

— функциональный подход (связан с пониманием социокультурных функций
музея),

— комплексный подход (суть данного подхода заключается в том, что музееведе­
ние — это наука о познании музейности, т е специфического отношения человека к
вещественной стороне действительности, которая проявляется в отборе, приобрете­
нии, сохранении и использовании носителей этой музейности — вещей реального
мира)

7


тельств), представляющих ценность для сохранения в общественной «книге памяти». Иными словами, предмет музееведения — познание музейности этих свидетельств.

Объектом1 музееведения является сам музей как некая истори-ческая форма существования общественной потребности в отборе, сохранении и использовании данной музейности.

Вопрос о методе музееведения — наименее изученный в совре-менной науке «музееведение». Способ познания музейности — прие-мы и методики, применяемые в исследовании определенных сторон объективного мира, — является методом музееведения.

Каждая научная дисциплина использует характерный для нее тер-минологический аппарат — язык науки, который необходим для за-крепления основных понятий, являющихся ключевыми в решении ак-туальных проблем музейного дела в международной практике. Терми-нологические проблемы музееведения обозначены посредством спе-циальных словарей, закрепляющих определенные научные понятия2.

Таким образом, научная дисциплина музееведение — это систе-ма знаний, обладающих определенной структурой, связанной с пони-манием ее предмета. В основе этой структуры лежат три элемента:

— генетический (или история музейного дела), связанный с про-
исхождением потребности общества в отборе, сохранении и исполь-
зовании объектов реального мира — носителей музейности;

— структуральный, включающий теорию документирования,
теорию тезаврирования
и теорию коммуникации, т. е. теорети-
ческие аспекты, связанные с проблемами отбора носителей музейно-
сти (объектов реального мира), познанием, учетом и сохранением их
социально-культурной и материальной ценности (тезауруса), а также
с проблемами использования информационного, культурного и доку-

1 Объектом любой науки является нечто, что объективно существует и может быть изучено с разных позиций. Так, музей может быть изучен исторической наукой, социо­логией, философией и т. д.

Наиболее известными и важными являются «Краткий словарь музейных терми­нов» (1974), «Краткий словарь музейного дела» (1975) под редакцией Р. Кнау, В. Эн-ненбаха, «Терминология литературно-музейной коммуникации (1978) под редакцией Й. Бенеша, словарь к «Введению в музееведение» К. Шрайнера (1982). Необходи­мость совместных международных разработок, связанных с формированием языка му­зееведения, становится все более очевидной, поэтому по решению ИКОМ, принятому на Генеральной конференции в 1977 г., развернулась работа по созданию многоязычно­го терминологического словаря, вышедшего уже несколькими изданиями. Об уровне интереса к данным проблемам свидетельствует и выход в свет «Российской музейной энциклопедии» (2001).

8


ментального потенциала носителей музейности в целях развития об-щества;

— практический (прикладное музееведение) связан с разработ-кой научных методик, техник, управленческих и организационных ос-нов музейной деятельности.

Структуру музееведения можно представить следующей схемой: Рассмотрим основные элементы данной структуры:

История и историография раскрывают историю по­явления музеев, особенности музейного дела в различные историче­ские периоды, а также проблемы их освещения в научной литературе.

Теория состоит из четырех взаимосвязанных смысловых блоков:

общая теория музееведения (метамузеология) объясняет
место музееведения в системе других наук, ее структурные элементы,
основные понятия, определяет феномен музейного предмета и музея;

теория документирования связана с методологией и мето­
дикой отбора объектов действительности в музейное собрание, т. е. с
комплектованием фондов;

теория тезаврирования связана с научно-фондовой работой
в трех основных ее аспектах: исследовании музейных предметов, их
учете и сохранении;

9


теория коммуникации исследует музей как один из коммуни-
кационных институтов, а также изучает особенности коммуникации, в
основе которой лежат музейные предметы, специфику передачи ин-
формации.

Музейное источниковедение характеризует осо-бый подход к музейным предметам не только как к носителям и источ-никам информации, но и оценивает их возможность представлять дей-ствительность, участвуя в процессе коммуникации.

Прикладное музееведение определяет виды и на-правления музейной деятельности:

научные методики связаны с основными видами музейной
деятельности и определяются следующим образом: научная организа-
ция фондов, учетная, хранительская, научно-исследовательская, экс-
позиционная деятельность и т.д.;

техника музейной работы исходит из научных методик и яв-
ляется инструментом практической деятельности (техника оформле-
ния учетной документации на постоянное и временное хранение, тех-
ника заполнения карточек научного описания, техника хранения
и т.д.);

организация и управление музейной деятельностью свя-
заны с вопросом менеджмента и маркетинга.

Основные и актуальные вопросы музейного дела находят отраже-ние на страницах музееведческих периодических изданий. Наиболее значимым можно назвать международный журнал «Museum». Кроме того, существуют издания государственных органов управления му-зеями, национальные, региональные и местные издания, освещающие различные стороны деятельности музея: музейное источниковедение, музейную информатику, консервацию и реставрацию, музейную со-циологию, музейную педагогику и т. д.

Вопросы и задания

1. Почему музееведение — основа музейного дела?

2. Какие признаки науки «музееведение» вы можете назвать?

3. Что такое музейность?

4. Как соотносится теоретическое и прикладное музееведение?

5. Музей, музейность, музееведение, музейное дело. Объясните взаимо-
связь и взаимозависимость этих понятий.

10


 


Литература

Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987.

Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Херб-ста. М., 1988.

Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Е. Е. Кузьмина. М., 1991.

Разгон А. М. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе со-циалистических стран: Музееведение как научная дисциплина. М., 1984.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001.

Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI веков//Тр. ГИМ. Вып. 127. М., 2001.


ГЛАВА II



2019-11-13 1443 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)