Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ, ЕГО СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ



2019-11-13 2270 Обсуждений (0)
МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ, ЕГО СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ 5.00 из 5.00 4 оценки




Я все осмотрел,

Пощупал вещи.

Из всей красотищи этой

Мне больше всего

Понравилась

трещинка На столике Антуанетты.

В. Маяковский

Музейный предмет является основой любой музейной коллекции. Это движимый объект, изъятый из первоначальной среды в связи с его подлинностью (аутентичностью) и способностью характеризо-вать специфические особенности той среды и той эпохи, во взаимо-связи с которой он находился в естественных условиях. Процесс, свя-занный с перемещением предмета из среды бытования в музей, обу-словлен рядом особенностей. Так, музей как социокультурный инсти-тут документирует прежде всего общественные процессы и явления в их историческом развитии и поэтому призван собирать, хранить и ис-пользовать «свидетельства этих процессов и явлений». Поэтому зна-чимость предмета, существующего в сфере бытования, определяет его ценность для музея, и такой предмет называется предметом му- зейного значения. При отборе предметов музейного значения в му-зейное собрание их связи со средой бытования прерываются, функ-циональное значение утрачивается, социальное — еще в полной мере не выявлено. Именно в музее в процессе изучения и научного описания предмета специалистами (искусствоведами, историками, литературоведами и т. д.) реконструируются его отношения со средой бытования, определяется и фиксируется в музейной документации его общественное значение, благодаря чему предмет выступает как мате-риальное свидетельство явлений в природе, культуре и обществе. И. Бенеш, размышляя о том, что музейный предмет возникает не про-извольно, а в процессе целенаправленной деятельности, рассматри-вает следующую последовательность превращения обычного предме-та реального мира в музейный1:

См.:Benes J. Zbierkovypredmetvuloheexponatu//Muzeum. Bratislava, 1984. 12

 


— предмет функционирует в естественной среде бытования, вы-
полняя утилитарную функцию;

— предмет существует в естественной среде после утраты утили-
тарной функции — граница между средой естественной и музейной;

— предмет подвергается научной обработке, консервации и рес-
таврации;

— предмет, информационно обогащенный в результате научного
исследования, находится в рамках музейного учета;

— предмет включается в информационное поле источников науч-
ного познания в системе фондов или экспозиции.

Являясь результатом человеческой деятельности или частью при-роды, предмет предстает в музее в фокусе ценностного отношения к нему со стороны сотрудников музея в качестве документального под-тверждения фактов, событий, явлений, происходивших в конкретном историческом контексте в реально существовавшей действительно-сти.

Произведения искусства и оружие, вещи быта и минералы, окаме-невшие останки животных и образцы развития техники — что общего у столь разных предметов, находящихся в музее и названных музейны-ми? Определение «музейный предмет», на первый взгляд, не нужда-ется в разъяснении. Но только ли принадлежность к музею объединя-ет собранные там предметы? Казалось бы, в самом словосочетании «музейный предмет» кроется понимание его сути. Однако за кажу-щейся простотой скрывается немало сложных проблем, и многие из них ученые пытаются решить достаточно давно1. Для одних музейный предмет — подлинник и первоисточник познания2, для других — это предмет, обладающий «совокупностью музейной ценности»3, для третьих музейный предмет — элемент исторического процесса4 и.т. д.

Многообразие взглядов было определяющим для того, чтобы в 80—90-е годы XX в. значительное внимание стало уделяться в отече-ственном и зарубежном музееведении разработке теоретических про-блем изучения музейного предмета и как источника особого вида по-

1 См.: Основы советского музееведения. М., 1955.

2 Изучение и научное описание памятников материальной культуры / Сост. и науч.
ред. А. М. Разгона, Н. П. Финягина. М., 1972; Hofmann E. Zum VerhSltnis von
Fachwissenschaften und Museologie: Versuch einer ErklSrungsmodelle // Neue
Museumskunde. 1984. № 1 (27). S. 14—16.

3 Benes J . Museologiclcy slovnik. Praha, 1978.

4 См.: Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина,
В. Хербста. М., 1988. С. 95.

13


знания, и как основного элемента системы музейной коммуникации. В этом плане особый интерес представляют работы ученых-музееведов 3. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера, В.Дукельского,М. Гнедов-ского и др.

Современному уровню развития музееведения наиболее соответ-ствует позиция словацкого музееведа 3. Странского, раскрывающего содержание понятия «музейный предмет» как свидетельство объек-тивной реальности, обладающее документальной, культурной и ин-формационной ценностью1. Этот взгляд развивает немецкий музеевед В. Энненбах, который, различая отдельные аспекты в понимании му-зейного предмета, подчеркивает его значение для познания, так как он является свидетельством явлений и процессов в природе и обществе, а также отмечает аспект, связанный с документированием, поскольку музейный предмет обладает подлинностью2.

Такой подход показывает значение музейного предмета в различ-ных сферах деятельности музея. Это проявляется уже в процессе от-бора предметов реального мира в музей. Осуществление «селектиро-вания»3 (отбора) предметов происходит в соответствии с определен-ными критериями, способствующими выявлению для музея из всех предметов, встречающихся в природе или представляющих собой результат человеческой деятельности, только тех, которые способны наиболее ярко охарактеризовать среду их бытования. Предпосылка того, что предмет может стать музейным предметом, — признание его социальной ценности еще в процессе предварительной оценки специалистом, когда предмет является частью природной или соци-альной среды. В сфере бытования ценность предмета, как правило, прямо пропорциональна его функциональной значимости, способно-сти выполнять определенные функции. Например, ценность чашки заключается в том, чтобы ею удобно было пользоваться и чтобы ее ка-чества соответствовали представлениям владельца о целесообразно-сти и красоте, а ценность оружия заключается в том, чтобы оно отве-чало требованиям функционального назначения. С утратой функцио-нальной значимости предмет, казалось бы, обесценивается. Вместе с тем любой предмет — порождение и частица той действительности, в

1 См.: Strdnsky Z. Metodologicke otazky dokumentace soucasnosti (teze) // MS.
1974. S. 5.

2 Ennenbach W. Uber Definitionen und Aspekte der Dinge im Museum // Neue
Museumskunde. 1981. № 4. S. 267—278.

3 Термин введен З. Странским и обозначает отбор музейных предметов на основе
ценностного характера этого процесса.

14


которой он создан. Он аккумулирует в себе ее определенные черты и характеристики. И в этом его историко-культурное и социальное зна-чение. Уходя в прошлое, действительность оставляет след в виде пред-метов, ею порожденных, и тогда уже не функциональное (утилитар-ное), а в первую очередь общественное значение этих предметов ста-новится основным критерием их ценности. Нередко скрытое от совре-менников, общественное значение как бы выступает на поверхность-по прошествии некоторого времени, или, другими словами, под влия нием диахронности, т. е. временного отстояния музейных предметов от сегодняшнего дня.

Предметы реальной жизни, ставшие музейными, обладают всеми внутренне (имманентно) присущими им свойствами1.

Свойства музейного предмета обусловливают различия или сход-ства характеристик одного предмета с другими предметами в музейном собрании. Совокупность характеристик предмета создает новое спе-цифическое качество: обладающий ими предмет является музейным, а именно поэтому выявление свойств музейного предмета лежит в ос-нове его отбора в музейное собрание, изучения и научного описания.

Важнейшим свойством любого музейного предмета является спо-собность его нести «в себе» и «о себе» информацию2.

Информативность предполагает способность предмета высту-пать в качестве источника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях и т. д. Общественное значение предмета, вы-явленное в ходе его изучения при комплектовании музейной коллек-ции, зафиксированное в документах научного описания, представляет собой комплекс сведений, являющихся информационным потенциа-лом предмета. Эти сведения разделяются на две условные группы:

— внутреннее информационное поле, содержащее информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом;

1 Вопрос о свойствах музейного предмета однозначно не решен в научной музее­
ведческой литературе. Данный вариант — авторское понимание их (см.: Музейная пе­
дагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. СПб., 1998).

2 Например, прялка, использовавшаяся в крестьянском быту, несет:

— «на себе» декоративные украшения — резьба, роспись и т. д., свидетельства
времени — трещины, царапины, потертости и т. д., а кроме того, и атрибутивные ха­
рактеристики — размер, вес, форма и т. д.;

— информацию «о себе» — прялка может рассказать о времени создания, бы­
тования, о художественных особенностях времени изготовления, о мастере и его школе
и т. д.

15


— внешнее информационное поле, содержащее информацию о предмете, «вокруг предмета», а также косвенно связанную с предме-том.

Внутреннее информационное поле состоит из сведений о тех при-знаках предмета, которые в музееведении называются атрибутивны-ми, например, размер, назначение, эмблематика, надписи, подписи, клейма и т. д. Внешнее поле составляют сведения об истории происхо-ждения и бытования музейного предмета, о событиях и лицах с ним связанных. Информационный потенциал музейного предмета пред-ставляет собой тесное переплетение, взаимодействие внутреннего и внешнего информационных полей. В одном случае может доминиро-вать внешнее информационное поле, в другом — внутреннее, а мо-жет наступить равновесие информационных полей. Такой предмет наиболее часто используется в экспозиции. Например, для художест-венного музея важно, чтобы сама картина (ее сохранность и внешний вид), которая должна занять место в экспозиции, и сведения о ней (ав-тор, название, техника, время создания, школа и т. д.) несли общест-венно значимую информацию и чтобы эта картина заняла место, соот-ветствующее проблематике экспозиции (стилевые особенности, хро-нологический признак и т. д.). Наличие информационного потенциа-ла — свидетельство проявления свойства музейного предмета и необходимое условие его функционирования в музее.

Столь же существенным является и свойство музейного предмета «отражать» действительность, так как он веществен, материален. Он — «след», «остаток» реальной действительности, в наибольшей мере вводящей нас в обстановку прошедших или совершающихся со-бытий. При отборе предмета музейного значения в собрание музея эта способность не только не утрачивается, но, напротив, раскрывается и интерпретируется в процессе изучения и описания предмета. Свойст-во отражения, присущее любой материи, применительно к музейному предмету как бы трансформируется в свойство частичного изобрази-тельного отображения только тех сторон и характеристик действи-тельности, которые позволяют установить общественное значение музейного предмета. Совокупность этих сторон представляет сведе-ния о материале, технике изготовления, сохранности, тексты, надписи и т. д. Сохранность предмета, например, зачастую отражает его взаи-мосвязь с действительностью в виде так называемых свидетельств подлинности («...трещинка на столике Антуанетты»). Свойство отра-жения раскрывается через сопоставление атрибутивных признаков предмета с его содержанием.

В тесной связи со свойством отражения находится репрезентатив-ность музейных предметов, т. е. представительность их в ряду предме-16


тов однотипных, тождественных. Не любой предмет музейного значе-ния может стать музейным. В ряду похожих, однотипных предметов имеются такие, которые с наибольшей полнотой раскрывают то или иное явление действительности, ярче его отражают. Именно эти пред-меты как бы поглощают своим информационным потенциалом ин-формационный потенциал аналогичных, но менее выразительных предметов. Предмет внешне может ничем не отличаться от точно та-ких же серийного выпуска, но иметь уникальную историю бытова-ния, мемориальное значение и т. д. (например, шляпа Ф. М. Досто-евского).

Проблема определения репрезентативности предмета представ-ляется как сочетание типичного и уникального в нем по отношению к ряду тождественных, аналогичных предметов. Понятие «типичное» тяготеет в большей степени к внутреннему информационному полю предмета и раскрывается через его атрибутивные признаки, сопостав-ляемые с признаками аналогичных предметов. Например, типичным для скопинской керамики является цвет.

Уникальное проявляется в процессе более углубленного изучения предмета, когда он сравнивается с другими источниками. Выявленные сведения в данном случае будут сведениями внешнего информацион-ного поля. В документах научного описания они фиксируются, как правило, в графах: автор; история бытования; место бытования; лица, связанные с предметом. Уникальность сразу же выделит музейный предмет из ряда других, аналогичных по форме предметов, например, в той же скопинской керамике неожиданным и уникальным является использование зелено-коричневого цвета.

Оптимальное сочетание типичного и уникального — мера полной информации, заключенной в музейном предмете.

Каждый музейный предмет обладает способностью влиять на чув-ства посетителей музея. Этому служат выразительные характеристи-ки музейного предмета (размер, форма, цвет и т. д.), его мемориальное значение и пр.

Свойство музейного предмета воздействовать на эмоциональную сферу зрителя называется экспрессивностью. Она может прояв-ляться двояко. Информация внутреннего поля музейного предмета, его внешний вид, воспринимаемые посетителем, производят на него непосредственное впечатление — это называется аттрактивно-стью музейного предмета. Примером аттрактивного воздействия мо-гут служить картины импрессионистов и экспрессионистов. Большое влияние на эмоциональное восприятие посетителей оказывают и све-дения об истории происхождения и бытования предмета, о событиях и лицах с ним связанных и т.д. (внешнее информационное поле). В не-

2-4493                                                                                                                          17


которых случаях музейный предмет, не обладая яркими внешними признаками, может вызвать у посетителя сильные эмоциональные пе-реживания. Это часто связано с принадлежностью предмета выдаю-щейся личности (кресло Л. Н. Толстого, перо и чернильница А. С. Пушкина) или с теми ассоциациями, которые предмет может по-родить у посетителя (пробитая снарядом каска погибшего воина и т. д.) Данное проявление экспрессивности принято называть ассо- циативностью музейного предмета.

В практической деятельности многие музейные предметы облада-ют одновременно способностью воздействовать на посетителя своим внешним видом и вызывать ассоциации, что позволяет использовать их в экспозиции для наиболее эффективного эмоционального воздей-ствия на посетителя музея.

Итак, совокупность общественно значимых свойств порождает новое качество, и предмет становится музейным.

Музейный предмет в музейном пространстве, как правило, не вы-ступает сам по себе, а взаимодействует с другими. Поэтому и его свой-ства не существуют каждое в отдельности. Они находятся в постоян-ном взаимодействии. Если рассматривать ряд музейных предметов в рамках экспозиции или коллекции, то они, дополняя друг друга, начи-нают функционировать, т. е. музейные предметы наряду со свойства-ми наделены и функциями.

Функции музейного предмета представляют собой систему от-ношений музейных предметов между собой (в отличие от свойств, присущих каждому музейному предмету).

Такое взаимодействие музейных предметов составляет основу му-зейного собрания. Оно представляет собой фрагменты, частицы, ко-торые могут быть названы «следами реальности», обладающие свой-ством ее отражения. Общественная потребность в осмыслении дейст-вительности и невозможность ее «зеркального» воспроизведения в любой другой социально-культурной сфере предопределяют необхо-димость ее моделирования. В музее, благодаря наличию музейных предметов, их информативности, способности отражать действитель-ность и их экспрессивности, возникает возможность создать музей-ную модель действительности.

Функция моделирования действительности в музее проявляется в создании тематических, систематических коллекций и других ком-плексов музейных предметов, в создании экспозиций и тесным обра-зом связанных с профилем музея и его концепцией.

Механизм функции моделирования заключается в том, что музей-
ный предмет, являясь и носителем информации об определенном фак-
те или событии, и свидетелем этого события, как бы представляет его,
18                                                           

 


будучи материализованной частицей самой действительности. Такие предметы передают информацию о событии зрительно, ощутимо, вы-зывают чувство сопричастности ему. Например, мы хотим воссоздать факт, взятый из прошлого. Для этого у нас имеются воспоминания очевидцев, записанные на пленку; фотографии, картины, изображаю-щие данный факт; вещи, оставшиеся как след данного факта. В этом случае возникает не просто сумма данных предметов, а взаимодейст-вие музейных предметов, являющихся источниками разных типов, ко-торые позволяют достоверно смоделировать факт, произошедший в прошлом. Событие может складываться из ряда фактов, свидетелями которых являются музейные предметы, а явление может быть смоде-лировано представлением характерных событий.

Функция моделирования действительности тесно связана с другой важнейшей функцией музейного предмета — коммуникативной, оп-ределяющейся спецификой музея как образовательного учреждения. Экспозиция музея ориентирована не столько на исследователей и специалистов, сколько на посетителей различных возрастов и различ-ной подготовленности. Ее задача донести до них определенные идеологические, политические, культурные концепции, выраженные музейными средствами. Музейные предметы, взаимодействуя в экс-позиции, создают связь между посетителями и теми идеями, которые в ней заложены. Коммуникативная функция, таким образом, реализу-ется музейными предметами в конкретной музейной среде — экспо-зиции, а также в различных формах контакта с посетителем.

Каждый музейный предмет является носителем разноплановой информации, а музейное собрание в целом представляет собой своего рода справочный информационный фонд. Способность музейного предмета содержать, «кодировать», отражать и хранить информацию определяет особенность его научно-информационной функции. При этом необходимо отметить, что она выходит за рамки деятельности му-зея как социокультурного института и имеет более широкое значение для различных отраслей науки и культуры. Например, музейное соб-рание этнографического музея имеет научно-информационное значе-ние не только для этнографии как профильной науки музея, но и для истории религии, искусствоведения, философии, культурологии, пе-дагогики и др. Информационный потенциал музейного собрания таит в себе многогранные возможности, границы и значения которых в на-стоящее время еще только выясняются. Это особенно важно в связи с разработкой и созданием современных информационных систем, по-зволяющих ввести в научный оборот целые комплексы информации, содержащиеся в музейных собраниях. Функции музейных предметов, как правило, не реализуются каждая в отдельности. Музейные пред-

19                                                                                                                                  19


меты функционируют многопланово, чем обусловлено их широкое ис-пользование во всех направлениях музейной деятельности.

Таким образом, музейный предмет, представляя собой часть ре-альности, несет «в себе» и «на себе» информацию о развитии приро-ды, общества, культуры Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов и событий, которые происходили когда-то и где-то Обладая цветом, размером, весом, отличаясь принадлежно-стью к важным, знаменательным, неординарным событиям или напо-миная о прошедшей эпохе и людях, с кем они были связаны, музейные предметы влияют на эмоциональную, нравственную и интеллектуаль-ную сферы личности Музейные экспозиции или музейные собрания представляют собой особые новые художественно-научные реально-сти, благодаря которым предстает утраченная действительность, соз-дается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, доказательная, достоверная информация

Вопросы и задания

1 Чем отличается музейный предмет от бытовой вещи5

2 Какие свойства музейного предмета вы знаете?

3 Назовите функции музейного предмета.

4 В чем проявляются функции музейного предмета?

5 Чем отличаются свойства от функций музейного предмета?

Литература

Дукельский В Ю Музейный предмет//Советский музей 1986 № 1 С 36—37

Дукельский В Ю Памятники истории и культуры в системе музейной деятельно-сти // Памятниковедение Теория, методология, практика Сб науч тр М , 1986 С 89—107

Дукельский В Ю Терминологические проблемы теории музейного предмета // Терминологические проблемы музееведения Сб науч тр М 1986 С 27—34

КнабеГ С Вещь как феномен культуры//Музееведение Музеи мира М , 1991

Кондратьев В В Музейный предмет как основа музейной работы // Музейное дело в СССР Вып 17 М, 1987

Музееведение Вопросы теории и методики М, 1987

Музееведение Музеи мира М, 1991

Никишин Н А Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение Проблемы культурной коммуникации в музейной дея­тельности М , 1989

Разгон А М Музейный предмет как исторический источник М, 1969

Решетников Н И Музейный предмет вчера, сегодня, завтра // Культурологиче­ские проблемы музееведения Тез докл науч-практ конференции М, 1999

Российская музейная энциклопедия В 2 т М , 2001

Сафразьян Л Т Музейный предмет как объект источниковедческого исследова­ния // Актуальные проблемы советского музееведения М, 1982

СтпранскийЗ Понимание музееведения//Музееведение Музеи мира М , 1991


ГЛАВА III МУЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ

Если музей оказывается цент­ром общественной жизни, он безус­ловно становится храмом, клубом, университетом всем вместе.

Смит П Бекси

§ 1. Предпосылки появления музея

Первопричина появления музея1 исследователями трактуется по-разному, но, как правило, в соотношении с предшествовавшим ему коллекционированием По мнению американского ученого Э Алек-сандера2, его мотивация обусловливается человеческой склонностью, восходящей к древнейшей деятельности людей, связанной с собира-тельством, дававшей, наряду с охотой, средства к поддержанию жиз-ни. Интерес человека к собиранию и сохранению свидетельств при-родного и рукотворного характера, запечатлевающих и отражающих эволюцию окружающего мира, прослеживается в различных странах и в разное время. На протяжении всей истории люди собирали и стре-мились сохранить предметы, имевшие религиозное или эстетическое значение. Первым опытом коллекционирования можно считать дары, вкладывавшиеся верующими по обету в храмы Древней Греции- Для



1 На сегодняшний день достаточно распространенной в отечественном музеевед нии стала концепция, сформулированная словацким исследователем 3 Странским , рождении музея из специфического музейного отношения к действительности, «моти вированного определяющим для человека фактором памяти» (см Странский З. По-нимание музееведения//Музееведение Музеи мира М, 1991 С 25) Эту позицию развивает его соотечественница А Грегорова, говоря, что музейное отношение к дейст-вительности постепенно выкристаллизовалось «из чисто человеческой потребности собирании, хранении и использовании» некоторых предметов, и в нем «закодировано

 

еще более древнее ощущение человеком проекции собственного развития (значит, ис-торической проекции самого себя), т е исторического смысла собственно Homo sapiens"» (см Грегорова А К основным проблемам музееведения // Музееведение Музеи мира М, 1991 С 26—29)

2 Мотивация собирательства Э Александером определяется во-первых, потреб-ностью физической безопасности человека, во-вторых, элементом социального разли-чия, в третьих, любовью к предметам и желанием их изучить, в-четвертых, потребно-стью оставить о себе память (см AlexanderE P Museums in Motion An lntroduction the History and Function of Museums Nashville, Tenn American Association & State an Local History, 1979 P 9)

21


хранения этих приношений возводили специальные здания, называв-шиеся thesauroi — «сокровищница». Сюда же можно отнести и бо-лее ранние предметы погребального культа в пирамидах Древнего Египта. В сокровищницах и пирамидах образовывались своего рода коллекции. Коллекции, кроме того, представляли собой дворцовые и храмовые собрания редкостей, предметов искусства и святынь, при-надлежавших знати. Все это своим видом и существованием свиде-тельствовало о могуществе их владельцев (как, например, коллекции военных трофеев, собранные в императорском Риме, характеризова-ли доблесть, бесстрашие и отвагу тех, кто их собирал).

Потребность в собирательстве у людей в дальнейшем, по мнению английской исследовательницы А. Уиттлин1, определяется следующи-ми мотивами:

— экономическими;

— социального престижа;

— магическими;

— любознательности и интереса;

— эмоционального впечатления.

Таким образом, данная мотивировка свидетельствует о том, что коллекционирование и собирательство являются прежде всего част-ным делом конкретного человека. Однако создание музея все же под-разумевает «элемент публичности». Это становится возможным только тогда, когда в обществе вызревают соответствующие предпо-сылки — наличие у людей свободного времени, развитие науки и тех-ники, коммуникаций и т. д. Круг коллекционеров, первоначально за-нимавшихся сбором, хранением и демонстрацией культурного насле-дия, складывался из наиболее образованных и интеллектуально раз-витых представителей своего времени, улавливавших и отражавших в своих действиях нараставший в обществе интерес к культурному на-следию.

Первые учреждения музейного типа2 — «кунсткамеры» или про-сто «камеры», «кабинеты», галереи — появились в XVI—XVII в. Они отражали интеллектуальную любознательность своего времени. Собиратели пытались сосредоточить в них наследие всего природного

1 WittlinA.S. Exhibits Interpretive, Underinterprefive, Misinferpretive: Absolutes and
Relative Absolutes in Exhibit Techniques //Museums and Education. Washington, 1968;
WittlinA. S. Museums: In Search of a Usable Future. Cambridge, Mass. London: The MIT
Press, со., 1970.

2 Большинство исследователей истории музейного дела едины во мнении о том,
что музей в форме определенного социокультурного института появляется лишь в Но­
вое время.

22


 


мира, дополненное предметами «искусственного мира», созданного руками человека, и делали это преимущественно для удовлетворения собственных познавательных интересов.

«Кабинет» в эпоху Возрождения, представляя модель окружаю-щего мира в «миниатюре», отражал основной научный интерес — ин-терес к миру природы. Коллекции сыграли незаменимую роль в фун-даментальных исследованиях природы и использовании ее человеком в своих целях. Эпоха Великих географических открытий1, желание обосновать позиции человека и человечества в общей системе миро-здания вызвали создание кунсткамер, содержавших предметы различ-ных времен и народов. Основателями многих открытых коллекций были профессора, врачи, аптекари, использовавшие их коллекции для собственных исследований, а также для обучения студентов, показа коллегам2.

Помимо кабинетов и кунсткамер, создававшихся с научно-прак-тическими целями, в Европе получили большое распространение кол-лекции знати и разбогатевших буржуа. Это была определенная мода XVI — начала XVII в. Собирательство стало непременным атрибутом светского человека, выражением его индивидуальности. Многие ра-нее закрытые собрания знати становятся доступными для обозрения. Франческо I Медичи сделал первый шаг к созданию общедоступного музея, превратив частную коллекцию — studiolo — в открытую пуб-лике — tribuna. Он приспособил для размещения своих коллекций здание, построенное Дж. Вазари в 1584 г. во Флоренции (ныне гале-рея Уффици). Одним из ведущих мотивов этого акта была необходи-мость официального закрепления за династией бывших банкиров ста-туса правителей Флоренции, показа их могущества и просвещенно-сти.

1 Великие географические открытия связаны с усилиями в основном европейских
путешественников середины XV — середины XVII вв. — открытие Америки в 1492 г.
Колумбом, открытие морского пути из Европы в Индию в 1497—1499 годах Васко да
Гамой, первое кругосветное плавание в 1519—1522 годах(Ф. Магеллан), доказавшее,
что между Америкой и Азией простирается океан и что земля имеет форму шара (см.:
Основы теории и истории культуры: Терминологический словарь-справочник. Ч. II.
СПб., 1998).

2 Так, в Вероне в 1580-х годах существовал « кабинет» фармацевта Дж. Калиола-
ри, который до занятий в Университете практикой изучал медицину и ботанику и созда­
вал коллекцию с профессиональными и дидактическими целями. Он воспринимал свое
собрание как инструмент понимания и использования мира природы, а не символиче­
ское место, где реконструируется реальность (как в коллекциях аристократии), и про­
водил по нему занятия с учениками. Калиолари открыл доступ публике к своей коллек­
ции.

23


К концу XVII — началу XVIII в многие коллекции Европы стано-вятся доступными для посещений и достаточно популярными1 среди интересующихся (специалистов-практиков). Во Франции, Флорен-ции и Германии в XVIII в. расширяется процесс открытия музеев для публики. Возросший интерес к музею, в свою очередь, выразился и в создании специальных сочинений, излагавших принципы организации музеев, способы их работы, проблемы систематизации коллекций2.

В это время «личные» музеи несут в себе традиции частного кол-лекционирования Их основной чертой является то, что в содержании коллекции и расположении предметов при показе проявлялись инди-видуальность и воля одного человека — владельца, который зачас-тую являлся и собирателем, и исследователем, и хранителем, и пропа-гандистом своего собрания Посещение таких музеев означало для зрителя проявление великодушия со стороны владельца3.

Формирование же первого музея в современном смысле этого слова происходит после Великой французской революции Это было связано с законодательной деятельностью Учредительного собрания, которое 26 июля 1791 г объявило Лувр, являвшийся до того королев-ской резиденцией, собственностью государства4 Его новой функцией явилось распространение знаний, и поэтому двери Лувра открылись для широкой публики Картины были снабжены пояснительными таб-личками, организовывались экскурсии и лекции, был подготовлен ка-

' Однако большинство из них не выходят за рамки «личного» музея, сходного со школьным «музеем», созданным в VI в до н э дочерью ассирийского правителя Набо-нида (см Manual of Curatorship A Guide to Museum Practice / Ed by John M A Thompson L The Museum Assoc , 1984) на материалах собраний древностей для обучения истории, письму и ремеслу молодых аристократов и писцов, или выставляе­мых римлянами завоеванных сокровищ эллинистического мира (галерея императора Адриана в Тиволи, коллекция храма Сирийской богини в Ниераполисе и др )

2 См , например, труды И Д Майора, Д В Моллера, Д Ф Никелиуса,
Л К Штурма и в частности работу Д Ф Никелиуса (J F Neickelius), изданную в
1727 г в Лейпциге под названием «Museographia, oder Anleitungzum rechnen Begnff
und nbtzlicher Anlegungder Museorum oder Ranritaten Kammern» («Музеография, или
Руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума или рари­
тет-камеры»)

3 Hudson К A Social History of Museums What the Visitors Thought London and
Basingtone The Macmillan Press LTD, 1975 P 8

4 Недоступность Лувра была объектом общественных дискуссий на протяжении
почти 50 лет Они еще более разгорелись после того, как Дидро выпустил в свет IX том
Энциклопедии в 1765 г , куда он включил детальную схему организации Национального
музея в Лувре — музейона почти в античном понимании, как это было в Александрии
при Птолемее Сотере, — с «Академией наук», кабинетами, лабораториями, студиями
и др

24


талог. Другой задачей Лувра оставалось сохранение национального художественного достояния.

Век Просвещения в Европе ознаменовался также появлением на-учных обществ, многие из которых формировали свои коллекции пер-воначально для своих членов, а затем они становились основанием для создания публичных музеев. В качестве примера можно привести му-зей Академии дель Чименто во Флоренции (1650), Публичную гале-рею (Gallerea del publico) Этрусской Академии, основанную в 1726 г. для показа объектов археологии и искусства, полученных в результате раскопок, кабинет и коллекцию научных инструментов XVIII в. в Гар-леме Голландского естественнонаучного общества, основанного Пи-тером Тейлором ван дер Хальстом, коллекции разнообразных об-ществ в Новом Свете — Библиотечного общества Чарльстоуна (1773), Массачусетского исторического общества в Бостоне, Музея Академии Пиктон в Новой Скотий (Канада) и многие другие1. Время, когда сообщество коллекционеров приобретало или формировало коллекцию с намерением сделать ее общедоступной, можно считать рубежом в истории музеев. В XVI—XVII вв. в Швейцарии и Голлан-дии в результате реформации церкви муниципалитеты покупали кол-лекции и предметы, оказавшиеся бесхозными, а также заказывали ху-дожникам специально для музеев произведения искусства. Так воз-никли Национальный музей в Цюрихе, Исторический музей в Берне, Базельский и Гарлемский музеи, в которых при их организации был введен публичный доступ2.

В Западной Европе, несмотря на множество музеев, появившихся b XVIII — начале XIX в., посещение  музея даже в среде образованных людей не было популярным3. Вопрос привлечения общественного ин-тереса к музею поднимался в кругах просвещенной аристократии и интеллигенции, к примеру, вокруг открытия Британского музея в Лондоне (1753), создание которого понималось как необходимость не только сосредоточения универсального знания «как энциклопедии жизни», но и как средство для развития национальной культуры, нау-ки и искусства. Все это должно было служить для просвещения граж-

1 Manual of Curatorship. A Guide to Museum Practice / Ed. by John M. A. Thompson.
L: The Museum Assoc, 1984.

2 Там же. Р. 11.

3 Hudson K- A Social History of Museums: What the Visitors Thought. London and
Basingtone: The Macmillan Press LTD, 1975. P. 26.

25


дан. Основной целью посещения музея в данный период среди просве-щенных людей и простого народа было стремление убедиться, что на-циональные культурные богатства принадлежат им. Одновременно меняются и мотивы прихода посетителей в музей. Если ранее осмотр музея был связан с изучением какого-либо вопроса или предмета, т. е. с профессиональным интер<



2019-11-13 2270 Обсуждений (0)
МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ, ЕГО СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ, ЕГО СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)